Слайд 1Нервно-психическое развитие детей первого года жизни
С момента рождения доношенный ребенок
имеет ряд врожденных, или безусловных, рефлексов.
Слайд 2Основные функции нервной системы
обеспечивает приспособление к условиям окружающей среды;
регулирует жизненно
важные функции внутренних органов и обеспечивает их согласованную деятельность;
К моменту
рождения нервная система менее развита и дифференцирована.
Слайд 3Анатомо-физиологические особенности нервной системы
закладка происходит на 1й неделе внутриутробного развития;
на 5-6 неделе образуются головной и спинной мозг; наиболее интенсивное
деление клеток происходит на 10
18 неделя –это критический период формирования НС. При воздействии неблагоприятных факторов в утробе формируются антенатальные повреждения, возможно травмирование в момент родов интранатальные поражения, и постанатальные поражения (сепсис, менингит и пр.).
Главные антенатальные факторы риска:
-хронические заболевания матери (анемия, гломерулонефриты, сахарный диабет и пр.),
-острые заболевания + прием медикаментозных препаратов;
-внутриутробные инфекции
-генетические дефекты;
-вредные привычки;
-профессиональные вредности-
-отягощенный акушерский анамнез (ОА несовместимость по АВО, Rh- фактору; многоплодие, переношенная беременность и пр.
Слайд 4Критерии психомоторного развития
моторика,
статика,
условно-рефлекторная деятельность (1 сигнальная система).
ПМР учитывается при состоянии
здоровья ребенка до 6 лет жизни в следующие возрастные интервалы:
-до
1 года -1 раз в месяц;
-до 3 лет -1 раз в 3 месяца;
-с 3 до 6 лет -1 раз в 6 месяцев
Слайд 5БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ НОВОРОЖДЕННОГО
I группа.
Стойкие пожизненные автоматизмы – роговичный, конъюнктивальный,
глоточный, глотательный, сухожильные рефлексы конечностей, орбикулопальпебральный (надбровный).
II группа.
Транзиторные рудиментарные рефлексы
( впоследствии исчезающие к 3 – 5 месяцам жизни).
Слайд 61)Оральные сегментарные автоматизмы:
* сосательный рефлекс вложенную в рот соску ребёнок
начинает активно сосать;( V - VII; IХ; Х; ХII) сохраняется
до 18 месяцев.
* поисковый рефлекс. Если погладить кожу лежащего на спине ребёнка в области угла рта, слегка надавливая пальцем и не прикасаясь к губам, у него опускается угол рта, при этом ребёнок поворачивает голову в сторону раздражителя; (V – VII; XI; C1 – C4) сохраняется до 3-х месяцев.
* хоботковый рефлекс. Если лежащему на спине ребёнку быстро ударить пальцем по губам, происходит сокращение круговой мышцы рта, при этом губы ребёнка вытягиваются в хоботок; (V – VII) сохраняется до 3-х месяцев.
* ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. При надавливании на область ладони, ближе к возвышению большого пальца, ребёнок открывает рот, наклоняет голову, сгибает плечи и предплечья, т.е. как бы подтягивается к месту надавливания.
(С6 – Д1; VII; XI; С1 – С4).
Слайд 72) Спинальные сегментарные автоматизмы:
* защитный рефлекс. Положенный на
живот ребёнок поворачивает голову в сторону. (V; C1 – С5)
сохраняется до 2-х месяцев.
* хватательный рефлекс Робинсона. Сжимает палец, прикоснувшийся к ладони, «висит» на руках. (С6 – Д1) сохраняется до 4 месяцев.
* рефлекс Моро. Вызывают различными приёмами: ударом по поверхности, на которой лежит ребёнок, на расстоянии 15 см от его головы, приподниманием разогнутых ног и таза над постелью, внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей; - новорожденный отводит руки в стороны и открывает кулачки – 1 фаза рефлекса Моро; - через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение – II фаза рефлекса Моро. (С6 – Д1) сохраняется до 5 месяцев.
* рефлекс Галанта. При раздражении кожи спины вблизи и вдоль позвоночника сверху вниз новорожденный изгибает туловище дугой, открытой в сторону раздражителя; в ту же сторону поворачивает голову, иногда разгибает и отводит ногу.(С1 – S2) сохраняется до 4 месяцев.
* рефлекс Переса. Лежащему на животе новорожденному проводят пальцем от копчика к шее, слегка надавливая на остистые отростки позвоночника; при этом ребёнок поднимает голову, у него появляется поясничный лордоз, он поднимает таз, сгибает руки и ноги; кричит из-за болевой реакции, поэтому данный рефлекс надо исследовать последним. (С1 – S2), сохраняется до 4 месяцев.
*рефлекс опоры. Стоит на всей стопе при поддержке.( l1 – S2) сохраняется до 6 месяцев.
*рефлекс ползанья ;
* рефлекс автоматической ходьбы.
Слайд 8Уровень здоровья ребенка тесно связан с уровнем его нервно-психического развития
(НПР).
Основными задачами контроля за НПР ребенка являются:
1. определение уровня НПР;
2. наблюдение
в динамике за изменением НПР;
3. своевременная корректировка НПР.
Становление психического развития обязательно требует адекватной поддержки и стимуляции со стороны взрослых, в первую очередь — со стороны любящих родителей.
Слайд 9Психомоторное развитие ребенка
Значимые качественные изменения в психомоторном развитии происходят в
те же возрастные интервалы, что и в физическом развитии. У
детей до года возрастной интервал составляет -1 мес,
от 1 года до 3 лет — 3 мес,
от 3 до 6 лет — б мес.
Для комплексной оценки психомоторного развития пользуются выделением двух уровней — психического и моторного развития.
В психическом развитии ребенка выделяют подуровень развития речи (обязателен учет сенсорной и моторной речи) и подуровень социальной адаптации (объединяет показатели сенсорного и эмоционального развития, игровой деятельности и др.).
В моторном развитии выделяют подуровень общей моторной деятельности и подуровень ручной умелости.
По каждому из подуровней определяют наличие у обследуемого навыков и умений, свойственных детям данной возрастной группы, и отсутствие навыков и умений, свойственных детям более старшей возрастной группы.
Слайд 10Нервно-психическое развитие детей 1-го года жизни
1. Основные критерии (линии) развития:
Аз
- анализатор зрительный;
Ас - анализатор слуховой;
Э - эмоции;
До - движения
общие;
Др - движения руки;
Ра - речь. активная;
Н-навыки;
Рп - речевые понимания;
Ср - сенсорика;
И - игра и действия с предметом;
Д – движения.
Слайд 111 месяц
Аз - плавное прослеживание движущегося предмета.
Ас - длительное слуховое
сосредоточение (прислушивание к голосу взрослого, к звуку игрушки).
Э - первая
улыбка в ответ на разговор взрослого.
До - лежа на животе, пытается поднять и удержать голову (до 5 с).
Ра - издает отдельные, звуки в ответ на разговор с ним.
Слайд 122 месяца
Аз -длительное зрительное сосредоточение; смотрит на лицо взрослого, на
привлекший его внимание предмет, следит за движущейся игрушкой или взрослым.
Ас
- ищущие повороты головы при длительном звуке, поворачивает голову в сторону взрослого.
Э - быстро отвечает на разговор с ним улыбкой, длительное сосредоточение на другом ребенке.
До - лежа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову (не менее 5 с).
Ра - повторно произносит отдельные звуки.
Слайд 133 месяца
Аз - зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках
у взрослого (на лице говорящего с ним взрослого, на игрушке).
Э
- отвечает комплексом оживления на эмоциональное общение с ним (разговор), ищет глазами ребенка, издающего звуки.
Др - случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью.
До - лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (1 минута).
Слайд 144 месяца
Аз - узнает мать или близкого человека (радуется).
Ас- поворачивает
голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами.
Э
- во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления», громко смеется при эмоциональном речевом общении.
Др - рассматривает, ощупывает, захватывает низко висящие над грудью игрушки.
До - удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого), при поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренных суставах.
Ра-гулит.
Н - во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку.
Слайд 155 месяцев
Аз - отличает близких людей от чужих. Ас -
узнает голос матери или близкого человека, различает строгую или ласковую
интонацию.
Э - радуется ребенку, берет у него из рук игрушку.
Др - берет игрушку из рук взрослого, удерживает ее в руке.
До - долго лежит на животе; подняв корпус, и, опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышки.
Ра - подолгу, певуче гулит.
Н - ест с ложки полугустую кашу.
Слайд 166 месяцев
Ас - по-разному реагирует на свое и чужое имя.
Др
- уверенно берет игрушки, находясь в любом положении, и подолгу
ими занимается, перекладывая из одной руки в другую.
До - переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя руки или немного подползая.
Ра - произносит отдельные слоги.
Н - ест с ложки, снимая пищу губами, пьет из чашки небольшое количество жидкости.
Слайд 177 месяцев
Др - стучит игрушкой, размахивает, перекладывает, бросает ее.
До -
хорошо ползает (много, быстро).
Рп - на вопрос «где?» находит взглядом
предмет, находящийся в определенном месте.
Ра - подолгу лепечет.
Н - пьет из чашки, которую держит взрослый.
Слайд 188 месяцев
Э - смотрит на действия другого ребенка, смеется или
лепечет.
Др - игрушками занимается долго и разнообразно (толкает мяч, стучит,
вынимает), подражает взрослому.
До - сам садится, сидит, ложится, держась руками за барьер, сам встает, стоит и опускается, переступает, держась за барьер.
Рп - на вопрос «где?» находит несколько предметов (2-3).
Ра - громко, четко, повторно произносит различные слоги.
Н - ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из . чашки, которую держит взрослый.
Слайд 199 месяцев
Ас - плясовые движения под музыку.
Э - догоняет ребенка,
ползет ему навстречу, подражает действиям другого ребенка.
Др - действует с
предметами по-разному, в зависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает).
До - переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками.
Рп - на вопрос «где?» находит несколько предметов, знает свое имя, оборачивается на зов.
Ра - подражает взрослому, повторяя за ним слоги.
Н - хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок).
Слайд 2010 месяцев
Э - действует рядом с ребенком или одной игрушкой
с ним.
Др - самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные
с игрушкой действия: вынимает, вкладывает, открывает, закрывает, катает, действия с пред-: метами принимают устойчивый характер.
До - всходит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, сходит с нее, идет вперед с поддержкой за обе руки.
Рп - по просьбе «Дай!» находит и дает знакомые предметы, играет в прятки, «догоню -догоню», «сорока-ворона».
Ра - подражая взрослому, повторяет за ним слоги, которых не было в его лепете.
Н - закрепляет умения, приобретенные в 9 мес.
Слайд 2111 месяцев
11 месяцев
Э - радуется приходу детей, избирательное отношение к
детям.
др - накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца
с большими отверстиями на стержень.
До - стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги.
Рп - по словесной инструкции водит куклу, кормит собачку и т.' д.; находит и дает любую куклу, мяч, которые видит среди игрушек.
Н - закрепляет умения, приобретенные в 9 мес.
Слайд 2212 месяцев
Аз - узнает на фотографии знакомого взрослого.
Э - протягивает
другому ребенку игрушку, сопровождая· это смехом и лепетом, ищет игрушку,
спрятанную другим ребенком.
Др - катает, водит, кормит, баюкает. Доходит самостоятельно.
Рп - понимает действия без показа (найди, дай), понимает имена детей, взрослых.
Ра - произносит 5-10 облегченных слов.
Н - самостоятельно пьет из чашки.
Слайд 23Для оценки динамики ПМР применяются центильные схемы подуровней ПМР.
На графике
отмечается время появления навыков и умений.
Оценка уровня и гармоничности ПМР.
Если
навык (оценка по каждому подуровню) появился у ребенка в пределах 25%-75% центильной зоны →ПМР по каждому подуровню соответствует возрасту;
менее 25%→опережение; более 75%→отставание; за пределами 90%центильной зоны → задержка.
Гармоничный уровень ПМР –единство оценки по каждому подуровню, дисгармоничный–отсутствие единства.