Слайд 2План
Невербальная коммуникация. Виды невербальных средств общения.
Мимика лица. Визуальное общение.
Жесты.
Позы.
Звуки.
Дистанции.
Манера
одеваться.
Слайд 31. Невербальная коммуникация. Виды невербальных средств общения.
Невербальная – неречевая коммуникация.
С
помощью вербальных средств человек передает и получает лишь 20-40% информации.
Остальная коммуникация осуществляется за счет невербальных средств (Е.И.Рогов).
Г.Б.Монина, Е.К.Лютова-Робертс выделяют следующие элементы невербального общения:
кинесика (жесты, мимика, пантомимика);
проксемика (место и время общения);
такесика (прикосновения)
Слайд 4Н.И.Шевандрин называет следующие виды невербальных средств общения:
визуальные;
акустические;
тактильные;
ольфакторные.
Слайд 5Визуальные:
кинесика (движения рук, головы, ног, туловища, походка);
выражение лица, выражение глаз;
поза,
осанка, положение головы;
направление взгляда, визуальные контакты;
кожные реакции (покраснение, побледнение, вспотение);
Слайд 6проксемика (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);
вспомогательные средства (подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения – признаки пола,
возраста, расы);
средства преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, украшения, татуировки, предметы в руках).
Слайд 7Акустические:
паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность – громкость, тембр,
ритм, высота звука);
экстралингвистические (речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель).
Слайд 8Тактильные (такесика):
прикосновения;
пожатие руки;
объятие;
поцелуй.
Слайд 9Ольфакторые:
приятные и неприятные запахи окружающей среды;
естественный и искусственный
запахи человека.
Слайд 10Основные задачи невербальной коммуникации:
создание и поддержка контакта, регуляция процесса общения;
придание
новых смысловых оттенков словесному тексту, правильное толкование слов;
выражение эмоций, оценок,
ролей, смысла ситуации.
Слайд 112. Мимика лица. Визуальное общение
Мимика – выразительные движения мышц лица.
Мимика
позволяет выражать разнообразные чувства и настроения, помогает излагать мысли полнее,
точнее, понятнее для слушателей, передавать настроение, отношение к предмету разговора.
Слайд 12Глаза – ключевой элемент невербальной коммуникации.
Когда смотрим на говорящего,
то это:
подчеркивает заинтересованность собеседником;
помогает сосредоточиться и понять то,
что он говорит.
Слайд 17С.Дерябо, В.Ясвин дают подробное описание значений выражения глаз:
Слишком широко открытые
глаза, «вытаращенные»:
бессознательное стремление получить максимум информации, чтобы не ускользнули
даже мелочи;
неожиданность, удивленное восхищение;
возникшая вдруг наивная радость;
испуг, ужас;
огромное любопытство;
полная беспомощность, неспособность понять;
пришедшее вдруг понимание.
Слайд 22Прищуренный взгляд:
пристальное внимание, наблюдение, сильная готовность осуществить какое-либо действие;
когда он направлен вбок – коварство, хитрость;
при наклоне головы
в сторону суженный взгляд – припоминание.
Слайд 26Закрытые глаза:
сосредоточенность на самом себе;
тщательное обдумывание;
наслаждение;
кратковременное
прикрывание глаз означает согласие, понимание.
Слайд 28Пустой взгляд – крайняя степень скуки, полное безразличие.
Взгляд сверху вниз
– превосходство, гордость, презрение.
Взгляд искоса через плечо – пренебрежение, презрение
или осторожность, наблюдение.
и др.
Слайд 313. Жесты
Жесты – движения рук.
Значение движений различно, например:
потрагивание или
легкое потирание носа – знак сомнения;
пощипывание переносицы, сочетающееся с
закрытыми глазами – сосредоточенность и напряженное размышление и др.
Слайд 34Е.И.Рогов указывает, что Р.Волос предлагает следующую классификацию жестов:
«я-жесты», выражающие
внутреннее состояние человека:
жест, выражающий забывчивость – легкий удар
пальцами по лбу;
недоумение или незнание – пожимание плечами;
облизывание губ языком – удовольствие или его предвосхищение.
Слайд 35 «жесты-усилители»:
потирание щепотью, пальцами, когда нет или не хватает
денег;
почесывание затылка или за ухом.
Слайд 37«количественные жесты»:
вот такой вышины;
вот такой ширины.
«он-жесты» (отношение к
другому человеку):
вращательное движение пальцем возле лба и др.
Слайд 464. Позы
Свои чувства человек может выражать телодвижениями.
поза сидя, наклонившись слегка
вперед – внимание, сосредоточенность;
сидя, облокотившись на спинку стула и положив
нога на ногу – отсутствие интереса;
поза «руки на пояс» - агрессия;
сидение на краешке стула, сжав колени – активность, жизнерадостность, непоседливость и др.
Слайд 545. Звуки
Акустическая система включает:
качество голоса (тембр- качество звука, его
окраска; высота; тональность; громкость);
интонации;
темп речи (скорость);
ударения.
Слайд 55Характеристики устной речи:
Эмоционально-эстетические особенности показывают отношение человека к предмету разговора.
Биофизические
отличия позволяют определить пол, возраст, темперамент, внутреннее состояние говорящего.
Индивидуально-личностные показатели
отличают одного человека от другого.
Слайд 56Социально-профессиональная система показателей связана с положением человека в обществе, его
профессией.
Национально-социальные характеристики голоса выдают по акценту представителей разных стран.
Слайд 576. Дистанции
Е.И.Рогов указывает, что Э.Холл выделил 4 пространственных зоны:
Интимная зона
(15-45 см.).
Личная зона (45-120 см.).
Социальная зона (120-400 см.).
Общественная, или публичная
зона (более 4 м.).
Слайд 587. Манера одеваться
Ю.С. Крижановская, В.П.Третьяков провели исследование, в котором изучали
влияние силуэта и цвета одежды на восприятие человека его партнерами
по общению.
Так, строгий стиль в одежде (пиджак и юбка или брюки прямого покроя) ассоциируется с высоким статусом.
Слайд 59Одежду, которая придает телу мягкие, округлые формы (рукав реглан, свитер
свободной формы, расклешенные юбки и т.д.), связывают с низким статусом.
Одежда
ахроматических тонов (белый, черный, серый) ассоциируется с высоким статусом.
Одежда хроматических тонов воспринимается как менее статусный атрибут.
Слайд 60Важен в целом внешний вид педагога:
одежда;
прическа;
обувь;
походка
и пр.
Слайд 61Основная литература
Мальханова И.А. Коммуникативный тренинг. – М., 2006. – С.
5-95.
Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). —
СПб: Речь, 2010. – С.34-39.
Слайд 62Дополнительная литература
Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического
мастерства. – М., 1996.
Крижановская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. –
М., 1999.
Павлов И.В. Общение с ребенком: тренинг взаимодействия. – СПб., 2008.
Пиз А. Язык телодвижений. – М., 1996.
Рогов Е.И. Психология общения. – М., 2003.
Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995.