Слайд 1Конфликты во взаимодействии родителей и детей
Слайд 2Тип внутрисемейных отношений
Гармоничный – в такой семье устанавливается подвижное
равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи
Дисгармоничный
- это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов.
Слайд 3Деструктивность семейного воспитания
разногласия членов семьи по вопросам воспитания;
противоречивость,
непоследовательность, неадекватность;
опека и запреты во многих сферах жизни детей;
повышенные
требования к детям, частое применение угроз и осуждений.
Слайд 4Возрастной кризис
кризис первого года;
кризис «трех лет»;
кризис 6—7
лет;
кризис полового созревания;
подростковый кризис.
Слайд 5Личностный фактор
Выделяют следующий типы отношений родителей и детей:
оптимальный тип
отношений родителей и детей;
скорее родители вникают в заботы детей,
чем дети делятся с ними ;
скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей;
поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители;
поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы дети;
родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания делиться с ними
Слайд 6Подростковый возраст
конфликт неустойчивости родительского отношения;
конфликт сверхзаботы;
конфликт неуважения
прав на самостоятельность;
конфликт отцовского авторитета.
Слайд 7Реакции детей на конфликты
реакция оппозиции;
реакция отказа;
реакция
изоляции.
Слайд 8Типы конфликтов
Конфликт неустойчивого родительского восприятия
По мнению психологов, часто причиной конфликтов
между родителями и детьми является "неустойчивость родительского восприятия". Как это
понимать? Естественно, что статус подростка в семье и обществе не устоялся. Он и не взрослый, но уже не ребенок. Недостатки в этом возрасте многочисленны: несобранность, неусидчивость, не целеустремлённость, несдержанность и др.
Слайд 9Диктатура родителей
Формы этого конфликта разнообразны, но общая формулировка звучит так:
диктатура в семье — это способ контроля, при котором одни
члены семьи подавляются другими. При этом, конечно, подавляется самостоятельность, чувство собственного достоинства.
не входить друг к другу в комнату без стука или в отсутствие хозяина;
не трогать личные вещи;
не подслушивать телефонные
разговоры.
Типы конфликтов
Слайд 10Мирное сосуществование — скрытый конфликт
Типы конфликтов
Отметим, что здесь царит позиция
невмешательства. Выглядит обстановка вполне благопристойно. У каждого свои успехи, победы,
проблемы. Никто не переступает запрет. Родители испытывают гордость, поддерживая подобный нейтралитет. Думают, что такие отношения воспитывают самостоятельность, свободу, раскованность. В результате получается, что семья для ребенка не существует.
Сюда же можно отнести воспитание "без запретов". Установка родителей на детскую "свободу" без конца и без края, устранение тормозов, ограничений и обязанностей подчиняться нравственному долгу или элементарным правилам общения пагубны для формирования личности. Это является молчаливым разрешением делать все, что вздумается. Приведет оно к тому, что человек, воспитанный в таких правилах, забудет нажать на тормоз, когда на пути реализации его интересов и способностей кто-либо окажется.
Слайд 11Конфликт опеки
Типы конфликтов
По сути, опека — это забота, ограждение от
трудностей, участие. Подростки могут быть в таких семьях безынициативны, покорны,
подавлены. Они часто отстранены от решения вопросов, которые касаются их лично и всей семьи. Вялое безразличие подростка иногда превращается в "диктат младшего".
Слайд 12Конфликт родительской авторитетности
Типы конфликтов
Детей в таких семьях воспитывают кропотливо, стараясь
сделать из них вундеркиндов. Обливают холодной водой, учат языкам, музыке.
Замечают любой промах, обращают на него внимание, наказывают неуважением. Проводят беседы на воспитательные темы, не давая возможности отстаивать свое мнение.
Это приводит к двум типам конфликтов:
Ребенок чувствует себя неуверенно, его охватывают обида и ярость, но подросток понимает, что бессилен. Появляется мысль о безысходности, бессмысленности собственной жизни.
Все, как на войне. Силы сторон (родителей и детей) практически становятся равными: на грубость — грубостью, на злорадство — злорадством. Если у родителей случаются несчастья, дети не будут сочувствовать, они отплатят той же монетой
Слайд 13Профилактика конфликтов
Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические
особенности детей, их эмоциональные состояния.
Организация семьи на коллективных началах.
Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.
Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса.
Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.
Слайд 14Способы решения конфликтов
Конструктивный способ разрешения конфликтов
Определение проблемы;
Поиск возможных вариантов решения;
Обсуждение
и оценка предложенных вариантов решения;
Выбор лучшего решения;
Определить, как выполнить это
решение: что надо сделать;
Оценка, насколько хорошо намеченный способ действия разрешает проблему.
Слайд 15Способы решения конфликтов
Родители, склонные использовать этот способ, считают, что побеждать
ребенка, ломать его сопротивление необходимо. Дашь ему волю, так он
«на шею сядет». Сами того не замечая, они показывают детям сомнительный пример поведения «всегда добивайся своего, не считаясь с желаниями другого».
Неконструктивные способы разрешения конфликтов
Выигрывает родитель
Слайд 16Способы решения конфликтов
По этому пути идут родители, которые либо боятся
конфликтов, либо готовы постоянно жертвовать собой «ради блага ребенка». В
таких случаях дети растут эгоистами, не умеющими себя организовать.
Неконструктивные способы разрешения конфликтов
Выигрывает ребенок