Слайд 1
Дополнительная профессиональная программа
повышения квалификации
«Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья:
организация и содержание образовательной деятельности»
(48,72,108 час.)
Тема:
Содержание
и реализация адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования различных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Часть 2)
Слайд 2Обязательство учета содержания
адаптированной основной общеобразовательной программы в профессиональной деятельности
Слайд 3Задачи занятия
1. Обозначить особенности разработки программы коррекционной работы как основного
компонента в структуре адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2. Определить подходы к реализации программы коррекционной работы в процессе осуществления образовательной деятельности по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
3. Освоить систему методических приемов, обеспечивающих индивидуализацию образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 4Тематические разделы вебинара
Часть 1. Общие вопросы
Часть 2. Требования к программе
коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Часть 3. Содержательные аспекты реализации программы коррекционной работы в урочной и внеурочной деятельности
Слайд 6
Адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, образования обучающихся с умственной отсталостью
самостоятельно
разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей
образовательную деятельность,
в соответствии с ФГОС
и с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы
Слайд 7Соотношение документов
Программа коррекционной работы в структуре основной образовательной программы начального
общего образования
и
адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования:
сходства и отличия
Слайд 8Соотношение документов: основания для сравнения
Слайд 9Нормативные основания
для разработки и реализации программ
Слайд 10Нормативные основания
для разработки и реализации программ
Слайд 13Сроки разработки и реализации программ
Слайд 17При разработке
программы коррекционной работы в структуре адаптированной основной общеобразовательной программы
обязательно следует учесть
Требования федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья к структуре программы коррекционной работы.
Рекомендации, содержащиеся в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.
Слайд 19
Часть 2.
Требования
к программе коррекционной работы
в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Слайд 22Программа коррекционной работы: структура
Слайд 231. Перечень, содержание и план реализации коррекционно-развивающих занятий, обеспечивающих удовлетворение
особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, и освоение ими АООП
НОО
Суть коррекционной работы с учетом четкой дифференциации приемов индивидуализации образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Приемы индивидуализации как инструмент ежедневной работы педагога в части реализации программы коррекционной работы.
Как использовать в профессиональной деятельности?
Слайд 241. Перечень, содержание и план реализации коррекционно-развивающих занятий, обеспечивающих удовлетворение
особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, и освоение ими АООП
НОО
Слайд 252. Описание системы комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения обучающихся с
ЗПР в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с
целью выявления особых образовательных потребностей обучающихся, мониторинг динамики развития и успешности в освоении АООП НОО, корректировку коррекционных мероприятий
Система комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения
Психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся
Мониторинг динамики развития и успешности в освоении АООП НОО
Корректировка коррекционных мероприятий
Как использовать в профессиональной деятельности?
Слайд 263. Механизм взаимодействия
в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогов, специалистов
в области коррекционной педагогики и психологии, медицинских работников организации и
других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности
Психолого-медико-педагогический консилиум
Социальное партнерство (?)
Сетевое взаимодействие (?)
Как использовать в профессиональной деятельности?
Слайд 274. Планируемые результаты коррекционной работы
Как использовать в профессиональной деятельности?
Планируемые результаты
коррекционной работы - содержательная основа для проектирования:
рабочих программ учебных курсов,
программ
курсов внеурочной деятельности,
программ коррекционно-развивающей работы с обучающимися,
критериев и показателей мониторинга динамики коррекционной работы с обучающимися.
Слайд 284. Планируемые результаты коррекционной работы
Основной
планируемый результат реализации программы коррекционной работы
–
достижение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья планируемых результатов освоения адаптированных
основных образовательных программ.
Слайд 30
Часть 3.
Содержательные аспекты реализации
программы коррекционной работы в урочной и
внеурочной деятельности
Слайд 31«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»:
приказ Минтруда
России от 18 октября 2013 года № 544-н
Обобщенная трудовая функция:
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательной организации дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
Трудовые функции:
Общепедагогическая функция. Обучение.
Воспитательная деятельность.
Развивающая деятельность.
Слайд 32«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»:
приказ Минтруда
России от 18 октября 2013 года № 544-н
Трудовая функция: Развивающая деятельность.
Трудовые действия в рамках развивающей деятельности:
Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития.
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.
Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: … дети с особыми образовательными потребностями, дети с ОВЗ …
Оказание адресной помощи обучающимся.
Взаимодействие с другими специалистами в рамках ПМПконсилиума.
Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями программ индивидуального развития ребенка.
Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.
Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий…
Слайд 33Обоснование
Успешность освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования зависит
от состояния развития познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В
качестве особых видов познавательной деятельности выступают познавательные процессы: восприятие, мышление, память, речь.
Поэтому развитие познавательной деятельности обучающихся определяется состоянием развития познавательных процессов.
Слайд 34Коррекционная работа: основание
Задачи, планируемые результаты, содержание коррекционной работы проектируется с
учетом общих особенностей развития обучающихся:
недостаточная сформированность учебно-познавательных мотивов, интересов;
несформированность УУД
или их предпосылок, организующих деятельность;
трудности в использовании символических, графических средств;
недостаточная сформированность произвольности поведения и деятельности;
низкая самостоятельность в процессе учебной деятельности, потребность в постоянной направляющей, стимулирующей, организующей помощи на разных этапах деятельности;
затруднения в адекватной оценке процесса и результатов собственной деятельности;
истощаемость психических функций или инертность психических процессов;
низкая скорость выполнения задач, связанных с переработкой сенсорной информации;
отставание в развитии словесно-логического мышления.
Слайд 35Коррекционная работа: определение, цель, задачи
Система
специальных приемов, методов и мероприятий, направленных
на преодоление или ослабление недостатков в психофизическом развитии детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Цель коррекционной работы –
формирование комплекса основных умений, составляющих основу познавательных процессов.
Слайд 36Коррекционная работа:
определение, цель, задачи
Основные задачи коррекционной работы:
1. Ослабление нарушений развития
восприятия путем формирования необходимых умений выполнять перцептивные действия.
2. Ослабление нарушений
развития мышления путем формирования умений выполнять умственные действия анализа, выделения существенных признаков, сравнения, обобщения и др.
3. Ослабление нарушений развития памяти путем формирования умений выполнять мнемические действия.
4. Ослабление нарушений развития речи, влияющих на процесс переработки и сохранения информации, процесс обмена ею между людьми, путем формирования необходимых для этого речевых умений.
Слайд 37Направления коррекционной работы:
сферы ответственности специалистов
Слайд 39Система методических приемов, обеспечивающих индивидуализацию образовательной деятельности с детьми с
ограниченными возможностями здоровья
Слайд 40
Принципы,
определяющие методику проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья
Слайд 41Принципиальные положения
1. Создание условий для возникновения у детей положительных эмоций
в процессе осуществляемой деятельности.
2. Осуществление коррекционной работы на занятии в
зоне «ближайшего развития».
3. Стимулирование познавательной активности детей на занятии.
4. Использование для формирования обобщенных умений разный по содержанию материал.
5. Учитывать роль целенаправленной двигательной активности в коррекции нарушений развития у детей.
Слайд 42Принципиальные положения
6. Учитывать последовательность развития психических функций при определении характера
заданий и их усложнении.
7. Реализовывать принцип «спирали» в процессе овладения
детьми новыми умениями, способами деятельности.
8. Постепенно усложнять деятельность детей на основе оценки успешности их продвижения в развитии.
9. Стимулировать детей к оречевлению цели, программы и результата деятельности.
10. Организовать неоднократное выполнение детьми определенной деятельности.
Слайд 43Коррекционно-развивающие занятия
Основная цель –
устранение причин затруднений в освоении основных образовательных
программ общего образования, т.е. тех специфических причин, которые связаны с
наличием у обучающихся недостатков в психофизическом развитии, а также предпосылок возникновения учебных затруднений
Слайд 44Коррекционно-развивающие занятия
Три группы взаимосвязанных задач проведения
коррекционно-развивающих занятий с обучающимися:
устранение причин
трудностей в освоении основных образовательных программ, которые определяются особенностями психического
развития детей
компенсация нарушенных психических функций
восполнение пробелов предшествующего обучения
Слайд 45Коррекционно-развивающие занятия:
направленность
Два типа занятий:
коррекционно-развивающие занятия
предметной направленности
коррекционно-развивающие занятия
общеразвивающей направленности
Слайд 46Коррекционно-развивающие занятия
предметной направленности
Слайд 47Коррекционно-развивающие занятия
общеразвивающей направленности
направлены на:
устранение выявленных причин или предпосылок возникновения
учебных затруднений;
стимулирование развития сенсорных процессов, памяти, внимания и др.
Слайд 48Структура коррекционно-развивающего занятия
(В.В. Гладкая)
Три основные части:
1. Вводная часть.
2. Основная часть:
подготовительный
этап;
формирующий этап;
этап самостоятельной работы обучающегося.
3. Заключительная часть
Слайд 49Структура коррекционно-развивающего занятия
1. Вводная часть
Общая задача: создать условия успешности деятельности
учащихся на занятии:
вызвать положительный эмоциональный настрой
- привлечь интерес
детей к предстоящей деятельности на занятии
- обеспечить активизацию психической деятельности
Слайд 50Структура коррекционно-развивающего занятия
2. Основная часть
Общая задача: решать поставленные к занятию
коррекционно-развивающие задач - формирование определенных умений в «проблемной» для обучающегося
с ограниченными возможностями здоровья области развития
В рамках основной части выделяют:
подготовительный этап
формирующий этап
этап самостоятельной работы обучающегося
Слайд 51Структура коррекционно-развивающего занятия
2. Основная часть
Подготовительный этап направлен на актуализацию базовых
умений, на основе которых будет осуществляться формирование новых умений
Формирующий этап
- самый продолжительный и непосредственно направлен на формирование определенных умений в «проблемной» зоне развития обучающегося
На данном этапе необходимо организовать неоднократное выполнение определенных действий
Этап самостоятельной работы - выявление состояния сформированности умений, над которыми осуществлялась работа на занятии
Предлагается для выполнения аналогичное по сути задание, которое требует применения в процессе самостоятельной работы формируемого способа действия.
Слайд 52Структура коррекционно-развивающего занятия
3. Заключительная часть
Задачи:
развитие рефлексивных умений у учащихся
выявление эмоционального
состояния детей
Значимость данного этапа обосновывается недостаточным развитием рефлексивных умений
и значимостью данных умений для становления учебной деятельности обучающихся
Необходимо создать условия для формирования в процессе беседы с обучающимся умения осознавать процесс и результаты своей деятельности, затруднения и ошибки
Слайд 53Содержание и реализация адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования
различных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Вопросы
ИТОГ
Сформулируйте
не менее трех результатов
Вашего освоения темы