Слайд 1Информационно-образовательная среда в преподавании химии и биологии
Слайд 2Скажи мне, и я забуду
Покажи мне, и я запомню
Дай мне
сделать самому, и я научусь
Древняя китайская мудрость
Слайд 3Восприятие и усвоение информации в разных видах деятельности
Слайд 4Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования
...п.26 Информационно-методические условия реализации
основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой.
Слайд 5Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования
Иформационно-образовательная среда
образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, комплекс информационных ресурсов,
в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационной среде.
Слайд 6Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения
должна обеспечивать:
- информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
- планирование образовательного
процесса и его ресурсного обеспечения;
- мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
- мониторинг здоровья обучающихся;
- современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
- дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе в рамках дистанционного образования;
- дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Слайд 7Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования
Учебно-методическое и информационное обеспечение
реализации основной образовательной программы основного общего образования включает характеристики оснащения
информационно-библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов и лабораторий, административных помещений, школьного сервера, школьного сайта, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети и направленно на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Слайд 8Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования
Учебно-методическое и информационное обеспечение
реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать:
-
информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг;
- укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определённых учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой.
Образовательное учреждение должно иметь интерактивный электронный контент по всем учебным предметам, в том числе содержание предметных областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться.
Слайд 9Нормативное обеспечение
Приняты изменения в Федеральный закон
«О федеральном бюджете на 2011
год и плановый период 2012 и 2013 годов»;
Постановление Правительства Российской
Федерации
(от 31 мая 2011 г № 436);
Распоряжение Правительства Российской Федерации
(от 21 июня 2011 г № 1064-р);
Приказ Минобрнауки России об утверждении формы соглашения и отчета
от 8 июня 2011 г. № 2005.
• Приказ Минобрнауки России о координационной группе Министерства образования и
науки Российской Федерации по вопросу модернизации региональных систем общего
образования и повышения заработной платы учителей от 12 июля 2011 г. № 2121
Слайд 11Финансирование из федерального бюджета мероприятий комплексов мер по модернизации в
2011 году общего образования субъектов
Российской Федерации
Слайд 13Учебно-методический
комплекс «БИНОМ»
естественно-математического образования
Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»
Слайд 14ИЗДАТЕЛЬСТВО
«БИНОМ. ЛАБОРАТОРИЯ ЗНАНИЙ»
Адрес издательства:
125167, Москва, проезд Аэропорта, дом
3
Телефоны:
(499) 157-52-72; (499) 157-79-77; (499) 157-19-02
E-mail: binom@lbz.ru; metodist@lbz.ru; tov@lbz.ru
По вопросам оптовых поставок
литературы обращайтесь:
ООО «Торговый Дом «БИНОМ»
109202, Москва, Перовское ш., 10/1,
тел. (495) 174-76-16
Слайд 32Цели биологического образования
- социализация обучаемых как вхождение в мир культуры
и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную
группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных(научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологическиой науки;
Слайд 33Биологическое образование призвано обеспечить
- ориентацию в системе моральных норм и
ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья
своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
- овладение ключевыми компетенциями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
- формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Слайд 34 Развитие у учащихся ориентировочной основы системного мышления
Формирование
знания об объектах, явлениях и законах природы в системе учения
о единстве природы
Развитие способности к наблюдению, экспериментальных умений и навыков
Выработка у учащихся системы знаний-убеждений как основы экологического сознания
Развитие умственной самостоятельности учащихся
Развитие эстетического восприятия природы
Формирование у учащихся гуманистических, нравственных идеалов – ценностного отношения к природе
Задачи курса биологии
Слайд 36Современные УМК в образовании:
- Учебно-методические комплекты — это многокомпонентные образовательные
продукты для общеобразовательных учреждений.
- УМК предоставляют возможность изучать предмет
на основе работы в едином информационном поле, реализованном через взаимосвязь всех компонентов комплекта, облегчают поиск, освоение и интерпретацию информации.
- Изменяет роль и функцию учителя от носителя и транслятора информации к организатору учебной деятельности.
Слайд 37УЧЕБНИК — ядро комплекта.
- Именно в нем наиболее полно использованы
и традиционные законы создания учебной книги, и новые подходы к
процессу обучения.
- Содержательная, методическая и наглядно-иллюстративная составляющие учебника являются единым целым.
- Поэтому учебник имеет фиксированный формат, при котором ритмично повторяются структурные элементы каждой темы и каждого урока, а ритмичность должна подкрепляться дизайнерским решением.
- Учебник должен обеспечивать благоприятную атмосферу в классе и высокую мотивацию учащихся.
Слайд 38СТРУКТУРА УЧЕБНИКОВ
«БИОЛОГИЯ»
В учебнике заложено оптимальное сочетание основных структурных компонентов, к
которым относятся:
- основной текст, передающий главное содержание курса
биологии и обеспечивающий его обязательный минимум;
- дополнительный текст, который представлен текстовыми фрагментами; пояснительные тексты в виде сносок, схем, рубрик;
- элементы аппарата организации усвоения – вопросы в тексте, вопросы в конце параграфа, системы практических заданий;
- иллюстративные материалы - схемы, рисунки, фотографии;
- элементы аппарата ориентировки - выделение в тексте основных понятий, терминов, условных обозначений, рубрикатор, использование шрифта разного размера, выделений в тексте.
Слайд 39Авторский коллектив:
М.Б.Беркинблит
С.М.Глаголев
Ю.В.Малеева
В.В.Чуб
Слайд 40Оглавление
Глава 1. Биология как наука. Методы биологии.
Глава 2. Система органического
мира.
Глава 3. Царство растений.
Глава 4. Царство бактерий.
Глава 5. Царство грибов.
Глава
6. Царство животных.
Слайд 48Авторский коллектив:
М.Б.Беркинблит
С.М.Глаголев
В.В.Чуб
Слайд 49Оглавление
Глава 1. Учение об эволюции органического мира.
§ 1. Геологическая летопись.
§
2. Теория эволюции.
Глава 2. Многообразие и эволюция растений.
§ 3. Водоросли
— древнейшие растения на земле.
§ 4. Классификация и строение водорослей.
§ 5. Размножение водорослей.
§ 6. Экология водорослей. Водоросли и человек.
§ 7. Отдел мохообразные.
§ 8. Отдел папоротникообразные.
§ 9. Отдел голосеменные.
§ 10. Многообразие голосеменных.
§ 11. Отдел покрытосеменные (цветковые0.
§ 12. Формула цветка. Семейства цветковых растений
Слайд 50
§ 13. Однодольные и двудольные
§ 14. Класс двудольные. Семейство
розоцветные.
§ 15. Культурные растения из семейства розоцветные.
§ 16. Класс двудольные.
Семейство крестоцветные (капустные).
§ 17. Многообразие крестоцветных.
§ 18. класс двудольные. Семейство сложноцветные (астровые).
§ 19. Многообразие сложноцветных (астровых).
§ 20. Класс однодольные. Семейство лилейные.
§ 21. Класс однодольные. Семейство злаковые.
§ 22. Важнейшие зерновые культуры.
§ 23. Охрана растительного мира.
Оглавление (продолжение)
Слайд 60Авторский коллектив:
М.Б.Беркинблит
С.М.Глаголев
В.В.Чуб
Слайд 61Оглавление
Глава 3. Многообразие и эволюция простейших.
§ 24. Возникновение и характерные
особенности простейших.
§ 25. Класс корненожки.
§ 26. «Растительные» и «животные» жгутиконосцы.
§
27. Тип инфузории.
§ 28. Значение простейших в природе и жизни человека
Глава 4. Многообразие и эволюция многоклеточных животных.
§ 29. Тип кишечнополостные. Гидра.
§ 30. Морские кишечнополостные.
§ 31. Тип плоские черви.
§ 32. Тип круглые черви.
§ 33. Паразитические плоские и круглые черви.
Слайд 62Оглавление (продолжение)
§ 34. Тип кольчатые черви.
§ 35. Размножение и развитие
кольчатых червей.
§ 36. Разнообразие кольчатых червей и их роль в
природе.
§ 37. Тип моллюски. Системы органов.
§ 38. Размножение и развитие моллюсков.
§ 39. Разнообразие моллюсков и их роль в природе.
§ 40. Тип членистоногие. Класс ракообразные.
§ 41. Класс паукообразные.
§ 42. Класс насекомые.
§ 43. Размножение и развитие насекомых.
§ 44. разнообразие насекомых и их роль в природе.
§ 45. Общественные насекомые.
§ 46. Тип хордовые.
§ 47. Классы хрящевые рыбы и костные рыбы.
§ 48. Размножение рыб и забота о потомстве.
§ 49. Разнообразие рыб и их роль в жизни человека.
Слайд 63Оглавление (продолжение)
§ 50. Класс земноводные (амфибии).
§ 51. Пищеварение, дыхание и
выделение у амфибий. Кровеносная система.
§ 52. Размножение и развитие амфибий.
Разнообразие земноводных.
§ 53. Класс пресмыкающиеся (рептилии).
§ 54. Разнообразие рептилий и их роль в природе.
§ 55. Ископаемые рептилии.
§ 56. Класс птицы.
§ 57. Системы органов птиц.
§ 58. Размножение птиц.
§ 59. Происхождение и многообразие птиц. Их роль в природе.
§ 60. Класс млекопитающие (звери).
§ 61. Системы органов млекопитающих.
§ 62. Разнообразие млекопитающих: первозвери, сумчатые и плацентарные.
§ 63. Разнообразие млекопитающих: отряды хищные, ластоногие и китообразные.
§ 64. Отряды непарнокопытные, парнокопытные, хоботные, приматы.
§ 65. Роль животных в природе и в жизни человека.
Слайд 69Авторский коллектив:
М.Б.Беркинблит
А.А.Мартьянов
Е.Я.Парнес
О.С.Тарасова
В.В.Чуб
Слайд 70Оглавление
Глава 1. Человек — часть живой природы. Науки о человеке.
§
1.Место человека в органическом мире.
§ 2. Какие науки изучают организм
человека.
Глава 2. Клетки, ткани, органы.
§ 3. Химический состав клетки.
§ 4. Клеточные органоиды и их функции. Деление клетки.
§ 5. Ткани организма человека.
§ 6. Органы и ситемы органов организма человека.
Глава 3. Нервная и гуморальная регуляция жизнедеятельности.
§ 7. Принципы регуляции. Внутренняя среда организма.
§ 8. Строение и работа нервной системы.
§ 9. Спинной мозг.
§ 10. Головной мозг.
§ 11. Вегетативная нервная система.
§ 12. Железы внутренней секреции.
§ 13. Регуляция работы желез внутренней секреции.
Слайд 71Оглавление (продолжение)
Глава 4. Система опоры и движения.
§ 14. Строение и
функции скелета.
§ 15. Мышцы тела человека.
§ 16. Рефлекторная регуляция движений.
§
17. Выполнение произвольных движений.
§ 18. Гигиена опорно-двигательной системы.
Глава 5. Внутренняя среда организма. Кровообращение и лимфообращение.
§ 19. Состав и функции крови.
§ 20. Кроветворение.
§ 21. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови
§ 22. Защита организма от инфекций: иммунитет.
§ 23. Строение кровеносной системы человека.
§ 24. Работа сердца.
Слайд 72Оглавление (окончание)
§ 25. Движение крови по сосудам. Лимфатическая система.
§ 26.
Регуляция работы кровеносной системы.
§ 27. Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение
§
28. Кровотечения и первая помощь при них
Глава 6. Дыхание.
§ 29. Строение дыхательной системы. Механизм вдоха и выдоха.
§ 30. Обмен газов в легких и тканях.
§ 31. Регуляция дыхания.
§ 32. Заболевания органов дыхания и их профилактика.
Слайд 78Авторский коллектив:
М.Б.Беркинблит
А.А.Мартьянов
Е.Я.Парнес
О.С.Тарасова
В.В.Чуб
Слайд 79Оглавление
Глава 7. Пищеварение. Обмен веществ.
§ 33. Строение и функции пищеварительной
системы.
§ 34. Пищеварение в полости рта.
§ 35. Пищеварение в желудке.
Поджелудочная железа. Печень.
§ 36. Пищеварение в кишечнике. Всасывание.
§ 37. Регуляция процессов пищеварения.
§ 38. Профилактика кишечных инфекций и болезней печенки.
§ 39. Гигиена питания.
§ 40. Обмен веществ. Пластический и энергетический обмен.
§ 41. Витамины. Авитаминозы и меры их профилактики.
§ 42. Превращения энергии в организме человека.
§ 43. Регуляция температуры тела.
Слайд 80Оглавление (продолжение)
Глава 8. Выделительная система.
§ 44. Строение и функции выделительной
системы.
§ 45. Нефрон как единица работы почки. Образование мочи.
§ 46.
Регуляция работы почек.
§ 47. Заболевания выделительной системы. Мочеполовые инфекции.
Глава 9. Размножение.
§ 48. Размножение. Образование гамет, оплодотворение.
§ 49. Беременность. Развитие зародыша и плода.
§ 50. Развитие ребенка после рождения.
§ 51. Наследственные болезни. Забота о здоровье детей.
Глава 10. Покровы тела.
§ 52. Строение и функции кожи.
§ 53. Повреждение кожи. Уход за кожей, волосами и ногтями.
Слайд 81Оглавление (окончание)
Глава 11. Органы чувств.
§ 54. Рецепты и органы чувств,
их роль в жизни человека.
§ 55. Органы обоняния и вкуса.
§
56. Орган зрения.
§ 57. Восприятие и анализ зрительной информации.
§ 58. Орган слуха.
§ 59. Вестибулярный аппарат. Рецепторы кожи и мышц
§ 60. Нарушения органов чувств и их профилактика.
Глава 12. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность.
§ 61. Биологическая природа и социальная сущность человека.
§ 62. Память и обучение. Условные рефлексы.
§ 63. Речь, мышление, эмоции.
§ 64. Сон и бодроствование.
Слайд 82 ЛИЧНОСТНЫЕ
- знание основных принципов и правил отношения к живой
природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок
здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Слайд 83 метапредметные
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать,
наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Слайд 84 ПРЕДМЕТНЫЕ
- в познавательной(интеллектуальной) сфере;
а) выделение существенных
признаков биологических объектов;
б) приведение доказательств родства человека с млекопитающими
животными;
в) классификация-определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
г) объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
д) различение на таблицах частей и органоидов клетки;
е) сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
ж) выявление изменчивости организмов;
з) овладение методами биологической науки.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Слайд 85- в ценностно-ориентационной сфере
а) знание основных правил поведения
в природе и основ здорового образа жизни;
б) анализ
и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека;
- в сфере трудовой деятельности;
а) знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
б) соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами;
- в сфере физической деятельности;
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- в эстетической деятельности:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Слайд 87Методическое пособие для учителя
содержит:
- Образовательную программу по курсу .
-
Поурочно-тематическое планирование .
- Перечень оборудования, ключевых слов и понятий.
- Основные
этапы изучения нового материала, закрепление изученного.
- Описание конкретных технологий (методы, способы и приемы работы учителя).
- Справочные материалы по биологии.
- Формы организации уроков.
Слайд 88Методическое пособие для учителя
содержит:
- Вопросы и задания для
учащихся.
- Алгоритм проведения лабораторных работ и постановки демонстрационных опытов.
- Домашнее задание и контроль знаний.
- Методические рекомендации по использованию набора цифровых образовательных ресурсов, который учитель может использовать на уроке или в задании для домашней работы.
- Методику организации проектной деятельности учащихся.
- Детальный перечень формирующихся у учащихся в ходе обучения компетенций, определяющих усвоение и качество знаний, умений и навыков учащихся - диагностика биологического развития учащихся.
Слайд 89ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПОЯСНЕНИЯ
К КАЖДОМУ ЭТАПУ СТАНДАРТНОГО УРОКА
Проверка знаний
По
данному этапу урока предлагается несколько способов
контроля знаний, полученных на предыдущем
уроке. Для
этих заданий существует возможность вариативности контроля
как по объему опрашиваемой информации (все или
часть), так и по количеству опрашиваемых (от одного учащегося
до всего класса). При использовании «Рабочей тетради
» у учителя появляются дополнительные возможности
в способах проверки знаний. Предлагаемые в данном
пособии формы контроля:
Опрос по домашнему заданию. Его можно проводить
как устно, так и письменно по всему заданию или по
его части.
Тестирование с примерами различных вариантов тестов
и ответы на них (практически к каждому типовому
уроку). В тестах, как правило, приводится четное количество
заданий или вопросов для возможности их
использования по вариантам (например, для первого
варианта в каждом тесте можно предложить все нечетные
задания или вопросы, для второго — четные).
Опрос по рисункам учебника, таблицам, схемам. При
опросе по таблицам и схемам существуют различные
варианты контроля знаний, например:
воспроизвести схему или таблицу, возможно, ее
часть на доске или в тетрадях—задание для одного,
нескольких учеников, для всего класса;
дополнить схему (таблицу); в этом случае часть схемы
(таблицы) дается в готовом виде;
найти и устранить ошибки в схеме или таблице; такие
задания способствуют развитию критического
осмысления предлагаемой информации;
составить рассказ, используя схему (таблицу); такие
задания позволяют ученикам понять, что схема (таб
Слайд 90лица) — это лишь структурированная форма записи
информации, а не само
знание.
Проверка знаний основных понятий урока. Эти понятия
выделены в учебнике жирным
шрифтом или курсивом.
Проверка знаний в данном случае может проводиться
как устно, так и письменно, например, в виде:
терминологического диктанта;
задания на формулировку определения понятия;
задания на составление схемы для отображения связи
между понятиями.
Изучение нового материала
Изучение нового материала начинается с актуализации
знаний. Сущность этого этапа состоит в том, чтобы в ходе
фронтального опроса настроить учащихся на усвоение нового
материала. Для этого перед классом ставятся вопросы,
направленные на то, чтобы:
повторить изученный материал;
осуществить переход от ранее изученного материала к
новому;
активизировать внимание учащихся и направить его
на изучение нового материала;
наметить цели работы на уроке.
Эта часть этапа изучения нового материала наиболее
зависима от ситуации (уровня класса, степени усвоения
изученного материала, индивидуальности и настроя учителя,
атмосферы урока и т.д.). Поэтому вопросы пособия
следует рассматривать как один из возможных вариантов
проведения актуализации знаний. Ответы на некоторые
вопросы приводятся в скобках. Следует отметить, что вопросы,
направленные на переход к изучению нового материала,
как правило, подразумевают получение ответов только
в процессе дальнейшей работы.
Непосредственное изучение нового материала лучше
начинать с записи темы урока учащимися и проводить в
соответствии с разделами параграфа учебника. Здесь сле-
Слайд 91дует подчеркнуть, что данный учебник по содержанию является
самодостаточным оригинальным руководством
для
формирования научного мировоззрения, а неформальный
стиль изложения материала делает его удобным
для
восприятия. Поэтому в изучении нового материала значительная
роль в данном пособии отводится самостоятельной
работе учащихся с учебником, что, однако, не отрицает
возможности объяснения материала учителем перед работой
или вместо некоторых этапов самостоятельной
работы. В любом случае работа с учебником входит в домашнее
здание к каждому типовому уроку.
Если при изучении нового материала предлагается заполнить
таблицы, составить схемы, рисунки, то часть задания
можно оставлять на дом, в зависимости от ресурсов
времени.
Важным требованием к выполнению каждого этапа
изучения нового материала (кроме актуализации знаний)
в настоящем пособии следует считать запись в тетрадях соответствующих
разделов темы урока, понятий, которые
они включают, и их обсуждение. Основные понятия уроков
выделены в параграфах учебника жирным шрифтом
или курсивом. Их лучше фиксировать на доске или на экране.
В ходе изучения нового материала на некоторых уроках
планируется проведение лабораторных работ. Для выполнения
лабораторных работ каждому учащемуся желательно
иметь пособие «Рабочая тетрадь», которое содержит
подробную рабочую инструкцию. Эти тетради также
дадут возможность учителю значительно повысить вариативность
заданий в самостоятельной работе учащихся на
уроке.
В настоящем пособии предлагаются различные формы
изучения нового материала. Каждая форма работы позволяет
развивать те или иные учебные навыки, помимо повышения
знания. Поэтому стоит произвольно по собственному
усмотрению чередовать предлагаемые варианты
изучения нового материала.
Слайд 92Закрепление изученного материала
Для закрепления изученного материала в данном пособии
предлагается несколько
форм, из которых учитель может
составить свой вариант этой части урока:
Ответы
на вопросы параграфа. Данное задание лучше
выполнять устно, особенно в том случае, когда вопросы
после параграфов требуют развернутого ответа.
Ответы на вопросы, поставленные учителем (примеры
приводятся в пособии). Данное задание также лучше
выполнять устно. Примеры таких вопросов приводятся
в пособии. В некоторых случаях в скобках на них
даны ответы.
Работа с основными понятиями урока. Данное задание
подразумевает запись в тетрадь основных понятий урока
(если это не было сделано при изучении нового материала),
устную характеристику этих понятий (один
или несколько опрашиваемых учеников), составление
учащимися тестовых заданий (вопросов) к каждому
понятию, письменную характеристику каждого понятия.
Составление схем, отражающих связь и соподчинение
(иерархию) понятий, а также связи с уже знакомыми
понятиями.
Тестовые задания. Они могут иметь целью как проверку
первичного усвоения нового материала, так и его закрепление
с использованием учебника. В пособии приводятся
различные варианты тестовых заданий. При
этом часть заданий может дублироваться при контроле
знаний на следующем и обобщающем уроках.
Если предлагается заполнить таблицу или оформить
схему, то следует иметь в виду, что часть задания, как
правило, из-за дефицита времени остается на дом.
Защита лабораторных работ. Для этой формы работы
учитель готовит учащимся вопросы, касающиеся всех
элементов лабораторной работы начиная от названия
работы, целей и т.д. до выводов. Защита работ всеми
учащимися за время урока маловероятна. Поэтому
Слайд 93частично эта деятельность переносится на обобщающий
урок или используются другие варианты
(например,
каждый учащийся должен защитить какую-либо
одну работу из данной темы).
Предлагаемые в
пособии формы закрепления знаний
учитель может дополнить заданиями из «Рабочей
тетради».
Домашнее задание
Автор рекомендует заранее договориться с учащимися о
том, что знание конспектов, сделанных в тетрадях на уроке,
является обязательным, стандартным домашним заданием,
тогда его не придется записывать на каждом уроке.
В данном пособии это задание не фигурирует в поурочном
планировании.
В качестве домашних используются следующие варианты
заданий:
задание на изучение соответствующего параграфа с
контролем знаний путем ответов на вопросы к параграфу;
задание на доработку материала урока;
творческое задание;
задание из «Рабочей тетради».
Следует отметить, что базовыми домашними заданиями
являются те, что предлагаются авторами учебника в
соответствующих параграфах. Важным их дополнением
служат и задания в «Рабочих тетрадях». В пособии домашние
задания избыточны по объему. Поэтому учитель
может выбирать различные задания по своему усмотрению
Слайд 94Приложения
Cводный перечень лабораторных работ, цифровых обучающих
ресурсов (ЦОР) и ответов на
вопросы внутри параграфов
представлен в конце пособия.
Приложение 1. Список лабораторных работ
к урокам
(используются при разработке уроков). Подробные
описания лабораторных работ с инструкциями для
учащихся приводятся в «Рабочей тетради».
Приложение 2. Использование ЦОР на уроках (ссылки
на Интернет-ресурсы могут использоваться в качестве
заданий: творческих, исследовательских, проектных).
Приложение 3. Ответы на вопросы, поставленные
внутри некоторых параграфов и обозначенные на полях
вопросительным знаком зеленого цвета (данное
приложение поможет учителю контролировать и направлять
творческую деятельность учащихся при работе
с учебником).
Слайд 98Авторский коллектив:
М.Б.Беркинблит
В.В.Чуб
Е.А.Лабунская
А.В.Рассказова
И.В.Горелова
Слайд 105Цифровые образовательные
ресурсы
Сделать учебный процесс более интересным для учащихся и
комфортным для учителя позволяют цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), включенные в
состав электронного приложения на компакт-диске «Электронные материалы к урокам биологии» с программно-методической поддержкой.
В конце пособия в одном из приложений будут ссылки на ЦОРы единого национального хранилища (через единое окно).
Адрес сайта: http//school-collrction.edu.ru
Слайд 106ИЗДАТЕЛЬСТВО
«БИНОМ. ЛАБОРАТОРИЯ ЗНАНИЙ»
Адрес издательства:
125167, Москва, проезд Аэропорта, дом
3
Телефоны:
(499) 157-52-72; (499) 157-79-77; (499) 157-19-02
E-mail: binom@lbz.ru ; metodist@lbz.ru
; tov@lbz.ru
По вопросам оптовых поставок
литературы обращайтесь:
ООО «Торговый Дом «БИНОМ»
109202, Москва, Перовское ш., 10/1,
тел. (495) 174-76-16
Слайд 109Цели изучения химии в основной школе
1) Формирование у обучающихся
умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для
каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
2) формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;
3) приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседеневной жизни.
Слайд 110Изучение химии призвано обеспечить
- формирование системы химических знаний как
компонента естественно-научной картины мира;
- развитие личности обучающихся, их интелектуальное
и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
- выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности;
- формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.
Слайд 111Основная задача УМК по химии
Передать знания, оптимально загрузив рабочую память
и рабочее время
Организовать деятельность учителя и учащегося
Урок можно (и имеет смысл) вести с учебником.
Например, на уровне: прочтите абзац, задайте
вопросы, выполните задание…
Учащиеся с самого начала урока видят объём
материала, который нужно усвоить
Индивидуальный темп
Индивидуальные образовательные траектории
Слайд 112Содержание
Предисловие
Пояснительная записка
Группа метапредметных результатов, основанных на регулятивных УУД
Группа метапредметных результатов,
основанных на познавательных УУД
Группа метапредметных результатов, основанных на коммуникативных УУД
Компоненты
УМК
Учебник
Лабораторные журналы
Дидактические материалы
Методическое пособие
Компакт-диски
Сетевая методическая поддержка
Слайд 113Содержание
Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений
8 класс
Тема 1.
Химическая лаборатория
Тема 2. Вещество и реакция
Тема 3. Основные понятия и
законы химии
Тема 4. Классы веществ и взаимосвязи между ними
Тема 5. Количественные соотношения в химии
Тема 6. Электронное строение атома и периодический закон
9 класс
Тема 1. Химическая лаборатория
Тема 2. Химическая связь и строение вещества
Тема 3. Реакции обмена
Тема 4. Окислительно-восстановительные реакции
Тема 5. Условия протекания химической реакции
Тема 6. Химия элементов. Металлы
Слайд 114Содержание
Тема 7. Химия элементов. Неметаллы
Тема 8. Основы органической химии
Тема 9.
Химия жизни
Примерное тематическое планирование учебного материала
8 класс
9 класс
Соответствие содержания предметной
линии учебников «Химия» для 8-9 классов (автор Д.М.Жилин) фундаментальному ядру содержания общего образования и примерной программе по химии для 8-9 классов
Рекомендации по использованию электронных информационных ресурсов Федеральных информационных порталов http//fcior.edu.ru и http// school-collection.edu.ru
8 класс
9 класс
Слайд 118Отличительные черты УМК по химии
1.Технологии организации текста
2.«Живой» эксперимент
3.Компьютерные технологии, в
т.ч. сетевые
Слайд 122Основные черты программы и учебника по химии
- Классическое развитие понятий
(«от вещества»)
- Работа в актуальной зоне познания
- Содержателен
- Направлен на
решение экспертной и конструктивной задачи химии:
«Что будет, если поставить вещество в те или иные условия»
«Как получить вещество с нужными свойствами»
- Предназначен одновременно для:
Самостоятельной работы учащихся (принцип самоучителя)
Помощи учителю в подготовке и проведении урока
- Отслеживается нагрузка понятиями
- Несколько линий текста
- Богатые иллюстрации
- Опора на химический эксперимент
- Дополнительный материал
- Инструменты для работы с сетевыми ресурсами
Параграф «Поиск и оценка химической информации»
Ссылки на сетевые ресурсы
Слайд 127 ЛИЧНОСТНЫЕ
- в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости
за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
-
в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
- в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Слайд 128у
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Использование умений и навыков различных видов
познавательной деятельности,
применение основных методов
познания.
Использование основных интеллектуальных операций.
Умение генерировать идеи и
определять средства их
реализации.
Умение определять цели и задачи деятельности.
Использование различных источников для получения
химической информации.
Слайд 129ПРЕДМЕТНЫЕ
В познавательной сфере:
давать определения понятий, описывать эксперименты, описывать и различать
изученные классы веществ и химические реакции,
классифицировать изученные объекты и
явления,
наблюдать опыты,
делать выводы и умозаключения из наблюдений,
структурировать материал,
моделировать строениеатомов и молекул.
В ценностно-ориентационной сфере:
анализировать и отслеживать последствия для окр. среды деятельности человека.
В трудовой сфере:
проводить химический эксперимент
В сфере безопасности жизнедеятельности:
оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Слайд 145Методическая
мастерская по химии
(metodist.Lbz.ru)
- Материалы малого объёма
- Материалы, в которые постоянно
вносят изменения (УТП) или в которые предполагается вносить изменения (методические
рекомендации)
- Видеоматериалы и иллюстрации (дублирование CD)
- Записи видеолекций
- Форум
- Другие материалы автора и поддерживающие материалы
Cообщество «учебник химии» на mail.ru
blogs.mail.ru/community/chem-textbook
Слайд 147От авторов
В этом сборнике мы предлагаем вам индивидуальные
задания для самостоятельных
и контрольных работ
к учебнику «Химия-8» Д. М.Жилина. Сборник содержит
задания к
33-м параграфам и 2 контрольные работы.
В каждом комплекте тридцать однотипных заданий при-
мерно одинаковой сложности. Это позволяет полностью
избежать списывания школьниками друг у друга.
Задания представлены в виде бланков, в которые
школьник вписывает свое имя и ответы. Каждый вари-
ант заданий находится на двух оборотах листа (не забы-
вайте напоминать об этом учащимся). Бланки заданий
вырезают из данного сборника и раздают школьникам.
Таким образом ученики не тратят время на переписы-
вание заданий, а учитель при проверке всегда видит,
какое задание и как решал школьник. На один класс
требуется один сборник дидактических материалов.
К расчетным заданиям в конце книги приведены
ответы.
Самостоятельные работы рекомендуем давать в на-
чале урока, чтобы школьники могли заодно освежить
в памяти материал предыдущего занятия. Контрольные
работы рассчитаны на целый урок.
Надеемся, что данный сборник позволит организовать
быстрый контроль усвоения пройденного материала на
каждом занятии, снизив непроизводительные затраты
времени и исключив списывание.
Слайд 148Диктант
Учитель зачитывает формулу, а учащиеся ее записы-
вают. Каждую формулу следует
диктовать не более
двух раз, на запись каждой формулы давать в
пределах
двенадцати секунд.
1. AgNO3
2. LiAlH4
3. Na2MnO4
4. Cu(ClO4)2
5. ZnSO4 · 7H2O
6. Ca3(PO4)2
7. Pb(CH3COO)2
8. MgFeSiO4
9. Co(IO3)2 · 2H2O
10. BaCrO4
Слайд 154ИЗДАТЕЛЬСТВО
«БИНОМ. ЛАБОРАТОРИЯ ЗНАНИЙ»
Адрес издательства:
125167, Москва, проезд Аэропорта, дом
3
Телефоны:
(499) 157-52-72; (499) 157-79-77; (499) 157-19-02
E-mail: binom@lbz.ru ; metodist@lbz.ru
; tov@lbz.ru
По вопросам оптовых поставок
литературы обращайтесь:
ООО «Торговый Дом «БИНОМ»
109202, Москва, Перовское ш., 10/1,
тел. (495) 174-76-16