Слайд 1Дисциплина
«ТЕОРИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ»
Преподаватели кафедры №22:
Зайцев Евгений Николаевич
Шайдуров Иван Георгиевич
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА
РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ФГБОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»
Слайд 2Цели и задачи дисциплины
Целью дисциплины является изучение функционирования и развития
транспортного комплекса России, тенденций развития мирового транспорта и роли транспортного
рынка в экономике страны
Основной задачей является формирование у студентов знаний об основах организации и управления взаимодействием различных видов транспорта в единой транспортной системе, основанном на принципах межотраслевого взаимодействия в условиях рыночной экономики, на принципах маркетинга, менеджмента и логистики.
Слайд 4Содержание разделов дисциплины
1. Основные понятия о транспорте, транспортных системах
1.1. Виды
транспорта, основные достоинства и недостатки
1.2. Специализированные и нетрадиционные виды транспорта,
их характеристика и проблемы развития
1.3. Виды перевозок. Прямые и смешанные перевозки
1.4. Транспортная сеть и транспортные узлы
1.5. Транспортное предприятие и терминалы
2. Мировые тенденции развития различных видов транспорта
2.1. Аутсорсинг, логистические провайдеры и сетевые структуры
2.2. Международные транспортные коридоры
2.3. Концепция управление цепями поставок (SCM)
3. Взаимосвязь развития транспортных систем и смены экономических взаимоотношений
3.1. Основные законы развития систем, переход транспорта страны от командно-административной системы управления к рыночной
3.2. Формирование транспортной системы
3.3. Единая транспортная система
3.4. Взаимодействие видов транспорта
3.5. Транспортный комплекс страны
3.6. Единая информационная система
Слайд 5Содержание разделов дисциплины
4. Управление транспортом
4.1. Министерство транспорта Российской Федерации
4.2. Основы
управления транспортным производством, сущность управления, принципы, основные функции и методы
управления
4.3. Основные положения маркетинга, менеджмента и логистики на транспорте
4.4. Управление транспортно-логистической системой
4.5. Критерии выбора вида транспорта и типа транспортного средства
4.6. Основные показатели, характеризующие работу и развитие транспортных систем
4.7. Транспорт и окружающая среда
5. Методика расчёта основных показателей транспортно-логистической системы
5.1. Задание на выполнение контрольной работы
5.2. Расчёт основных показателей транспортно-логистической системы
Слайд 61. Основные понятия о транспорте, транспортных системах
Слайд 71.1. Виды транспорта, основные достоинства и недостатки
Транспорт как объект управления
представляет собой множество элементов, объединенных в единое целое для осуществления
транспортного процесса.
Транспортный процесс – процесс перевозки груза и пассажиров в соответствии с потребностями промышленности, аграрного производства, обороны и отдельного человека.
Каждая операция, как и процесс, состоят из предметов труда, средств производства и производственного персонала, взаимодействие которых направлено на создание транспортной продукции
Транспортная продукция – результат выполненной работы по доставке в конечный пункт назначения пассажиров и груза (ткм, пасскм).
Транспортное пространство – это обустроенные для перемещения и управления движением транспортных объектов зоны земной поверхности, подземного, водного и воздушного пространства.
Слайд 81.1. Виды транспорта, основные достоинства и недостатки
Слайд 91.1. Виды транспорта, основные достоинства и недостатки
Слайд 101.2. Специализированные и нетрадиционные виды транспорта, их характеристика и проблемы
развития
Причины использования специализированных и нетрадиционных видов транспорта :
решение проблем экологии,
повышение
скоростей сообщения,
снижение транспортных издержек,
повышение провозной способности отдельных видов транспорта,
освоение новых возможностей, открытых современным уровнем научно-технического прогресса в условиях растущих транспортных потребностей, связанных с ростом производства, населения, урбанизацией, туризмом, стремлением к экономии времени и др.
Слайд 111.3. Виды перевозок.
Прямые и смешанные перевозки
Прямые перевозки – это перевозка
грузов одним видом транспорта
Смешанные перевозки – это перевозка грузов с
использованием нескольких видов транспорта, которые в свою очередь делятся на интермодальные, мультимодальные сигментированные и комбинированнные.
Интермодальные смешанные перевозки. Интермодальными называют перевозки, осуществляемые одной компанией. В данном случае, с точки зрения потребителя, рассматривается доставка товара «под ключ», как бы было в случае, если бы это была перевозка товара одним транспортом. Интермодальные перевозки наиболее удобны для потребителя, так как не требуют никакой дополнительной документации, по сравнению с обычной перевозкой. Цена такой перевозки может быть как выше, так и ниже среднерыночной, что зависит от способности компании-перевозчика перевести товар собственными силами. С другой стороны, работа с маленькой компанией может повлечь к довольно долгой доставке нужных товаров, так как требуется большое количество разнообразного транзитного транспорта для осуществления смешанной перевозки, что небольшая компания не всегда может обеспечить.
Слайд 121.3. Виды перевозок
Мультимодальная перевозка предусматривает транзит и доставку товара транспортом,
принадлежащим разным компаниям. Мультимодальная доставка может оказаться дешевле интермодальной. Компания-перевозчик,
по общему правилу, принимает на себя всю ответственность за доставку товара, несмотря на то, что фактической доставкой товара занимается другая компания.
Сегментарные перевозки. Особый тип перевозок, при котором компания организовывает всю перевозку груза, но принимает на себя ответственность только за ту часть доставки, которую осуществляет сама. Сегментарные перевозки – наиболее рискованный способ перевозки, особенно если речь идет о международных доставках, ведь, очень часто, найти итогового ответчика по делу о сегментарных перевозках не представляется возможным из-за разницы в национальных законодательствах стран.
Комбинированные перевозки. Такой тип перевозки, когда транзит осуществляется одним и тем же видом транспорта, однако, на промежуточном этапе, используются другие виды транспорта. Примером такого способа доставки может быть использование парома при автоперевозках.
Безусловно, смешанные перевозки – это существенное удешевление и ускорение итогового платежа, но необходимо помнить обо всех юридических нюансах такой перевозки, чтобы обеспечить не только быструю, но и надежную доставку необходимого груза.
Слайд 131.4. Транспортная сеть и транспортные узлы
Транспортная сеть – железные и
автомобильные дороги, внутренние водные пути, судоходные каналы и шлюзы, воздушные
линии, трубопроводные магистрали, морские и речные порты, железнодорожные станции, аэродромы и аэропорты, насосные станции, пристани, перевалочные базы, подъездные пути промышленных предприятий для подвоза к магистральным путям.
Плотность транспортной сети – это основная характеристика, определяющая состояние транспортного пространства. Протяженность транспортных коммуникаций на данной территории, измеряется в км/км2.
Транспортный узел (ТУ) – это пункт стыковки двух или более видов транспорта, технологическое взаимодействие которых обеспечивается соответствующим комплексом устройств и средств.
Узловой аэропорт (ХАБ) - это аэропорт, который используется авиакомпанией или альянсом авиакомпаний как пункт пересадки пассажиров и имеет высокий процент стыковочных рейсов (Домодедово (25,7), Шереметьево (22,55), Пулково (9,6),
Внуково (8,2), Южный (проект) (8), Кольцово (3,35))
Слайд 141.5. Транспортное предприятие и терминалы
Генеральный план аэропорта «Пулково» (до реконструкции)
Транспортное
предприятие – предприятие, основной задачей которого является перевозка людей и/или
транспортировка грузов.
Терминал – оконечная часть некоей системы, которая обеспечивает связь системы с внешней средой
Слайд 152. Мировые тенденции развития различных видов транспорта
Слайд 162.1. Аутсорсинг, логистические провайдеры и сетевые структуры
Аутсо́рсинг (от англ.
outsourcing: (outer-source-using) использование внешнего источника/ресурса) — передача организацией на основании
договора определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области.
1PL (First Party logistics) — система, при которой все операции по логистике и складированию грузов выполняет сама фирма-грузовладелец.
2PL (Second Party logistics) — оказание набора традиционных услуг по транспортировке и складированию товара.
3PL (Third Party logistics) — комплекс услуг (в том числе дополнительных), включающий как традиционное складирование, так и промежуточное хранение (cross docking) груза, а также проектирование и разработку информационных систем, использование услуг субподрядчиков. В функции 3PL-провайдера входит организация и управление перевозками, учет и управление запасами, подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации, складское хранение, обработка груза, доставка конечному потребителю.
4PL (Fourth Party logistics) — слияние функций всех организаций, участвующих в процессе поставки продукции. В задачу 4PL-провайдера входят планирование, управление и контроль за всеми логистическими процессами компании-заказчика.
5PL (Fifth Party logistics) — система интернет-логистики — планирование, подготовка, управление и контроль за всеми составляющими единой цепи транспортировки и складирования грузов с помощью электронных средств информации.
Слайд 172.1. Аутсорсинг, логистические провайдеры и сетевые структуры
Согласно анализу формирования
транспортной составляющей в нашей стране она достигает в среднем 25%-60%
и выше от конечной стоимости продукции. На российском рынке транспортных услуг большую часть сегодня представляют транспортные компании, относящиеся к логистическим провайдерам первой и второй категорий, что объясняет неспособность их формировать сквозной план, организовать всех участников транспортного процесса с общей целью и управлять процессом перевозки на принципах маркетинга, менеджмента и логистики.
Слайд 18Основные характеристики логистической компании
на различных этапах развития рынка
Слайд 19Схема перевозки грузов по логистическому принципу
«от двери до двери»
с использованием авиационного транспорта
(авиакомпании - лидера), автомобильного и/или железнодорожного транспорта
Слайд 202.2. Международные транспортные коридоры
Международный транспортный коридор (МТК) – совокупность наиболее
технически оснащенных магистральных транспортных коммуникаций, как правило, различных видов транспорта,
обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов в международном сообщении, на направлениях их наибольшей концентрации, связывающих различные страны.
Панъевропейские транспортные коридоры:
№ 1– ответвление от основного направления коридора граница с Латвией (от Риги) – Калининград – граница с Польшей (на Гданьск);
№ 2 – граница с Белоруссией (от Минска) – Смоленск – Москва – Нижний Новгород с предполагаемым продолжением до Екатеринбурга;
№ 9 – граница с Финляндией (от Хельсинки) – Санкт-Петербург – Москва – граница с Украиной (на Киев) и ответвления коридора Санкт-Петербург – граница с Белоруссией (на Витебск) и граница с Литвой (от Вильнюса) – Калининград;
Слайд 21№ 1– ответвление от основного направления коридора граница с Латвией (от
Риги) – Калининград – граница с Польшей (на Гданьск);
Панъевропейские транспортные
коридоры:
№ 2 – граница с Белоруссией (от Минска) – Смоленск – Москва – Нижний Новгород с предполагаемым продолжением до Екатеринбурга;
Слайд 22№ 9 – граница с Финляндией
(от Хельсинки) –
Санкт-Петербург – Москва –
граница с Украиной (на Киев) и ответвления коридора Санкт-Петербург –
граница
с Белоруссией (на Витебск) и граница с Литвой
(от Вильнюса) – Калининград;
Панъевропейские
транспортные коридоры:
Слайд 232.2. Международные транспортные коридоры
Международные евроазиатские транспортные коридоры :
«Север-Юг» – страны Восточной,
Центральной Европы и Скандинавии - европейская часть Российской Федерации –
Каспийское море – Иран – Пакистан - Индия и др.
«Транссиб» - Центральная Европа – Москва – Екатеринбург – Красноярск – Хабаровск – Владивосток/Находка и система его ответвлений (на Санкт-Петербург, Киев, Новороссийск, Казахстан, Монголию, Китай и Корею). На территории России и сопредельных стран сопрягается с общеевропейскими коридорами №№ 2, 3 и 9.
«Приморье–1» (Харбин – Гродеково – Владивосток / Находка / Восточный – порты АТР);
«Приморье–2» (Хуньчунь – Краскино – Посьет/Зарубино – порты АТР).
«Северный морской путь» Мурманск – Архангельск – Кандалакша – Дудинка.
Слайд 24«Север-Юг» – страны Восточной, Центральной Европы и Скандинавии - европейская часть
Российской Федерации – Каспийское море – Иран – Пакистан -
Индия и др.
Слайд 25«Транссиб» - Центральная Европа – Москва – Екатеринбург – Красноярск –
Хабаровск – Владивосток/Находка и система его ответвлений (на Санкт-Петербург, Киев,
Новороссийск, Казахстан, Монголию, Китай и Корею)
Слайд 262.3. Концепция управление цепями поставок (SCM)
Системы управления цепочками поставок (англ.
Supply Chain Management, SCM) предназначены для автоматизации и управления всеми
этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения на предприятии.
Система SCM позволяет значительно лучше удовлетворить спрос на продукцию компании и значительно снизить затраты на логистику и закупки. SCM охватывает весь цикл закупки сырья, производства и распространения товара.
Задачи, решаемые модулем SCM:
• формирование структуры сети складов сырья и готовой продукции для снижения операционных логистических издержек;
• оптимизация схемы транспортных операций/маршрутов (с точки зрения издержек);
• выбор производителя товара для поставки на конкретный региональный рынок и т. п.
Слайд 273. Взаимосвязь развития транспортных систем и смены экономических взаимоотношений
Слайд 28
Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания.
Процесс развития
характеризуется тремя философскими категориями: количество, качество, структура.
Количество – определяет внешнюю
определенность объекта (величину, объем, число объектов, возраст, температура и т.д.)
Качество – совокупность свойств объекта, определяющих его способность удовлетворять определенные потребности.
Структура (строение) – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних воздействиях.
Процесс развития – это последовательность циклов эволюционного изменения состояний внутри цикла со скачкообразным переходом в конце цикла на новый качественный уровень, означающего новый цикл развития
3.1. Основные законы развития систем, переход транспорта страны от командно-административной системы управления к рыночной
Слайд 293.1. Основные законы развития систем, переход транспорта страны от командно-административной
системы управления к рыночной
Слайд 303.1. Основные законы развития систем, переход транспорта страны от командно-административной
системы управления к рыночной
ПЛАНОВАЯ ЭКОНОМИКА СТРАНЫ
МГА
Отраслевые предприятия
МПС
Отраслевые предприятия
ММФ
Отраслевые предприятия
Рынок
Доход
Слайд 31Схема работы авиатранспортных предприятий
в условиях КАС и рынка
Слайд 323.2. Формирование транспортной системы
Слайд 333.3. Единая транспортная система
Эффективность управления транспортным производством в ЕТС зависит
от состояния и развития:
- транспортных средств;
- транспортных коммуникаций;
- системы управления
транспортными потоками;
- технологий обеспечения готовности подсистем перевозочного процесса;
- производительности использования ресурсов, а также производственного и управленческого персонала;
- условий взаимодействия (технического, технологического, экономического, информационного, организационного, правового) транспортных систем в процессе выполнения смешанных перевозок;
- маркетинга, менеджмента и внутриотраслевой логистики транспортных предприятий;
- системы поддержания жизнедеятельности транспортных предприятий;
- информационной системы с информационно-логистическими центрами.
Слайд 343.4. Взаимодействие видов транспорта
Тесное взаимодействие различных видов транспорта является основой
эффективного функционирования единой транспортной системы страны.
Виды единства:
техническое,
технологическое,
организационное,
экономическое
правовое.
Слайд 353.5. Транспортный комплекс страны
Слайд 363.6. Единая информационная система
Информация должна быть полной, своевременной, достоверной.
Для всех
видов транспорта должны быть обеспечены специальные условия сбора, обработки, хранения,
анализа и использования информации для принятия решений.
В связи с этим, необходима система поддержки принятия решений Информационно-логистического центра транспортного узла, способного объединить различные информационные потоки на базе новых информационных технологий, использования экономико-математических методов, информационно-вычислительной техники, с участием специального подготовленного персонала.
Слайд 373.6. Единая информационная система
Создание единого информационного пространства влечёт за собой:
- сокращение
издержек на транспортировку (автоматическая оптимизация по перевозчику, маршрутам, тарифам и
т.п.);
- экономию времени на организацию перевозок;
- высокий уровень телематики, безбумажной информационной технологии;
- формирование исходных данных для последующего анализа и эффективного принятия решений при управлении большими и сложными системами.
Слайд 394.1. Министерство транспорта Российской Федерации
Минтранс России осуществляет координацию и контроль
деятельности находящихся в его ведении служб и агентств:
Федеральная служба по
надзору в сфере транспорта.
Федеральное агентство воздушного транспорта.
Федеральное дорожное агентство.
Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
Федеральное агентство морского и речного транспорта.
Федеральное агентство геодезии и картографии.
Слайд 404.2. Основы управления
транспортным производством
Управлением называется процесс, направленный на упорядоченное,
сохранение и повышение эффективности функционирования и развития системы.
Транспортное предприятие (ТП),
как система – это совокупность взаимосвязанных подразделений и служб взаимодействующих в процессе функционирования и развития.
Систему ТП можно рассматривать во взаимосвязи трех аспектов:
Экономическом
(социально-экономическом).
Производственном
(организационно-техническом).
Кибернетическом
(информационном, управленческом).
Слайд 41Функции управления
Функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль и учет, регулирование
Планирование:
прогнозирование, моделирование и программирование.
Организация: формирование структуры управления организацией, а также
обеспечение всем необходимым для ее нормального функционирования – персоналом, зданиями, оборудованием, финансовыми ресурсами и т. д. Организационная функция обеспечивает переход управляемой системы из существующего состояния в желаемое, планируемое.
Мотивация – функция управления, имеющая целью активизировать деятельность людей и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, определенных в планах. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его поведения можно эффективно воздействовать на него.
Контроль и учёт – процесс сравнения и установления соответствия фактического состояния производства с плановым состоянием.
Регулирование – процесс оперативного управления транспортным производством (оперативные планирование, организация, мотивация, контроль и учет, регулирование).
Слайд 424.3. Основные положения маркетинга, менеджмента и логистики на транспорте
Маркетинг –
это целенаправленная деятельность по изучению и завоеванию рынка.
Целью процесса маркетинга
является получение дохода.
Менеджмент - область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации, работающей в рыночных условиях путем рационального использования имеющихся ресурсов и достижения максимальной прибыли.
Целью процесса менеджмента является экстремум экономических показателей
(минимум затрат -> увеличение спроса -> увеличение дохода -> максимум прибыли).
Основным экономическим показателем предприятия является прибыль, необходимая для его развития.
Логистика – универсальная методологическая концепция, целевая функция которой общесистемное улучшение сквозных потоковых процессов в транспортной деятельности.
Целью логистики является оптимальное формирование потоков:
Материальных;
Информационных;
Финансовых.
Слайд 43С позиций общей теории управления ТЛС можно представить в виде
субъекта и объекта логистического управления, обладающих свойством синергии (совместного эффекта
взаимодействия элементов в системе), поддерживаемой комплексом обеспечивающих подсистем
4.4. Управление транспортно-логистической системой
Слайд 444.5. Критерии выбора вида транспорта и типа транспортного средства
При выборе
альтернативы обычно исходят из определенной системы критериев:
- затраты на создание и
эксплуатацию собственного парка транспортных средств (аренду, лизинг, покупка);
- затраты на оплату услуг транспортных, транспортно–экспедиционных фирм и других логистических посредников;
- затраты на использование транспортного средства требуемой грузоподъемности и вместимости, с необходимыми характеристиками двигателя (расход топлива, мощность), скоростью, проходимостью;
- затраты на обеспечение качества перевозки с использованием выбранного транспортного средства (надежность доставки, сохранность груза и т.п.).
Слайд 454.5. Критерии выбора вида транспорта и типа транспортного средства
На выбор
транспортных средств будут влиять следующие характеристики:
вес груза, объем, консистенция,
категория опасности;
количество отправляемых партий (используемый контейнер);
время доставки груза заказчику;
местонахождение пункта назначения с учетом погодных, климатических, сезонных характеристик доступности;
расстояние, на которое перевозится груз;
ценность груза (страхование);
близость расположения точки доставки к транспортным коммуникациям;
сохранность груза, невыполнение поставок;
грузовместимость транспортного средства;
тарифы перевозки и ресурсов, используемых на этапах подготовки и транспортировки груза;
выбор промежуточных пунктов взаимодействия (транспортных узлов) различных видов транспорта;
выбор коммуникаций между пунктами взаимодействия;
расход топлива;
экологичность эксплуатации транспортного средства
Слайд 464.5. Критерии выбора вида транспорта и типа транспортного средства
Для определения
основного вида транспорта выделяют шесть главных факторов, влияющих на принятие
решения:
время доставки;
стоимость перевозки;
надежность соблюдения графика доставки груза;
частота отправлений;
способность перевозить разные грузы;
способность доставить груз в любую точку территории.
Слайд 47Основные положения системы информационного обеспечения и принятия решений при управлении
транспортным производством
Информация позволяет организациям:
осуществлять контроль за текущим состоянием организации, ее
подразделений и процессов в них;
определять стратегические, тактические и оперативные цели и задачи организации;
принимать обоснованные и своевременные решения;
координировать действия подразделений в достижении целей.
Информационная система компании должна:
позволять накапливать определенный опыт и знания, обобщать их в виде формализованных процедур и алгоритмов решения;
постоянно совершенствоваться и развиваться;
быстро адаптироваться к изменениям внешней среды и новым потребностям организации;
соответствовать насущным требованиям человека, его опыту, знаниям, психологии.
Слайд 48Схема организации информационных потоков в
системах поддержки принятия решений
Слайд 514.6. Основные показатели, характеризующие работу и развитие транспортных систем
Показатели перевозочной
и погрузочно-разгрузочной работы:
объем транспортной работы (грузо- и пассажирооборот), ткм, пасскм;
объем
грузооборота, т;
объем пассажирооборота, пасс.
Объем транспортной работы (ткм) – количество транспортной продукции, произведенной за определенный период времени.
Показатели экономической эффективности и финансовые показатели:
где П - прибыль транспортного предприятия за определенный период времени (сутки, месяц, квартал, год);
Д - доход от транспортной деятельности предприятия за соответствующий период времени;
З - затраты на осуществление транспортной деятельности предприятия.
Слайд 525. Методика расчёта основных показателей транспортно-логистической системы