Слайд 1Формирование компетенций безопасного поведения подростков в работе учителя
Слайд 2Безопасное поведение и виктимология
В основе формирования компетенций безопасного поведения школьников
лежит виктимологическое просвещение.
Виктимология в узком понимании –это отрасль криминалистики,
изучающая особенности жертвы. В последние годы виктимология рассматривается как межотраслевая наука, включающая юридические, психологические, социальные и педагогические аспекты.
Виктимологическое просвещение это, по сути, информирование школьников о потенциальных угрозах их благополучию.
Слайд 3Основные понятия виктимологии
Виктимология – наука о жертве.
Виктимное поведение – поведение,
повышающее риск стать жертвой.
Виктимность – интегральное свойство личности, обусловливающее виктимное
поведение человека.
Общая виктимность – возраст, пол, социальные характеристики человека.
Специальная виктимность – среда, время, особые условия (например, состояние опьянения жертвы).
Слайд 4Виктимность несовершеннолетних в РФ
преступления и правонарушения против несовершеннолетних,
дорожно-транспортные происшествия,
техногенные катастрофы и экологические бедствия,
экстремальные развлечения,
террористические акты,
влияние
радикальных, религиозных и субкультурных групп,
аддиктивное поведение различных видов, Интернет-зависимость и др.
Слайд 5Ребенок, подросток как субъект виктимного поведения
Виктимное поведение – основная причина
происшествий с детьми и подростками.
Типология виктимного поведения:
провоцирующее,
пассивное ,
активное.
Чаще
всего у детей и подростков проявляется провоцирующее либо пассивное поведение. Активное – менее чем в четверти случаев посягательств.
Слайд 6Внешние факторы виктимности
Социальная среда - главный источник внешних факторов виктимности.
Место пребывания, время суток и года.
Микросреда общения, подростковая группа.
Семейная
виктимность: жестокое обращение в семье.
Техногенные и бытовые факторы.
Слайд 7Внутренние (психологические) факторы виктимности детей и подростков
Черты и акцентуации характера.
Потребности, интересы, внешняя и внутренняя мотивация.
Темперамент и особенности нервной
системы.
Характеристики когнитивной сферы.
Гиперопека и гипопротекция - ошибочные стили родительских отношений, формирующие виктимные черты ребенка.
Слайд 8Работа учителя по профилактике виктимности детей и подростков
Профессиональная задача педагога
- обеспечение безопасности жизни и здоровья учащихся образует основу деятельности
классного руководителя по профилактике виктимного поведения детей.
Диагностика риска виктимного поведения.
Информирование - основа профилактики.
Фронтальные формы работы: тематические классные часы, родительские собрания.
Индивидуальная работа: педагогическое консультирование детей и родителей.
Слайд 9Формирование компетенций безопасного поведения у детей и подростков
Основные типы компетенций
безопасного поведения:
Бытовые,
Социальные,
Психологические
Ребенка необходимо научить распознавать потенциальную опасность, предвидеть возможную
угрозу и адекватно действовать в сложившейся ситуации.
Слайд 10Условия эффективности формирования компетенций безопасного поведения
Учет возрастных особенностей детей и
подростков в восприятии информации.
Учет особенностей района (региона), в т.ч. криминогенной
ситуации, уровня социального напряжения, наличия специфических угроз и др.
Учет интересов детей, характерных особенностей досуга, распространенных увлечений.
Учет влияния информационной среды.
Учет этнических, религиозных, культурных особенностей контингента учащихся.
Слайд 11Работа с родителями по формированию безопасного поведения школьников: ошибки, повышающие
риск виктимности
Ошибочные стили детско-родительских отношений: гиперопека и гипопротекция.
Отсутствие внимания к
вопросам физической и социальной безопасности.
Толерантное отношение к рискованным увлечениям и особенностям поведения, которые способны вызвать зависимость (аддикцию).
Вера в мифы «народной педагогики».
Отсутствие внимания к среде общения ребенка.
Слайд 12Пространство и время как факторы виктимности
Насильственная преступность часто носит ситуационный
характер и распространена в бытовой и досуговой сферах. Это обстоятельство
обуславливает их совершение в вечернее время. 75% убийств, 80% хулиганских действий, 70% изнасилований приходятся на период от 18 до 24 часов.
Большинство нападений и значительная часть ДТП происходит из-за наличия в пространстве (особенно городском) так называемых «слепых зон).
Слайд 13Контингент насильственных преступников
Подавляющее большинство лиц, совершающих насильственные преступления, — мужчины
(90-93%).
Основной контингент насильственных преступников составляют лица молодого и среднего
возраста (до 40 лет),
Наиболее высокая криминальная активность, выражающаяся в совершении умышленных убийств и причинении тяжкого вреда здоровью характерна для возрастной группы 25 — 29 лет.
Среди лиц, совершивших изнасилование, наибольшей криминальной активностью отличается возрастная группа 16—17 лет.
Слайд 14Развратные действия в отношении несовершеннолетних
Развратные действия совершены в отношении 50,1%
потерпевших лицами, им совершенно незнакомыми; 39,4% — знакомыми; 3,0% —
родственниками; 7,5% — отцами и отчимами.
По месту совершения преступления потерпевшие распределились следующим образом:
-были развращены на улице — 40,7%;
-в своем жилище — 1,6%;
-в жилище преступника — 4,7%;
-в общем жилище потерпевшей и преступника — 13,6%;
- в других помещениях и жилищах третьих лиц — 39,4%.
Слайд 15Дорожно-транспортные происшествия с участием несовершеннолетних
Наиболее распространенные причины ДТП с участием
детей и подростков:
Переход через дорогу (в т.ч. и по «зебре»).
Катание
на велосипедах по улицам с интенсивным движением.
Активные игры в местах, где возможно появление автотранспорта (в т.ч. в так называемых жилых зонах.
Езда на скутерах («бешеная табуретка»).
Слайд 16Правила безопасного (антивиктимного) поведения
Не надевайте одежду, излишне подчеркивающую вашу фигуру,
а также избегайте дорогих украшений, если вам предстоит возвращаться домой
поздно вечером.
Избегайте малолюдных и плохо освещенных мест, пустынных скверов, на улицах держитесь подальше от стен домов: в подворотне и за углом может таиться опасность.
Слайд 17Правила безопасного (антивиктимного) поведения
Правильнее идти по улице навстречу движению: так
вы не подвергнетесь внезапному нападению из машины.
Не пользуйтесь плохо
освещенными подземными переходами.
Находясь на улице, не откровенничайте с посторонними людьми. Не давайте о себе никакой информации посторонним людям. Эта информация может быть использована против Вас.
Слайд 18Правила безопасного (антивиктимного) поведения
Не стремитесь выбрать кратчайшую дорогу домой и
избегайте безлюдных пространств. Если на Вашем пути встречаются «слепые зоны»
лучше обойти их.
Всегда придерживайтесь середины тротуара, чтобы вас не мог застать врасплох тот, кто прячется в дверном проеме, в кустах или переулке.
Если Вы оказались в лесу, в т.ч. и в темное время суток, передвигайтесь как можно тише, останавливайтесь и прислушивайтесь. Петь, свистеть и шуметь в лесу предельно опасно.
Слайд 19Правила безопасного (антивиктимного) поведения
Никогда не стойте спиной к потенциальной опасности.
По возможности стойте лицом к улице и обращайте внимание на
любые подозрительные вещи.
Находясь на улице в вечернее и ночное время, никогда не пользуйтесь наушниками, иначе вы не сможете услышать приближающиеся шаги потенциального преступника.
Наушники запросто могут стать причиной ДТП – Вы не услышите приближающийся автомобиль.
Слайд 20Правила безопасного (антивиктимного) поведения
Если вам показалось, что вас кто-то преследует,
проверьте это: меняйте темп ходьбы, перейдите несколько раз на противоположную
сторону улицы.
Если ваши подозрения подтвердились, бегите туда, где могут быть люди, установлены камеры, или просто к освещенному месту. Если преследование продолжится, зовите на помощь.
Прекрасное простое средство привлечь внимание – свисток, который уместится даже в небольшом кармане.
Слайд 21Приближается зима – сезонные факторы виктимности
Простудные и инфекционные заболевания
Обморожения
Угроза провалиться
под лед
Общее снижение жизненного тонуса на фоне сокращения светового дня
и плохой погоды
Травмы при катании с горок и на лыжах
На загородных дорогах – риск гололеда (покрытие не обработано реагентом), тормозной путь автомобиля увеличивается
Слайд 22Простые правила безопасности
«Будь готов!» – девиз скаутов, ставший в свое
время и девизом пионеров СССР – правильный девиз, по сути
отражающий компетентность школьника в вопросах собственной безопасности.
«Наблюдай!» – простой глагол, но суть его в осознанном и внимательном восприятии реальности, позволяющем заметить то, что люди не всегда видят.
Еще один проверенный временем девиз, тысячи раз помогавший детям и подростками в случае столкновения с угрозой, даже во время войны – «Прячься и убегай!».
Слайд 23Да не покинет нас чувство меры!
Формирование компетенций безопасного поведения у
ребенка не должно превратиться в запугивание.
Современный мир таит в
себе много угроз, но к счастью, в глазах большинства детей, мир прекрасен и интересен.
Профессионализм педагога проявляется во многих гранях его труда, в том числе и в чувстве меры.
Не следует изображать мир как скопище угроз, страшилок и чудовищ – это способно деформировать развитие ребенка куда сильнее, чем любые опасности.
Слайд 24Интернет источники
http://knigafund.ru.tags/2185 Электронные книги и учебники по виктимологии.
http://victimo.ru/ Официальный сайт
научно-практического журнала «Виктимология».
Слайд 25Литература
. Абрамов В.В. Безопасность жизнедеятельности. 2-е изд., испр и доп.
– М., 2013.
2.Варчук Т.В. , Вишневецкая К.В. Виктимология. Учеб.пособие. –
М.: Юнити-Диана, 2015.
3. Гаджиева А.А. Виктимология. Учеб.пособие: курс лекций.- Махачкала: ДГУНХ, 2016.
4. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2013.
Слайд 26
Благодарим Вас за внимание!
Искренне желаем безопасности Вам и Вашим детям!