Слайд 1Работа на тему
«Ракурс. Перспектива.»
выполнила
Чернышёва Э.А.
проверил Картвелишвили В.М.
Слайд 2Ракурс — это угол зрения, под которым рассматривается ситуация.
Неожиданная точка
зрения позволяет увидеть вещи в новом свете.
Мы
узнаём предметы только со значительного расстояния. Если же они слишком близко, целостность восприятия нарушается, вещи становятся неузнаваемыми. Системные, эмерджентные, свойства возникают только при взгляде с некоторого расстояния в определенном ракурсе. Точно так же мы иногда теряемся в непосредственной близости от событий. Мы не в силах выделить паттерн, понять смысл происходящего. Узнавание и понимание требуют некоторого отдаления от события во времени, взгляда в определенной перспективе.
Необычный ракурс открывает нечто новое даже в очень знакомых вещах.
Слайд 3 То, что мы позволяем себе видеть, формирует
наши ментальные
модели. Они, в свою очередь, определяют
и ограничивают нам поле зрения, а ограниченное видение усиливает наши ментальные модели — так возникает механизм усиливающей обратной связи.
Мы видим то, что ожидаем увидеть. Наше видение мира определяет способ мышления. Так возникает ограничивающая нас модель мира.
Системное мышление позволяет видеть мир в ином ракурсе. Оно обращает внимание на взаимосвязь событий, на то, как из их взаимодействия возникает нечто большее и целое. При этом фундаментальный принцип системного мышления заключается в том, чтобы видеть события в самых разных ракурсах. Это очень важно, потому что мир неизмеримо богаче любого нашего представления о нем, и чем больше различных углов зрения, тем полнее понимание.
ПРОСТРАНСТВЕННОЕ, ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ.
ВЕРТИКАЛЬНОЕ
И МНОГОМЕРНОЕ МЫШЛЕНИЕ.
Слайд 4 Многообразие ракурсов расширяет набор и охват наших
ментальных моделей, а это дает возможность видеть различные аспекты явлений,
так что устанавливается механизм усиливающей обратной связи, обогащающей нашу модель мира.
Что мешает нам постоянно видеть мир в разных ракурсах и учиться на этом? Во-первых, боязнь признать ограниченность своих взглядов. Ошибки, неудачи — не очень приятная вещь.
Люди порой долгое время как будто не замечают их (иными словами, устанавливают слишком высокий порог), прежде чем начинают сомневаться в правильности своих представлений о ситуации (т.е. своих ментальных моделей).
Во-вторых, нам мешает результат проявления одной из распространенных ментальных моделей — убежденности в том, что наши намерения оправдывают то, что мы делаем. Это ведет к тому, что человек продолжает повторять одни и те же действия и если получает нежелательный эффект, то оправдывается тем, что вовсе не хотел, чтобы так вышло...
В-третьих, — и это самое важное — нам мешает отсутствие любознательности, т.е. такого состояния ума, которое выводит обладающих им за пределы ментальных моделей и ставит последние под вопрос. Если мы любознательны, если пытаемся выяснить, как и почему что-то происходит (или не происходит), то наши ментальные модели будут лучше реагировать на обратную связь, станут более гибкими.
Слайд 6
Любознательность порождает многообразие аспектов
рассмотрения, богатство ракурсов. Не существует ошибочных углов зрения, есть такие,
которые кажутся нам полезными, и другие, в которых мы не видим толку. А полезность — это личное, оценочное суждение, основанное на прежнем опыте. Поэтому стоит проявлять любознательность по отношению ко всему, что помогает формированию новых представлений. Способность к творчеству и разные виды интеллекта предполагают умение видеть предметы и явления в разнообразных ракурсах и, соответственно, получать различные виды обратной связи.
Системное мышление рассматривает ситуации и наши представления о них как единое целое. Мы не увидим их таким образом, если не посмотрим на них со стороны, не отступим назад, чтобы охватить взглядом все закономерности, паттерны. Другой путь — сконструировать целостную картину происходящего на основании рассмотрения ситуации в разных ракурсах. Тогда мы сможем получить ее объемное видение, так же как пара глаз дает нам способность пространственного зрения.
Слайд 7 Есть два принципиально разных подхода ко всему
на свете, условно именуемые объективный и субъективный. Объективный подход предполагает
взгляд на вещи извне, его обычно отождествляют с ≪правильным≫. Субъективный подход означает взгляд изнутри и считается менее достоверным. (Если вам скажут по поводу какого-то суждения, что это ≪ваша субъективная точка зрения≫, то обычно подразумевается, что ее не собираются принимать во внимание.)
Рассмотрим эти два подхода в терминах системного мышления, не связывая себя предвзятыми оценочными суждениями.
Подходить объективно — значит смотреть на систему снаружи.
Подходить субъективно — значит смотреть на систему изнутри.
Системное мышление использует оба подхода.
Взгляд изнутри или извне
Слайд 8 В конечном счете, полная объективность невозможна,
потому что мы не можем быть вне системы, частью которой
являемся, иначе нас бы не существовало. Полная объективность нереальна, потому что отсутствует наблюдатель, который мог бы рассказать нам о виденном. Так что субъективность и объективность подхода зависят от того, как вы определяете границы рассматриваемой системы.
Наука пытается быть предельно объективной, но и там нужен наблюдатель; даже квантовая физика упирается в то, что из ее уравнений невозможно его убрать. Наблюдатель влияет на исход эксперимента.
Наука на самом деле ничего не доказывает. Она только выдвигает предположения и проверяет их. Научное знание представляет собой набор постоянно обновляемых рабочих гипотез относительно свойств нашего мира. Наука чрезвычайно важна: она дает нам знания, понимание, повышает качество жизни, но при этом охватывает не все. Многое просто не может быть научно подтверждено. Это либо представления, ошибочность которых доказать невозможно (скажем, религиозные), либо — явления, которые не удается достаточно надежно изолировать от системы. Это значит, что мы не можем контролировать значения всех переменных, так что данные явления не могут быть предметом научного анализа. Сложные системы, такие как человеческие отношения или общество, обладают динамической сложностью, которую наука не в состоянии объяснить.
ОБЪЕКТИВНЫЙ ПОДХОД
Слайд 9СУБЪЕКТИВНЫЙ ПОДХОД
Взгляд на ситуацию ≪изнутри≫, или субъективный подход, дает нашему
опыту непосредственность и истинность. Личный опыт бывает иллюзорен (что это
было — тень, призрак, НЛО или солнечный луч отразился в облаках?), и для проверки мы сопоставляем его с опытом других; при этом не ждем, что наука подтвердит или опровергнет его, и не ищем объективности.
Полезно различать два вида субъективности.
Ваша собственная субъективность. Каким предстает мир, проходя через ваши личные фильтры — интересы, ум и тело. Задумайтесь на минуту над чем-нибудь, имеющим для вас большое значение. Это ваша точка зрения, личный опыт, не просто идея, а живая, пульсирующая реальность.
Субъективность другого человека. Она предполагает скачок воображения, попытку ≪влезть в шкуру≫ другого, мыслить и чувствовать как он. Это не истолкование и не суждение о том, как он чувствует, а честная попытка на минутку ≪стать им≫. В этом второй смысл выражения ≪быть субъективным≫.
Представить себя на чьем-то месте, взглянуть на мир его глазами — это очень важно. Все, что вы делаете, влияет на других, и следует знать, как это выглядит с их точки зрения.
Слайд 10Трудно изменить систему изнутри, опираясь только на субъективное понимание. Чтобы
оценить, смогут ли наши действия дать нужный эффект, следует видеть
картину в целом. Но и одного объективного подхода недостаточно, потому что он не учитывает субъективного значения вопросов и их важности для участников.
Вот почему политические решения, принимаемые с наилучшими намерениями и нацеленные на общее благо, часто сталкиваются с противодействием на местах.
Слайд 12Учиться — значит изменять себя, ориентируясь на обратную связь, поступающую
к нам в результате наших действий.
• Мы учимся с помощью
всего, что мы делаем.
• Обучение реализуется в контуре балансирующей обратной связи. Вы действуете, воспринимаете результаты своих действий и исходя из них принимаете решение о дальнейших действиях. При этом вы всегда помните об их цели.
Обучение
Слайд 13ПРОСТОЕ ОБУЧЕНИЕ
Простое обучение, или обучение первого порядка, или адаптивное обучение,
заключается в том, чтобы, ориентируясь на сигналы обратной связи, приближаться
к своей цели. Есть две разновидности простого обучения, при которых:
— используется обратная связь, поступающая в данный конкретный момент;
— полученная обратная связь используется со временем, т.е. для того, чтобы лучше действовать в следующий раз. Иными словами, обратная связь охватывает серию действий, разворачивающихся во времени.
Слайд 14ПОРОЖДАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
• Порождающее обучение, или обучение с использованием двух контуров
обратной связи, - то, при котором в одном из контуров
начинают изменяться наши ментальные модели.
• Порождающее обучение способно как усиливать ментальные модели, так и ставить их под сомнение.
Слайд 15ЧТО МЕШАЕТ НАМ УЧИТЬСЯ?
• Вычеркивание части информации.
• Динамическая сложность.
• Ограничивающие
ментальные модели.
• Трудности измерения обратной связи.
• Смешение понятий точности и
достоверности.
• Установление слишком низкого или слишком высокого порога реакции.
• Игнорирование того, что мы чувствуем.
• Неумение задавать вопросы.