Слайд 2План лекции
Общее представление о болезнях нервной системы
Основные неврологические синдромы: синдром
двигательных и чувствительных расстройств, нарушений ВНС, синдромы нарушений высших корковых
функций: агнозия, апраксия, афазия.
Болезни нервной системы: наследственно-органические заболевания, инфекционные, травматические, интоксикационные, ДЦП.
Учение о высшей нервной деятельности.
Понятие о сигнальных системах.
Слайд 3Общее представление о болезнях
нервной системы
Нейроонкология
Сосудистые заболевания НС
Травматические
Инфекционные заболевания НС
Токсические
заболевания НС
Врожденные дефекты развития и обмена веществ
Дегенеративные и дистрофические заболевания
Соматоневрология
Нейроэндокринология
Слайд 4Типы течения заболеваний нервной системы
Острые и хронические заболевания
Прогредиентное течение (прогрессирующее)
Регредиентное
Ремиттирующее
Слайд 5Основные неврологические синдромы
Синдром двигательных расстройств
Синдром чувствительных расстройств
Вегетативные расстройства
Нарушения высшей нервной
деятельности
Слайд 6Синдром двигательных нарушений
Мышечный тонус
Спонтанные движения
Пассивные движения
Синкинезии
Мимика
Гиперкинезы
Припадки
Рефлексы
Слайд 7Моторные и сенсорные зоны коры головного мозга
Слайд 8Мышечный тонус
Расположение частей тела, поза
Нормальный мышечный тонус (физиологический)
Низкий мышечный тонус
(мышечная гипотония)
Высокий пирамидный мышечный тонус (мышечная гипертония) – тип «складного
ножа»
Экстрапирамидный тонус (тип «зубчатого колеса»)
Слайд 9Спонтанные движения
Объем (параличи, парезы)
Быстрота ( дискоординация)
Интенсивность (плавность)
Симметричность (гемитип, градиенты)
Темп движений
(зависимость от типа пареза – центральный или периферический)
Слайд 10Пассивные движения
Степень подвижности суставов
Сопротивляемость прилагаемой силе
Ограничение объема движений (гипомобильность)
Увеличение объема
движений (гипермобильность)
Слайд 11Синкинезии
Безусловные физиологические рефлексы периода новорожденности (Моро, лабиринтный тонический, Переса и
т.д.)
Патологические рефлексы – хватательный Янишевского, рефлекс тройного сгибания и т.д.
Слайд 12Мимика
Бедность движений (гипомимия)
Отсутствие движений (амимия)
Навязчивости (моргания, подергивания, гиперкинезы)
Слайд 13Гиперкинезы
Атетоз
Миоклония
Торсионная дистония
Хорея
Гемибализм
Тремор
Слайд 14Припадки (пароксизмальные расстройства сознания)
Общие (генерализованные) – судорожные (клонические, тонические, тонико-клонические),
бессудорожные
Локальные (фокальные, парциальные)
Абсансы
Моторные, сенсорные, вегетативные
Мономорфные
Полиморфные
Слайд 15Рефлексы
Норморефлексия
Гипорефлексия
Гиперрефлексия
Арефлексия
Рефлексы физиологические и патологические
Слайд 16Синдромы чувствительных нарушений
Поверхностные виды чувствительности (тактильная, болевая, температурная)
Глубокие виды чувствительности
(вибрационная, суставно-мышечная, дискриминантная, пространственная)
Гипоестезия
Гиперестезия
Гиперпатия
Слайд 17Синдромы вегетативных расстройств
Церебральные (надсегментарные) нарушения
Периферические (сегментарные) нарушения
Сочетанные вегетативные нарушения
Слайд 18Церебральные вегетативные расстройства
Синдром вегетативной дистонии
Нейроэндокриннообменный синдром
Нарушение терморегуляции
Вегетативно-эмоциональный синдром
Гипоталамический синдром
Мигрень
Нейрогенные обмороки
Болезнь
Рейно
Эритромелалгия
Слайд 19Периферические вегетативные расстройства
Патология вегетативных нейронов и аксонов с генерализованными и
локальными расстройствами (сегментарными)
Синдром прогрессирующей вегетативной недостаточности (первичный –ПВП с сист.
атрофиями, семейная дизавтономия, вторичный – при заболеваниях)
Слайд 20Учение о высшей нервной деятельности
Учение И.П.Павлова – естественнонаучное доказательство
правильности положения философии об отражательной природе сознания
Учение И.П.Павлова – объективный
метод исследования высших функций головного мозга
Рефлекторная теория, принципы структурности, причинности и единства анализа и синтеза
Слайд 21Сложная деятельность мозга
Метод условных рефлексов
Электрофизиология
Биохимические исследования
Психологические исследования
Слайд 22Состояние высшей нервной деятельности (4 типа)
Гиппократ: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический
И.П.Павлов:
сильный безудержный, сильный уравновешанный подвижный, сильный инертный, слабый
И.П.Павлов: 96 вариаций
Слайд 23Что отличает человека от животного ?
И.М. Сеченов: Все акты сознательной
и бессознательной жизни по способу своего происхождения суть рефлексы
И.П.Павлов –
концепция о двух сигнальных системах
Первая сигнальная система – условнорефлекторная деятельность
Вторая сигнальная система – вербальная деятельность
Слайд 24И.П. Павлов:
Речевые сигналы « представляют собой отвлечение от действительности и
допускают обобщение, что и составляет наше личное, специально человеческое высшее
мышление, создающее сперва общечеловеческий эмпиризм, а, наконец, и науку – орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом»
Слайд 25Концепция человеческих типов
(соотношение 2-х сигнальных систем) по И.П.Павлову
Художественный тип ВНД
– 1 СС (конкретность, образность мышления, яркость представлений, фантазийность)
Мыслительный тип
ВНД – 2 СС (наклонность к обобщениям, отвлеченность, аналитичность)
Средний тип ВНД – сочетание обеих сигнальных систем (1 и 2 СС)
Слайд 26Синдромы нарушений высших корковых функций
Агнозия
Апраксия
Афазия
Слайд 27Агнозия
Отсутствие понимания, узнавания воспринимаемых объектов
Зрительная агнозия
Тактильная агнозия
Акустическая агнозия
Аутоагнозия
Соматотопагнозия
Слайд 28Зрительная агнозия
Зрение сохранено, нет узнавания предметов
Утрачено представление о значении отдельных
частей предмета
При тактильном восприятии (ощупывании) пациент дает точное определение предмета
Места
поражения – вторичные зрительные поля 18 и 19 по Бродману
Слайд 29Тактильная агнозия
Неспособность узнавать знакомый предмет путем ощупывания
Место поражения – левая
теменная доля
Слайд 30Акустическая агнозия
Неузнавание знакомых звуков
Неузнавание знакомых шумов (голоса животных, свист ветра,
музыкальные тоны)
Сенсорная афазия входит в эту же группу
Область поражения -
слуховой центр Вернике (поле 22 по Бродману)
Слайд 31Аутоагнозия или Соматотопагнозия
Неспособность ориентироваться в частях собственного тела
Слайд 32Апраксия
Расстройство целенапрвленных действий
Невозможность осуществления обыденных актов – зажечь спичку, почистить
зубы, постелить постель
Очаг поражения – левая нижняя теменная долька, поля
39 и 40 по Бродману
Слайд 34Афазия – расстройство речи
Моторная афазия - нарушено словообразование
Сенсорная афазия –
нарушено понимание обращенной речи
Смешанная афазия (моторно-сенсорная)
Амнестическая афазия – нарушены воспоминания
слов (частей речи)
Семантическая афазия – нарушено понимание фразовой речи («брат отца» и «отец брата»)
Слайд 35Наследственно-органические заболевания
Синдром Лоренса – Муна – Барде - Бидля
Умственная
отсталость
Пигментная ретинопатия
Гипогенитализм
Спастическая параплегия
Ожирение
Полидактилия
Слайд 36Травматические заболевания
Родовая травма
Сотрясение головного мозга
Ушиб головного мозга
Сдавление головного мозга
Слайд 37Инфекционные заболевания
Энцефалиты
Менингиты
Миелиты
Полирадикулоневриты
Невриты и невропатии
Энцефаломиелиты
Энцефаломиелополирадикулоневриты
Слайд 38МЕНИНГИТЫ
Бактериальные
Вирусные
Протозойный
Серозные
Гнойные
Геморрагические
Инфекционно-аллергические
Слайд 39Токсические заболевания
Лекарственные препараты
Бытовые и с/х химикаты
Растительные и животные яды
Алкоголь, наркотики
Клиника: кома, интоксикация, психозы, энцефалопатия, судороги, полиневропатии
70% всех бытовых отравлений
– дети
75% - дети до 3-х лет
Слайд 40Cосудистые заболевания головного мозга
Слайд 41Сосудистые заболевания головного и спинного мозга
Инсульт головного или спинного мозга
Инсульт:
ишемический (инфаркт мозга), геморрагический (кровоизлияние в мозг)
Ишемический инсульт (НПНКМ, ПНМК,
1, 2, 3 степень)
Ишемический инсульт: эмболический, атеротромботический, нетромботический, гемодинамический и т.д.
Слайд 42ДЦП
Полиэтиологическое заболевание, возникающее вследствие поражения головного мозга внутриутробно, во время
родов или в раннем послеродовом периоде, проявляющееся двигательными расстройствами в
сочетании с изменениями психики, речи, зрения, слуха, судорожными и бессудорожными припадками (2- 4 на 1000)
Слайд 43ДЦП
Гетерогенная группа непрогрессирующих рано пявляющихся двигательных нарушений, которые обусловлены поражением
незрелого мозга, возникающие по неизвестным или известным причинам
Слайд 44Классификация ДЦП
Спастическая форма (гемиплегия 30%, квадриплегия 5%, диплегия 30%)
Дискинетическая форма
(20%)
Атактическая форма (15%)
Слайд 45Проблемы ДЦП
Замедление умственного развития (2/3 больных)
Трудности с обучением
Офтальмопатология
Ослабление слуха
Трудности при
общении
Припадки (1/3 больных)
Задержка развития
Трудности с приемом пищи
Желудочно-пищеводный рефлюкс
Отклонения в поведении
и расстройства эмоциональной сферы (гиперактивность, дефицит внимания, депрессии)