Слайд 1Преемственность коррекционно-воспитательной работы дошкольного учреждения и начальной школы для детей
с нарушениями речи
Слайд 2Преемственность - это содержательная двухсторонняя связь, предполагающая, с одной стороны
направленность воспитательно-образовательной работы детского сада на те требования, которые будут
предъявлены детям в школе, с другой стороны опору учителям на достигнутый дошкольный уровень развития, на знания, опыт детей и использование этого в учебно-воспитательном процессе школы.
Слайд 3Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования детей с НР
рассматривается как связь и согласованность целей , задач , содержания,
методов, форм организации, обеспечивающих эффективное речевое развитие ребенка , его успешное воспитание и обучение.
Слайд 4Значение преемственности:
преемственность создает условия для реализации в педагогическом процессе ДОУ
и школы единой системы воспитания и обучения;
способствует сближению условий воспитания
и обучения дошкольников с ТНР и младших школьников и благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.
Слайд 5Общая готовность к школе:
выражается в достижении ребенком такого уровня физического,
умственного, нравственного и эстетического развития, который создает необходимую основу для
его активного вхождения в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала
Слайд 6Специальная готовность к школе:
определяется наличием у ребенка специальных ЗУН (знаний
, умений, навыков), которые необходимы для изучения ряда учебных предметов.
Исследователи
отмечают: общая готовность имеет большее значение, чем специальная.
Слайд 7Отличительной особенностью преемственности в образовании детей с ТНР дошкольного и
школьного возраста является организация работы на основе единства диагностики и
коррекции, сотрудничества в слаженной работе специалистов.
Слайд 8С проблемой готовности к школьному обучению взаимосвязана проблема адаптации ребенка.
Для общей оценки уровня адаптации 1-классников используются следующие показатели:
физиологический(показывает на
сколько организм приспосабливается к новому режиму, нагрузкам) ;
деятельностный ( характеризует успешность усвоения программы обучения);
эмоциональный (отражает, какие эмоции , настроения испытывает ребенок во время учебного процесса , в общении с учителем , одноклассниками);
мотивационный (показывает, какова ведущая мотивация ребенка : учебная, игровая, трудовая и атрибутивная).
Слайд 9Основные проблемы при подготовке ребенка с НР к школе:
выявление речевой
готовности ребенка к начальному обучению в школе;
нерезко выраженные нарушения речи
у дошкольников, которые в возрасте 9-12 лет усугубляются;
тенденция к раннему обучению детей с НР чтению и письму без учета уровня их речевого и психологического развития;
дублирование в ДОУ содержания , методов и форм школьного обучения.
Слайд 10Задачи реализация которых создаст условия для действенной преемственности:
согласование целей и
задач воспитания, обучения и развитие детей на дошкольном и школьном
уровнях;
разработка общих подходов и требований к организации воспитательно-образовательного процесса;
соблюдение общих принципов построения применяемых технологий и методик;
определение содержания и форм работы с детьми по подготовке к школе , не посещающих дошкольное учреждение
создание оптимальных санитарно-гигиенических и психолого-педагогических условий для полноценного психофизического развития 6-7 летних детей, обучающихся в первых классах начальной школы;
организация различных форм содействия семье в формировании личности ребенка при подготовке к школе , осуществление педагогического сотрудничества детского сада , семьи и школы ;
согласование действий психологических, методических и социальных служб дошкольного и начального образования.
Слайд 11Доминирующие формы работы с детьми в дошкольном , начальном и
среднем звене общего образования
Слайд 12В рамках программы по годовому плану преемственности между дошкольным учреждением
и школой существует комплекс мероприятий, реализуемых по следующим направлениям:
Диагностическое направление;
Коррекционное
направление;
Методическое направление;
Слайд 13Диагностическое направление:
ежегодно учителем-дефектологом детского сада проводится углубленное изучение интеллектуального м
речевого развития детей с целью построения программы дальнейшего обучения и
воспитания.
с 1 по 15 сентября в рамках обследования заполняется диагностическая карта на каждого ребенка, посещающего ДУ . В ней отражается динамика развития познавательных процессов и речи ребенка за весь период его пребывания в группе для детей с ТНР.
при поступлении ребенка в школу в случае если он зачисляется на пункт коррекционно-педагогической помощи, его диагностическая карте передается школьному учителю-дефектологу, чтобы он мог видеть какова динамика развития ребенка за период дошкольного обучения , построить план дальнейших коррекционных мероприятий с учетом предшествующей работы.
педагог-психолог ДУ ежегодно в начале и в конце учебного года проводит психолого-педагогическое обследование для определения уровня готовности детей 6-7 лет к школьному обучению.
Слайд 14Коррекционное направление :
важна правильно организованная система коррекционной работы. (для
достаточного уровня готовности ребенка к школьному обучению и для его
успешной адаптации)
учителями-дефектологами ДУ и СШ осуществляется совместное составление плана дальнейшей коррекционной работы на каждого ребенка , определение основных направлений работы с ним.
Слайд 15Методическое направление:
Осуществлению общих подходов и требований к организации образовательно-воспитательного процесса
в ДУ и школе способствует проведение следующих форм взаимосвязи специалистов:
проведение
совместных методических объединений, круглых столов, семинаров-практикумов.
«дни открытых дверей» в дет. саду и школе;
взаимопосещение занятий учителями-дефектологами в ДУ и школе.
взаимные консультации для учителей-дефектологов и воспитателей ДУ.
Слайд 161. принцип открытости образовательных перспектив для дошкольников с ТНР;
2.
принцип равных возможностей развития (предполагает обязанность обеспечения всех детей
равными со сверстниками возможностями в развитии психической деятельности);
3. принцип эффективной педагогической организации жизнедеятельности дошкольников;
4. принцип «здесь и сейчас» на занятии все внимание ребенка должно быть сосредоточено на конкретно рассматриваемой ситуации, что способствует наиболее адекватному и прочному овладению материалом;
5. принцип учета системогенеза ,то есть понимание того , что симптомы возникают не сразу, а имеют определенную возрастную динамику;
Основные принципы коррекционной работы , с учетом которых организуется и осуществляется взаимодействие учителей-дефектологов ДУ и школы:
продолжение
Слайд 176. принцип прогнозирования (возможные положительные изменения в психическом развитии
ребенка под воздействием коррекционно-педагогических занятий;
7. принцип системного изучения ребенка;
8.
принцип равноправного партнерства с семьей ;
9. принцип личностно-ориентированного подхода;
10. принцип социально-адаптирующей направленности коррекционно-развивающей работы;
11. принцип раннего воздействия на РН ;
12. принцип учета социальных отношений.
Слайд 18Пути осуществления преемственности:
1. информационно-просветительский аспект – взаимное ознакомление с задачами
учебно-воспитательной работы.
2. методический аспект – взаимное ознакомление с методами и
формами учебно-воспитательной работы в старшей, подготовительной группах и 1 классах школы.
3. практический аспект – выражается с одной стороны в предварительном знакомстве с будущими учениками, с другой – в курировании бывших воспитанников во время их обучении в 1 классе школы.
Слайд 19Литература:
asaliva.by
Клезович О.В. «Преемственность между специальным дошкольным учреждением и школой: организационно-содержательный
аспект»
Махно Ю.В. «Организация и осуществление преемственности в работе специального
дошкольного учреждения и школы»
Лукьянова Л.А. «Преемственность в образовании детей с ТНР дошкольного и младшего школьного возраста»
2. Г.В. Чиркина «Проблемы обеспечения преемственности между дошкольным и начальным образованием детей с НР»
3. http://praduga.sitecity.ru
4. Панферова И.В., учитель-логопед;
Филиппова Л.Н., учитель-логопед;
Кулаковская В.И., канд. психол. наук, педагог-психолог МДОУ № 866, г. Мытищи Московской обл.«Преемственность в работе логопеда и других специалистов ДОУ»