Слайд 1Античная живопись
Фаюмские портреты
Помпейские фрески
Слайд 2Древние греки занимались живописью, но почти ничего из их творений
не сохранилось.
Роспись в гробнице Казанлыка свидетельствует, что греки уже
в 4 в. до н.э. знали, как создать объемное изображение с помощью светотени и тонких цветовых переходов.
Слайд 3Женщина, рисующая картину (фреска, найденная в Помпеях). 50-79 гг.
Исторический
музей Неаполя
Слайд 4Рим завоевал Египет незадолго до рождения Христа. На его территории
обосновалась римская аристократия. А вместе с ней и многие традиции:
римская одежда, римские прически … и живопись.
Произошло невероятное сплетение традиций.
Римляне стали практиковать погребальный ритуал в виде мумифицирования. Но вместо египетской маски стали создавать портреты. Так началась история фаюмского портрета.
Слайд 5В Москве в музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина хранится
погребальная пелена, которая наглядно демонстрирует смешение египетской и греко-римской традиции.
Погребальная
пелена молодого мужчины. II век н.э.
Слайд 6На фаюмских портретах мы видим людей, которые жили 2000 лет
назад.
Всего в Египте найдено около 900 таких портретов. И все
они уникальны, так как каждый из них – это портрет конкретного человека.
Слайд 7Фаюмские портреты создавались для ритуала погребения и помещались на саркофаг
в районе головы.
То есть с самого начала ни художник, ни
заказчик не думали о том, какое впечатление их портрет произведёт на потомков. Его должны были увидеть лишь боги. Это что-то типа паспорта для прохода в мир иной.
Портрет Артемидора. 2 в. Британский музей
Слайд 8Эти портреты очень жизненны. Особенно ранние портреты 1-2 веков нашей
эры.
В то время их писали в основном восковыми красками.
Поверхность
получалась пастозной, мазки были хорошо различимы.
Слайд 9ЭНКАУСТИКА – техника живописи красками на основе воска
Слайд 11Фрески Помпей
Это фрески, найденные в Помпеях, Геркулануме, Стабиях, Оплонтисе,
Боскореале, в городах, разделивших судьбу Помпей и погибших при извержении
Везувия в 79 году. Сейчас в раскопанных городах фресок почти не осталось – они были сняты со стен и переправлены в музеи – по большей части в Национальный археологический музей в Неаполе.
Слайд 12Удивительно, что в те далекие века уже знали все возможные
жанры живописи: исторические и мифологические картины, бытовые сцены и аллегории,
портрет , пейзажи и натюрморты.
Но, вероятно, самая известная из помпейских фресок — это круглый медальон «Портрет молодой девушки», или «Портрет поэтессы» (I век, 37×38 см)
Слайд 13В Помпеях встречаются парные портреты с изображением мужа и жены.
Странным может показаться то, что жена на семейном портрете часто
держит стилос и табличку для письма. Город сочинительниц? Вряд ли. Атрибуты вовсе не указывают на литературный дар супруги: она просто грамотная домохозяйка. Девушек из хороших семей обязательно учили писать и считать, чтобы они могла вести хозяйство и подсчитывать расходы. Поэтому табличка и стилос на портрете, скорее, отсылают к домашней бухгалтерии.
Слайд 14Античное фресковое искусство имело в своем развитии несколько фаз. Классификацией
фресок в Помпеях занимался немецкий ученый Август Мау, переехавший в
Италию в 1872 году. Он выделил 4 стиля помпейских фресок.
1 стиль – «инкрустационный» — был распространен в 200-80 гг. до н.э.
В это время стены домов в Помпеях принято было облицовывать рустом, камнем с необработанной поверхностью, украшать лепниной, а также делать вставки из мрамора или имитировать мраморную поверхность с помощью рисунка.
На смену ему пришел 2 стиль – «архитектурно-перспективный». Мода на этот стиль продержалась почти век – с 80-х гг до н.э. до 15 г. н.э. Стены жилищ в это время украшались рисунками с изображением колонн, окон, соседних зданий и — уходящего вдаль пейзажа. Впоследствии композицию стали дополнять фигурами людей, сценами на фоне пейзажа.
Слайд 19Фреска из Боскореале 40 г. до н.э.
Слайд 223 стиль – «орнаментальный», или «канделябрный», или «египетский» — начался
в 15 г. и закончился в 62 г. Колонны и
прочие детали строений сменились легким орнаментом (как элемент орнамента в это время часто использовались канделябры). Также были распространены длинные гирлянды из листьев и цветов. Иногда в центре стены, украшенной орнаментом, помещалась небольшая картина.
Слайд 24В 30 г. до н.э. в состав Римской империи вошел
Египет, и влияние египетского искусства нашло отражение и в фресковой
живописи Помпей: стены жилищ украсились изображением сфинксов, цветов лотоса, цапель, зимородков, египетских богов.
В 62 году Везувий сделал предупреждающее землетрясение. Многие жилища в Помпеях пострадали, но люди, вместо того, чтобы перебираться на новое место, восстановили поврежденные дома и расписали стены по новой моде.
Так возник 4 помпейский стиль, просуществовавший до 79 года — до «окончательного» землетрясения.
4 стиль называют «фантастическим», или «иллюзорным». В нем присутствуют элементы 2-го и 3-го стилей. Как правило, на фресках изображены мифологические сцены на фоне фантастических, условных строений, гротескных пейзажей, создающих впечатление декораций и театрального действия.
Слайд 28Дом Веттиев, Помпеи
Амуры-ювелиры. Фреска из обеденного зала дома Веттиев, Помпеи,
60—79 гг.
Слайд 29Храм Исиды в Помпеях
Исида — одна из самых почитаемых богинь
древнего Египта, жена бога Осириса, богиня-мать Вселенной.
Ее культ был
широко распространен в греко-римском мире — во многих античных городах были построены храмы в честь богини, ставшей символом материнства и плодородия (ее прообраз в греческой мифологии — богиня Деметра).
Священнодействие. Собравшиеся внимают священнику. Цапля, или птица Бенну, в египетской мифологии олицетворяет бога вечного возрождения (в картине 4 цапли). По одной версии Бенну — душа бога Ра, по другой — птица вылетела из сердца Осириса.
Слайд 32Персей освобождает Андромеду. Фреска найдена на вилле Диоскуров в Помпеях,
написана в 62-79 годах,
4 стиль