Разделы презентаций


Нейропсихологический подход в сопровождении обучения младших школьников

Содержание

Растить здоровых детей - это подлинное искусство, которое приходится совершенствовать всю жизнь.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Нейропсихологический подход в сопровождении обучения младших школьников педагог-психолог МБОУ СОШ№45 САФРОНОВА ЛАРИСА

ВИКТОРОВНА 8-987-555-46-38

Нейропсихологический подход в сопровождении обучения младших школьников  педагог-психолог МБОУ СОШ№45 САФРОНОВА ЛАРИСА ВИКТОРОВНА 8-987-555-46-38

Слайд 2Растить здоровых детей - это подлинное искусство, которое приходится совершенствовать

всю жизнь.

Растить здоровых детей - это подлинное искусство, которое приходится совершенствовать всю жизнь.

Слайд 3ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
заметное

увеличение количества детей с отклонениями в психическом развитии, испытывающих трудности

в усвоении и освоении школьных программ;
увеличение вероятности перерастания неуспехов в обучении в хроническую неуспеваемость;
неуспехи в школе часто формируют у них негативное отношение к учебе, затрудняют общение с окружающими;
состояние длительной школьной неуспешности способствует формированию девиантных форм поведения, социальной дезадаптации детей в целом;
85% детей, рожденных после 1991 года, имеют нейропсихологические проблемы из-за стволовых изменений мозг. Мозг таких детей работает за счет компенсаторных механизмов.
ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И  НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ  В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙзаметное увеличение количества детей с

Слайд 4ФАКТОРЫ СНИЖЕНИЯ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Всемирная организация здравоохранения связывает факт снижения успешности

обучения в школе:
с ухудшением общих условий жизни, экологией природной

и социальной,
большая увлеченность компьютерными играми,
инфекции, алкоголь, наркотики, курение,
недифференцированный подход к обучению,
завышенные требования школьного образования,
нейробиологические причины,
раннее обучение детей.

Установлено, что около 25% первоклассников не готовы к школьному обучению, у 30— 64% детей выявляется функциональная незрелость без признаков умственной отсталости.

ФАКТОРЫ СНИЖЕНИЯ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯВсемирная организация здравоохранения связывает факт снижения успешности обучения в школе: с ухудшением общих условий

Слайд 5ФАКТОРЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ЗАКРЕПОЩЕНИЯ

Факторы:
режим традиционной сидячей позы;
отчуждение органов чувств;
книжные технологии

познания вместо сенсорно-стимулъных;

программно-скоростные установки в усвоении техники письма и

чтения на фоне незрелости правополушарной образной сферы;
замена импульсно-нажимного письма перьевой ручкой на безотрывное письмо шариковой;
замена парт с наклонной рабочей поверхностью на столы с горизонтальной поверхностью;
электролампового освещения на мерцающее люминесцентное и т.д.
ФАКТОРЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ЗАКРЕПОЩЕНИЯФакторы: режим традиционной сидячей позы;отчуждение органов чувств;книжные технологии познания вместо сенсорно-стимулъных; программно-скоростные установки в усвоении

Слайд 6Учение — это сложная познавательная деятельность, которая осуществляется при взаимодействии

различных мозговых структур.
Психические процессы не являются содержанием мозга, но являются

его функцией.
Своевременность образования и полноценность функциональных систем являются психофизиологической основой высших психических функций, психических форм деятельности и успешности обучения ребенка.

Развитие структур и систем мозга строго подчинено базисным нейробиологическим закономерностям.
Частичное отклонение или нарушение в этом процессе приводит к осложнениям в психическом развитии.

Учение — это сложная познавательная деятельность, которая осуществляется при взаимодействии различных мозговых структур.Психические процессы не являются содержанием

Слайд 7 Школьная программа рассчитана на определенный

уровень развития функциональных возможностей организма, и ребенок не может начать

усваивать знания до тех пор, пока его организм и, в первую очередь, центральная нервная система не будут готовы к этому процессу.

Основы знаний закладываются в младшем школьном возрасте, упущенное в этом возрасте трудно будет восполнить впоследствии.
В связи с этим возрастает актуальность прогнозирования и коррекции умственного развития младших школьников.

Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы коррекции во многих случаях не приносят результатов.

Школьная программа рассчитана на определенный уровень развития функциональных возможностей организма, и ребенок

Слайд 8Первый функциональный блок-регуляция тонуса и бодрствования
Плохая концентрация внимания на определенной

деятельности, при сохранении сообразительности и высоким уровнем интеллекта;
Успеваемость – начало

- хорошее, потом - быстрое скатывание, оценки скачут от 5 к 2;
Если выкладывается в школе, то дома беспричинно плачет, часто болеет, становится раздражительным;
Повышенная ранимость, обидчивость, не складываются отношения с одноклассниками.

Повышенная утомляемость и отвлекаемость, не реагирует на просьбу взрослого быть внимательным. Ребенок перестает воспринимать информацию, вертится, роняет принадлежности, мешает другим;

Первый функциональный блок-регуляция тонуса и бодрствованияПлохая концентрация внимания на определенной деятельности, при сохранении сообразительности и высоким уровнем

Слайд 9Второй функциональный блок-принимает, перерабатывает и хранит информацию
Путает левую и правую

сторону, плохо ориентируется в учебнике и в расположении материала в

тетради, неправильно воспроизводит цифры и буквы;
Не может различить похожие фигурки и значки, найти отличия, делает ошибки при списывании с доски;
Проблемы с пониманием услышанного задания или рассказа;

Не может запомнить правила, таблицу сложения и умножения, трудности при решении задач, сбивается в действиях при решении длинных примеров.

Второй функциональный блок-принимает, перерабатывает и хранит информациюПутает левую и правую сторону, плохо ориентируется в учебнике и в

Слайд 10Третий функциональный блок-произвольной регуляции и контроля

При знании правил не может

их применить, допускает «глупые» ошибки, пропуски букв, искажение окончаний;
Трудности в

усвоении последовательности решения математических задач или примеров;
Трудности в пересказе текста, искажает окончания прочитанных слов, не может выполнить задание самостоятельно;
Повышенная отвлекаемость с прекращением выполнения задания. Задания выполняются непоследовательно с большим количеством ошибок;
Контроль со стороны взрослого улучает выполнение заданий.

Хождение по классу во время урока, занимается собственной игрой, мешает соседу, не принимает школьные правила;
Низкая работоспособность, появление зевоты, вертится, информацию не воспринимает

Третий функциональный блок-произвольной регуляции и контроляПри знании правил не может их применить, допускает «глупые» ошибки, пропуски букв,

Слайд 11РОЛЬ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦии
Своевременная нейропсихологическая диагностика и коррекция имеющихся

трудностей позволяет приблизить любой вид онтогенеза (атипичный, патологический) к нормальному

течению, облегчить вхождение ребенка в обычную социальную среду. При этом необходимо руководствоваться одним из главных принципов развития: «Своевременность решает все!»

Наиболее корригируемым считается возраст
от 5 до 12 лет, лучше до 9 лет.
.

РОЛЬ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦииСвоевременная нейропсихологическая диагностика и коррекция имеющихся трудностей позволяет приблизить любой вид онтогенеза (атипичный,

Слайд 12Практика применения нейропсихологического сопровождения
В коррекционной работе по нейрокорреции приняли участие:
-

38 детей в возрасте от 7 до 9 лет (из

них 7 человек с СДВГ, 2чел. с ММД, 2 чел. с дисграфией);


До окончания коррекционной программы
дошли 24 семьи.

Практика применения нейропсихологического сопровожденияВ коррекционной работе по нейрокорреции приняли участие:- 38 детей в возрасте от 7 до

Слайд 13- 1 класс начальной школы. Учитель класса включил в динамическую

разминку на уроке и перемене упражнения стимулирующие работу головного мозга.

- 1 класс начальной школы. Учитель класса включил в динамическую разминку на уроке и перемене упражнения стимулирующие

Слайд 14Индивидуальное сопровождение
Выявлены нарушения:
выражена эмоциональная лабильность(реагирование), быстрая истощаемость, неадекватные реакции на

происходящее,
патологическое упрямство, неустойчивое внимание, нестабильная успеваемость, труднокорригируемые дефекты в

поведении, в овладении чтением, письмом, математическими навыками.
недостаточность пространственных представлений, мозаичность восприятия и нарушение порядка воспроизведения слухоречевых и зрительных эталонов;
расторможенность, гиперактивность, несформированность произвольного внимания, повышенной отвлекаемости и соответственно низкой работоспособности, замедленный процесс усвоения, трудности автоматизации любого навыка;
несформированность координации рук; обилие реверсий (зеркальности);
наблюдаются слитное написание двух слов, пропуски букв, особенно в конце слова, замены букв по мягкости—твердости, глухости—звонкости.
Индивидуальное сопровождениеВыявлены нарушения:выражена эмоциональная лабильность(реагирование), быстрая истощаемость, неадекватные реакции на происходящее, патологическое упрямство, неустойчивое внимание, нестабильная успеваемость,

Слайд 15Сенсомоторная коррекция
Позволяет улучшить функционирование ЦНС
Повышает продуктивность протекания психических процессов

Сенсомоторная коррекцияПозволяет улучшить функционирование ЦНСПовышает продуктивность протекания психических процессов

Слайд 18Сенсомоторная коррекция
улучшает у ребенка внимание, память речь, пространственные представления, мелкую

и крупную моторику, снимает гипер- или гипотонус, снижает утомляемость, повышает

способность к произвольному контролю.
Сенсомоторная коррекцияулучшает у ребенка внимание, память речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снимает гипер- или гипотонус,

Слайд 19Является прекрасным корректором детско-родительских отношений
Сенсомоторная коррекция

Является прекрасным корректором детско-родительских отношенийСенсомоторная коррекция

Слайд 22изменения
улучшения показателей ВПФ ;
значительно улучшилась успеваемость по всем предметам

(уровень сформированности УУД поднялся до высокой возрастной нормы);
изменение эмоционального фона

произошел в положительную сторону(снижение внутренней агрессии до 72%, снижение отрицательного эмоционального фона на 69%);
повышение познавательной активности детей (увеличение познавательной активности на73%) .

измененияулучшения показателей ВПФ ; значительно улучшилась успеваемость по всем предметам (уровень сформированности УУД поднялся до высокой возрастной

Слайд 23Кинезиологические упражнения

Кинезиологические упражнения

Слайд 24Кинезиология на перемене и уроке

Кинезиология на перемене и уроке

Слайд 27Динамика класса
положительную динамику уровня сформированности УУД на 30 %,
изменение

эмоционального фона в сторону снижения тревожности по отношению к школьным

предметам, взаимоотношениям между учителем и одноклассниками до 23%;
увеличения дифференциации эмоций на 17% в части высших эмоций социального генеза,
снижение инфантилизма на 26%.

Динамика классаположительную динамику уровня сформированности УУД на 30 %, изменение эмоционального фона в сторону снижения тревожности по

Слайд 28Графоморная проба
До
ПОСЛЕ

Графоморная пробаДоПОСЛЕ

Слайд 29Копирование
ПОСЛЕ
ДО

Копирование ПОСЛЕ ДО

Слайд 30ПОСЛЕ

ПОСЛЕ

Слайд 32после

после

Слайд 33Следуй по маршруту
после

Следуй по маршрутупосле

Слайд 34Мероприятия сейчас в школе
В диагностику уровня сформированности УУД включен нейродиагностический

материал;
На основе полученных результатов диагностики формируются коррекционные группы: сенсомоторной коррекции

с включением занятий по развитию когнитивных процессов ребенка;
Используя нейропсихологические знания (латеральный профиль ученика, особенности сенсорного восприятия информации учащегося и пр.) производить «рассадку» учеников в классе и подачу школьного материала (особенно в первом классе);
Просвещение родителей в области психофизиологического развития детей;
Разработаны рекомендации учителям и родителям по обучению детей с проблемами в развитии;
Разработаны, вручены и объяснены педагогам начальной школы материалы с кинезиологическими упражнениями для ежедневной стимуляции головного мозга во время уроков.

Мероприятия сейчас в школеВ диагностику уровня сформированности УУД включен нейродиагностический материал;На основе полученных результатов диагностики формируются коррекционные

Слайд 35Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика