Разделы презентаций


Николай Семёнович Лесков

Содержание

Николай Семёнович Лесков родился 4 февраля 1831 года в селе Горохово Орловского уезда. Отец Лескова, Семён Дмитриевич Лесков (1789—1848), выходец из духовной среды, по словам Николая Семёновича, был «…большой, замечательный умник

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Николай Семёнович Лесков
(1831 – 1895)

Николай Семёнович Лесков(1831 – 1895)

Слайд 2Николай Семёнович Лесков родился 4 февраля 1831 года в селе

Горохово Орловского уезда. Отец Лескова, Семён Дмитриевич Лесков (1789—1848), выходец

из духовной среды, по словам Николая Семёновича, был «…большой, замечательный умник и дремучий семинарист». Порвав с духовной средой, он поступил на службу в Орловскую уголовную палату, где дослужился до чинов, дававших право на потомственное дворянство, и, по свидетельству современников, приобрёл репутацию проницательного следователя, способного распутывать сложные дела.
Николай Семёнович Лесков родился 4 февраля 1831 года в селе Горохово Орловского уезда. Отец Лескова, Семён Дмитриевич

Слайд 3Мать Мария Петровна Лескова (урожд. Алферьева) была дочерью обедневшего московского

дворянина. Одна из её сестёр была замужем за состоятельным орловским

помещиком, другая — за англичанином, управлявшим несколькими поместьями в разных губерниях.

Мать Мария Петровна Лескова (урожд. Алферьева) была дочерью обедневшего московского дворянина. Одна из её сестёр была замужем

Слайд 4Раннее детство Н. С. Лескова прошло в Орле. После 1839 года, когда

отец покинул службу (из-за ссоры с начальством, чем, по словам

Лескова, навлек на себя гнев губернатора), семья — супруга, трое сыновей и две дочери — переехала в село Панино (Панин хутор) неподалёку от города Кромы. Здесь, как вспоминал будущий писатель, и состоялось его знакомство с народным языком.
Раннее детство Н. С. Лескова прошло в Орле. После 1839 года, когда отец покинул службу (из-за ссоры с начальством,

Слайд 5В августе 1841 года в десятилетнем возрасте Н. С. Лесков поступил в

первый класс Орловской губернской гимназии, где учился плохо: через пять

лет он получил свидетельство об окончании лишь двух классов.
В августе 1841 года в десятилетнем возрасте Н. С. Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии, где учился

Слайд 7В июне 1847 года Лесков поступил на службу в ту

же палату уголовного суда, где работал его отец, на должность

канцелярского служителя 2-го разряда. После смерти отца от холеры (в 1848 году), Николай Семёнович получил очередное повышение по службе, став помощником столоначальника Орловской палаты уголовного суда, а в декабре 1849 года по собственному прошению — перемещение в штат Киевской казенной палаты. Он переехал в Киев, где жил у своего дяди С. П. Алферьева.
В июне 1847 года Лесков поступил на службу в ту же палату уголовного суда, где работал его

Слайд 9В 1849 при поддержке дяди, киевского профессора С.Алферьева, Лесков был

переведен в Киев чиновником казенной палаты. В доме дяди, брата

матери, профессора медицины, под влиянием прогрессивных университетских профессоров пробудился горячий интерес Лескова к Герцену, к великому поэту Украины Тарасу Шевченко, к украинской культуре, он увлекся старинной живописью и архитектурой Киева, став в дальнейшем выдающимся знатоком древнего русского искусства.
В 1849 при поддержке дяди, киевского профессора С.Алферьева, Лесков был переведен в Киев чиновником казенной палаты. В

Слайд 10В Киеве (в 1850—1857 годы) Лесков посещал вольнослушателем лекции в

университете, изучал польский язык, увлекся иконописью, принимал участие в религиозно-философском

студенческом кружке, общался с паломниками, старообрядцами, сектантами. Отмечалось, что значительно влияние на мировоззрение будущего писателя оказал экономист Д. П. Журавский, поборник отмены крепостного права.
В Киеве (в 1850—1857 годы) Лесков посещал вольнослушателем лекции в университете, изучал польский язык, увлекся иконописью, принимал

Слайд 11В 1857 году Лесков уволился со службы и начал работать

в компании мужа своей тетки А. Я. Шкотта (Скотта) «Шкотт и Вилькенс».

В предприятии, которое (по его словам) пыталось «эксплуатировать всё, к чему край представлял какие-либо удобства», Лесков приобрёл огромный практический опыт и знания в многочисленных областях промышленности и сельского хозяйства. При этом по делам фирмы Лесков постоянно отправлялся в «странствования по России», что также способствовало его знакомству с языком и бытом разных областей страны.

«…Это самые лучшие годы моей жизни, когда я много видел и жил легко», — позже вспоминал Н. С. Лесков.

В 1857 году Лесков уволился со службы и начал работать в компании мужа своей тетки А. Я. Шкотта (Скотта)

Слайд 12В этот период (до 1860 года) он жил с семьей

в селе Райском Городищенского уезда Пензенской губернии.
Некоторое время спустя,

однако, торговый дом прекратил своё существование и Лесков летом 1860 года вернулся в Киев, где занялся журналистской и литературной деятельностью. Через полгода он переехал в Петербург, остановившись у И. В. Вернадского.
В этот период (до 1860 года) он жил с семьей в селе Райском Городищенского уезда Пензенской губернии.

Слайд 13Лесков начал печататься сравнительно поздно — на двадцать девятом году

жизни, поместив несколько заметок в газете «Санкт-Петербургские ведомости» (1859-1860), несколько

статей в киевских изданиях «Современная медицина», который издавал А. П. Вальтер (статья «О рабочем классе», несколько заметок о врачах) и «Указатель экономический». Статьи Лескова, обличавшие коррупцию полицейских врачей, привели к конфликту с сослуживцами: в результате организованной ими провокации и Лесков, проводивший служебное расследование, был обвинен во взяточничестве и вынужден был оставить службу.
Лесков начал печататься сравнительно поздно — на двадцать девятом году жизни, поместив несколько заметок в газете «Санкт-Петербургские

Слайд 14В начале своей литературной карьеры Н. С. Лесков сотрудничал со многими петербургскими

газетами и журналами, более всего печатаясь в «Отечественных записках» (где

ему покровительствовал знакомый орловский публицист С. С. Громеко), в «Русской речи» и «Северной пчеле». В «Отечественных записках» были напечатаны «Очерки винокуренной промышленности», которые сам Лесков называл своей первой работой,) считающиеся его первой крупной публикацией. Летом того же года он ненадолго переехал в Москву, вернувшись в Петербург в декабре.
В начале своей литературной карьеры Н. С. Лесков сотрудничал со многими петербургскими газетами и журналами, более всего печатаясь в

Слайд 15Псевдонимы Н. С. Лескова
В начале творческой деятельности Лесков писал под псевдонимом М.

Стебни́цкий. Псевдонимная подпись «Стебницкий» впервые появилась 25 марта 1862 года

под первой беллетристической работой — «Погасшее дело» (позже «Засуха»). Держалась она до 14 августа 1869 года. Временами проскальзывали подписи «М. С», «С», и, наконец, в 1872 году. «Л. С», «П. Лесков-Стебницкий» и «М. Лесков-Стебницкий». Среди других условных подписей и псевдонимов, использовавшихся Лесковым, известны: «Фрейшиц», «В. Пересветов», «Николай Понукалов», «Николай Горохов», «Кто-то», «Дм. М-ев», «Н.», «Член общества», «Псаломщик», «Свящ. П. Касторский», «Дивьянк», «М. П.», «Б. Протозанов», «Николай--ов», «Н. Л.», «Н. Л.--в», «Любитель старины», «Проезжий», «Любитель часов», «N. L.», «Л.»
Псевдонимы Н. С. ЛесковаВ начале творческой деятельности Лесков писал под псевдонимом М. Стебни́цкий. Псевдонимная подпись «Стебницкий» впервые появилась 25

Слайд 16Статья о пожарах
В статье по поводу пожаров в журнале «Северная

пчела» от 30 мая 1862 года, о которых распространялись слухи

как о поджогах, осуществляемых революционно настроенными студентами и поляками, писатель упомянул об этих слухах и потребовал от властей их подтвердить или опровергнуть, что было воспринято демократической публикой как донос. Кроме того, критика действий административной власти, выраженная пожеланием, «чтобы присылаемые команды являлись на пожары для действительной помощи, а не для стояния» — вызвала гнев самого царя. Прочитав эти строки, Александр II написал: «Не следовало пропускать, тем более, что это ложь».
Вследствие этого Лесков был отправлен редакцией «Северной пчелы» в длительную командировку. Он объехал западные провинции империи, побывал в Динабурге, Вильне, Гродно, Пинске, Львове, Праге, Кракове, а в конце командировки — и в Париже. В 1863 году он вернулся в Россию и опубликовал серию публицистических очерков и писем, в частности, «Из одного дорожного дневника», «Русское общество в Париже»
Статья о пожарахВ статье по поводу пожаров в журнале «Северная пчела» от 30 мая 1862 года, о

Слайд 17С начала 1862 года Н. С. Лесков стал постоянным сотрудником газеты «Северная

пчела», где начал писать как передовые статьи, так и очерки,

нередко на бытовые, этнографические темы, но также — критические статьи, направленные, в частности, против «вульгарного материализма» и нигилизма. Высокую оценку его деятельность получила на страницах тогдашнего «Современника».
Писательская карьера Н. С. Лескова началась в 1863 году, вышли его первые повести «Житие одной бабы» и «Овцебык» (1863—1864). Тогда же в журнале «Библиотека для чтения» начал печататься роман «Некуда» (1864). «Роман этот носит все знаки поспешности и неумелости моей», — позже признавал сам писатель
С начала 1862 года Н. С. Лесков стал постоянным сотрудником газеты «Северная пчела», где начал писать как передовые статьи,

Слайд 18В 1863 году в журнале «Библиотека для чтения» была напечатана

повесть «Житие одной бабы» В те же годы вышли произведения

Лескова, «Леди Макбет Мценского уезда»
В 1863 году в журнале «Библиотека для чтения» была напечатана повесть «Житие одной бабы» В те же

Слайд 19В 1870 году Н. С. Лесков опубликовал роман «На ножах». Роман «На

ножах» явился поворотным пунктом в творчестве писателя. Как отмечал М.

Горький, «…после злого романа „На ножах“ литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, — он начинает создавать для России иконостас её святых и праведников». Основными героями произведений Лескова стали представители русского духовенства, отчасти — поместного дворянства.
В 1870 году Н. С. Лесков опубликовал роман «На ножах». Роман «На ножах» явился поворотным пунктом в творчестве писателя.

Слайд 20Разрозненные отрывки и очерки стали постепенно складываться в большой роман,

в конечном итоге получивший название «Соборяне» и напечатанный в 1872

году в «Русском вестнике».
Разрозненные отрывки и очерки стали постепенно складываться в большой роман, в конечном итоге получивший название «Соборяне» и

Слайд 21Одновременно с романом писались две «хроники», созвучные по тематике и

настроению основному произведению: «Старые годы в селе Плодомасове» (1869) и

«Захудалый род»
Одновременно с романом писались две «хроники», созвучные по тематике и настроению основному произведению: «Старые годы в селе

Слайд 22«Левша»
Одним из самых ярких образов в галерее лесковских «праведников» стал

Левша («Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе»,

1881), а также "Тупейный художник" (1883), "Человек на часах" (1887).
«Левша»Одним из самых ярких образов в галерее лесковских «праведников» стал Левша («Сказ о тульском косом левше и

Слайд 23В наследии Лескова большое место занимают сатира, юмор и ирония:

"Отборное зерно", "Бесстыдник", "Пустоплясы" и др. Повесть "Заячий ремиз" была

последним крупным произведением писателя.
В наследии Лескова большое место занимают сатира, юмор и ирония:

Слайд 24В 1874 году Николай Семенович Лесков был назначен членом учебного

отдела Ученого комитета Министерства народного просвещения; основной функцией отдела было

«рассмотрение книг, издаваемых для народа». В 1877 году, благодаря положительному отзыву императрицы Марии Александровны о романе «Соборяне», он был назначен членом учебного отдела министерства государственных имуществ. В 1880 году Лесков оставил министерство государственных имуществ, а в 1883 он был уволен без прошения из Министерства народного просвещения. Отставку, дававшую ему независимость, принял с радостью.
В 1874 году Николай Семенович Лесков был назначен членом учебного отдела Ученого комитета Министерства народного просвещения; основной

Слайд 25Умер Николай Семенович Лесков 5 марта (по старому стилю -

21 февраля) 1895 года в Петербурге, от очередного приступа астмы,

мучившей его последние пять лет жизни. Похоронен Николай Лесков на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.
Умер Николай Семенович Лесков 5 марта (по старому стилю - 21 февраля) 1895 года в Петербурге, от

Слайд 26Н.С. Лесков «Очарованный странник»

Н.С. Лесков  «Очарованный странник»

Слайд 27Иван Северьянович Флягин
Художник И. Глазунов
«Всю жизнь я погибал, и никак

не мог погибнуть.»
Повесть задумана после летней поездки по Ладожскому озеру
Повествование

ведётся от лица Ивана Северьяновича Флягина (пережил крепостно право, солдатчину, скитания, плен, войны, монастырскую службу)
Иван Северьянович ФлягинХудожник И. Глазунов«Всю жизнь я погибал, и никак не мог погибнуть.»Повесть задумана после летней поездки

Слайд 28Орловские конные заводы
Через заволжские степи до астраханских промыслов
От Каспия через

Бугкские лиманы, мимо Марьевских ярмарок под Нижним к Петербургу
От Кавказа

до Ладоги и монастыря на одном их северных островов

Одиссея российского странника

Орловские конные заводыЧерез заволжские степи до астраханских промысловОт Каспия через Бугкские лиманы, мимо Марьевских ярмарок под Нижним

Слайд 29«Всю жизнь я погибал, и никак не мог погибнуть.»
Воплощение русского

характера
Очарованный странник
Мощь, богатырство героя, претерпевающего страдания, и поневоле доставшиеся ему

от жизни, и взятые им на себя добровольно
Чрезмерность и неукротимость страстей
Носитель высокой чести

Выходец из скованного крепостнической неволей народа, живущего ещё «в очарованье бездыханном» (А. Блок) «младенческое», не до конца развитое сознание героя
Носитель народной восприимчивости к прекрасному, обворожён поэзией увиденного им мира.

«Всю жизнь я погибал, и никак не мог погибнуть.»Воплощение русского характераОчарованный странникМощь, богатырство героя, претерпевающего страдания, и

Слайд 30На пути к монашеской пустыни он восторгается дорогой, по краям

которой выросли «саженные березы» с их пленительной зеленью и духом.

В курских землях он любуется «претеплейшей и премягкой» темной ночью: «По небу звезды как лампады навешены, а понизу темнота такая густая, что словно кто-то в ней тебя шарит и трогает». Даже в жестоком плену он способен наслаждаться бескрайним простором степи, где «ковыль белый, пушистый, как серебряное море, волнуется».

Природа

На пути к монашеской пустыни он восторгается дорогой, по краям которой выросли «саженные березы» с их пленительной

Слайд 31Увлечение хохлатыми голубями. С умилением наблюдает, как они целуются, как

пошли у них маленькие «голубяточки».
Привыкает к маленькому «дитяти», а потом

испытывает наслаждение от лечения и воспитания девочки, в няньках у которой оказался. С волнением рассказывает он, как его «дитя подросло и стало дыбки стоять»

Всякая живность

Увлечение хохлатыми голубями. С умилением наблюдает, как они целуются, как пошли у них маленькие «голубяточки».Привыкает к маленькому

Слайд 32Когда Иван видит идущего по степи улана-ремонтера, у него возникает

желание «отлично с ним со скуки поиграть». Рассказывая об этом,

он произносит: «Это, восторгаюсь, будет чудесно».
Другой случай «поиграть» - сразиться с ловким татарином на ремнях, обнаружить буйство сил.
Любуется укротителем коня: «… просто статуй великолепный, на которого на самого заглядеться надо».

Игра физических сил

Когда Иван видит идущего по степи улана-ремонтера, у него возникает желание «отлично с ним со скуки поиграть».

Слайд 33Интерес к чужим нравам, обычаям

Рассказ о татарском плене. Художник Н.

Кузьмин

Редким чудом кажется Флягину схватка татар под названием «наперепором»: «В

первый раз мне такое диво видеть довелось…»

Интерес к чужим нравам, обычаямРассказ о татарском плене. Художник Н. КузьминРедким чудом кажется Флягину схватка татар под

Слайд 34Преодолевая свои «выходы» (запои), герой тянется к светлому, прекрасному, духовному.

Глубоко чувствует музыку и по-детски ею восторгается. Он удивительно сосредоточенно

слушает песню, «томную-претомную, сердечнейшую», которая его «так за душу и щиплет, так и берет в полон».

Музыка

Преодолевая свои «выходы» (запои), герой тянется к светлому, прекрасному, духовному. Глубоко чувствует музыку и по-детски ею восторгается.

Слайд 35Флягин «возлюбил коня», «постиг тайну познания в нем». «Я в

лошади красоту понимаю». Восторгается сильным характером лошади, ее «веселой фантазией»,

тяготением к степной воле, красотой и совершенством.
Любуется «дивной» невысокой кобылицей, восторгается караковым жеребцом, который «даже не летел, а только земли за ним сзади прибавлялось»; пленился кобылицей Дидоной, «дивной красавицей».

Лошади

Флягин «возлюбил коня», «постиг тайну познания в нем». «Я в лошади красоту понимаю». Восторгается сильным характером лошади,

Слайд 36Рассказ об укрощении коня. Художник Н. Кузьмин

Рассказ об укрощении коня. Художник Н. Кузьмин

Слайд 37Женщина
Грушенька. Художник И. Глазунов
Грушенька. Художник Н. Кузьмин

ЖенщинаГрушенька. Художник И. ГлазуновГрушенька. Художник Н. Кузьмин

Слайд 38История увлечения Грушей – постижение настоящей красоты (стилизация рассказа под

романс).
Высшее очарование – в любви, в восторге перед неповторимым человеческим

характером.

Высшее «природы совершенство»

История увлечения Грушей – постижение настоящей красоты (стилизация рассказа под романс).Высшее очарование – в любви, в восторге

Слайд 39Очарование тишиной монастырской жизни, особая «отрада упования», пока не услышит

герой голос свыше: «Ополчайся!» и не придет к нему жажда

воевать за свой народ. «Мне за народ очень помереть хочется», - признается он, завершая свою исповедь, похожую на повествование сказителя.
Идея героического самопожертвования – образ достигает эпического величия.

Тишина

Очарование тишиной монастырской жизни, особая «отрада упования», пока не услышит герой голос свыше: «Ополчайся!» и не придет

Слайд 40КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Где и когда родился Н.С. Лесков?
2. Образование.
3. Родители.
4.

С каких произведений начинается творчество Н.С. Лескова?
5. Какие годы жизни

были для Н.С. Лескова самыми лучшими и почему?
6. После какого романа Н.С. Лесков «создает для России иконостас её святых и праведников».
7. Назовите один из самых ярких образов праведников Н.С. Лескова?
8. Назовите основные литературные приемы в последних произведениях.
9. Последние произведения.













КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ1. Где и когда родился Н.С. Лесков?2. Образование.3. Родители.4. С каких произведений начинается творчество Н.С. Лескова?5.

Слайд 41ЗАДАНИЕ
Напишите сочинение-рассуждение по теме: «Нужны ли праведники сегодня?»

ЗАДАНИЕНапишите сочинение-рассуждение по теме: «Нужны ли праведники сегодня?»

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика