Слайд 1Становление института интеллектуальной собственности: краткий исторический очерк.
Слайд 2 Отдельные элементы права интеллектуальной собственности появились еще в античные времена
одновременно с результатами интеллектуальной деятельности.
Уже в Древней Греции существовали правила,
в соответствии с которыми творения писателей и поэтов должны были доводиться до публики в неискаженном виде.
Слайд 3Понятие гонорара как формы оплаты творческого труда и право собственности
на произведения искусства были известны еще римскому праву.
Слайд 4 В целом юридическому оформлению экономической стороны творчества долгое время не
придавалось особого значения, так как потребность торговать результатами интеллектуальной деятельности
возникла сравнительно недавно.
Вплоть до середины второго тысячелетия нашей эры такие результаты распространялись вне рынка, не являясь объектами экономического оборота.
Слайд 5Значительным событием в истории становления института интеллектуальной собственности явилось изобретение
Иоганном Гуттенбергом в середине XV века печатного станка и появление
мануфактур.
Слайд 6Если до этого произведение как нематериальный объект и материальный носитель,
в котором оно воплощено (рукопись, скульптура, картина и др.), были
практически неотделимы друг от друга, а на внедрение в производство технических новшеств уходили десятилетия, то с появлением книгопечатания процесс изготовления копий произведений упростился, цена на книги понизилась, а технические новинки, приносящие владельцам мануфактур преимущества перед конкурентами, стали внедряться значительно быстрее.
Слайд 7Издание книг и внедрение изобретений всегда требовали максимальных затрат средств
и усилий именно от того, кто делал это первым.
Ему же
приходилось оплачивать и труд авторов. Конкуренты не несли расходов, связанных с подготовительной стадией, и могли предложить публике тот же товар по более низким ценам.
Слайд 8В результате ни создатель произведения, ни издатель, ни творец технических
новшеств, ни тот, кто оплачивал его труд, часто не получали
никаких экономических выгод от своей деятельности. Такое положение было серьезным тормозом технического прогресса, в результате чего возникла объективная потребность в защите интересов первоиздателей и лиц, продвигающих техническое творчество.
Слайд 9Первоначально охрана интересов авторов и их правопреемников обеспечивалась с помощью
системы привилегий, выдаваемых «милостью монарха».
Слайд 10Первый в мире патент на изобретение был выдан в 1421
г. городской управой Флоренции на имя Филиппо Брунеллески, который изобрел
корабельный поворотный кран.
Слайд 11Древнейший из всех патентов Англии был пожалован Генрихом VI в
1449 г. выходцу из Фламандии Джону из Ютимана на изготовление
цветного стекла для окон Итонского колледжа.
Слайд 12Первая известная привилегия в области авторского была выдана в 1491
г. в Венеции Петру из Равенны на книгу «Phoenix».
Со временем
количество индивидуальных привилегий стало заметно увеличиваться. По мере роста влияния буржуазии на государственную власть система привилегий сменяется законами, признающими за авторами и их правопреемниками право на монопольное использование принадлежащих им произведений и технических новинок в течение установленного срока.
Слайд 13Патенты в современном понимании этого слова появились в 1474 г.
в Венецианской Республике. В этом году был издан Указ о
патентах и привилегиях, согласно которому о реализованных на практике изобретениях необходимо было сообщать республиканским властям в целях предотвращения использования изобретений другими лицами. Срок действия патента составлял 10 лет.
На защиту прав изобретателей в это время встала королевская власть, выдавая так называемые «личные привилегии», которые фактически были прообразом современных патентов на изобретения.
Слайд 15 Родиной первых законов в сфере патентного и авторского права в
их современном смысле считается Англия. Именно здесь в 1623 г.
был принят «Статут о монополиях», согласно которому запрещалось даровать (жаловать) привилегии, за исключением привилегий на новые методы производства.
Каждому создавшему и применившему техническое новшество предоставлялось право монопольного пользования в течение 14 лет выгодами и преимуществами, доставляемыми таким новшеством.
В 1710 г. в Англии появился и первый авторский закон, известный под названием «Статут королевы Анны» и содержавший один из важнейших принципов авторского права – принцип «копирайт».
право на охрану опубликованного произведения
запрет тиражирования произведения без согласия автора
Слайд 16Вслед за Англией патентные и авторские законы были приняты в
США, во Франции и других европейских странах.
Широкое распространение получили
продажа и покупка прав на издания произведений литературы, на постановку различных драматических произведений, использование изобретений.
Со временем торговля книгами и связанная с ней торговля авторскими правами приобрели массовый характер.
«Изобретение» авторского и патентного законодательства явилось одним из значительнейших достижений человечества в области права.
Слайд 17 Происхождение термина «интеллектуальная собственность» обычно связывают с французским законодательством конца
XVIII в.
Первоначально считалось, что патент или исключительное право на использование
произведения представляются собой договор между обществом и изобретателем (автором):
общество защищает правообладателя, гарантируя ему вознаграждение за обнародование изобретения (произведения искусства) и
соглашаясь обеспечивать его беспрепятственное и монопольное использование в промышленных или коммерческих целях.
Слайд 18Право создателя любого творческого результата, литературного произведения или изобретения
является
его неотъемлемым, «природным» правом,
возникает из самой природы творческой деятельности и
«существует
независимо от признания этого права государственной властью».
Возникающее у творца право на достигнутый им результат рассматривалось как аналогичное праву собственности, возникающему у лица, трудом которого создана материальная вещь.
Слайд 19 В конце XVIII в. во Франции за автором было окончательно
признано право на литературные произведения.
Два закона (1791 г. и 1793
г.) впервые в истории гарантировали защиту всех форм творчества (литературного, драматического, музыкального, изобразительного) при воспроизведении всеми известными тогда методами.
Во вводной части французского патентного закона 1791 г. говорилось, что «всякая новая идея, провозглашение и осуществление которой может быть полезным для общества, принадлежит тому, кто ее создал, и было бы ограничением прав человека не рассматривать новое промышленное изобретение как собственность его творца».
Слайд 20Следствием такого подхода стало закрепление во французском законодательстве, а в
последствии и в законодательстве других стран понятий литературной и промышленной
собственности.
Слайд 21Наряду с указанным подходом в национальном праве ряда стран широко
применяется в отношении прав на результаты интеллектуальной деятельности категория «исключительные
права» («интеллектуальные права», «охрана промышленных прав» и т.п.), понимаемые как права особого рода.
Слайд 22Приравнивание авторского и патентного права к праву собственности в определенный
исторический период давало основание для наиболее полной и надежной защиты
прав авторов, поскольку признавало за ними, как и за правом собственности, свойства «священности и неприкосновенности».
Слайд 23Признание личных прав творца привело к тому, что возникла дуалистическая
концепция авторского права.
Ее суть состояла в том, что с фактом
создания литературного или художественного произведения у автора возникают два права различного назначения и природы:
имущественное право, связанное с коммерческим использованием произведения
личное неимущественное, отражающее интересы автора как творческой личности.
Слайд 24Таким образом, исторически сложилось, что в современной теории права обозначились
два основных подхода к авторским правам:
англо-саксонская доктрина (Великобритания, США и
др.)
романская или континентальная (большинство европейских стран, страны СНГ и др.).
Слайд 25В основе первой лежит непризнание личных неимущественных прав и обязательная
регистрация произведения,
в основе второй – дуализм авторского права, т.е. раздвоение
прав на личные неимущественные («моральные права») и имущественные.
Слайд 26Сегодня уже практически никто не ставит под сомнение двойственную природу
авторского права.
С одной стороны, создателю творческого результата принадлежит право на
его использование, которое носит исключительный характер и может свободно передаваться другим лицам, что позволяет отнести его к числу имущественных прав, по целому ряду признаков сходных с правом собственности.
С другой стороны, автор обладает совокупностью личных неимущественных прав, таких как право авторства, право на имя и других, которые не могут отчуждаться в силу самой их природы.
При этом имущественные и неимущественные права теснейшим образом взаимосвязаны и образуют единое целое.
Слайд 27В современной трактовке термин «интеллектуальная собственность» – это собирательное понятие,
означающее совокупность исключительных прав на результаты творческой деятельности и средства
индивидуализации. Он был введен в оборот в 1967 г. в Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (далее – ВОИС).
Слайд 28Общепринятого в мировой практике определения ИС нет. По определению ВОИС:
«В самом широком смысле интеллектуальная собственность означает закрепленные законом права,
которые являются результатом интеллектуальной деятельности в промышленной, научной, литературной и художественной областях».
В соответствии со ст. 2 Стокгольмской конвенции, учреждающей ВОИС, «интеллектуальная собственность» включает права, относящиеся к:
литературным, художественным и научным произведениям;
исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио и телевизионным передачам;
изобретениям во всех областях человеческой деятельности;
научным открытиям; промышленным образцам;
товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям;
защите против недобросовестной конкуренции;
а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.
Слайд 31Сегодня рассказываем о культовом французском бренде, знаменитом своими поло с
крокодильчиком, но не ограничивающемся ими: к примеру, у марки есть
даже подиумная линия
Слайд 32Французскую марку Lacoste основал легендарный теннисист Рене Лакост в 1933
году.
До того как создать свой собственный бренд одежды, он
дважды становился первой ракеткой мира и восемь раз — чемпионом «Большого шлема».
Этот человек не понаслышке знал, что теннисная форма 20-х годов: белая рубашка с длинным рукавом, брюки и трикотажный пуловер, — была просто-напросто неудобной.
Слайд 33«Однажды я увидел, как мой друг вышел на корт в
поло. Мне показалось это очень практичным, и я заказал себе
несколько поло из хлопка и шерсти у знакомого портного в Лондоне.
Через некоторое время все теннисисты стали ходить в таких же», — рассказывал Рене Лакост журналу People в 1979 году. Конечно, играть в теннис было гораздо комфортнее в рубашке с коротким рукавом, расстегнутые пуговицы на поло позволяли дышать полной грудью, а поднятый воротник не давал шее сгорать на солнце.
Слайд 34Логотип в форме зеленого крокодильчика появился в результате пари Лакоста
с капитаном сборной Франции по теннису Аланом Муром. В преддверии
Кубка Дэвиса в Бостоне Рене поспорил с ним, что выиграет матч у соперника-австралийца. На кону стоял чемоданчик из крокодиловой кожи, накануне приглянувшийся теннисисту в витрине одного из магазинов. К сожалению, турнир он проиграл, но за дерзкий характер, смелость и упорство на корте Лакост получил прозвище «аллигатор». Сам логотип, который в результате украсил все вещи из гардероба Рене, нарисовал его друг — художник Робер Жорж. Таким образом, у Лакоста появился персональный бренд еще до того, как зародилось само понятие «бренд».
Слайд 36В 1933 году Рене завершил свою карьеру в большом спорте
и вместе с владельцем крупнейшей во Франции трикотажной фабрики Андре
Жилье основал бренд La Société Chemise Lacoste. Тогда и появилось первое поло L.12.12., где L обозначало название марки, 1 — хлопок пике, 2 — короткий рукав, а 12 — номер модели рубашки с короткими рукавами и отложным воротничком. Они первыми стали пришивать логотип на лицевую сторону рубашек и первыми выпустили коллекцию разноцветных поло.
Слайд 37 В начале 50-х бренд вышел на американский рынок, объединившись с
американской маркой Izod. Вначале они бесплатно предоставляли поло для игры
в теннис, занятий гольфом и парусным спортом Джону Кеннеди, Дуайту Эйзенхауэру и Бингу Кросби.
Как только рядовые покупатели заметили, что поло Izod Lacoste носят богатые и знаменитые, бизнес пошел в гору.
Другие марки стали модифицировать логотип (вспомните пони Ralph Lauren, орла American Eagle и рыбку Tommy Bahama).
Слайд 38 Некоторые даже не постеснялись полностью скопировать крокодильчика: судебные тяжбы с
китайской компанией Crocodile Garments длились целых десять лет, пока в
2003 году суд не предписал плагиаторам изменить лого.
Слайд 39В 1963 году компанию возглавил сын Рене Лакоста Бернар, который
сразу приступил к расширению производства. В коллекциях Lacoste появились одежда,
обувь, кожаные аксессуары, часы и очки.
В 1984 году был выпущен первый мужской парфюм Lacoste Pour Homme.
Слайд 40Пика своей популярности марка достигла как раз в 80-е, когда
в моду вошел стиль преппи. Будущие студенты престижных колледжей США
подчеркивали свой статус манерой одеваться «на отлично»: они носили брюки в клетку, шерстяные жилеты с ромбами, лоферы и, конечно, легендарные поло Lacoste.
Слайд 41
В 90-е на смену преппи пришел гранж, а поло Izod
Lacoste превратились в мейнстрим — их даже стали продавать в сети
дешевых универмагов Wal-Mart. Пути Lacoste и Izod разошлись в 1993 году, когда американцы остались при своей демократичной ценовой политике, а французы захотели вернуть марке былой престиж и заодно завоевать молодую аудиторию. В начале 2000-х монобрендовые магазины Lacoste стали открываться на самых роскошных улицах Нью-Йорка, от Мэдисон-авеню до Родео-Драйв, а поло с крокодильчиком перекочевали из низкобюджетного Wal-Mart в дорогостоящие Macy’s и Bloomingdale’s.
Слайд 42Бренд начал спонсировать турниры по теннису, соревнования по гольфу и
поддерживать спортсменов, среди которых были Энди Роддик, Ришар Гаске, Хосе
Мария Оласабаль и Колин Монтгомери.
Должность креативного директора доверили Кристофу Лемэру, который прежде сотрудничал с Yves Saint Laurent, Thierry Mugler и Christian Lacroix. Ему удалось возродить марку и освежить ее имидж. Яркую повседневную одежду Lacoste, которую стали показывать на Неделе моды в Нью-Йорке, снова захотелось носить.
«Я горжусь тем, что обновил стилистику Lacoste, привлек молодую и более модную аудиторию. Я глубоко убежден в том, что Lacoste занимает уникальную позицию в мире моды», — сказал Кристоф в 2010 году, когда покинул марку ради должности креативного директора Hermès.
Слайд 43Новым дизайнером Lacoste стал португалец Фелипе Оливейра Баптиста. С его
приходом марка стала чаще выпускать коллаборации с другими брендами.
В
сотрудничестве с актрисой Лесли Манн появилась лимитированная линия Lacoste Pink Croc Collection исключительно розового цвета.
Слайд 44В рамках проекта «Holiday Collector’s» китайский художник Ли Сяофэн ручным
способом изготовил поло из фарфора. Позднее иллюстратор Мика Лидберг разработал
коллекцию Lacoste L!VE с яркими анималистическими принтами.
«Мои принты пестрят абсурдными существами и неправдоподобными историями. Здесь присутствует кое-что из того, что я любил в детстве: динозавры, летающие тарелки, джунгли, единороги», — признался Лидберг
Слайд 45В 2012 году в Lacoste начали отмечать 80-летие бренда, запустив
проект «Polo of the Future».
На официальной странице марки в Facebook
молодые художники делились своими мыслями о том, каким может быть «поло будущего». Автора самой интересной идеи пригласили для сотрудничества над дальнейшими проектами Lacoste. В честь юбилея также был снят короткометражный фильм об эволюции рубашки-поло с 1933 по 2013 год. В последующем бренд запустил лимитированную серию из 12 наборов Limited Edition Custom Polo Kits. В течение года ежемесячно Lacoste выпускали по одной новой футболке с контурами будущего рисунка. К каждому поло прилагалась кисточка и баночка с краской, аэрозоли и фольга.
Слайд 46В феврале 2014 года у Lacoste вышел трогательный рекламный ролик.
Сюжет видео разворачивается вокруг поцелуя, который дарит такие же экстремальные
ощущения, как и прыжок в пропасть.
Девиз ролика гласит: «Жизнь — это красивый спорт!».