Разделы презентаций


Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Нестяжатели и Иосифляне

Содержание

Нестяжатели . Нестяжатели - пред­ста­ви­те­ли од­но­го из на­прав­ле­ний рус­ской ре­лигиозно­-общественной мыс­ли конца XV - первой половины XVI веков, ко­то­рые, под­чёр­ки­вая со­ци­аль­ные ас­пек­ты мо­на­ше­ско­го обе­та не­стя­жа­ния, вы­сту­па­ли с кри­ти­кой мо­на­стыр­ско­го зем­ле­вла­де­ния, а так­же ка­баль­ных

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Нестяжатели и Иосифляне.
Выполнил:
Лавриненко

Алексей.
Под(Б) 1205 5800.

Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Нестяжатели и Иосифляне. Выполнил:Лавриненко Алексей.Под(Б) 1205 5800.

Слайд 2Нестяжатели .
Нестяжатели - пред­ста­ви­те­ли од­но­го из на­прав­ле­ний рус­ской ре­лигиозно­-общественной

мыс­ли конца XV - первой половины XVI веков, ко­то­рые, под­чёр­ки­вая со­ци­аль­ные ас­пек­ты

мо­на­ше­ско­го обе­та не­стя­жа­ния, вы­сту­па­ли с кри­ти­кой мо­на­стыр­ско­го зем­ле­вла­де­ния, а так­же ка­баль­ных форм под­не­воль­но­го тру­да кре­сть­ян на мо­на­стыр­ских зем­лях. 
Нестяжатели . Нестяжатели - пред­ста­ви­те­ли од­но­го из на­прав­ле­ний рус­ской ре­лигиозно­-общественной мыс­ли конца XV - первой половины XVI веков, ко­то­рые,

Слайд 3Происхождении название Нестяжателей.
Течение получило название потому, что его представители

выступали против «стяжания» церковью земель и другого имущества.

Происхождении название Нестяжателей. Течение получило название потому, что его представители выступали против «стяжания» церковью земель и другого

Слайд 4Основные положения Нестяжателей.
1.Основные изменения происходят в душе, а не

во внешнем мире. Жизнь духа – истинная, только она соответствует

человеческой природе.
2.Духовное развитие человека требует от него свободы от внешнего мира, включая материальные блага и ценности. При этом Нестяжатели не призывали к другой крайности – отшельничеству, считая его излишним.
3.Важное условие – внешний мир не должен мешать внутреннему духовному развитию человека.
4.По мнению идеологов учения, церковь и монастыри не должны приобретать имущество и земельные наделы. Это противоречит идеалам православной религиозной морали и подрывает авторитет Церкви.
5.К церковной литературе Нестяжатели относились критически.
Основатели учения предлагали монастырям отказаться от любого вида имущества, включая земельные угодья.
Основные положения Нестяжателей. 1.Основные изменения происходят в душе, а не во внешнем мире. Жизнь духа – истинная,

Слайд 5Нил Сорский .(1433-1508). Биография и основные мысли.
Преподобный Нил, происходивший

из аристократического рода Майковых, был учеником старца Паисия Ярославова из

Кирилло-Белозерского монастыря. Видимо, от своего учителя он усвоил идею необходимости для монаха внутренней духовной жизни. Долгое время Нил Сорский пребывал на Афоне, где усвоил духовный опыт исихазма. Вернувшись в Россию, Нил поселился с учениками в 15 верстах от Кирилло-Белозерского монастыря на реке Сорке, где основал скит Нилова пустынь.
Нил Сорский .(1433-1508). Биография и основные мысли. Преподобный Нил, происходивший из аристократического рода Майковых, был учеником старца

Слайд 6В отличие от киновии и отшельничества, скитская жизнь предполагает, что

живущих в уединении вблизи друг друга монахов связывают общие богослужения

и взаимопомощь. Нил приходил в монастырь только на всенощную и литургию. Преподобный Нил оставил значительное литературное наследство — обширный «Скитский устав», многочисленные письма ученикам на темы духовной жизни, в которых он развивает идеи исихастов: «Предание ученикам», «Покаянная молитва», «Завещание». Нил Сорский знал учения Григория Синаита и Григория Паламы. Он был знаком с сочинениями таких отцов церкви, как Иоанн Кассиан Римлянин, Нил Синайский, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов. Будучи противником всяческой внешней красоты, внешних эффектов, Нил Сорский не принимал аскетических крайностей. Форма его аскезы — не умерщвление плоти, а духовное самосовершенствование, монашеское нестяжа- ние как верность евангельскому образу униженного Христа. Нил и его ученики жили на полном самообеспечении, не принимая даров. Нестяжание было для Нила Сорского не только личным идеалом, но и церковным: он выступал против монастырских богатств, церковных украшений и монастырского землевладения, отрицал практику податей от крестьян на монастырских вотчинах.
В отличие от киновии и отшельничества, скитская жизнь предполагает, что живущих в уединении вблизи друг друга монахов

Слайд 7Нил считал, что церковь должна иметь только необходимое «повсюду обретаемое

и удобь покупаемое». Придавая решающее значение внутреннему духовному самосовершенствованию монаха,

причем сознательному, Нил Сорский углубленно анализировал появление и развитие греховных помыслов и средства их преодоления. Монах должен отключиться от всего внешнего, сосредоточиться, только в этом случае может произойти внутреннее преображение, очищение.
Нил считал, что церковь должна иметь только необходимое «повсюду обретаемое и удобь покупаемое». Придавая решающее значение внутреннему

Слайд 8Иосифляне .
Иосифляне – сто­рон­ни­ки осо­бо­го на­прав­ле­ния русской об­щественной мыс­ли

(конца XV-XVI веков), по­лу­чив­ше­го название по име­ни сво­его главного вдох­но­ви­те­ля

– Ио­си­фа Во­лоц­ко­го.
Иосифляне . Иосифляне – сто­рон­ни­ки осо­бо­го на­прав­ле­ния русской об­щественной мыс­ли (конца XV-XVI веков), по­лу­чив­ше­го название по име­ни

Слайд 9Происхождении название Иосифлян.
Течение получило свое название как последователи Иосифа

Волоцкого.

Происхождении название Иосифлян. Течение получило свое название как последователи Иосифа Волоцкого.

Слайд 10Основные положения Иосифлян.
1.Позиция отстаивания монастырских земель, которые по их

мнению, являлись важным инструментом для проповеднической деятельности;
2.Теократическая теория должна

лежат в основе государства;
3.Требование смертной казни в отношении жидовствующих и нераскаявшихся еретиков;
4.Царь – это прямой ставленник Бога.
Основные положения Иосифлян. 1.Позиция отстаивания монастырских земель, которые по их мнению, являлись важным инструментом для проповеднической деятельности;

Слайд 11Иосиф Волоцкий.(1439-1515). Биография и основные мысли.
Иосиф Волоцкий или Волоколамский,

в миру дворянин Иван Санин, родился в деревне Язвшце близ

Волоколамска. Он принял в 1459 г. монашество в Пафнутьевском монастыре в Боровске и, будучи любимым учеником Пафнутия Боровского, стал игуменом после смерти наставника. Поскольку в монастыре не было строгой киновии, Иосиф попытался ввести строгости.
Иосиф Волоцкий.(1439-1515). Биография и основные мысли. Иосиф Волоцкий или Волоколамский, в миру дворянин Иван Санин, родился в

Слайд 12Столкнувшись с оппозицией братии, он ушел и как рядовой инок

стал ходить по монастырям Руси. Порядки нигде, кроме Кирилло-Белозерского монастыря,

ему не понравились, поскольку нигде не было благолепия, а Иосиф, в отличие от Нила Сорского, решающее значение придавал не мистическому опыту «умной молитвы», а строжайшему выполнению предписаний монастырского устава и обрядовой стороне богослужения. В 1479 г., получив покровительство Волоколамского удельного князя Бориса, брата Ивана III, Иосиф основал на его землях Успенский Волоцкий (Волоюсщамский) монастырь, ставший одним из богатейших.
Столкнувшись с оппозицией братии, он ушел и как рядовой инок стал ходить по монастырям Руси. Порядки нигде,

Слайд 13В отличие от Нила Сорского , преподобный Иосиф видел в

монашеской жизни прежде всего социальное предназначение. Отвергая «стяжание» как способ

личного обогащения, Иосиф рассматривал монастырское богатство как средство благотворительности.
В отличие от Нила Сорского , преподобный Иосиф видел в монашеской жизни прежде всего социальное предназначение. Отвергая

Слайд 14Спор Нестяжателей и Иосифлян.
Спор нестяжателей и иосифлян проходил по ряду

вопросов. Во-первых, по вопросу земельной собственности. Нил Сорский и его

последователи, заволжские старцы, считали, что у монастырей не должно быть вотчин, поскольку они, создавая хозяйственные хлопоты, отвлекают инока от его дела. Кроме того, иметь земли и жить чужим трудом означает не соответствовать евангельским идеалам. Иосифляне полагали, что монастырские земли необходимы.

В открытой форме столкновение нестяжателей и иосифлян проявилось на церковном соборе 1503 г., поставившем вопрос о церковном землевладении.

Спор Нестяжателей и Иосифлян.Спор нестяжателей и иосифлян проходил по ряду вопросов. Во-первых, по вопросу земельной собственности. Нил

Слайд 15Третий вопрос спора состоял в отношении церкви к еретикам. Вопрос

был актуальным в связи с распространением ереси жидовствую- щих. В

отличие от жестко настроенных иосифлян, нестяжатели полагали, что еретиков надо перевоспитывать как заблудших овец. Преподобный Нил, хотя и высказал несогласие с воззрениями жидовствующих, но отказался санкционировать против них репрессивные действия, считая недопустимым принуждение в делах веры.

Второй вопрос, по которому были разногласия,— это отношение к власти и проблема места церкви в системе русского государства, Нил Сорский и заволжские старцы считали, что одной из задач монашества является обличение власти, а для этого монашество и церковь в целом должны быть экономически независимы. Иосифляне утверждали, что церковь должна уступить власти московских государей, закрывая глаза на необходимое зло власти.

Третий вопрос спора состоял в отношении церкви к еретикам. Вопрос был актуальным в связи с распространением ереси

Слайд 16Отличия Нестяжателей от Иосифлян.
1.Отношение к земельной собственности монастырей.
Иосифляне.

Церковь должна иметь земельные владения и другие материальные средства, чтобы

заниматься благотворительностью и просвещением населения. Иосиф Волоцкий надеялся реформировать русское монашество сохранив богатые процветающие монастыри.
Иосифляне полагали, что монастырские земли необходимы.
Нестяжатели. Деятели церкви, монахи должны вести скромный образ жизни, не стремиться к богатству. Церковь не должна иметь земельные владения. Нил Сорский и его последователи, заволжские старцы, считали, что у монастырей не должно быть вотчин, поскольку они, создавая хозяйственные хлопоты, отвлекают инока от его дела.
«Нестяжатели» хотели освободить обители от вотчин, то «иосифляне» надеялись исправить монастырскую жизнь строгим общежительным уставом.
2. Отношение к еретикам. Иосифляне. Еретиков необходимо казнить. Нестяжатели. Выступали против казни еретиков. В отличие от жестко настроенных иосифлян, нестяжатели полагали, что еретиков надо перевоспитывать как заблудших овец.




Отличия Нестяжателей от Иосифлян. 1.Отношение к земельной собственности монастырей. Иосифляне. Церковь должна иметь земельные владения и другие

Слайд 173.Отношение к благотворительной деятельности монастырей.
Иосифляне. В отличие от Нила

Сорского, преподобный Иосиф видел в монашеской жизни прежде всего социальное

предназначение. Отвергая «стяжание» как способ личного обогащения, Иосиф рассматривал монастырское богатство как средство благотворительности. Принимали активное участие.
Нестяжатели. Нил Сорский, который считал, что монастыри должны быть прежде всего средоточием подвижничества и молитвы, что монахи должны быть «нестяжателями» – не иметь никаких имуществ и питаться лишь за счет плодов собственного труда.
4. Отношение к крупным вкладам и пожертвованиям в монастыри.
Иосифляне. Принимали вклады и пожертвования, объясняя это тем что средства нужны для благотворительности и раздачи милостыни, на содержание священников и церквей.
Нестяжатели. Нил и его ученики жили на полном самообеспечении, не принимая даров.




3.Отношение к благотворительной деятельности монастырей. Иосифляне. В отличие от Нила Сорского, преподобный Иосиф видел в монашеской жизни

Слайд 185.На чьей стороне оказалась поддержка государственной власти? (Иван III, Василий

III, Иван IV).
Вначале государственная власть поддерживала нестяжателей. Иван III

нуждался в земельных ресурсах для создания служилого поместного войска. Князь Василий III, вступивший на престол в 1505 г., и митрополит Валаам поначалу тоже склонялись к стороне нестяжателей, однако позже, с 1521 г., ситуация изменилась.С 1522 по 1539 г. Предстоятелем Русской церкви был митрополит Даниил, составитель Кормчей книги и Никоновской летописи, иосифлянин по убеждениям. При нем начались гонения на нестяжателей.

5.На чьей стороне оказалась поддержка государственной власти? (Иван III, Василий III, Иван IV). Вначале государственная власть поддерживала

Слайд 196.Отношение к власти и проблема места церкви в системе государства.


Иосифляне. Считали что глава церкви и князь равны, но готовы

признать главенство власти.
Однако Иосиф Волоцкий утверждал, что царь – далеко не первый человек в государстве и вся духовная власть находится в руках церкви, именно поэтому церкви необходимо поклоняться более, чем правителю. Таким образом иосифляне выступали за то, что не вся власть «от Бога», но есть и власть «от дьявола», однако после того, как Иван III стал на сторону иосифлянского духовенства, Волоцкий кардинально поменял свое мнение на противоположное.
Нестяжатели.
Дела церкви и государства должны быть отдельными друг от друга . Власть и церковь не пересекаются. Монашеская роль должна сводиться лишь к тому, чтобы молится за себя и других, думая о спасении души, в свою очередь царь должен отвечать за земли. В случае, если царь пытается управлять землями вместе с церковью, тогда ему лучше вовсе лишиться власти.
6.Отношение к власти и проблема места церкви в системе государства. Иосифляне. Считали что глава церкви и князь

Слайд 20Список литературы.
1.Никольский Н. М. История русской церкви. – М.:

Политиздат, 1985. 448 с. 2.Скрынников Р. Г. Крест и корона. Церковь

и государство на Руси IX–XVII вв. СПб., 2000. 463 с. 3.История религии [Текст] : учебник / Ф. М. Ацамба, Н. Н. Бектимирова, И. П. Давыдов и др.; под общей ред. И. Н. Яблокова. В 2 т. Т. 2. М., 2004. 676 с.
4. Скрынников Р. Г. – Святители и власти.
5. https://w.histrf.ru/articles/article/show/niestiazhatieli

Список литературы. 1.Никольский Н. М. История русской церкви. – М.: Политиздат, 1985. 448 с.
2.Скрынников Р. Г. Крест

Слайд 21

Спасибо за внимание.

Спасибо за внимание.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика