Разделы презентаций


Норма как центральное понятие культуры речи

Содержание

Лекция № 3. Норма как центральное понятие культуры речиОбщее понятие о норме и вариантности.2. Основные тенденции в развитии русского произношения. 3. Типичные лексические ошибки.4. Трудности в области морфологии и синтаксиса. 

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция № 3
Норма как центральное понятие культуры речи

Лекция № 3	Норма как центральное понятие культуры речи

Слайд 2Лекция № 3. Норма как центральное понятие культуры речи
Общее понятие

о норме и вариантности.
2. Основные тенденции в развитии русского произношения.


3. Типичные лексические ошибки.
4. Трудности в области морфологии и синтаксиса.
 
Лекция № 3. Норма как центральное понятие культуры речиОбщее понятие о норме и вариантности.2. Основные тенденции в

Слайд 3Общее понятие о норме и вариантности
Виды норм:
орфографические,
пунктуационные,
грамматические (морфологические и синтаксические),
лексические,
орфоэпические,
акцентологические.

Общее понятие о норме и вариантностиВиды норм:орфографические,пунктуационные,грамматические (морфологические и синтаксические),лексические,орфоэпические,акцентологические.

Слайд 4Норма (лат. norma – правило, образец)– это социально одобряемое правило,

которое
(1) применяется в реальной речевой практике,
(2) отражает закономерности языковой

системы,
(3) подтверждается словоупотреблением авторитетных писателей.
Норма (лат. norma – правило, образец)– это социально одобряемое правило, которое(1) применяется в реальной речевой практике, (2)

Слайд 5 Признаки литературного языка – стабильность и изменчивость.
Вариантность – сосуществование и

функционирование дублетных элементов языковой системы на фонетическом, лексическом грамматическом уровнях.


Признаки литературного языка – стабильность и изменчивость.		Вариантность – сосуществование и функционирование дублетных элементов языковой системы на фонетическом,

Слайд 6 Акцентологические варианты
индустрИя – индУстрия
заржАветь – заржавЕть

Акцентологические 	вариантыиндустрИя – индУстриязаржАветь – заржавЕть

Слайд 7Орфоэпические варианты
дож/д*/и – до/жж*/и
дое/жж*/ать – дое/жж/ать

Орфоэпические вариантыдож/д*/и – до/жж*/идое/жж*/ать – дое/жж/ать

Слайд 8Лексические варианты
туристский – туристический
вербальный – языковой
риторика – красноречие
старый (стрелянный) воробей
мороз

по коже (по спине)

Лексические варианты	туристский – туристический	вербальный – языковой	риторика – красноречие	старый (стрелянный) воробей	мороз по коже (по спине)

Слайд 9Грамматические варианты
длинной – длинною (дорогой)
большинство студентов стремилось – большинство студентов

стремились

Грамматические варианты	длинной – длинною (дорогой)	большинство студентов стремилось – большинство студентов стремились

Слайд 102. Основные тенденции в развитии русского произношения 2.1 Орфоэпия
Орфоэпические нормы (греч.orthos

– правильный, epos – речь, произношение) – это правила устной

речи, которые выработаны в соответствии с традициями национального языка и закреплены в литературном языке
2. Основные тенденции в развитии русского произношения 2.1 Орфоэпия		Орфоэпические нормы (греч.orthos – правильный, epos – речь, произношение)

Слайд 11 Лев Владимирович Щерба (1936 год)
Основная тенденция в развитии произносительных норм

– сближение произношения с письмом, с орфографическим обликом слова.

Лев Владимирович Щерба  (1936 год)		Основная тенденция в развитии произносительных норм – сближение произношения с письмом, с

Слайд 12 «Орфографическое» произношение глаголов II-го спряжения 3-го лица мн.ч. (произносились раньше,

как глаголы I-го спряжения)
cлышат
ходят
хвалят } [у>ъ]
ловят

«Орфографическое» произношение глаголов II-го спряжения 3-го лица мн.ч. (произносились раньше, как глаголы I-го спряжения)cлышатходятхвалят  }

Слайд 13 В первом предударном слоге по старой московской норме после ж

/ ш произносился звук, средний между [Ы] и [Э], то

есть [Ы-э]

жара
шаги
шалун



[Ы-э]>[а]

В первом предударном слоге по старой московской норме после ж / ш произносился звук, средний между [Ы]

Слайд 14 Произношение прилагательных мужского рода с основой на г, к, х

(далекий, долгий, тихий)
далекЪй
долгЪй
тихЪй

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что

ищет он в стране далекой,
Что кинул он в краю родном? (М.Ю.Лермонтов)
Произношение прилагательных мужского рода с основой на г, к, х (далекий, долгий, тихий)далекЪй долгЪй тихЪйБелеет парус одинокийВ

Слайд 15Разрыв между орфографией и современной орфоэпией достаточно глубок
дома –

д[а]ма
бояться – боя[ца]
купаться – купа[ца]
Основная тенденция в развитии русского

произношения – сближение произношения с графическим обликом слова.
Разрыв между орфографией и современной орфоэпией достаточно глубок дома – д[а]ма бояться – боя[ца]купаться – купа[ца]	Основная тенденция

Слайд 16Неравномерный процесс смягчения согласных перед гласной Е в заимствованной лексике
термин
пионер
крем
музей
брюнет
декан
компьютер
детектив
грейпфрут
шатен

Неравномерный процесс смягчения согласных перед гласной Е в заимствованной лексикетерминпионеркреммузейбрюнетдеканкомпьютердетективгрейпфрутшатен

Слайд 17Произношение слов с ударной гласной Е/Ё (шлем, жёлчь)
звёздный – звезда
перекрёсток

– крест
белёсый – белеть
жёлчь – желчегонный
манёвр – маневрировать

Произношение слов с ударной гласной Е/Ё (шлем, жёлчь)звёздный – звездаперекрёсток – крестбелёсый – белетьжёлчь – желчегонныйманёвр –

Слайд 18Памятник букве «Ё»
установлен в
г. Симбирске (Ульяновске) на родине Н.М.

Карамзина

Н.М. Карамзин применил впервые букву Ё 1797 году

Памятник букве «Ё»установлен в 	г. Симбирске (Ульяновске) на родине Н.М. Карамзина Н.М. Карамзин применил впервые букву Ё

Слайд 19Как же быть в затруднительных случаях?

Как же быть в затруднительных случаях?

Слайд 20
Нужно открывать орфоэпический словарь!

Нужно открывать орфоэпический словарь!

Слайд 212.2 Акцентология
Ударение – душа речи (Диомед – греческий филолог, IV

век)
Акцентология (лат. accentus – акцент, ударение) – это наука о

правильном ударении
Ударение – это выделение слога силой и/или тоном голоса
2.2 АкцентологияУдарение – душа речи (Диомед – греческий филолог, IV век)Акцентология (лат. accentus – акцент, ударение) –

Слайд 22Запомните!
квартал – ! неправ. квартал
добыча – ! неправ. добыча
километр –

! неправ. километр
приговор – ! не рек. приговор
правы – !

не рек. правы

Запомните!квартал – ! неправ. кварталдобыча – ! неправ. добычакилометр – ! неправ. километрприговор – ! не рек.

Слайд 23Тест
корысть
облегчит
переведены
звонит
свекла
новорожденный
соболезнование
каталог
алфавит
квартал

Тесткорыстьоблегчитпереведенызвонитсвеклановорожденныйсоболезнованиекаталогалфавитквартал

Слайд 24Ключ
корысть
облегчит
переведены
звонит
свёкла
новорождённый
соболезнование
каталог
алфавит
квартал

Ключкорыстьоблегчитпереведенызвонитсвёклановорождённыйсоболезнованиекаталогалфавитквартал

Слайд 25Причины появления акцентологических вариантов
влияние диалектов (случай, ремень, родится, брала, дала,

взяла)
влияние жаргонов (добыча, компас, атомный, шасси)
для заимствованных слов — влияние

языка-источника и языка-посредника (револьвер - фр.; револьвер – англ.)

Причины появления акцентологических вариантоввлияние диалектов (случай, ремень, родится, брала, дала, взяла)влияние жаргонов (добыча, компас, атомный, шасси)для заимствованных

Слайд 26 Основные тенденции в развитии русского ударения
Усиление грамматической функции ударения (руки

не подаст – чистые руки)
2. Закрепление устаревающих акцентологических вариантов за

устойчивыми сочетаниями или фразеологическими оборотами (Играть судьбами людей — Какими судьбами?)
3. Формирование нового лексического значения (бронировать-бронировать)

Основные тенденции в развитии русского ударения Усиление грамматической функции ударения (руки не подаст – чистые руки)2.

Слайд 273. Типичные лексические ошибки 3.1 Понятие о лексической норме
Под лексической

нормой обычно понимается:
использование в речи только тех слов и устойчивых

сочетаний, которые входят в состав литературного языка;
правильность выбора слова и уместность использования его в общеизвестном значении и в общепринятых сочетаниях, зафиксированных в словарях (ничком – навзничь, эмигрант – иммигрант)
3. Типичные лексические ошибки 3.1 Понятие о лексической норме 	Под лексической нормой обычно понимается:использование в речи только

Слайд 28Типичные ошибки в словоупотреблении
употребление слов в несвойственном им значении



болотистая* ягода
ср.: болотистая местность и болотная ягода

Типичные ошибки  в словоупотреблении употребление слов в несвойственном им значении 	болотистая* ягода	ср.: болотистая местность и болотная

Слайд 29Типичные ошибки в словоупотреблении

(2) не устраненная контекстом многозначность, порождающая двусмысленность

Недостаток*

приборов ставит под сомнение результаты экспериментов

(нехватка??? ~ дефект???)

Типичные ошибки  в словоупотреблении(2) не устраненная контекстом многозначность, порождающая двусмысленность	Недостаток* приборов ставит под сомнение результаты экспериментов

Слайд 30Типичные ошибки в словоупотреблении

(3) ошибки, связанные с сочетаемостью слов
ужасно*

красивый
плеоназмы (толпа людей*) и тавтология (своя* автобиография);
в основе

ошибки часто лежит явление контаминации (лат. смешение): уделять* значение
(ср.: уделять внимание, придавать значение)

Типичные ошибки  в словоупотреблении(3) ошибки, связанные с сочетаемостью слов	 ужасно* красивый	 плеоназмы (толпа людей*) и тавтология

Слайд 31Типичные ошибки в словоупотреблении

(4) стилистическая некорректность

Список литературы оформлен ужасно*

(в отзыве о реферате)

Типичные ошибки  в словоупотреблении(4) стилистическая некорректность 	Список литературы оформлен ужасно* (в отзыве о реферате)

Слайд 323.2 Паронимы
Паронимы (греч.para – около, onima – имя) – это

слова, близкие по звучанию, но не совпадающие по смыслу; паронимы

– это однокоренные слова, принадлежащие к одной части речи
болотная (ягода) – болотистая (местность), советник (президента) – (добрый) советчик; надеть (пальто) – одеть (ребёнка)

3.2 Паронимы	Паронимы (греч.para – около, onima – имя) – это слова, близкие по звучанию, но не совпадающие

Слайд 33Примеры неправильного использования слов-паронимов
нестерпимое* положение

дождливая* туча
хищное* истребление
эффектные* меры


ср.: нестерпимая боль – нетерпимое положение
???
???
???

Примеры неправильного использования слов-паронимовнестерпимое* положениедождливая* туча хищное* истребление эффектные* меры ср.: нестерпимая боль – нетерпимое положение?????????

Слайд 343.3. Лексическая контаминация
Не следует разрушать фразеологические сочетания
страх берёт, тоска берёт,

смех берёт, охота берёт
радость берёт* > радость охватывает
удовольствие берёт* >

получить удовольствие

3.3. Лексическая контаминация	Не следует разрушать фразеологические сочетаниястрах берёт, тоска берёт, смех берёт, охота берётрадость берёт* > радость

Слайд 35Лексическая контаминация (лат.contaminatio – смешение ) – взаимодействие, объединение языковых

единиц , приводящее к их семантическому изменению
Уповать* на лаврах
Одержать первенство*
Быть

в поле внимания*
Львиная часть*
Играть главную* скрипку
Ахиллесова рана*

Почивать на лаврах (ср.: уповать на удачу)
???
???
???
???
???

Лексическая контаминация (лат.contaminatio – смешение ) – взаимодействие, объединение языковых единиц , приводящее к их семантическому изменениюУповать*

Слайд 363.4. Стилистическая некорректность
форум* модельеров, животноводов
плеяда* баскетболистов, кулинаров
Форум – широкое, представительное

собрание, имеющее большое общественное значение, играющее важную роль в культурной,

политической жизни
Плеяда (греч.) – группа выдающихся деятелей)
форум ученых, журналистов, молодёжи
плеяда музыкантов, поэтов, полководцев
3.4. Стилистическая некорректностьфорум* модельеров, животноводовплеяда* баскетболистов, кулинаров		Форум – широкое, представительное собрание, имеющее большое общественное значение, играющее важную

Слайд 37Тест
счастливая година
посеять пашню
жизненные мелочи
мизерный достаток
воины купаются в реке
возвести свинарник



Тестсчастливая годинапосеять пашнюжизненные мелочимизерный достатоквоины купаются в рекевозвести свинарник

Слайд 38Ключ
счастливая година*
посеять* пашню
жизненные *мелочи
мизерный достаток*
воины* купаются в реке
возвести* свинарник



счастливая пора
засеять пашню
житейские мелочи
мизерный доход
солдаты купаются в реке
построить свинарник

Ключсчастливая година*посеять* пашнюжизненные *мелочимизерный достаток*воины* купаются в рекевозвести* свинарник счастливая поразасеять пашнюжитейские мелочимизерный доходсолдаты купаются в рекепостроить

Слайд 39 4. Трудности в области морфологии и синтаксиса
Грамматика – это раздел

науки о языке, который включает два подраздела: морфологию и синтаксис
Морфология

(греч. morphe «форма» + logos «слово») – наука о формах слова
Синтаксис (греч. syntaxis «построение», «порядок») – наука о правилах создания словосочетаний, предложений
4. Трудности в области морфологии и синтаксисаГрамматика – это раздел науки о языке, который включает два подраздела:

Слайд 40Колебания в грамматическом роде существительных в современном языке
вольер

и
заусенец и
лангуст

и
проток и
унт и
ставень и
спазм и
манжета и
клавиша и

вольера
заусеница
лангуста
протока
унта
ставня
спазма
манжет
доп. клавиш

Колебания в грамматическом роде существительных в современном языкевольер      изаусенец

Слайд 414.2. Синтаксическая контаминация (лат. сontaminatio «смешение») – это синтаксическое преобразование

в результате смысловой / формальной аналогии
Важно различать* друзей от врагов.//
Важно

отличать друзей от врагов.
Различать что/кого и что/кого (друзей и врагов, синий цвет и зелёный)
Отличать что/кого от чего/кого (друзей от врагов, синий цвет от зелёного)
4.2. Синтаксическая контаминация (лат. сontaminatio «смешение») – это синтаксическое преобразование в результате смысловой / формальной аналогии	Важно различать*

Слайд 42 Тест
уделять внимание на занятия* спортом
оплачивать за* проезд
уверенность за завтрашний

день*
контролировать за ходом* эксперимента
уделять внимание занятиям спортом

???

Тестуделять внимание на занятия* спортомоплачивать за* проездуверенность за завтрашний день*контролировать за ходом* экспериментауделять внимание занятиям спортом???

Слайд 43 Тест
уделять внимание на занятия* спортом
оплачивать за* проезд
уверенность за завтрашний

день*
контролировать за ходом* эксперимента
уделять внимание занятиям спортом

оплачивать проезд

уверенность в

завтрашнем дне
контролировать ход эксперимента
Тестуделять внимание на занятия* спортомоплачивать за* проездуверенность за завтрашний день*контролировать за ходом* эксперимента уделять внимание занятиям

Слайд 44Общие принципы различения правильного и неправильного употребления падежных форм
новая форма

должна четче разграничивать разные значения слов
новая форма должна нести функциональную

или иную полезную нагрузку
новая форма должна регулярно воспроизводиться в письменной речи
Общие принципы различения правильного и неправильного употребления  падежных формновая форма должна четче разграничивать разные значения словновая

Слайд 45Примеры широкого диапазона варьирования форм управления
убиваться по ком, по кому,

о ком;
умиляться кем, кому, на кого, над кем;
чутьё чего, на

что, к чему;
стимул чего, для чего, к чему; прогноз чего, о чем;
скучать по ком, по кому, о ком, за кем (обл.)
Примеры широкого диапазона варьирования форм управленияубиваться по ком, по кому, о ком;умиляться кем, кому, на кого, над

Слайд 46Примеры профессионального употребления вариантных форм управления
у геологов: разведка на нефть
у

военных: наблюдать цель
у врачей: наблюдать больного
у астрономов: наблюдение светил

Примеры профессионального употребления вариантных форм управленияу геологов: разведка на нефтьу военных: наблюдать цельу врачей: наблюдать больногоу астрономов:

Слайд 474.3. Употребление деепричастного оборота
Деепричастный оборот всегда указывает на дополнительное действие

(по отношению к основному действию, выраженному глаголом-сказуемым) грамматического субъекта (подлежащего),

ср.:
Зайдя за угол*, с меня слетела шляпа
Зайдя за угол, я уронил шляпу.
Как только я зашел за угол, с меня ветром сдуло шляпу / от ветра шляпа улетела.
4.3. Употребление деепричастного оборотаДеепричастный оборот всегда указывает на дополнительное действие (по отношению к основному действию, выраженному глаголом-сказуемым)

Слайд 48Тест
Спустившись к морю, туристами был разбит палаточный городок*.
Возвращаясь домой, у

Саши слипались глаза от усталости*.
Находясь в Германии, ему предстояла встреча

с берлинскими коллегами*.
Знакомясь с городом, нас удивила его архитектура*.
ТестСпустившись к морю, туристами был разбит палаточный городок*.Возвращаясь домой, у Саши слипались глаза от усталости*.Находясь в Германии,

Слайд 49Ключ
Спустившись к морю, туристы разбили палаточный городок.
Возвращаясь домой, Саша чувствовал,

что у него слипались глаза от усталости.
Находясь в Германии, он

должен был встретиться с берлинскими коллегами.
Когда мы знакомились с городом, нас удивила его архитектура.
КлючСпустившись к морю, туристы разбили палаточный городок.Возвращаясь домой, Саша чувствовал, что у него слипались глаза от усталости.Находясь

Слайд 50 Литература  
Введенская Л.А., Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. Русский язык и культура

речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону, 2003
Голуб И.Б. Русский

язык и культура речи. Учебное пособие. – М., 2001
Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М.: Просвещение, 1989
Данцев А.А., Нефёдова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов-на-Дону, 2002
 

Литература   Введенская Л.А., Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. Русский язык и культура речи: Учебное пособие

Слайд 51Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика