Слайд 1Обновление содержания воспитания в системе
образования в контексте ФГОС.
Нормативно
– правовые основы деятельности классного руководителя.
Слайд 2Нормативная база введения стандартов
Статья 43 Конституции России… « Российская федерация
устанавливает Федеральный государственный образовательный стандарт, поддерживает различные формы образования и
самообразования»
Статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека ( в контексте права человека на доступное образование)
А также:
Устав учреждения, в котором работает классный руководитель.
Образовательная программа того учреждения, где работает классный руководитель
Положение о классном руководителе того учреждения, где работает классный руководитель
Слайд 3Особенности новых образовательных стандартов
Необходимость:
Постоянно изменяющиеся условия
жизнедеятельности
Поликультурное общество
Повышение профессиональной мобильности
Ориентация на результат ( не только
знания, но опыт личностного развития, социального, познавательного, коммуникативного развития)
Системно – деятельностный подход (акцент на организацию системной деятельности, обеспечивающую опыт взаимодействия и отношений)
Слайд 4
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Методологическая основа стандартов.
Базовые национальные ценности
Слайд 5патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей
малой родине, служение Отечеству
Слайд 6социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям,
институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство
Слайд 7гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и
правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания
Слайд 8семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям,
забота о старших и младших, забота о продолжении рода
Слайд 9труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание,
целеустремлённость и настойчивость
Слайд 10наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира
Слайд 11Методологическая основа стандартов. Принципы
нравственного примера педагога;
социально-педагогического партнёрства;
индивидуально-личностного развития;
интегративности программ духовно-нравственного
воспитания;
социальной востребованности воспитания.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Слайд 12 Опыт – как источник содержания духовно – нравственного воспитания
Личностный опыт
– осмысленный субъектом опыт поведения в жизненной ситуации, деятельностный способ
освоения ценностей, формируется через анализ с педагогом.
1.Опыт отношений ( ситуации конфликта, успеха, благополучные отношения с педагогом, анализ «вместе»)
2. Опыт совершения поступков ( осмысление ситуации - принятие решения на основе выбора - действие)
3. Организация упражнения воспитанников в хороших поступках ( создание ситуации): авансирование доверием
свободного выбора
эмоционального заражения
соотнесения
успеха
творчества
4. Пример хорошего поступка
Слайд 13Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных
при реализации основных образовательных программ
начального общего,
основного общего,
среднего
(полного) общего,
начального профессионального,
среднего профес. и высшего профес. образования
образовательными учреждениями,
имеющими государственную аккредитацию
Слайд 14.
Стандарт включает 3 вида требований:
1) требования к структуре основных
образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной
образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Слайд 15Программа воспитания и социализации
Цель
Ценности
Принципы
Ожидаемые результаты
Система оценки результатов
Духовно – нравственное
воспитание ( урок, ключевые дела, мероприятия в колледже, коллектив группы)
Социализация
и профориентация (неурочная деятельность по предмету, профориентационные мероприятия, проекты,, самоуправление, молодежные организации, участие в конкурсах, и т.п.)
ЗОЖ ( ЗОЖ на уроке, общеколледжные дела, спорт, целевые программы: антикоррупционное воспитание, благотворительность - волонтеры, «Антитеррор»,и т.п.)
Экологическая культура ( акции экологические, «Психология»,, клубы)
Работа с родителями
Образовательная
программа учреждения
Программа воспитания
и социализации
Слайд 16Результаты: едины в одном обучающимся
Слайд 17Требования к результатам
Личностные результаты: готовность к саморазвитию и личностному
самоопределению; мотивация к деятельности; система отношений, ценностно – смысловых установок,
отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; способность ставить цели и строить жизненные планы; осознание российской идентичности в поликультурном мире. Здоровый и безопасный образ жизни – как ценность.
Предметные результаты : освоение опыта деятельности в предметной области и основополагающей системы научных знаний, умений, навыков; опыта решения проблем; опыта творческой деятельности
Метапредметные результаты, включающие универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные):
- умение самостоятельно определять цель своего обучения
- планировать, контролировать, оценивать свою деятельность
- устанавливать причинно – следственные связи, умозаключения, делать выводы
- Умение использовать и преобразовывать знаки, модели, схемы
- организовывать совместную деятельность на основе сотрудничества, разрешать конфликты
- Использовать ИКТ
Слайд 18Уровни воспитательных результатов
Первый уровень – приобретение студентом колледжа социального знания
(знания об общественных нормах,
об устройстве общества,
о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.)
Достигается во взаимодействии с педагогом
Слайд 19Уровни воспитательных результатов
Второй уровень – получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества
Достигается в дружественной студенческой
среде (коллективе)
Слайд 20Уровни воспитательных результатов
Третий уровень – получение учащимися опыта самостоятельного общественного
действия
Достигается во взаимодействии с социальными субъектами
Слайд 21Ожидаемый результат стандартов требует
конкретизации на уровне учебного заведения,
на
уровне педагога
Обобщенная форма (нормативный уровень)
Ориентир для управленцев всех уровней, в
т.ч. руководителя ОУ, разработчиков программ, учебников, КИМов
Технологическая форма (инструктивно – методический уровень)
Ориентир для преподавателей, студентов, родителей
Содержит детализированное описание ожидаемых результатов.
Цель -тематические планируемые результаты - итоговые планируемые результаты.
Прогнозируются способы организации деятельности, способы текущей и итоговой оценки, самооценки, различные педагогические средства.
Слайд 22.
Декомпозиция и конкретизация цели
Национальный
Воспитательный
идеал
Ожидаемые
результаты
в новых
стандартах
Цель образовательной
Программы
Цель подпрограммы
Понимать – что я изменю в
учащемся в результате урока, похода, праздника, проекта.
Цель
технологии, формы
деятельности
с учащимися
Слайд 23Результативность
Степень достижения результата, заявленного в цели
Качество цели!
Ожидаемых результатов может быть
несколько.
Например,
Цель : Создать условия для формирования способности к самооценке
на основе критерия успешности учебной деятельности
Результат ожидаемый:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Результативность:
Из 25 учащихся 1 курса способны к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности 18 учащихся.
Слайд 24Все три вида результатов можно получить, если:
- Обеспечено единство урочной,
внеурочной, внеколледжной деятельности.
- Педагог понимает и обнаруживает эти результаты в
каждой форме деятельности.
- Педагог подбирает и реализует адекватное содержание деятельности, в том числе технологии, формы, приемы, стиль общения.
- Реализована система оценки качества, где есть информация обо всех видах результатов в соответствии с целью образовательной программы учебного заведения
Слайд 25Требования к результатам рассматриваются как:
Нормативная база для организации образовательного процесса,
системы контроля и оценки
Ориентир для разработки программ, учебно – методических
и дидактических материалов при подготовке и переподготовке педагогических кадров, при оказании информационно – методической поддержки их деятельности
Основа для нормирования и экспертизы условий осуществления образовательного процесса, обеспечивающих достижение планируемых результатов
Основа для итоговой аттестации выпускников
Фактор аттестации работников
Основа для аккредитации учреждений
Критериальная база оценки системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях
( Из концепции ФГОС общего образования)
Слайд 26Информация о результатах: откуда?
Персонифицированные
Необходимо наличие информации о каждом учащемся по
каждому ожидаемому результату, заявленному в цели образовательной программы!
Неперсонифицированные (анонимные) результаты
Наличие информации об учащихся, колледжа в целом по каждому ожидаемому результату, заявленному в цели образовательной программы!
Слайд 27Учащийся
Внутренняя оценка:
Самоконтроль и самооценка учащихся с использованием информационной среды ОУ
Портфель
достижений
Внешняя оценка:
Текущие отметки
Итоговые отметки
Психолого – педагогическая диагностика
Качественная промежуточная оценка (олимпиада,
конкурс, проект, конференция, с/ соревнование, спектакль, концерт, выставка, фестиваль…))
Слайд 28Учебное заведение
Внутренняя оценка
Текущая успеваемость
Промежуточная оценка (контрольные, проекты, тесты)
Психолого-педагогическая диагностика
Самообследование
Оценка субъектов
образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов, выпускников)
И так далее
Внешняя оценка
Итоговая аттестация
Аккредитация
Экспертная оценка специалистов
Экспертная оценка социальных партнеров, работодателей
Мониторинговое исследование (психологическое, социально-педагогическое и т.п.)
Социальное признание (грамоты, благодарности, гранты, призы, публикации в СМИ)
И так далее
Слайд 29Требования к профессиональной подготовке педагога
Личностные качества
Вера в силы и возможности
обучающихся
Интерес к внутреннему миру обучающихся
Открытость к принятию
других позиций, точек зрения
Общая культура
Эмоциональная устойчивость
Позитивная направленность на педагогическую деятельность
Уверенность в себе
Слайд 30Требования к профессиональной подготовке педагога
Постановка целей и задач педагогической деятельности
Умение перевести тему урока в педагогическую задачу
Умение ставить педагогические
цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся
Слайд 31Требования к профессиональной подготовке педагога
Информационная компетентность
Компетентность в предмете преподавания
Компетентность в методах преподавания
Компетентность в субъективных условиях деятельности
Умение вести
самостоятельный поиск информации
Слайд 32Требования к профессиональной подготовке педагога
Разработка программ педагогической деятельности и принятие
педагогических решений
-Умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные
комплекты.
- Умение принимать решение в различных педагогических ситуациях
Слайд 33Требования к профессиональной подготовке педагога
Компетенции в организации
деятельности
Компетентность в установлении
субъект - субъектных отношений
Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи и
способах деятельности
Компетентность в педагогическом оценивании
Компетентность в организации информационной основы деятельности обучающегося
Компетентность в использовании принципов и закономерностей организации деятельности
Слайд 34Требования к профессиональной подготовке педагога
Мотивация учебной деятельности
Умение обеспечить успех
в деятельности
Компетентность в педагогическом оценивании и процесса , и
результатов
Умение превращать учебную задачу в личностно-значимую ( цель – мотив! )
Слайд 36Источники для изучения
Закон РФ «Об образовании»от 10.07.1992 (с поправками)
Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Учебное издание. /Авт.кол. Данилюк А. Я.Кондаков А.М.Тишков В. А. Электронный ресурс. http://standart.edu.ru
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. /Под.ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. Электронный ресурс http://standart.edu.ru
Проект Закона РФ «Об образовании» от 14.10.11
Григорьев Д.В. Воспитательный потенциал внеурочной деятельности. Видеолекция. Электронный ресурс. http://rutube.ru/tracks/3653922.html?v=28ef682743648ea93f91cc1ee5b3d939
Учебно – методические пособия серии «Стандарты нового поколения»