Слайд 1Нормативно-правовое регулирование в сфере образования
Образование – единый целенаправленный процесс воспитания
и обучения, … и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества
и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений и навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. ФЗ «Об образовании в РФ» (ст.2, п.1)
Слайд 2Понятие образовательного права
Образовательное право определяется как «совокупность правил поведения, установленных
государством или от имени государства для урегулирования образовательных отношений» (Шкатулла
В.И. Образовательное право: Учебник. М. 2016 г.)
Слайд 3Формы существования образовательного права:
Образовательное законодательство
Отрасль образовательного права
Система правоотношений в
сфере образования (реальные отношения людей, урегулированными нормами права)
Правосознание (представления людей
об образовательном праве)
Представления людей о справедливости общественных отношений в сфере образования.
Состояние свободы человека в системе образования.
Учебная дисциплина.
Субъективное право человека на образование.
Слайд 4Образовательная организация как система
Слайд 5Отношения в сфере образования – совокупность:
а) общественных отношений по реализации
прав граждан на образование, цель которых – освоение обучающимися содержания
образовательных программ (педагоги, обучающиеся, родители, образовательная организация - участники образовательных отношений);
Слайд 6Отношения в сфере образования – совокупность:
б) общественных отношений, целью которых
является создание условий для реализации прав граждан на образование (
участники отношений в сфере образования – участники образовательных отношений + федеральные государственные органы власти, органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения) Ст.2, пп 30-32 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Слайд 7Предмет и метод образовательного права
Предмет образовательного права – отношения, которые
оно регулирует.
Метод образовательного права – способ воздействия на эти отношения
Слайд 8Основные группы общественных отношений в сфере образования:
I группа
Между
органами власти и образовательными организациями по поводу управления образованием. (Эти
отношения регулируются нормами административного права). ФЗ «Об образовании в РФ» cт. 4, ст. 6-9; ст. 25-26, ст. 89-98.
Слайд 9II группа
Отношения по финансовому обеспечению деятельности образовательных организаций (Эти отношения
регулируются нормами финансового права). ФЗ «Об образовании в РФ» ст.
99-104. Ст. – 100 «Контрольные цифры приема» Например, 800 студентов на каждые 10000 населения в возрасте 17-30 лет.
Слайд 10III группа
Отношения, связанные с созданием образовательных организаций, их
реорганизацией и ликвидацией (Эти отношения регулируются нормами гражданского права). ФЗ
«Об образовании в РФ» ст. 22.
Слайд 11IV группа
Отношения между образовательной организацией и преподавателями (регулируются нормами трудового
права)
Принцип единства и дифференциации правового регулирования труда проявляется в этой
сфере следующим образом.
Устанавливаются:
а) общие правила, регулирующие труд всех работников;
б) специальные правила, позволяющие учесть особенности труда отдельных категорий работников.
Слайд 12 Работники образовательных организаций делятся на следующие группы:
профессорско-преподавательский (педагогический) состав;
учебно-вспомогательный
состав персонал (методисты, лаборанты);
технический персонал.
Специальные правила регулирования трудовых отношений устанавливаются
только для педагогов образовательных организаций, поскольку они осуществляют основные функции образовательных организаций – воспитательные.
Слайд 13Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:
право на
сокращенную продолжительность рабочего времени;
право на дополнительное профессиональное образование по
профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три
года;
право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством РФ;
Слайд 14Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:
право на
длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через
каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
Слайд 15Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:
право
на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации;
право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;
Слайд 16В рабочее время педагогического работника включается:
учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная
работа с обучающимися,
научная, творческая и исследовательская работа,
методическая, подготовительная,
организационная, диагностическая (должностные обязанности или индивидуальный план)
Слайд 17В рабочее время педагогического работника включается:
работа по ведению мониторинга,
работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных
мероприятий, проводимых с обучающимися.
Слайд 18В рабочее время педагогического работника включается:
Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических
работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями.
Соотношение учебной
(преподавательской) и другой педагогической работы, в пределах рабочей недели или учебного года определяется
соответствующим локальным нормативным актом образовательной организации, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.
Слайд 19Режим рабочего времени работника определяется локальными актами ОО:
коллективным договором;
правилами внутреннего
распорядка;
трудовым договором;
графиками работы;
расписанием занятий и др. локальными актами.
Слайд 20Профессиональный стандарт педагога включает:
Требования к образованию;
Требования к опыту практической работы
Особые
условия допуска к работе
Трудовые функции (характеристика трудовых функций, необходимых умений,
необходимых знаний)
(Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10 2013 г. № 544 н)
Слайд 21V группа
Отношения между образовательными организациями и обучающимися (их законными
представителями) по поводу поступления, приема в образовательные организации, организации учебного
процесса, аттестации и т.д. Эти отношения имеют внутреннее деление: например, предоставление льгот при поступлении в ВУЗы (инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей и др.), социальные стипендии. Такие отношения включены в предмет права социального обеспечения.
Слайд 22V группа
В эту группу отношений входят и собственно педагогические,
которые составляют ядро предмета правового регулирования образовательного права. Для надлежащего
упорядочения таких отношений и осуществляется межотраслевая координация и кооперация правовых норм в системе образования.
Слайд 23V группа
Признаки педагогических отношений
участие в них обучающегося либо его
законных представителей;
отношения складываются в рамках, «внутри» образовательного процесса;
отношения направлены на
обучение и воспитание обучающегося.
Слайд 24Педагогические отношения
педагогические отношения отличаются наибольшей спецификой по сравнению со всеми
остальными связями, которые попадают в сферу действия образовательного права. Для
регулирования педагогических отношений необходимы специфические правовые нормы, а в ряде случаев они регулируются также и нормами профессиональной педагогической этики.
Слайд 25Педагогические отношения
Например,
отношения между обучающимся и педагогом. Педагог должен обеспечить заинтересованный,
творческий подход ученика к освоению образовательной программы, создать благоприятную психологическую
обстановку для организации учебного процесса
Слайд 26Педагогические отношения
Педагогическими можно признать отношения между обучающимся и образовательным учреждением
(педагогом, преподавателем воспитателем), возникающие в рамках образовательного процесса в целях
обучения и воспитания обучающегося.
Слайд 27Преподаватель, выполняя свои трудовые обязанности, одновременно реализует обязанности образовательного учреждения.
При этом учреждение, будучи работодателем, несет ответственность за действия преподавателя
предпринятые им при осуществлении обязанностей по трудовому договору (ст. 1068 ГК РФ), (ст.28 ФЗ «Об образовании в РФ»)
Слайд 28Метод образовательного права
Метод образовательного права представляет собой оригинальную комбинацию различных
способов и приемов регулирования соответствующих общественных отношений. Применяются три общеправовых
способа правового регулирования: дозволение, запрет, позитивное обязывание. Широко применяются такие способы, как рекомендование, стимулирование (поощрение).
Слайд 29Критерии оценки метода
образовательного права
характер общего юридического положения субъектов (правоспособность,
дееспособность, компетенция, отношения между собой, подчиненность, соподчиненность, равноправие);
основания возникновения правоотношений;
характер
юридических последствий для субъектов права.
Слайд 30Метод образовательного права
Метод образовательного права объединяет в себе черты императивного
и диспозитивного регулирования. В качестве оснований возникновения образовательных отношений выступают
административные акты и договоры. Для метода образовательной отрасли характерно специфическое взаимное положение субъектов педагогических правоотношений (наличие как подчиненности, так и элементов равенства), обусловленных необходимостью формирования механизмов сотрудничества педагогов и обучающихся в достижении целей.