Слайд 1«Нормативное обеспечение внеурочной деятельности в образовательном учреждении»
Слайд 2МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)
П Р И К А
Слайд 3Методологическая основа нового поколения стандартов – деятельностная парадигма
Цель образования –
развитие личности на основе универсальных способов деятельности, т.е компетенций.
Слайд 4.
-Процесс учения становится не только усвоением системы ЗУНов, составляющих инструментальную
основу компетентности учащихся, но и процессом развития личности, обретения нравственного
и социального опыта.
В основе реализации ФГОС- системно- деятельностный подход (главным деятелем на уроке должен быть ребёнок)
Деятельностный и компетентностный подходы меняют взгляд на цели, содержание образования, процесс обучения и его результаты.
Задача ФГОС: ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт
Слайд 5«Портрет выпускника начальной школы»
любящий свой народ, свой край и
свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный,
активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами владения учиться;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию высказывать своё мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни.
Слайд 6Федеральный государственный образовательный стандарт
Чтобы приблизиться к этому результату воспитания младшего
школьника, необходимо следовать требованиям к структуре, результатам освоения и условиям
реализации ООП, представленным в ФГОС НОО, введённым в действие с 1.01.2010г.,Приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009г. № 373.
Слайд 7Этапы введения внеурочной деятельности в Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования
Слайд 8МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)
П Р И К А
Слайд 9Пункт 16. Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным
учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность организуется по
направлениям развития личности (спортивно – оздоровительное, духовно – нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, соревнования
и т.д.
Пункт 17. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организации культуры и спорта.
Пункт 19.3. Формы организации образовательного процесса,
чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации ООП НОО определяет образовательное учреждение.
Слайд 10МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)
П Р И К А
Слайд 11Пункт 16. ООП НОО реализуется образовательным учреждением через организацию урочной
и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно – эпидемиологическими правилами
и нормативами.
ООП НОО должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. Организационный раздел включает : учебный план начального общего образования; план внеурочной деятельности; систему условий реализаций ООП.
Содержательный раздел включает программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в т.числе программы курсов внеурочной деятельности.
Пункт 19.1. дополнить под пунктом 4:пояснительная записка целевого раздела ООП НОО должна раскрывать общие подходы к организации внеурочной деятельности.
Пункт 19.10. План внеурочной деятельности обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности.
Слайд 12МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)
Письмо Департамента общего образования
«12»
мая 2011г.
Москва № 03-296
«Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Слайд 13Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО – образовательная деятельность,
осуществляемая в формах отличных от классно-урочных и направленная на достижение
планируемых результатов освоение ООП НОО.
Основные критерии для отнесения образовательной деятельности к внеурочной:
цели и задачи этой деятельности;
содержание;
методы работы.
Задачи внеурочной деятельности:
обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка к школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребёнка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Слайд 14Приложение
«Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях реализующих
общеобразовательные программы начального общего образования»
12.05.2011 г.
Слайд 15Методические рекомендации
«Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Московской области в
рамках введения ФГОС начального общего образования»
Слайд 16 Нормативно- правовые акты для создания материально- технической базы внеурочной
деятельности.
Закон Российской Федерации «Об образовании»
(в действующей редакции);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
Слайд 17Примерный перечень локальных актов образовательного учреждения, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности
в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
1.
Устав образовательного учреждения.
2. Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения.
3. Договор образовательного учреждения с учредителем.
4. Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) обучающихся.
5. Положение о деятельности в образовательном учреждении общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений).
6. Положения о формах самоуправления образовательного учреждения.
7. Договор о сотрудничестве общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования детей.
8. Положение о группе продленного дня («школе полного дня»).
9. Должностные инструкции работников образовательного учреждения.
10. Приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей).
11. Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения.
12. Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг.
13. Положение об организации и проведении публичного отчета образовательного учреждения.
Положения о различных объектах инфраструктуры учреждения с учетом федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, например:
14. Положение об учебном кабинете.
15. Положение об информационно-библиотечном центре.
16. Положение о культурно-досуговом центре.
17. Положение о физкультурно-оздоровительном центре.
Слайд 18Организационные модели внеурочной деятельности
модель дополнительного образования
модель «школы
полного дня»
оптимизационная модель
инновационно – образовательная модель
Слайд 19Модель дополнительного образования
Данная модель предполагает создание общего программно – методического
пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от
управления ОУ к управлению образовательными программами.
Преимущество этой модели:
ребёнку предоставляется широкий выбор для реализации своих интересов, возможности самореализации и самоопределения;
во внеурочную деятельность включаются квалифицированные специалисты учреждений культуры, спорта, дополнительного образования;
создается широкое поле для реализации культурных практик, приобретения учащимися социального знания, формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия.
Реализация такой модели возможна при тесном взаимодействии учреждений дополнительного образования детей и школы на основе договорных партнёрских отношений.
Слайд 20Модель «школы полного дня»
Реализация внеурочной деятельности осуществляется преимущественно воспитателями
групп продленного дня.
Преимущество данной модели:
создаются благоприятные условия
для полноценного пребывания ребенка в школе в течение дня;
обеспечивается содержательное единство учебной, внеурочной деятельности в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы школы;
создается здоровьесберегающая среда, обеспечивающая соблюдение санитарно – эпидемиологических правил и нормативов;
в совместной деятельности ребёнка и педагога обеспечивается реализация индивидуальной траектории развитии ребёнка
Данная модель позволяет создать систему воспитательной деятельности в которую включается всё образовательное пространство школы.
Воспитатель ГПД имеет возможность для индивидуальной беседы как с ребёнком так и с родителями в неформальной обстановке.
Слайд 21Оптимизационная модель
В ее реализации принимают участие все педагогические работники школы.
Координирующая роль принадлежит классному руководителю, который:
взаимодействует с педагогическими работниками,
с учебно-воспитательным персоналом школы;
организует в классе образовательный процесс, способствующий развитию личности ученика; создает для этого благоприятный микроклимат;
включает учащихся в разнообразные виды деятельности для развития их интересов, способностей, разумного проведения свободного времени;
взаимодействует с родителями учащихся.
Преимущество данной модели: создание единого образовательного пространства в школе, в котором объединяются все структурные подразделения.
Слайд 22Инновационно – образовательная модель
Она опирается на деятельность инновационной (экспериментальной,
пилотной внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального уровня, которая существует в
образовательном учреждении.
В рамках данной модели проходят разработка, апробация, внедрение образовательных программ, в которых учитываются региональные особенности.
Она предполагает тесные взаимодействия с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего педагогического образования, научными организациями…
Преимущество данной модели:
высокая актуальность содержания программ внеурочной деятельности;
научно – методическое сопровождение их реализации;
уникальность формируемого опыта.
Слайд 23 Алгоритм моделирования
внеурочной деятельности
Выбор общеобразовательным учреждением модели организации внеурочной деятельности младших школьников
в конкретных условиях реализации образовательного процесса целесообразно осуществлять по следующему алгоритму:
1этап — определение целей, принципов внеурочной деятельности, их отражение в основной образовательной программе начального общего образования;
2этап - анализ предлагаемых моделей организации внеурочной деятельности общеобразовательным учреждением;
3этап - анализ ресурсного обеспечения реализации различных моделей организации внеурочной деятельности;
4этап - выбор модели организации внеурочной деятельности, её содержательное наполнение и описание в соответствии с целями, принципами внеурочной деятельности, ресурсными условиями её реализации.
Следование алгоритму позволит общеобразовательному учреждению наиболее эффективно реализовать ту часть основной образовательной программы, которая в большей степени определяется социальным заказом школе и обеспечивает оптимальное использование внутренних и внешних ресурсов общеобразовательного учреждения для создания необходимых условий успешного введения ФГОС НОО.