Разделы презентаций


Нормы русского литературного языка

Содержание

План:Орфоэпические нормыЛексические нормыСтилистические нормыГрамматические нормы

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Нормы русского литературного языка

Нормы русского литературного языка

Слайд 2План:
Орфоэпические нормы
Лексические нормы
Стилистические нормы
Грамматические нормы


План:Орфоэпические нормыЛексические нормыСтилистические нормыГрамматические нормы

Слайд 31. Орфоэпические нормы
(от греч. orthos – правильный и epos

- речь) – произносительные нормы устной речи.
½ XVIII в. –

г. Москва (разговорный язык)

Основные тенденции:
Аканье (тр[а]ва, с[а]сна)
Иканье (в[и]сна, т[и]перь)
Твердое [э] в иноязычных словах (ант[э]нна)
Оглушение (разбе[к], тра[ф]ка)
Озвончение ([з]бежать), во[г]зал)
[чн] вместо [шн] (с XIXв.) (було[чн]ая, беспорядо[чн]ый)


1. Орфоэпические нормы (от греч. orthos – правильный и epos - речь) – произносительные нормы устной речи.½

Слайд 4Произношение «ЧН»


[шн] сохраняется: горчичный, конечно, скучно, нарочно, яичница, перечница,

скворечник, девичник, очечник, прачечный, пустячный и в некоторых женских отчествах

Ильинична, Кузьминична…

двояко: було[чн]ая и було[шн]ая, копее[чн]ый и копее[шн]ый, моло[чн]ый и моло[шн]ый, порядо[чн]ый и порядо[шн]ый, сливо[чн]ый и сливо[шн]ый.
Произношение «ЧН» [шн] сохраняется: горчичный, конечно, скучно, нарочно, яичница, перечница, скворечник, девичник, очечник, прачечный, пустячный и в

Слайд 51. Орфоэпические нормы
Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы

/ Под ред. Р. И. Аванесова
«Словарь ударений для работников радио

и телевидения» (составители Ф.А.Агеенко, М.В.Завра, под ред. Д.Э.Розенталя)
Горбачевич К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке: 1200 слов. СПб., 2000
сайт www.gramota.ru
1. Орфоэпические нормыОрфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р. И. Аванесова«Словарь ударений

Слайд 6
Домашнее задание

По «Орфоэпическому словарю» (см. сайт www.gramota.ru) выписать 20 вариантов

норм произношения.

Например:
1. Жёлчь [о] – доп. Желчь [э]
2. Термин [т'э]
3.

Кузьминична [шн]



Домашнее заданиеПо «Орфоэпическому словарю» (см. сайт www.gramota.ru) выписать 20 вариантов норм произношения.Например:1. Жёлчь [о] – доп. Желчь

Слайд 72. Лексические нормы
правильность выбора слова и уместность применения его в

общеизвестном значении и в общепринятых сочетаниях

Особенности:
Лексика – открытая и незамкнутая

система
Подвижность лексики
Ошибки:
«ложить» вместо «класть»
«сталактит» и «сталагмит»
«колледж» и «коллеж»



2. Лексические нормыправильность выбора слова и уместность применения его в общеизвестном значении и в общепринятых сочетанияхОсобенности:Лексика –

Слайд 82. Лексические нормы

3 типа сочетаемости:

Семантическая (фиолетовый апельсин)
Грамматическая (мой-плыть, близко-весёлый)
Лексическая (причинить

радость, удовольствие)

Ошибки в нормах словоупотребления:
Употребление слова в несвойственном ему значении

(эмигрант-иммигрант)
Употребление паронимов (командированный-командировочный)
Употребление заимствованных слов (дедлайн, кластер, коуч)
Употребление фразеологизмов («Мы спели свою лебединую песню и долго танцевали»)

2. Лексические нормы3 типа сочетаемости:Семантическая (фиолетовый апельсин)Грамматическая (мой-плыть, близко-весёлый)Лексическая (причинить радость, удовольствие)Ошибки в нормах словоупотребления:Употребление слова в

Слайд 92. Лексические нормы

Даль Владимир Иванович Толковый словарь живого великорусского языка
Ушаков

Дмитрий Николаевич Толковый словарь русского языка: В 4 т.
Ожегов

Сергей Иванович Толковый словарь русского языка
Словарь современного русского языка: В 17 т. (М.; Л., 1948-1965) – БАС
2. Лексические нормыДаль Владимир Иванович Толковый словарь живого великорусского языкаУшаков Дмитрий Николаевич Толковый словарь русского языка: В

Слайд 103. Стилистические нормы
правила отбора и сочетания наиболее целесообразных в каждой

сфере общения языковых средств
ПРИНЦИП КОММУНИКАТИВНОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ!
Ошибки:
I. Слабое овладение ресурсами

русского языка:
1) Бедность словаря и фразеологии:
а) повтор слов (Всегда быть одетой по моде можете быть и вы, если вы будете шить себе сами);
б) плеоназмы (Нам мало на подготовку полчаса времени)
в) тавтологии (В образе главной героини автор изобразил свой идеал женщины).
2) Употребление штампов (В газете «Московский комсомолец» написали, что студенты педагогического института развернули широким фронтом работу по подготовке к предстоящему фестивалю).


3. Стилистические нормыправила отбора и сочетания наиболее целесообразных в каждой сфере общения языковых средств ПРИНЦИП КОММУНИКАТИВНОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ!Ошибки:I.

Слайд 113. Стилистические нормы
3) Употребление слов-паразитов (Моя жизнь как бы наладилась,

вошла в привычное русло).
4) Немотивированное употребление нелитературной лексики (просторечия, диалектизмов)

(Брехня все это! Надо своевременно доглядеть животное).
5) Однообразие в построении предложений, в выборе конструкций (Татьяна была дворянкой. Она была молодой девушкой).
6) Отсутствие необходимых образных средств (В походе нам было очень хорошо. Там было весело и интересно. Нам никогда не было скучно. Утром мы вставали, одевались, застилали постели, умывались и бежали на зарядку. Потом завтракали. Потом ходили на речку или в горы).
)
3. Стилистические нормы3) Употребление слов-паразитов (Моя жизнь как бы наладилась, вошла в привычное русло).4) Немотивированное употребление нелитературной

Слайд 123. Стилистические нормы
II. Ошибки, обнаруживающие недостаточно развитое языковое стилистическое чутье:
Погоня

за красивостью (стилистически немотивированное употребление экспрессивных средств):
а) неправильное использование

определений-прилагательных (Молодая поросль советских фигуристов вышла на лед);
б) создание надуманных метафор, неудачных сравнений (В гости к жителям района придут народные мстители).
2) Смешение лексики разных стилей (Ведутся изыскания возможности создания турбин большей мощности).
3) Неблагозвучие: а) скопление гласных; б) скопление шипящих; в) употребление рядом или повторение одинаковых в звуковом отношении частей слова.
.

3. Стилистические нормыII. Ошибки, обнаруживающие недостаточно развитое языковое стилистическое чутье:Погоня за красивостью (стилистически немотивированное употребление экспрессивных средств):

Слайд 133. Стилистические нормы
III. Ошибки, связанные с нарушением норм функциональных стилей:
Злоупотребление

канцеляризмами (В отчетный период была налажена работа по следующим направлениям…).
Злоупотребление

специальными терминами в тексте ненаучного характера (В лучах утреннего солнца сверкали в траве вчерашние атмосферные осадки).
IV. Нарушение стилистических требований, связанных с широким контекстом: «Ведь осенний лед очень обманчив, его манящая привлекательность таит в себе большую опасность… Уже есть факты, когда опрометчивое удовольствие оканчивалось трагедией… Он очень коварен своей заманчивой притягательностью и слабой прочностью»)».
3. Стилистические нормыIII. Ошибки, связанные с нарушением норм функциональных стилей:Злоупотребление канцеляризмами (В отчетный период была налажена работа

Слайд 144. Грамматические нормы
правила использования морфологических форм разных частей речи и

синтаксических конструкций.
Морфологические нормы
Формы рода имен существительных
а) склоняемые (по окончанию)
б) несклоняемые

(правила)

2. Формы падежных окончаний имен существительных
а) неодуш. сущ. муж.р. П.п. ед.ч. (-е/-у) (в отпуске - в отпуску)
б) сущ. Им.п. мн.ч. (-и(-ы)/-а(-я)) (тракторы-трактора)
в) неодуш. сущ. муж.р. Р.п .ед.ч.(-а(-я)/-у(-ю)) (чая - чаю)
г) сущ. Р.п. мн.ч. (гектар – гектаров, доль - долей)
4. Грамматические нормыправила использования морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций.Морфологические нормыФормы рода имен существительныха) склоняемые

Слайд 15Окончания Род.п. множ.ч. имен существительных

Окончания Род.п. множ.ч. имен существительных

Слайд 163. Формы степеней сравнения имен прилагательных

3. Формы степеней сравнения имен прилагательных

Слайд 174. Склонение имен числительных
300 шагами дальше? с 1508 рублями?

При склонении

количественных числительных – все слова
При склонении порядковых числительных – только

последнее слово
Оба- обе?
Ж.р. – обе
Муж.р. - оба
4. Склонение имен числительных300 шагами дальше? с 1508 рублями?При склонении количественных числительных – все словаПри склонении порядковых

Слайд 185. Спряжение глаголов
Глаголы, имеющие в инфинитиве -чь: жечь, течь, печь

(всего 16 словоформ), образуют вариантные формы 3-го лица единственного числа:

наряду с литературными: жжёт, течёт, печёт — просторечные: жгёт, текёт, пекёт.
Контрастирующие по стилистической окраске варианты образуют глаголы и в повелительном наклонении. В парах слов: ляг — ляжь (ляжьте), беги — бежи (бежите), не тронь — не трожъ, погоди — погодь, выйди — выдь, выложи — выложь — первые литературные, вторые - просторечные.
Отдельные глаголы не имеют форм повелительного наклонения: хотеть, мочь, видеть, слышать, ехать, жаждать, гнить и др.

5. Спряжение глаголовГлаголы, имеющие в инфинитиве -чь: жечь, течь, печь (всего 16 словоформ), образуют вариантные формы 3-го

Слайд 19Синтаксические нормы
1. Варианты грамматической связи подлежащего и сказуемого

Синтаксические нормы1. Варианты грамматической связи подлежащего и сказуемого

Слайд 202. Подлежащее – количественно-именное сочетание
ед.ч – мн.ч.?
Глаголы, означающие бытие, наличие,

присутствие, - в ед.ч. Глаголы, называющие активное действие, – во

мн.ч..
(Ср.: На столе было три телефона. — Три телефона зазвонили одновременно.)
2. Числительные в составе подлежащего:
1- ед.ч. (Двадцать один человек подтвердил это)
2,3,4 – мн.ч. (Три дома на вечер зовут)
Больше числ. – ед.ч. (Сто тридцать семь делегатов уже зарегистрировалось, а пять человек опаздывали).
Мера веса, пространства, времени – ед.ч. (Прошло сто лет)
Сложное сущ.(типа кресло-кровать) - сказуемое согласуется со словом, обозначающим более широкое понятие (В магазине продавалось кресло-кровать. Роман-газета распространялась через киоски).
.

2. Подлежащее – количественно-именное сочетаниеед.ч – мн.ч.?Глаголы, означающие бытие, наличие, присутствие, - в ед.ч. Глаголы, называющие активное

Слайд 213. Варианты управления

3. Варианты управления

Слайд 224. Правильное построение предложений
а) неправильное употребление причастного оборота (Принятая программа

на конференции успешно выполнена).
б) неправильное употребление деепричастного оборота (У вас

не заболела голова, пытаясь понять всю эту абракадабру?)
в) грамматически разнотипное выражение однородных членов предложения (Премьер говорил об инфляции и что задержки зарплаты больше не будет)
г) В состав однородных членов не должны входить видовые и родовые понятия (Наш сквер — любимое место отдыха жителей деревни, молодежи и детей)
д) несочетаемость одного из однородных членов (или нескольких) с тем словом в предложении, с которым связаны все остальные однородные члены (Чтение фантастических романов воспитывало в юноше любовь к путешествиям, мечты о покорении космоса)
4. Правильное построение предложенийа) неправильное употребление причастного оборота (Принятая программа на конференции успешно выполнена).б) неправильное употребление деепричастного

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика