Слайд 1НОУ ВПО РосНОУ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
Беляева Юлия Николаевна
Слайд 2ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА
Лекция
Слайд 3План:
1. Рынок труда: понятие, сущность
2. Конъюнктура рынка труда
3. Предложение и
спрос на рынке труда
Слайд 4
Литература:
Трудовой кодекс Российской Федерации
Закон №1032-1 от 19 апреля 1991 года
«О занятости населения в Российской Федерации»
Экономика труда / Под общ.
ред. Н.А.Волгина. М. Изд. РАГС, 2010. – 368 с.
Рынок труда и теории занятости. Часть 2: учебное пособие под ред. Л.А. Костина, Г.М.Зущиной, Р.М. Султановой. – М.: АТиСО, 1997. – 200 с.
Кашепов А.В., Сулакшин С.С., Малчинов А.С. Рынок труда: проблемы и решения. М.: Научный эксперт, 2008. – 232 с.
Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Лунева Н.К. Рынок труда (практическая макроэкономика труда). Учебник. М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2007. – 900 с.
www.gks.ru – официальный сайт Федеральной службы государственной статистики
www.rosmintrud.ru – официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ
это система общественных отношений, социальных (в том числе
юридических) норм и институтов, обеспечивающих на основе соблюдения общепринятых прав и свобод человека воспроизводство, обмен по цене, определяемой соотношением спроса и предложения, и использование труда
(А.В. Кашепов)
Слайд 6
«Рынок труда –
это рынок, который обеспечивает работникам работу и
координирует решения в сфере занятости» и «состоит из всех тех,
кто покупает или кто продает труд»
(Р.Д. Эренберг и Р.С. Смит)
Слайд 7
Рынок труда –
сфера, в которой противостоят
друг другу лица, ищущие работу, в том числе безработные, и
незанятые рабочие места со стороны хозяйственных субъектов, заключаются трудовые договора, определяется уровень заработной платы
Слайд 8
Что продается и покупается на рынке труда???
1.Трудовые
услуги (Эренберг и Смит)
2. Рабочая сила (В.И. Плакся)
Слайд 9Рабочая сила:
1) это трудовой ресурс общества, совокупность людей, потенциально
способных к труду
2) это способность к труду, используемая для производства
материальных и духовных благ
Слайд 10
Товар на рынке труда с точки зрения марксистских взглядов:
Труд
–
это процесс создания наемным работником стоимости товара вообще, и
в том числе прибавочной стоимости
Слайд 11
Основные элементы рынка труда:
спрос на рабочую силу;
предложение;
цена рабочей силы (заработная
плата);
конкуренция;
инфраструктура.
Слайд 12 Субъекты рынка труда:
- работодатели и их представители –
с одной стороны;
- наемные работники и их представители – с
другой;
- государство и его представители;
- посреднические организации.
Слайд 13
Сегментация – это выявление в широкой совокупности
явлений, определенных сфер, секторов, слоев, имеющих достаточно четкие внешние границы
Типология – это выявление в широкой совокупности явлений определенных групп, каждая из которых обладает внутренним единством и существенными отличиями от всех прочих групп
Слайд 18Типы рынка труда
(по степени управляемости)
Слайд 19К Сегментам рынка часто относятся:
Отраслевые рынки и профессиональные – рынок
труда инженеров;
По социально-демографическим признакам – рынок труда женщин, молодежи, пожилых
людей, городской и сельский рынок труда и пр.
Элитарный (престижные рабочие места, высокая заработная плата)
Общий / Средний (нормальные рабочие места, средняя заработная плата)
Маргинальный рынок труда (не престижные рынки труда, низкая заработная плата). Его заполняют в основном представители национальных меньшинств, несовершеннолетние, гастарбайтеры, лица с ограниченной трудоспособностью.
Слайд 21Значение рынка труда:
через него обеспечивается занятость экономически активного населения, его
включения в сферу производства;
через рынок труда идет комплектование предприятий (фирм)
нужной рабочей силой;
определяет какие профессии нужны;
через конкуренцию работников оттачивается профессиональное мастерство;
конкуренция между работодателями позволяет не только поддерживать уровень оплаты труда, но и создавать условия труда.
Слайд 22
Конъюнктура рынка труда –
социально-экономически обусловленное соотношение
спроса, предложения рабочей силы и уровня заработной платы на рынке
труда.
Конъюнктура рынка труда – это одно из состояний:
Равновесия (сбалансированности);
Дефицита рабочей силы;
Безработицы.
Слайд 24Предложение труда (на уровне национального хозяйства это широкое определение) –
сложившаяся при данных экономических, демографических, социальных условиях общая численность потенциально
трудоспособного населения
Предложение труда (в узком смысле) – это число людей, которые в течение определенного периода времени не имеют доходного занятия и ищут работу
Предложение труда (еще более узкое) – общее число лиц, ищущих работу, безработных граждан (по обследованиям населения), и число граждан, обратившихся в поисках работы в службу занятости.
Слайд 25Эффект дохода – это такой эффект, при росте совокупного дохода
потребность в досуге возрастает, как и стремление к тому что
бы работать меньше.
Эффект замещения – доход не изменяется, увеличивается заработная плата, при увеличении налогов. Уменьшение процентов, то сокращается потребность в досуге, увеличивается мотивация к труду.
Слайд 26Спрос на труд (на макроуровне) – сложившаяся при данных условиях
суммарная численность занятых и вакантных рабочих мест.
В более узком смысле
спрос на труд – это численность незанятых (вакантных) рабочих мест в экономике в целом или на предприятии, в еще более узком - число вакансий, зарегистрированных предприятиями, организациями в службе занятости.
Слайд 27Факторы уровня спроса на труда
EL= f1(Y) + f2(I) + f3(M)
+ f4(NX) - f5(CО) – f6(PG)
где:
EL- уровень занятости,
Y
- производство ВВП,
I - инвестиции,
М - денежная масса (степень монетизации ВВП),
NX - сальдо внешней торговли,
CО - отток капитала,
PG - прирост населения (трудоспособного возраста).
Слайд 28Количественная величина спроса на рабочую силу имеет три вида:
- удовлетворенный
или реализованный спрос – число работников, нанятых фирмой в течение
определенного времени (месяц, год);
- нереализованный, неудовлетворенный спрос – количество рабочих мест, которые остаются незанятыми;
- потенциальный, прогнозируемый спрос – спрос на рабочую силу, на краткосрочную или долгосрочную перспективу с учетом развития предприятия.
Слайд 29Потребность предприятий в работниках, заявленная в службы занятости в 2000-2010,
человек
Слайд 30ВВП России в 1990-2012 гг. (в % к 1989 году)
Слайд 31Инвестиции в основной капитал в % к 1990 г.