Слайд 1Задачи и содержание экологического
образования детей дошкольного возраста
Концепция экологического воспитания детей
дошкольного возраста С.Н. Николаевой
Слайд 2Современное экологическое образование – новое направление дошкольной педагогики, её составляющие:
1.
Традиционные для отечественной педагогики подходы, базирующие на:
- тесном контакте детей с природой;
- натуралистических наблюдениях, экскурсиях (К.Д.Ушинский, В.Сухомлинский, Л.Толстой.);
2. Народные традиции.
3. Мировой опыт.
4. Современная школьная экология.
Слайд 3
Экологическое образование и «устойчивое развитие».
Основная идея «устойчивого развития» - сохранить
человечество и окружающую среду в будущем.
Слайд 4Воспитывая детей, необходимо уделять внимание следующим вопросам:
- пониманию самоценности природы;
-
осознанию ребёнком себя, как части природы;
- воспитанию уважительного отношения ко
всем природным объектам;
- формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру;
- пониманию того, что в природе всё взаимосвязано;
- пониманию того, что нельзя уничтожить то, что не можем создать;
Слайд 5Воспитывая детей, необходимо уделять внимание следующим вопросам:
- формирование у детей
желания сохранить окружающую среду;
- усвоению азов экологической безопасности;
- усвоению первоначальных
сведений о рациональном природопользовании природных; ресурсов;
- формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Слайд 6Экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями
и умениями в практической деятельности.
Слайд 11Формирование начал экологической культуры -
«Становление осознанно-правильного отношения к природе
во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим е
на основе её богатства материальные и духовные ценности».
С.Н. Николаева
Слайд 12Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития
ребёнка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в
эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определённых моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Н.А. Рыжова
Слайд 13Задачи экологического образования
- Формирование элементов экологического сознания.
- Формирование практических навыков
и умений в разнообразной деятельности в природе.
- Воспитание гуманного отношения
к природе.
Слайд 14
Концепция экологического воспитания дошкольников
С.Н. Николаевой
Слайд 15
Концепция - это система взглядов на какое-либо явление, система ведущих
идей по определенному вопросу, глобальное его рассмотрение.
Слайд 16Структура концепции:
- Введение.
- Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников.
- Организация
и управление в сфере экологического воспитания дошкольников.
- «Отношение» - конечный
результат экологического воспитания.
- Воспитатель – носитель экологической культуры.
Слайд 17
Содержание экологического воспитания включает два аспекта:
ПЕРЕДАЧА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
В ОТНОШЕНИЕ
Слайд 18Содержание экологического образования дошкольников
Биоэкология
(классическая экология)
Социальная экология
(в т.ч. экология
человека)
Прикладная экология
(охрана природы)
Передача экологических знаний
Трансформация экологических знаний в отношение
Слайд 19КРУГ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
- СВЯЗЬ РАСТИТЕЛЬНЫХ И ЖИВОТНЫХ ОРГАНИЗМОВ СО СРЕДОЙ
ОБИТАНИЯ, МОРФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ К НЕЙ; СВЯЗЬ СО СРЕДОЙ В ПРОЦЕССЫ
РОСТА И РАЗВИТИЯ;
- МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ, ИХ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО; ОБЩЕСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ;
- ЧЕЛОВЕК, КАК ЖИВОЕ СУЩЕСТВО, СРЕДА ЕГО ОБИТАНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ЗДОРОВЬЕ И НОРМАЛЬНУЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ;
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ; ОХРАНА И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРИРОДНЫХ БОГАТСТВ.
Слайд 20Средства достижения целей и задач экологического образования дошкольников
- сюжетно-ролевая игра;
-
практическая деятельность;
- создание изопродукции;
- общение с природой, добровольный контакт с
объектами растительного и животного мира;
- экспериментирование;
- речевая деятельность;
- обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;
- наблюдение;
- просмотр книг, картин, телепередач природного содержания.
Слайд 21Воспитатель –
носитель
экологической
культуры.
Слайд 22
Конечный результат экологического воспитания – формирование осознанно-правильного «отношения» к природе.
Слайд 23«Метод создания и поддерживания необходимых условий жизни для живых существ»
-
главный метод экологического
воспитания детей.
Слайд 24Реализация Концепции экологического воспитания дошкольников в ДОУ
- использование программ экологического
образования, созданных на основе идей Концепции в ДОУ;
- создание и
экологизация развивающей среды в ДОУ;
- использование всех видов экологически ориентированной деятельности;
- повышение экологической грамотности педагогов и других сотрудников.
Слайд 25Типовая модель экологического воспитания дошкольников в ДОУ