Слайд 1ГУсш№6с ДМЦ г. Текели
Новые подходы в преподавании и обучении
Подготовила Денисова
С.А.
2014-2015 учебный год
Слайд 2В настоящее время неоспорим факт наибольшего воздействия на процесс обучения
и результаты учеников повседневной работы учителя в классе, направленной на
воспитание и развитие учащихся. Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников сегодня является учитель.
Слайд 3Из числа современных научных подходов, используемых различными ситемами среднего образования,
наиболее популярными и получившими высокое мировое призвание, являются подходы, основанные
на конструктивистских теориях.
В основу программы Кембриджского подхода к преподаванию заложена конструктивистская теория обучения. Теория базируется на утверждении, что развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников: от учителя, сверстников, из учебников. Передача готовых знаний не способствует развитию глубокого их понимания и взаимодействию с уже имеющимися.
Слайд 4Конструктивистские представления о преподавании требуют, чтобы учитель, сосредоточенный на ученике,
организовывал занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей,
навыков у ученика. Задачи разрабатываются таким образом, чтобы ученикам была предоставлена возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определенные предположения, скорректировать убеждения и сформировать новое понимание.
Слайд 5В основе новых подходов в преподавании и обучении лежит понимание
обучения с точки зрения социоконструктивистской теории Л.Выготского. Ключевое положение Выготского
гласит, что детское мышление разливается посредством диалога с более развитыми индивидами. Подобного рода взаимодействия наиболее эффективны, когда они осуществляются в зоне проксимального развития ребенка (ЗБР). ЗБР – навыки и способности, которые развивает ученик; диапазон заданий, которые он пока не может выполнить самостоятельно.
Модель обучения Л.Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя.
Слайд 6Основная задача программы – оценить и усовершенствовать педагогическую практику учителя.
Программа основана на 7 модулях:
1.Новые подходы в преподавании и обучении
2.Обучение
критическому мышлению
3.Оценивание для обучения и оценивание обучению
4.Использование ИКТ в преподавании и обучении
5.Обучение талантливых и одаренных учеников
6.Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями детей
7.Управление и лидерство в обучении
Слайд 7Новыми подходами в преподавании являются
«Обучение через диалог» и
«Обучение тому, как обучаться»
Подход, при котором между учениками , учеником
и учителем помогает учащимся самостоятельно формировать и развивать собственное мышление
Процесс формирования метасознания (как учащимся помочь понять и взять на себя ответственность за собственное обучение так, чтобы они могли продолжить обучение самостоятельно)
Слайд 8Один из основных модулей программы Кембриджского подхода к обучению и
преподаванию – модуль развития критического мышления
Слайд 9Обучение критическому мышлению
Этот модуль исследуется в 2 аспектах: развитие критического
мышления у учеников и у преподавателя.
Способность к синтезированию информациии,
идей, умение делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнение идеи других
Способность критически оценивать свое преподавание, попытки применения и использования новых методов и подходов
Слайд 10Критическое мышление
1) Формирование нового стиля мышления
2) Развитие таких
базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность
3) Развитие
аналитического, критического мышления.
4) Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации
5) Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Слайд 11Критический мыслитель:
Формирует собственное мнение
Совершает обдуманный выбор между различными мнениями
Решает проблемы
Аргументировано
спорит
Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение
Умеет ценить чужую
точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов
Слайд 12Основа ТРКМ
трехфазная структура урока:
Вызов
Осмысление
Рефлексия
Слайд 13Задачи фазы вызова
( пробуждение интереса к предмету)
Актуализировать имеющиеся у
учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом
Пробудить познавательный
интерес к изучаемому материалу
Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы
Слайд 14Задачи фазы реализации смысла –
(осмысление материала во времени работы над
ним)
Помочь активно воспринимать изучаемый материал
Помочь соотнести старые знания с новыми
Слайд 15Задачи фазы рефлексии –
(обобщение материала, подведение итогов)
Помочь учащимся самостоятельно обобщить
изучаемый материал
Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала
Слайд 16Роль учителя
направляет усилия учеников в определенное русло
сталкивает различные суждения
создает условия,
побуждающие к принятию самостоятельных решений
дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы
подготавливает
новые познавательные ситуации внутри уже существующих
Слайд 17Некоторые стратегии технологии развития критического мышления
Слайд 20ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ
Сама ТЕМА - это «ствол дерева»
«Листочки» - это ПРОГНОЗ
«Веточки»
- это АРГУМЕНТЫ, обоснования
прогнозов
Слайд 21Прием “Лови ошибку”
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и
предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание содержало в
себе ошибки 2 уровней:
явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Слайд 23Ромашка Блума
Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и
педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности
(знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка)
Слайд 24Ромашка Блума
Простой
вопрос
Уточняющий
вопрос
Оценочный
вопрос
Творческий
вопрос
Вопрос
интерпретация
Практический
вопрос
?
Слайд 25Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала ,
ориентированы на работу памяти
Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно
ли я Вас поняла, что…»
Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)
Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке
Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»
Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»
Ромашка Блума
Слайд 27Корзина идей
Алгоритм работы:
1. Каждый ученик вспоминает и записывает
в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается
1-2 минуты).
2. Обмен информацией в парах или группах.
3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.
5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.
Слайд 28Фишбоун
Слово «Фишбоун» дословно переводится как «рыбная кость». Эта стратегия
позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и
аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость»
Слайд 29Прием «Фишбоун»
(«Рыбная кость»)
Проблема:
Выводы:
Причина:
Причина:
факты:
факты:
Слайд 30Тонкие и толстые вопросы
Прием “Толстые и тонкие вопросы” может быть
использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это
вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.
“Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы.
Слайд 31Инсерт
Стратегия Инсерт – метод использования пометок при самостоятельном изучении
учебного материала
Слайд 32Денотантный граф
Cпособ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
Cпособ создания
денотатного графа:
• Выделение ключевого слова или словосочетания
• Чередование
имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку)
• Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия)
• Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова — "веточки"
• Соотнесение каждого слова — "веточки" с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д.
Слайд 34Диаграмма Венна
Данный методический приём используется при сравнении двух понятий.
А
В
В пересечение записываются общие свойства
Слайд 35Рафт
Социо-игровое задание:
Р(роль)
А(аудитория)
Ф(форма)
Т(тема)
Слайд 36Синквейн
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
Вторая
строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
Третья
строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами
Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Слайд 38Зигзаг (взаимообучение) работа в группах сменного состава
Целью данного приема является
изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит
сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.
Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.
Слайд 39Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались «специалисты» по
одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая
презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.
Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы.
Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме
Слайд 40Круги по воде
Этот прием является универсальным средством активизировать знания
учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом
к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме.
Слайд 41Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а
есть и неверные
Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные
цепочки
Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют
Перепутанные логические цепочки
Слайд 42Метод “Jigsaw”
Учащиеся разбиваются на группы по 4-6 человек для работы
над учебным материалом, который состоит из отдельных фрагментов. Например, тема
"Биография" может быть разбита на: ранние годы жизни, первые достижения, средние и поздние годы жизни, влияние на историю. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется "встречей экспертов". Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания. Так как единственный путь освоить материал всех фрагментов и таким образом узнать всю биографию данного человека - это внимательно слушать своих партнеров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется.
Слайд 43Case – study
Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы
учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое
решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.
Метод ситуационного упражнения (задачи) заключается в том, что ученику предлагается текст с подробным описанием сложившейся ситуации и задача, требующая решения. Иногда в тексте предлагаются уже осуществлённые действия, принятые решения для анализа их правомерности. Ситуационные задачи могут быть связаны с проблемами прошлого, настоящего и даже будущего времени.
Ученик, познакомившись с описанием проблемы, самостоятельно анализирует ситуацию, диагностирует проблему и представляет свои идеи и решения в дискуссии с другими учениками.
Группа учащихся, проанализировав возникшую ситуацию, вырабатывает её практическое решение.
Окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов, выбор лучшего из них в контексте поставленной проблемы.
Слайд 44Кейс
Обучающие
Научно-
исследовательские
Практические
Слайд 46Стратегия
«Отсюда – сюда»
Группа получает
общее задание по теме
Каждый
член
группы получает
«свой» объект исследования
Сбор информации
об объекте
Обмен информацией
в группе
Выделение общего
для запоминания
основной части таблицы
Заполнение таблицы
Написание совместного
исследования по теме
Презентация исследования
1
3
4
5
6
2
7
8
Слайд 47 Прием "6 шляп мышления"
один из самых популярных методов мышления,
разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и
сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную.
Эдвард Де Боно решил разделить все процессы на шесть типов. По его мнению, любая проблема обязательно вызывает у человека всплеск эмоций, заставляет его собирать факты, искать варианты решений, а также анализировать положительные и отрицательные последствия каждого из этих решений. Еще один тип мышления связан с упорядочением идей.
Методика "Шесть шляп мышления" позволяет последовательно «включать» разные типы мышления, а значит, ставит крест на спорах до посинения.
Чтобы методика лучше запоминалась, нужен был яркий образ. Эдвард де Боно решил связать типы мышления с цветными шляпами. Дело в том, что в английском языке шляпа обычно ассоциируется с видом деятельности — шляпа кондуктора, полисмена и т.д. Словосочетание "надеть чью-либо шляпу" означает заниматься конкретной деятельностью. Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется.
Слайд 48Информация
Логичный позитив
Креативность
Критика
Чувства и интуиция
Управление процессом
Слайд 49
Красная шляпа: чувства и интуиция
Какие у меня по этому поводу
возникают чувства?
Черная шляпа: критика
Правда ли это? Сработает ли это? В
чем недостатки? Что здесь неправильно?
Желтая шляпа: логический позитив
Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
Зеленая шляпа: креативность
Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
Синяя шляпа: управление процессом
Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Белая шляпа: информация
Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
Слайд 50Информация, факты
Позитивные стороны
Креативность
Негативные стороны, критика
Чувства и интуиция
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ
ПРОБЛЕМА...
Проблема рассматривается со
всех сторон
Иногда выпускать пар в красной шляпе
Слайд 51«Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос
«Что хорошего?»
«Минус» (-) записываем все те факты и мысли,
которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»
«?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей
«Что в этом интересного?»
ПМИ (Плюс –Минус –Интересно)
автор Эдвард де Боно
Слайд 52Выводы
Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения
и навыки работы с информацией:
находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
анализировать, систематизировать,
представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.
сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации