Слайд 1Методология биологических исследований
Слайд 2изучать — постигать, уяснять смысл, значение чего-либо в процессе научного исследования.
научное исследование
- процесс выработки новых научных знаний,
один из видов познавательной деятельности
Слайд 3познание — совокупность процессов, процедур и методов
приобретения знаний о явлениях и
закономерностях объективного мира
формы познания
научное
ненаучное
обыденное
художественное
мифологическое
религиозное
философское
Слайд 4Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания, —
это процесс получения объективного знания, направленного на отражение закономерностей действительности.
научное
познание имеет три задачи:
описание,
объяснение
и предсказание
процессов и явлений действительности
Слайд 5Основой научной деятельности является
• сбор фактов, их постоянное обновление и
систематизация,
• критический анализ,
• на этой базе, синтез новых знаний или
обобщений (создание теорий или гипотез), которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи
• и прогнозирование (с помощью дедукции, индукции или других логических методов);
• проверка прогнозируемых следствий с помощью эксперимента.
Наука — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности.
Слайд 6Свойства науки
Дедуктивный метод использует общие принципы для конкретных предсказаний.
Индуктивный метод
использует конкретные наблюдения для выработки общих принципов.
Слайд 7Наблюдение (объекта или явления)
Вопрос
Гипотеза
Проверка гипотезы
Общение с
научным Выводы
сообществом
Соответствие имеющимся теориям
Формирование новой теории
Слайд 81-
Наблюдение
Наблюдение – это вдумчивая и тщательная фиксация события или факта.
Слайд 91-
Наблюдение
Тщательное наблюдение приводит к 2 вопросам:
Как это происходит?
Что является причиной
происходящего?
Слайд 101-
Гипотеза
Гипотеза – недоказанное утверждение,
предположение или догадка, возможное объяснение
наблюдаемого. Гипотезу
впоследствии или доказывают,
или же опровергают.
Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется
открытой проблемой.
Гипотеза должна:
быть логичной;
быть проверяемой;
объяснять все подобные явления;
позволять делать предсказания
Например:
Слайд 111-
Проверка гипотезы
Способы:
Подбор соответствующей информации (ретроспективный метод)
Дополнительные наблюдения за естественным
ходом событий
Эксперимент
Слайд 121-
Научный закон
Научный закон -универсальный естественный факт, характеризующий то, что происходит
в природе.
Является результатом генерализации (обобщения), индукции.
Пример: Все птицы откладывают яйца
Индуктивное
мышление – Поскольку все когда-либо изучавшиеся птицы откладывают яйца, мы можем сделать вывод, что все птицы откладывают яйца.
Слайд 131-
Теория
Теория – широко принятое общее утверждение о фундаментальной научной концепции.
Теории
во времени могут опровергаться, дополняться, изменяться.
Например: теория эволюции помогает объяснить
почему птицы откладывают яйца.
Слайд 141-
Как только у нас появится разработанная теория мы сможем сделать
дедуктивное предсказание:
- Все новые виды птиц,
которые мы откроем, будут нести яйца.
Слайд 15«Научное исследование – это систематическое, контролируемое, эмпирическое и критическое исследование
естественных явлений, руководствующееся теорией и гипотезами о предполагаемых связях между
этими явлениями»
Кerlinger F.N. Foundations of Behavioral Research, 1964, P.13.
Научное исследование – это метод проверки теорий и гипотез путем применения определенных правил анализа к данным, полученным в результате наблюдений и интерпретации этих наблюдений в строго заданных условиях.
Слайд 16Виды исследований
Фундаментальное – исследование, предпринятое главным образом, чтобы производить новые
знания
независимо от перспектив их применения.
Термин фундаментальность (лат. fundare — «основывать»)
отражает направленность на
исследование первопричинных,
основных законов природы.
Прикладное – исследование, направленное на решение практических задач, используя достижения фундаментальной науки. Результатом исследования является создание и совершенствование новых технологий.
Слайд 17Шаг 1 Наблюдение
Объекты или события воспринимаются
Слайд 18Шаг 2 Вопрос
На основе наблюдений 1 или много вопросов
Слайд 19Шаг 3 Формирование гипотезы
Утверждение проверяемо если доказательства, поддерживающие (или не
поддерживающие) это утверждение, могут быть собраны
Никогда не может быть доказано
«без сомнения»
Слайд 20
Выборка
Описание
Измерение
Количественные данные и качественные данные
Шаг 4 Сбор данных –
наблюдение
или эксперимент
Наблюдение (сбор данных)
Слайд 21Шаг 4 - Эксперимент
Эксперимент подразумевает вмешательство и изменение интересующего нас
параметра.
Проверка гипотезы или предсказания путем сбора данных в контролируемых условиях
- контролируемый эксперимент:
Основывается на наличии контрольной и экспериментальной групп.
Слайд 22Шаг 5 Обработка данных
Приведение данных в некий порядок
Таблицы, графики, карты
Слайд 23Шаг 6 Анализ данных
Процесс определения достоверности данных и того, поддерживают
ли они гипотезу или предсказание
Шаг 7 - выводы
Шаг 8
– обобществление результатов
Слайд 24Биологические методы
Различные биологические дисциплины пользуются самыми разными методами – физическими,
химическими, даже социологическими.
Один из самых известных методов, изучаемый в курсе
биологии в школе – микроскопия.
Слайд 25Микроскопия
Copyright Cmassengale
Слайд 26Микроскопия и измерения
Микроскоп имеет две основные характеристики
Увеличение
Разрешение - минимальное расстояние,
на котором находятся две точки, демонстрируемые микроскопом раздельно
Copyright Cmassengale
Слайд 28Световой микроскоп
Препарат кладется на предметное стекло
Должен быть либо очень маленьким
либо очень тонким (срез)
Работает пара линз
Окуляр
Объектив
Может использоваться для изучения живых
препаратов
Слайд 29Увеличение определяется совокупной увеличивающей способностью 2х линз и равняется их
произведению
Например, окуляр в 10 раз увеличивает силу объектива (20, 40,
60…)
Максимальное увеличение порядка 2000X
Слайд 30Конфокальный оптический микроскоп
микроскоп,
обладающий
значительным
контрастом
по сравнению с обычным
микроскопом, что достигается использованием специальных приспособлений (апертур), размещённых в плоскости
изображения и ограничивающих поток фонового рассеянного света.
Слайд 31Электронный микроскоп
Трансмиссионный
Сканирующий
Слайд 32Электронный микроскоп
Трансмиссионный
Использует пучок электронов для получения увеличенного изображения очень тонких
срезов на экране или фотопластине
Фокусируется магнитными линзами
Увеличение порядка 200,000X
Не
может использоваться для изучения живых препаратов
Слайд 33Сканирующий
3D изображение
Препарат не требует тонких срезов
Поверхность покрывается тончайшей металлической пленкой
Также
использует пучок электронов
Увеличение порядка 100,000X
Не может использоваться для изучения
живых препаратов
Слайд 34Рентгеновский микроскоп
Действие таких микроскопов основано на использовании электромагнитного излучения с
длиной волны от 0,01 до 1 нм, что позволяет исследовать
с их помощью очень малые объекты. Исходя из разрешающей способности рентгеновские микроскопы по их мощности можно позиционировать как нечто среднее межу оптическими и электронными микроскопами (разрешающая способность около 2-20 нм). Позволяют исследовать живые препараты.