Слайд 1Учитель начальных классов
I квалификационной категории Рак Галина Владимировна
МАОУ СОШ
№211
г.Новосибирска
«Новые подходы в системе оценивания в условиях ФГОС»
Слайд 2Оценочная деятельность учителя
Оценивание является постоянным процессом.
Оценивание может быть только критериальным.
Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и
процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
Слайд 3ВНУТРЕННЯЯ ОЦЕНКА:
учитель, ученик,
ОУ и родители
ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА:
государственные
службы
аттестация:
выпускник
мониторинг:
система
образования
Модели оценочной деятельности:
Слайд 4 стартовая диагностика;
текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения;
итоговое
оценивание.
Три вида оценивания:
Слайд 5Формы контроля и учета достижений:
ТЕКУЩАЯ АТТЕСТАЦИЯ
- устный опрос
-
письменная самостоятельная работа
- диктанты
- контрольное списывание
- тестовые задания
- графическая
работа
- доклад
- изложение
- творческая работа
Слайд 6Формы контроля и учета достижений:
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
- диагностическая контрольная
работа
- диктанты
- изложение
- контроль техники чтения
Слайд 7Формы контроля и учета достижений:
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
участие в выставках, конкурсах,
соревнованиях
активность в проектах
и программах
- творческий отчет
Слайд 8Формы и методы оценки:
Метапредметные
диагностические
работы
Диагностика
результатов
личностного
развития
Слайд 9МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
УУД
Познавательные
УУД
Коммуникативные
УУД
Слайд 10ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Воспринимать объединяющую роль России
как государства
2. Проявлять уважение к своей семье,
ценить
взаимопомощь и взаимоподдержку
3. Принимать образ «хорошего ученика».
4. Внимательно относиться к собственным
переживаниям и переживаниям других.
5. Выполнять правила личной гигиены
6. Внимательно относиться к красоте
окружающего мира
7. Адекватно воспринимать оценку учителя
Слайд 11Что контролировать и оценивать?
2. Кто оценивает?
3. Как оценивать?
4.
Где фиксировать результаты?
5. Когда ставить отметку?
6. По какой шкале
оценивать?
Процедура оценки.
Слайд 16Итоговая комплексная работа
в системе оценочной
деятельности учителя.
Слайд 17Оценка достижения
планируемых результатов
ФГОС 2004 г.
ФГОС 2011 г.
Нет в Стандарте
Результаты
итоговой оценки используются для принятия решения о переводе обучающихся на
следующую ступень образования
Слайд 18Оценивание результатов своей работы
Слайд 19 Цель проведения мониторинга –
обеспечение сопровождения введения ФГОС начального образования
в образовательных учреждениях.
Исследование носит комплексный характер:
выполнение итоговых работ;
заполнение карт
первоклассников;
анкетирование учителей, родителей учащихся начальной школы;
заполнение бланков «Настроение», измерение самооценки первоклассниками.
Слайд 20Мониторинг образовательных достижений учащихся 1 классов (2012 год)
Рекомендации
по проведению мониторинга образовательных достижений учащихся 1 классов
Рекомендации по
оценке выполнения итоговых работ для учащихся 1 классов в рамках мониторинга образовательных достижений
Рекомендации по интерпретации результатов
Слайд 26Подведение итогов
Анализ и интерпретация результатов
Выстраивание индивидуальных траекторий обучения
Создание условий для
эффективного обучения
Слайд 29
Мониторинг
Результаты мониторинга могут быть использованы для
установления динамики учебных достижений учащихся только в самом образовательном учреждении.
По
результатам мониторинга образовательные учреждения не сравниваются.
Слайд 30Основной акцент деятельности учителя
Конструирование вместе с детьми «инструментов» для освоения
действий контроля и оценки в их учебной деятельности.
Слайд 31Оценка:
- важный элемент нашего существования
- показатель качества работы и ее
исполнения
Слайд 32Цель перехода на безотметочную систему
Не самоцель,
а формирование контрольно оценочной самостоятельности школьника как основа будущей учебной
самостоятельности учеников.
Слайд 33Реализация «безотметочного обучения»
Сохраняет оценку
НО предлагает выставлять ее не в пятибалльной
шкале, а использовать иные формы и способы
Слайд 34Положительное:
Способствует формированию у учащихся оценочной самостоятельности.
Позволяет отслеживать реальные индивидуальные достижения
каждого в сравнении с его предыдущими результатами, а не природных
задатков и индивидуальных способностей.
Определять направление дальнейших действий ученика.
Носит менее травмирующий характер.
Не является орудием манипуляций психологического давления на ребенка со стороны учителя и родителей.
Влияет на повышение интереса к обучению, работоспособности, активности учащихся, снижает тревожность.
Слайд 35Обратная связь
Безотметочная система должна быть понятной и детям и родителям.
Должна
давать необходимую содержательную информацию.
Слайд 36Оценка. Отметка.
Оценка – это мнение (человека) о ценности, уровне или
качестве чего-либо.
Отметка – это установленное (государством) обозначение степени знаний ученика.
Слайд 37Правила оценочной безопасности
Не скупиться на похвалу.
Хвалить исполнителя, критиковать только исполнение.
«На
ложку дегтя – бочка меда»
Ставить перед ребенком только конкретные цел
«За
двумя зайцами…»
Формула «опять ты НЕ…» - верный путь выращивания НЕУДАЧНИК
Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценкой.
Слайд 38Три принципа оценивания навыков
Отметка, как социальный инструмент манипуляции детьми отменяется,
а содержательная оценка работы должна быть предельно дифференцирована, чтобы каждое
усилие ребенка было оценено отдельно.
Оценка учителя – это, прежде всего средство выращивания здоровой самооценки ребенка, поэтому ученики должны получить от учителя однозначные, предельно четкие КРИТЕРИИ оценки.
Самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя, лишь тогда оценочные отношения перестанут быть односторонними, своеобразной игрой в одни ворота.
Слайд 39«Линеечка»
Ретроспективная
Прогностическая
Слайд 42Как оценивать в баллах письменные работы
Оценочные шкалы все время разные
Дети
участвуют в их разработке вместе с учителем
Выбор оценочной шкалы должен
зависеть от типа оцениваемого задания, то есть обладать относительностью
Слайд 44 Математика
оценивание задачи
Анализ текста и описание его с помощью таблицы
– 3 балла
Заполнение таблицы известными и неизвестными данными – 3
балла
Решение – 2 балла
Необычный способ решения – 2 балла
Правильное оформление решения – 3 балла
Слайд 45 Математика
оценивание задач (дополнение)
Написано красиво – 3 балла
Запись правильно расположена
– 2 балла
Ошибки исправлены аккуратно – 1 балл
Нет исправлений –
2 балла
Слайд 47Технологическая карта
текстовых задач
Слайд 48 Русский язык
примерная
работа
(С)утра по радио (об)явили: ожидается сильный ветер
и снег. В(?)юга началась (перед)обедом. (По)дул резкий ветер, небо (за)тянулось тучами, (по)шел снег. А ветер все усиливался.
Ого, да это уже настоящий буран! (Раз)яренный ветер б(?)ет случайных прохожих колючим снегом, старается (с)валить (с)ног.
Буря (у)тихла так же внезапно, как (на)летела. (В)тучах (по)явился небольшой (про)свет, и (под)яркими лучами (за)ходящего солнца (за)искрились сугробы (у) (под)ездов домов.
Слайд 49 Задания на доске
Списать текст
2. Раскрыть
скобки, предлоги записать отдельно, приставки слитно
3. Там, где следует вставить
Ъ или Ь
4. Записать текст аккуратно и разборчиво
Слайд 50 Оценивание работы
1. Списать текст – 5 баллов
2. Раскрыть
скобки, предлоги записать отдельно, приставки слитно – 10 баллов
3. Там,
где следует вставить Ъ или Ь – 5 баллов
4. Записать текст аккуратно и разборчиво -5 баллов
Слайд 51Диагностическая карта
(индивидуальная)
Слайд 52Таблицы могут быть разные
Кто их заполняет
1.Учитель все делает сам
2.Учитель
собирает работы на проверку, потом раздает проверенные работы ученикам, дети
сами подсчитывают свои ошибки и делают запись в таблице
3.Проверка тоже может быть отдана «на откуп» ученикам
Слайд 53Только ли таблицы?
1. Графики
2. Листы индивидуальных достижений
3. Тетрадь открытий
4. Портфолио
ученика
Слайд 54График.
сентябрь
октябрь
ноябрь
январь
декабрь
февраль
март
апрель
май
21
28
18
20
16
30
32
40
50
Слайд 56Моя семья.
Нарисуй портрет своей семьи
Родословное дерево
Чем я люблю
заниматься
2.
1.
Слайд 58Страницы раздела «Коллектор»
Правила поведения в школе
Законы жизни класса
Примерный список литературы
для самостоятельного
и семейного чтения.
План – памятка Решения задачи
Памятка
«КАК УЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ»
Памятка
«РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ»
Памятка, как поступать в
стрессовых ситуациях
(пожар, опасность и пр.)
Памятка: Правила общения
6.
5.
Слайд 59 «Мои достижения»
Моя
лучшая работа
Задание, которое мне больше
всего понравилось
Я
прочитал ……. книг.
Что я теперь знаю,
чего не знал раньше?
Что я теперь умею,
чего не умел раньше?
Мои цели и планы на следующий
учебный год: …………..
Чему я еще хочу научиться?
Какие книги прочитать?
Мое участие в школьных и
классных мероприятиях
Мои проекты
Продукты совместного творчества
(с родителями, одноклассниками)
8.
7.
Слайд 62Условия для введения безотметочной системы обучения
«Стыковка» (начальная школа и основная)
«Стыковка»
(семьи и школы)
«Стыковка» (администрация и учителя, договор о приемлемых формах
внутришкольного контроля)
Слайд 63Этапы
Принятие школой единой «оценочной политики»
Работа методических объединений
Работа учителей в режиме
безотметочного обучения
Выработать общее положение о безотметочного обучения
Слайд 64Используемые ресурсы:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования./М., «Просвещение», 2011г.
Планируемые
результаты начального общего образования./М., «Просвещение»,2011г.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной
школе./М., «Просвещение»2012г.
Интернет-ресурсы.