Слайд 1Тема 7. Организационная культура. Менеджмент в условиях кросскультурных отношений.
Слайд 2вопросы
7.1.Сущность и структура организационной культуры.
7.2.Управление формированием и развитием организационной культуры.
7.3.Учет
национальной специфики и пересечения культур в менеджменте организации.
Слайд 37.1.Сущность и структура организационной культуры.
«Разделяемый большинством членов
организации ( или ядром организации ) интегрированный набор априорных базовых
представлений, которые группа изобрела, позаимствовала или приобрела другим путем в процессе решения проблем адаптации к внешней среде или проблем внутренней интеграции и которые признаны достойными и действенными для того, чтобы быть переданными другим поколениям».
Э. Шайн
Слайд 47.1.Сущность и структура организационной культуры.
«Организационная культура –
это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организаций и получающих
выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения. Эти ценностные ориентации передаются индивидам через символические средства духовного и материального внутриорганизационного окружения»
Виханский О.С., Наумов А.И.
Слайд 57.1.Сущность и структура организационной культуры.
Ценности
Символический слой
Рис.1. Внутренний и внешний слой
организационной культуры
Недоступен для
внешнего наблюдения
Доступен
для
внешнего
наблюдения
Слайд 67.1.Сущность и структура организационной культуры.
Символ – материальный или нематериальный объект, являющийся средством выражения скрытого
смысла. В полной мере этот смысл понимают члены организации, разделяющие ее ценности. Внешние наблюдатели лишь строят предположения о назначении символов.
Слайд 77.1.Сущность и структура организационной культуры.
Организационную культуру
можно объяснить с помощью модели культурной сети (cultural web), в
соответствии с которой культура проявляет себя через сеть взаимосвязанных внутренних структур и процессов организации, которые порождаются культурой организации и впоследствии влияют на нее.
Слайд 87.1.Сущность и структура организационной культуры.
Культура
Символы
Структуры
власти
Организа-ционные структуры
Системы контроля
Истории и
мифы
Ритуалы и
обычаи
Рис.2. Культурная
сеть организации
Слайд 97.1.Сущность и структура организационной культуры.
К жестким
(официальным) элементам культурной сети относятся:
- структуры власти;
- организационные структуры;
- системы контроля.
Остальные элементы характеризуются как мягкие (неофициальные). Мягкие элементы более непосредственно отражают содержание организационной культуры.
Слайд 107.1.Сущность и структура организационной культуры.
В рамках
концепции культурной сети под мягким элементом «символ» подразумеваются некоторые значимые
характеристики материальных объектов. Их примерами являются: размеры и расположение служебных кабинетов, принятый в организации стиль одежды, планировка офиса, рекламные материалы организации и т.д.
Слайд 117.1.Сущность и структура организационной культуры.
Символический смысл имеют
также истории и мифы, обычаи ( ожидаемые способы взаимодействия между
членами организации) и ритуалы (регулярно повторяющиеся в жизни организации события). Каждый из этих элементов отражает то, что члены организации считают наиболее важным и ценным.
Слайд 127.1.Сущность и структура организационной культуры.
Классификация Ханди:
1. Культура власти
2. Культура роли
3. Культура задачи
4. Культура личности
Слайд 137.1.Сущность и структура организационной культуры.
Табл.1. Признаки культуры власти
Слайд 147.1.Сущность и структура организационной культуры.
Табл.2. Признаки культуры роли
Слайд 157.1.Сущность и структура организационной культуры.
Табл.3. Признаки культуры задачи
Слайд 167.1.Сущность и структура организационной культуры.
Табл.4. Признаки культуры личности
Слайд 177.2.Управление формированием и развитием организационной культуры.
Развитие организационной культуры.
В работе с организационной культурой целесообразно рассматривать 5 инструментов.
1. ИДЕОЛОГЕМЫ. Это особая совокупность инструментальных ценностей, отличающихся от абсолютных ценностей-идеалов ( в отношении последних бессмысленно задавать вопросы «Зачем?» или «Для чего?»). Примеры идеологем: законопослушание, стабильность, дисциплина, бесконфликтность, качество, рациональность, инновационность и т. д.
Слайд 187.2.Управление формированием и развитием организационной культуры.
2. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ
- это решения руководителей в виде приказов, распоряжений, заданий, требований,
критериев оценки, которые все вместе предназначены для воплощения избранных идеологем в практику деятельности организации. Управленческие установки составляют переводят идеологемы на язык
конкретных требований к работникам.
Слайд 197.2.Управление формированием и развитием организационной культуры.
3. ПРАВИЛА
есть договорной порядок, необходимый для осуществления идеологем и управленческих установок.
В своем развитом виде эти правила образуют Кодекс фирмы. Кодекс фирмы есть свод взаимосвязанных правил труда, поведения, отношений, в своей совокупности образующий договорной порядок фирмы, действующий наряду с административно-правовым порядком и, в отличие от последнего, не имеющий юридической силы, а выступающий в виде т. н. "морального контракта" между сотрудниками.
Слайд 207.2.Управление формированием и развитием организационной культуры.
4. ОБЫКНОВЕНИЯ есть
некоторые организационные ритуалы, специально вводимые для подкрепления правил (Кодекса) и
подтверждения ценности избранной идеологемы. Обыкновения представляют собой регулярные совещания, собрания, конкурсы на лучшего, например по качеству, инновационности и т. д., штабные сессии, регулярные смотры и пр. Их назначение – постоянно воспроизводить важность соответствующей идеологемы, делая процесс ее освоения организацией необратимым. Обыкновения задают тонус и ритм усилиям руководства по изменению организационной культуры.
Слайд 217.2.Управление формированием и развитием организационной культуры.
5. НОРМЫ. Это
сложившиеся, привычные ценности, фактически определяющие повседневное деловое поведение работников. Они
возникают двумя путями:
а) складываются спонтанно, даже неосознанно ;
б) задаются целенаправленно в виде идеологем, правил, но потом переходят в привычку и замечаются только отклонения от них.
Коллектив контролирует следование нормам, спонтанно реагирует на их нарушение негативными воздействиями. Т.о., нормативная среда, однажды сложившись, саморегулируется. Это задает ей большую инертность и защитную способность. Коллективные нормы есть то, что негласно одобряется или осуждается, во что люди на самом деле верят.
Слайд 227.2.Управление формированием и развитием организационной культуры.
Однако до
норм надо дойти, до них непросто добраться, нужны посредники. В
изменении организационной культуры
есть три основных шага: идеологемы - правила – нормы (рис. 3).
Слайд 237.2.Управление формированием и развитием организационной культуры.
Рис. 3. Порядок работы над
изменением организационной культуры
Слайд 24 Организационная культура проявляется:
- в целеполагании организации ("зрелость"
и единство целей, уровень стратегической работы);
- в отношениях власти (властная
и моральная дистанции между руководителями и подчиненными, уровень централизации решений);
- в организационной структуре (соотношение формальной и неформальной структур, строгость разделения полномочий, количество иерархических уровней и т. д.);
- в исполнении работы (трудовая дисциплина, отношение к качеству, производительности и т. д.);
- в человеческих отношениях между работниками (степень открытости-закрытости, командность, обмен информацией и т. д.).
7.2.Управление формированием и развитием организационной культуры.
Слайд 257.2.Управление формированием и развитием организационной культуры.
Таблица 5. Матрица для анализа
организационной культуры.
Слайд 267.3.Учет национальной специфики и пересечения культур в менеджменте организации.
Классификация Хофштеде (Хофстиде):
Коллективизм
Индивидуализм
Большая дистанция власти
Малая дистанция
власти
Избегание неопределенности
Принятие неопределенности
Мужественность
Женственность
Рис. 4. Критерии классификации Хофштеде
Слайд 277.3.Учет национальной специфики и пересечения культур в менеджменте организации.
Классификация Хофштеде важна в международном менеджменте, так как
содержит ориентиры для определения организационно-культурных различий между странами. Хофштеде проводил сравнения на материале 70 стран, подвергнув опросу 60 тыс. респондентов.
Слайд 287.3.Учет национальной специфики и пересечения культур в менеджменте организации.
Западная организационная культура в большей мере «горизонтальная» (
в отличие от российской, в которой преобладает «вертикаль»). Ярким проявлением данной особенности западной организационной культуры является концепция реинжиниринга.
Слайд 297.3.Учет национальной специфики и пересечения культур в менеджменте организации.
Реинжиниринг – подход, основанный на проектировании деятельности организации
как совокупности оптимально выстроенных бизнес-процессов.
Ресурсы
Ценность
для внешних
или внутренних
клиентов
Работа «ситуационного» сотрудника
или «ситуационной» команды
Рис.5. Схема бизнес-процесса
Слайд 307.3.Учет национальной специфики и пересечения культур в менеджменте организации.
Реинжиниринг проявляется через все элементы культурной
сети:
- структуры власти , т. к. работники наделяются полномочиями;
- организационные структуры - они становятся плоскими;
- системы контроля, т. к. команды сами отвечают за качество работы ;
- обычаи и ритуалы, т.к. они отражают ценность командной работы;
- истории и мифы, т.к. реинжиниринг основан на восприятии лидерства как процесса;
- символы, которые выражают демократические и производительные ценности.
Слайд 317.3.Учет национальной специфики и пересечения культур в менеджменте организации.
Табл.6. Основа традиционной и РИ-культуры