Слайд 1О чём рассказывают нам гербы
Автор: Морозова Лидия Ивановна
учитель изобразительного
искусства
МБОУ Дружбинская СОШ
Слайд 2Наши задачи:
дать представление о гербах России и родного края
познакомить с
элементами и символическими значениями в гербах
развивать творческий интерес, ассоциативно-образное мышление,
фантазию, навыки работы с художественным материалом
научить выполнять выразительные композиции гербов (герб своего класса, герб семьи, личный герб)
Слайд 3Герб России
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад,
на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый
Он
- России дух свободный.
Слайд 4Первые гербы – это личные знаки рыцарей
Первые гербы появились в
Западной Европе в средние века. Это личные знаки рыцарей, которые
ставили на боевых щитах, а также на шлемах, флагах. Это были знаки различия.
Герб был знаком чести рода
Слайд 6Где изображается герб России?
Важные государственные бумаги
печать
деньги
Пограничные столбы
медали
Слайд 7Герб Москвы
Образ всадника-змееборца символизирует борца с иноземными завоевателями, а также народного защитника.
Святой Георгий Победоносец стал покровителем города Москвы
Слайд 8Герб Брянска
Официально символ города был утвержден 16 августа 1781 года.
Описание
герба: он щитовой формы с основным красным цветом, символизирующим как
кровь, пролитую на полях Брянска во времена всевозможных войн, так и рассвет - возрождение. На зеленом поле изображена золотая мортира со стволом поднятым вверх. По бокам от нее пирамиды снарядов.
Примечательно, но исторический вид герба Брянска сохранился даже в советские годы, в отличие от большинства гербов других городов. На нем не было ни монархической, ни религиозной тематики, потому коммунистам он не доставлял никаких отрицательных эмоций. На него только было добавлено название города.
Впрочем, современный вариант герба этой опять детали лишился и сейчас выглядит точно также как и более 200 лет назад.
Слайд 9Герб Карачева
Утвержден 16 августа 1781 г. Описание герба: «Герб представлен
в виде французского щита. В верхней части щита в синем
поле на белых воротах сидит черный, одноглавый орёл в золотой короне (герб Орловский). В нижней - в серебряном поле пук связанного золотой лентой распустившегося маку, которого в окрестностях сего города в полях довольно сеют и оным торгуют".
Слайд 12Геральдика-наука, связанная с составлением и изучением гербов
Форма герба
Слайд 13Поверхность герба могла делиться на несколько полей определенного цвета:
Слайд 14Символическое значение цвета
Жёлтый, цвет золота – богатство и справедливость.
Белый цвет,
цвет серебра - символ невинности и чистоты.
Тёмно - красный-символ любви,
смелости.
Пурпурный (красный с оттенком синего)- могущество.
Голубой- символ красоты и величия.
Зелёный – символ изобилия, молодости.
Чёрный – символ мудрости, печали
Слайд 15Композиция на поле герба составлялась из негеральдических фигур:
Человек
Животное
Растение
Постройки
Корабли
Предметы быта
Оружие
Фантастические животные
Слайд 16Значение условных изображений
Дуб, медведь – сила
Факел, раскрытая книга- знание.
Пчела –
трудолюбие
Лавр-слава.
Крылатый змей-зло, смута.
Дракон- могущество.
Рука-храбрость.
Слайд 17Щитодержатели
Лента с девизом
Корона
Слайд 18Обобщение знаний по теме
«О чём говорят гербы»
1. Отличительный знак,
передаваемый по наследству.
2. Имя воина-защитника, изображенного на гербе Москвы.
3. Особые
знаки на щите-гербе, которые рассказывают о его владельце, его достоинствах.
4. Как называют в геральдике желтый цвет (золото) и белый (серебро)?
5. Царственное животное, эмблема королей.
6. Отважный, доблестный ...
7. Часть герба, на которой написаны крылатые слова.
8. Основа герба.
9. Что венчает герб?
10. Изображение птиц, животных, человека, поддерживающих щит.
Слайд 19«Полезные советы» для выполнения практической домашней работы:
Вы уже подумали какой
формы будет ваш герб?
Придумали композицию для герба?
Помните, нельзя сочетать в
композиции (накладывать друг на друга) цвета, лежащие рядом на цветовом круге.
Все знаки на гербе должны быть четкими, лаконичными, легко читаемыми и видны издалека.
Придумайте девиз, который наиболее отражает ваши взгляды на жизнь, цели и устремления.
Подготовьте герб и расскажите о нём!
Устроим выставку наших гербов!
Это будет ваше домашнее задание.
Слайд 20Вопросы для закрепления изученного
материала:
Что такое геральдика?
О чём могут рассказать
герб, эмблема?
Что изображено на гербе города Карачева, Москвы?
Знаешь ли ты
гербы городов России? Опиши их.
Слайд 21Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5
класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Н.А. Горяева, О.В. Островская;
под ред. Б.М. Неменского. – 9-е изд.-М.: Просвещение,2010.-192 с. : ил.
Поурочные разработки по изобразительному искусству. По программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство а жизни человека»: 5 класс.- М.: ВАКО, 2011.- 144с. –(в помощь школьному учителю).
http://images.yandex.ru
http://www.bankgorodov.ru
Использованная литература и сайты: