Слайд 2Структура технологии интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (1-4
классы)
Интегрированное обучение в общеобразовательном классе
Общеобразовательная
программа (1 – 4)
Слайд 3Структура технологии интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
(5-9
классы)
ПМПК
Интегрированное обучение в общеобразовательном классе
Отслеживание результативности развития (катамнез)
Общеобразовательная
программа
Слайд 4
Педагогические условия для инклюзивной школы:
Работа внутришкольного психолого-педагогического консилиума;
Школьный консилиум
работает на постоянной основе;
Работа системы «гибких» классов;
Наличие в школе
оборудованных кабинетов для «гибких классов» и проведения индивидуальной коррекционно-развивающей работы;
Слайд 5
Нормативно-правовое обеспечение комплексного сопровождения учащихся с особенностями развития:
Федеральный закон «Об
образовании в РФ» ( ст. 5, 41, 42, 48);
Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Письмо МО и Н РФ от 23.05.2016 №ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий »
Письмо МО РФ от 27.03.2000 №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения»
Слайд 6Локальные документы образовательного учреждения, реализующего интегрированное обучение:
Устав МАОУ СОШ №73;
Положение
о специальном (коррекционном) обучении в МАОУ СОШ №73;
Положение об общеобразовательном
интегрированном классе при внутренней дифференциации;
Положение о «гибких» классах;
Положение о внутришкольном психолого-медико-педагогическом консилиуме;
Положение о дополнительном образовании в МАОУ СОШ №73;
Положение о логопедическом сопровождении детей с ОВЗ;
Положение о коррекционных кабинетах;
Положение об индивидуальных и групповых коррекционных занятиях;
Положение о тьюторе.
Слайд 7Консилиум
-это постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими усилиями коллектив специалистов,
реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка;
-это совещание специалистов, участвующих
в учебно-воспитательном процессе;
-это организационная форма методической работы педагогического коллектива.
Слайд 8Документы консилиума
Приказ о создании консилиума;
Положение о консилиуме;
Договор между образовательным
учреждением и родителями (законными представителями) учащегося образовательного учреждения о его
психолого-медико-педагогическом сопровождении;
План работы консилиума на учебный год;
Циклограмма работы консилиума;
Отчёт о работе консилиума;
Протоколы заседаний консилиума;
Заключения и рекомендации специалистов районной ПМПК;
Индивидуальные карты учащихся.
Слайд 9Принципы работы консилиума
принцип партнёрства;
принцип междисциплинарного взаимодействия;
принцип добровольности;
принцип открытости;
принцип конфиденциальности;
принцип
индивидуального подхода;
принцип уважения семейных ценностей;
принцип профессиональной ответственности;
принцип системности;
принцип гуманистической
ориентации образования.
Слайд 10Этапы работы консилиума
Диагностико-консультативный
Организационно-методический
Коррекционно-развивающий
Контрольный
Итоговый
Слайд 12К работе консилиума привлекаются:
родители (или лица их заменяющие);
учителя общеобразовательных
классов;
учителя-дефектологи «гибких» классов;
заместители директора по учебно-воспитательной работе, курирующие начальное и
среднее звено.
Слайд 14
Психолого-педагогический консилиум проводится:
в соответствии с планом работы школы;
по результатам обследования;
по
запросу учителя класса;
по запросу специалистов сопровождения;
по запросу родителей ученика.
Слайд 15
Объектом обсуждения на консилиуме может быть:
параллель классов;
отдельный класс;
отдельный ученик;
группа учеников.
Слайд 16Тематика заседаний школьного консилиума
Диагностический консилиум (анализ диагностических данных специалистов)
Проблемный консилиум
(приглашается учитель, обсуждаются проблемы, возникшие в обучении, воспитании ребёнка)
Аналитический консилиум
(анализ результативности коррекционной работы)
Методический консилиум (подготовка материалов для проведения консультаций, самообразование, повышение уровня профессиональной компетентности)
Контрольно-корректировочный консилиум (изменение индивидуальных коррекционно-образовательных маршрутов и режимов)
Итоговый консилиум (проводится по итогам обучения детей в конце четверти, в конце учебного года)
Слайд 17 Консультативный материал
для педагогов и родителей детей с ОВЗ
Слайд 20Контрольно-диагностический инструментарий
Слайд 21Контрольно-диагностический инструментарий
Слайд 22Направления внеурочной деятельности
МАОУ СОШ № 73
для обучающихся с ЗПР
Слайд 25Коррекционно-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях технологии
интегрированного обучения
Слайд 26
Деятельность консилиума направлена на:
привлечение родителей к обучению, воспитанию и
развитию детей с ОВЗ;
установление благоприятной психологической атмосферы в общеобразовательном классе
для ребенка с особенностями в развитии;
оказание педагогической помощи и учителям и родителям, через проведение консультативной деятельности; усвоение учащимися с ОР образовательных программ; проведение целенаправленной работы по отслеживанию результатов развития, воспитания и обучения детей с психофизическими нарушениями с целью их скорейшей социализации и адаптации
Слайд 27Направления работы
внутришкольного медико-психолого-педагогического консилиума
Диагностическое
Коррекционное
Консультативное
Просветительское
Контрольно-аналитическое
Методическое
Слайд 28Документы, регулирующие деятельность консилиума
Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997
г. № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном
(коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г.)
Приказ Минобразования РФ от 22 октября 1999 г. № 636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации»
Приказ Минобразования и науки РФ от 24.03.2009г. № 95 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»
Решение коллегии МО РФ от 09.09.99 №3/1 «О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования»
Письмо МО РФ от 27.03.2000г. № 127 / 901 - «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
Слайд 29
ЦЕЛЬ деятельности консилиума -
оказание своевременной специализированной помощи учащимся школы
Слайд 30
Задачи деятельности консилиума:
Психолого-педагогическое изучение особенностей развития учеников;
Разработка форм взаимодействия специалистов
с родителями и ребенком;
Разработка индивидуальных программ;
Анализ обучения и оказания коррекционно-
педагогической помощи;
Разработка рекомендаций для родителей и педагогов.
Слайд 31
Психолого-медико-педагогическое сопровождение предполагает следующие формы работы
специалистов:
Профилактика
Диагностика
Консультирование
Коррекционная работа
Психолого-педагогическое просвещение
Анализ и экспертиза
Слайд 32План составления индивидуальной
коррекционно-образовательной программы
Изучение проблем возникших в обучении ребенка,
выявление нарушений психофизического развития, комплексная диагностика
Сбор анамнестических данных; изучение
документации (рекомендации МЦ, карта из поликлиники, тетради, рисунки, аппликации); беседы с родителями
Заседание консилиума, анализ результатов обследования, вероятностный прогноз развития.
Составление индивидуального коррекционно-образовательного режима, маршрута
Рекомендации учителям общеобразовательных классов и родителям по оказанию педагогической и медицинской помощи в домашних условиях, в школе
Контроль за выполнением составленного индивидуального коррекционно-образовательного маршрута, режима
Заседание консилиума. Анализ обучения учащихся с особенностями в развитии; изменение индивидуального коррекционно-образовательного маршрута, режима
Слайд 33Система комплексной коррекции
Специальная педагогическая коррекция
Логопедическая коррекция
Коррекция психического развития
Социальная коррекция
Слайд 34Индивидуальная комплексная
коррекционно-образовательная программа
Слайд 37Систематизированные материалы наблюдений
Слайд 38Карты комплексной диагностики и коррекции
Слайд 39Коррекционно-педагогическое сопровождение реализует
Коррекционное сопровождение
Образовательная
линия
Социальное
развитие
Слайд 40Содержание
коррекционно-педагогического сопровождения
Развитие психофизиологических функций;
Формирование навыков социально-нравственного поведения;
Формирование представлений о
предметах и явлениях окружающей действительности;
Формирование учебной мотивации и учебных навыков;
Слайд 41Развитие познавательной деятельности;
Коррекция индивидуальных нарушений в развитии;
Охрана и укрепление психосоматического
здоровья ребенка;
Организация благоприятной социальной среды;
Нормализация учебной деятельности детей с ОВЗ
в процессе специальной коррекционно-педагогической поддержки специалистами службы сопровождения.
Слайд 42Критерии эффективности коррекционно-педагогического сопровождения:
Успешность овладения образовательной программой
Отсутствие пропусков занятий
Положительная динамика
психосоматического здоровья
Наличие друзей среди одноклассников
Участие в системе дополнительного образования
Участие родителей
в сопровождении детей
Участие детей в коллективных видах деятельности
Слайд 43Структура индивидуальной коррекционно-образовательной программы
общие сведения о ребенке, его семье;
результаты психолого-педагогической
диагностики;
направления и содержание коррекционно-педагогической поддержки;
результаты сопровождения по итогам каждой четверти
(контрольные работы);
расписание учебных и коррекционных занятий;
характеристики на школьника
Слайд 44 При сопровождении детей специалистами консилиума на практике
реализуется технология интегрированного обучения
Слайд 45Диагностическое направление деятельности специалистов консилиума
Слайд 46Диагностическая работа специалистов ВШК
Обеспечивает
Своевременное выявление детей с особенностями развития;
Проведение комплексного
психолого-педагогического обследования учащихся с момента поступления в ОУ;
Подготовку рекомендаций
по оказанию психолого-педагогической помощи в условиях общеобразовательного пространства.
Слайд 47План обследования учащихся специалистами консилиума:
Анализ жалоб родителей, учителей;
Сбор
анамнестических данных;
Обследование ребенка:
-
общая диагностика
- индивидуальная диагностика;
Экспресс анализ результатов обследования;
Комплексный анализ диагностических данных;
Составление рекомендаций по обучению.
Слайд 48Комплексная
психолого-педагогическая программа обследования
осуществляется
в ходе проведения общей диагностики
специалис-тами ВШК
разработана
с учётом возрастных и психофизических особен-ностей учащихся
и
уровневого подхода к выбору инструментария и представлению данных
Слайд 50Индивидуальные комплексные
карты
комплексной диагностики и коррекции
отражают
Состояние соматического и
психического здоровья ребёнка;
Результаты обследования интеллектуального, речевого развития школьника, его
социальный статус;
Направления коррекционно-развивающей работы;
Результаты динамического наблюдения за эффективностью коррекционно-образовательного процесса.
Слайд 51
Карта комплексной диагностики и коррекции (1 – 4)
Ученика (цы)____________________класса____ дата
рождения______
Врач__________________________________________________________
Медицинская группа здоровья_________________________________
Заболевания и отклонения в развитии_________________________
Диспансерный учет __________________________________________
Назначения
_________________________________________________
Рекомендации________________________________________________
Классный руководитель ___________________________
Усвоение учебного материала__________________________________
Взаимоотношения со сверстниками_____________________________
Личностные качества__________________________________________
Динамическое наблюдение: +_____________________-_________
Слайд 52Социальный педагог_________________________________________
Характеристика семьи____________________________
Поведение_______________________________________
Интересы ребенка (занятость в доп. образовании)____________________________________
_________________________________________________
Динамическое
наблюдение: +______________________
–________________________________________________
Коррекционная работа ___________________________
Слайд 53
Учитель-логопед _________________________________
1. Артикуляционная моторика___________________________________________________
2. Звукопроизношение:
С С’ З З’ Ц Ш Ж Щ Ч Л Л’ Р Р’
3. Фонематическое восприятие:
гласные звуки_______________________согласные звуки________________________
звуки, близкие по артикуляционным и акустическим признакам________________
4. Звуко-буквенный анализ слов: выделение гласных_____________________________
выделение согласных_______________________________________________________
определение количества и последовательности (звуков, слогов, слов)____________
дифференциация гласных и согласных, твёрдых и мягких, звонких и глухих _____
___________________________________________________________________________
5. Слоговая структура слова:___________________________________________________
6. Словарь (пассивный, активный)_____________________________________________
7. Грамматический строй речи:________________________________________________
8. Письмо:
ошибки звукового состава слова_____________________________________________
лексико-грамматические ошибки____________________________________________
графические ошибки_______________________________________________________
орфографические ошибки__________________________________________________
9. Чтение: ошибки _________________________ качество_________________________
Динамическое наблюдение: +_______________________–__________________________
Коррекционная работа _______________________________________________________
Слайд 54
Педагог-психолог________________________________
Особенности:
Восприятия_______________________________________________
Внимания_________________________________________________
Памяти___________________________________________________
Мышления________________________________________________
Эмоционально-волевой сферы______________________________
Работоспособности________________________________________
Общей осведомленности___________________________________
Динамическое наблюдение: +__________________________________
- __________________________________________________________
Коррекционная работа:_______________________________________
_____________________________________________________________
Слайд 55
Учитель-дефектолог_____________________________________
Чтение:
способ__________скорость________ошибки_______понимание_______
Русский язык: списывание_________________________________________
письмо
по слуху_________________________________________________
фонетический разбор _____части речи_____разбор по
составу_______
разбор предложения_____________________________________________
Математика: нумерация___знание таблиц_____сравнение чисел_______
вычислительные навыки: устные: +_______–________ х_______:______
письменные: +__________–____________х____________:__________
порядок действий_______________________________________________
решение задач__________________________________________________
действия с именованными числами_______________________________
геометрический материал: измерение_________построение_________
периметр____________________площадь___________________________
Динамическое наблюдение: +___________________–___________________
Коррекционная работа____________________________________________
Слайд 56Оценочный профиль
отражающий индивидуальный прогресс учащегося в основных сферах развития личности
1
2
4
3
5
6
Слайд 57Коррекционное направление деятельности специалистов консилиума
Слайд 58
Коррекционное направление деятельности специалистов ВШК в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения
учащихся с ОВЗ
коррекционно-развивающее воздействие включает в себя:
- занятия в общеобразовательном
классе;
- обучение в «гибком» классе;
- индивидуальные и групповые психологические, логопедические, дефектологические занятия;
- лечебно-оздоровительные мероприятия;
- социально-педагогический аспект.
Слайд 59Специальная педагогическая коррекция
ведущий специалист - учитель-дефектолог:
- обеспечение полноценного
интеллектуального развития учащегося на каждом возрастном этапе;
- отбор и
содержание методик проведения уроков в общеобразовательном классе;
- формирование банка коррекционных методик;
- проведение индивидуальных занятий;
- проведение фронтальных занятий в условиях «гибкого» класса.
Слайд 60Система «гибких» классов
это способ оказания адекватной помощи детям с
особенностями развития по программам С(К)ОУ V, VII видов.
Ведущие специалисты: учителя
- дефектологи,
учителя - логопеды
Слайд 61Логопедическая коррекция
направлена на развитие:
артикуляционной моторики;
звукопроизношения;
фонематического восприятия;
звукового анализа слов;
слоговой структуры;
словарного запаса;
грамматического
строя речи;
письма;
чтения.
Слайд 62Психологическая коррекция
Способствует:
контакту в среде сверстников;
восприятию пространства, времени, формы и цвета.
Развивает:
внимание;
мышление;
работоспособность;
эмоционально-волевую сферу;
поведение.
Слайд 63Социальная коррекция
Социальный педагог - координатор всех линий взаимодействия специалистов и
семьи
организует преемственность во взаимодействии школы и семьи;
выделяет и корректирует
социальные условия воспитания ребенка;
взаимодействует с педагогами, со специалистами служб социальной защиты;
несет персональную ответственность за выполнение ИКОМа и ИКОРа.
Слайд 64Медицинская коррекция
лечебно-оздоровительные мероприятия
профилактическое медикаментозное лечение
организация охранительного режима
Слайд 65Консультативное направление деятельности специалистов консилиума
Слайд 66КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
создание системы консультативных услуг для педагогов школы и родителей,
с целью формирования активно – положительной позиции взрослых и эмоционально
– положительного фона в детском коллективе.
Слайд 67Деятельность специалистов ВШК в ОУ
Подготовка и включение родителей в
процесс решения коррекционно-воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции и
развития.
Установление благоприятной атмосферы в общеобразовательном классе для всех учеников.
Оказание психолого-педагогической помощи по выполнению образовательных программ; отслеживание результатов развития, воспитания, обучения и социализации детей с ОВЗ.
Слайд 68 Консультационный материал
для педагогов и родителей детей с ОВЗ
Слайд 69
Задачи консультационного направления для педагогов и родителей:
Информирование:
об особенностях психического
развития ребенка с
N интеллекта, с ЗПР;
о возможностях обучения;
по организации в домашних условиях коррекционно -развивающей среды и помощи;
о способах коррекции нарушений развития;
по обучению технологиям коррекционной работы;
по формированию у детей определенных умений и навыков.
Слайд 70выступления на родительских собраниях, МО учителей;
анкетирование;
беседа;
индивидуальное консультирование;
обучающее консультирование;
поэтапное консультирование.
Слайд 71
Примерная тематика консультаций
специалистов консилиума
УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД
Необходимость логопедической помощи. Пути
коррекции оптико - пространственных нарушений.
Дисграфические ошибки на письме, способы коррекции.
Преодоление
трудностей в обучении, подбор коррекционно - развивающих упражнений.
УЧИТЕЛЬ - ДЕФЕКТОЛОГ
Педагогическая помощь детям с ОВЗ.
Взаимодействие учителя и родителей в обучении детей с ОВЗ.
Слайд 72
Примерная тематика консультаций
специалистов консилиума
ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ
Особенности поведения детей с
ЗПР.
Развитие психических процессов учащихся с ЗПР.
Оказание своевременной психологической помощи школьникам
с ОВЗ.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ
Выработка совместных требований к ребенку с ОВЗ и оказание помощи в учебе, в развитии его личности.
Возрастные особенности развития учащихся с ОВЗ.
Система поощрений и наказаний в воспитании подрастающего поколения.
Слайд 73Рекомендации специалистов консилиума учителям и родителям в
учебно-воспитательном процессе
создание сферы успеха, самореализации;
индивидуальный подход;
доброжелательная атмосфера.
Слайд 74Методическое направление деятельности специалистов консилиума
Слайд 75Методический консилиум
направлен на повышение уровня профессиональной компетентности специалистов
проводится не реже
одного раза в месяц
Слайд 76Рекомендации учителям по организации учебной деятельности с ученицей 9 кл.
Соблюдение
охранительного режима;
Игнорирование отрицательных поступков;
Переключение на другой вид деятельности при
затруднениях;
Ровный спокойный, доброжелательный тон учителя на уроке;
Дозирование учебной нагрузки;
Положительная оценка не только успехов, но и прилежания;
Поэтапное формирование деятельности:
постановка доступных целей,
дозирование учебной нагрузки,
выполнение заданий по частям или с использованием заданного внешнего алгоритма;
Оценивание ответов на уроке с учетом имеющихся речевых и психических нарушений;
Опора на сохранные анализаторы;
Темп деятельности на уроке для учащейся должен быть снижен;
Проведение дополнительной словарной работы на каждом уроке, проговаривание заданий вслух.
Слайд 77Формы взаимодействия:
Консультативно-коррекционные занятия
Семинары
Тренинги
Беседы
Родительские собрания
Слайд 78Ребенок
Родители
Специалисты ВШК,
учителя
Слайд 79
ОЦЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ
Слайд 80Сборник комплексных работ для учащихся с ЗПР 1 – 2
класса
Слайд 81Особенность оценки УУД учащихся с ОВЗ в рамках ФГОС
оценка
способности применять полученные знания и умения в различных жизненных ситуациях
Слайд 82Условия проведения комплексной работы с учениками с ЗПР
единая сквозная тема
работы
организационный момент и инструктаж
проводит учитель-дефектолог
выполняется под руководством
и контролем
специалиста
содержит задания базового уровня
сложности с выбором или
кратким ответом, сопоставление
время выполнения 60 мин.:
3 подхода по 20 мин.
Слайд 83КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТ
программы обучения,
рекомендованная ПМПК
индивидуальные особенности
и возможности
ребенка
познавательная деятельность
учащихся с ЗПР
неоднократное применение
правил
балловая система
Слайд 84Определение уровня усвоения
планируемых результатов у обучающихся
с ЗПР
50%
- справился с комплексной работой;
50 - 65% - достиг
базового уровня сложности;
66 - 85% - достиг повышенного уровня;
86 - 100% - достиг высокого уровня.
Слайд 85 Комплексная работа. 1 класс.
ЗАДАНИЕ 1
N
ЗПР
Прочти стихотворение.
Я – нарядная закладка. Я лежу здесь для порядка. Зря страницы не листай. Где закладка, там читай!
Как можно озаглавить стихотворение?
Прослушай текст из двух предложений.
У Иры и Коли закладки. Закладки они кладут в книги.
О чём данный текст, подчеркни правильный ответ:
Закладка Книга
Слайд 86Комплексная работа, отличия
N
Время выполнения – 40 мин.
Количество заданий – 12
Процедура
выполнения – самостоятельное
Дополнительная инструкция - отсутствует
ЗПР
Время выполнения – 60 мин.
Количество
заданий – 9-12
Процедура выполнения – под руководством специалиста
Дополнительная инструкция – присутствует
Доступность уровня предъявления заданий
Слайд 87Анализ качества работы по русскому языку и математике
«Лист наблюдения»
Слайд 88Сводные карты отслеживания динамики обученности обучающихся с ЗПР по русскому
языку, математике