Слайд 1О ГЭ: подготовка выпускников к сочинению по теме 15.2.
Слайд 2ЭТАП ПЕРВЫЙ
Знакомство с текстом и повторение изученного:
что такое тема,
идея, тезис,
как сформулировать тезис,
как построить сочинение-рассуждение
Слайд 3(1) Странная вещь – книга. (2) Есть в ней что-то
загадочное, мистическое.
(3) Да, странная это вещь – книга. (4)
Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие предметы в вашей комнате. (5) Но вот вы берёте её в руки, открываете, читаете, закрываете, ставите на полку и …всё?(6)А разве что-то в вас не переменилось? (7) Прислушаемся к себе: разве после чтения книги не звучала в вашей душе какая-то новая струнка, не поселилась в голове какая-то новая дума? (8)Разве не захотелось что-то пересмотреть в своём характере, в своих взаимоотношениях с людьми, с природой?
(9) Книга… (10) Это ведь кусочек духовного опыта человечества. (11) Читая, мы вольно или невольно перерабатываем этот опыт, сопоставляем с ним свои жизненные приобретения и потери.
(12) В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся.
Слайд 4
Тезис формулируется как простое
двусоставное предложение, в котором
подлежащее называет
тему, а сказуемое
указывает на то «новое», что по этой
теме будет говориться.
Сформулировать основную мысль без сказуемого невозможно!!!
Слайд 5Второй этап работы с классом: чтение задания части 2: Объясните,
как Вы понимаете смысл фрагмента текста (предложение 12):
«В общем,
с помощью книги мы самосовершенствуемся».
Словарная работа: что означает слово «самосовершенствуемся»?
Этап третий (самый сложный): работа над сочинением.
Для осмысления текста предлагаем девятиклассникам выполнить работу, заполняя таблицу:
Слайд 8Работа с текстом: алгоритм действий
Внимание!
Цитирование или ссылка на
номер предложения
является аргументом только тогда, когда есть
объяснение, комментарий ситуации и
его
подтверждение примером из текста.
Слайд 9Работа с текстом: алгоритм действий
4. Подумайте, как можно начать своё
сочинение.
5.
Завершая сочинение, выразите своё отношение к теме, предложенной автором.
Слайд 10РАБОТА В ГРУППАХ: Как начать?
Задание группе 1: начните сочинение
с вопроса, который позволит сформулировать тезис.
Что получилось:
Книга… Что дает
она человечеству? Давайте поразмышляем над этим вопросом, обратившись к тексту Н.Морозова.
Слайд 11РАБОТА В ГРУППАХ: КАК НАЧАТЬ?
Группа 2. Начните сочинение с предложенной
фразы.
Что получилось:
«С помощью книги мы самосовершенствуемся». Так заканчивается
предложенный нам для анализа фрагмент произведения. Н.Морозов заставляет нас задуматься над тем, что книга для каждого из нас является другом, учителем, источником знаний.
Слайд 12РАБОТА В ГРУППАХ: Как начать?
Группа 3. Начните сочинение со слов
«Передо мной фрагмент текста (ФИО). О чем говорит автор? На
этот вопрос ответ однозначен: в тексте речь идёт о… (называем тему)»
Что получилось:
Передо мной текст Н.Морозова. Автор
рассуждает о значении книги в нашей
жизни, утверждая, что она воспитывает
нас, помогает «самосовершенствоваться».
Слайд 13РАБОТА В ГРУППАХ: Как начать?
Группа 4. Начните со слов «Автор
(ФИО), заканчивая своё рассуждение фразой «…» (написать её), заставляет нас
задуматься над тем, что такое… и почему… (определить идею и тему текста, т.е. для чего написан текст и что хотел сказать автор).
Что получилось:
Н.Морозов, заканчивая свое рассуждение
предложением «С помощью книги мы
самосовершенствуемся», заставил меня
задуматься о том, что такое книга и какую роль
она играет в жизни каждого из нас. Книга
заставляет человека переосмысливать свою
жизнь, приобретать опыт, она является нашим
воспитателем.
Слайд 14Как начать?
Группа 5. Используя Интернет, найдите интересную цитату, в которой
заключен смысл предложенного для доказательства тезиса, и начните с неё
сочинение.
Получилось:
Прочитав текст Н.Морозова, я вспомнила
слова Цицерона: «Комната без книг
подобна телу без души». Удивительно
точные слова перекликаются с мыслями
автора предложенного нам фрагмента.
Действительно, без книги человек не
проживет!
Слайд 15Как завершить работу?
1) В заключение можно сделать вывод:
(пишем какой)
Например:
В заключение
можно сделать вывод, что книга важна для человека, потому что
она учит его, делает добрее, помогает ему перенять жизненный опыт.
Слайд 16Как завершить работу?
2) Подводя итог своим размышлениям, мы приходим к
выводу, что…
Например:
Подводя итог своим размышлениям, мы
приходим к выводу, что книга
является не
только источником знаний, но и
воспитателем души человека.
Слайд 17Как завершить работу?
3. Таким образом, проанализировав два аргумента, мы пришли
к выводу: …
Например:
Таким образом, проанализировав два
аргумента, мы пришли к выводу:
нужно
читать книги, потому что они являются
нашими учителями, заставляя нас
становиться лучше.
Слайд 18Завершение работы над сочинением
Задание всем: Посмотрите, мы работали над каждым
пунктом алгоритма и не заметили, что написали сочинение. Давайте его
прочитаем… И проверим, всё ли у нас получилось. Обратите внимание на вопросы, которые почему-то вклинились в наше сочинение. Что бы это значило? Самостоятельно исправьте сочинение, убирая вставленные вопросы.
Сочинение
Какой смысл Н.Морозов вкладывает в слово «самосовершенствуемся»? Давайте найдём ответ на этот вопрос.
Слайд 19Редактирование работы
(?) Книга заставляет нас
переосмыслить отношения с людьми, с окружающим миром, пересмотреть что-то в
своём характере. С помощью книги мы переоцениваем свой и чужой жизненный опыт, становимся лучше. (?)
(?) Писатель считает, что без книги человечество не смогло бы мыслить, создавать что-либо, писать и читать (11). Книга –это «кусочек духовного опыта» (10).
Слайд 20Редактирование работы
(?) Мне показалась интересной
мысль о том, что после прочтения книги «человек захочет что-то
пересмотреть в своем характере, в своих взаимоотношениях с людьми, с природой» (7-8). Книга , действительно, заставляет нас посмотреть на мир и на себя другими глазами…
(?) Проанализировав два аргумента, мы пришли к выводу: нужно читать книги, потому что они являются нашими учителями, заставляя нас становиться лучше.