Слайд 1ТЕМА 2
Бухгалтерский учет как функция управления и информационная система
Объект, предмет
и метод бухучета
Бухгалтерский баланс
Первичное наблюдение
Бухгалтерские счета
Взаимосвязь счетов и баланса
Двойная запись
на счетах
Оценка в бухгалтерском учете
Инвентаризация
Слайд 2
1. Бухгалтерский учет как функция управления и информационная система
Слайд 31.1. Учет как функция управления
Слайд 41.2. Бухгалтерский учет – как информационная система – это
упорядоченная система
(нормативное регулирование)
сбора, регистрации и обобщения информации (метод бухучета)
в стоимостном выражении
(денежная оценка)
об активах, обязательствах, доходах и расходах организации и их изменении, (утвержденные формы отчетности)
путем сплошного, непрерывного, документального отражения всех фактов хозяйственной жизни (первичное документирование)
Слайд 5Направления бухгалтерского учета
Слайд 6
2. Объект, предмет и метод бухучета. Учетный цикл
2.1. ОБЪЕКТ бухгалтерского
учета - это финансово-хозяйственная деятельность юридически самостоятельного субъекта
Слайд 7ПРОЦЕСС ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Слайд 8ПРОЦЕСС ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Слайд 92.2.ПРЕДМЕТ бухгалтерского учета – факты хозяйственной жизни, приводящие к движению
и изменению вложенного капитала
Слайд 102.3. МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА.
Элементы метода бухгалтерского учета
Первичное документирование
Оценка
Счета и двойная
запись
Инвентаризация
Балансовое обобщение
Бухгалтерская отчетность о финансовом состоянии и финансовых результатах
Слайд 113. Бухгалтерский баланс
Баланс на начало периода
Первичное документирование
Оценка
Счета и двойная запись
Инвентаризация
Баланс
на
конец периода
Слайд 12Бухгалтерский баланс
система показателей,
отражающая имущественное и финансовое положение
организации
по состоянию на определенную (отчетную) дату
в
денежном выражении,
представляющая пользователям информацию о хозяйственных средствах (активах) и их источниках (пассивах)
Слайд 13Баланс
Пассив баланса
(по источникам формирования
средств и их целевому
назначению)
Актив баланса
(по
составу и размещению
средств
предприятия)
оборотные
активы
собственный
капитал
внеоборотные
активы
заемный
капитал
Слайд 14Баланс – это модель состояния организации (предприятия) на конкретный момент
времени.
Строение баланса основывается на принципе двойственности.
Актив и пассив
– это разные группировки одной и той же совокупности средств организации. Поэтому итог (валюта) актива баланса всегда равен итогу пассива – это правило является важным контрольным элементом при составлении баланса
Слайд 15В основе бухгалтерского балансового обобщения лежит балансовое уравнение
АКТИВ = КАПИТАЛ
+ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
КАПИТАЛ = АКТИВ - ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Слайд 16«Баланс. Магическое слово. Целый год кружишься, вертишься в вихре дел.
Деньги приходят и уходят, делают оборот, привлекают другие деньги, рассеиваются,
и капитал фирмы, точно блестящий уж – ускользающий, вечно движущийся уж – удлиняется, укорачивается, уменьшается или увеличивается, и невозможно составить понятие о размерах его, прежде чем он придет в спокойное состояние.
Только баланс выявит истинное положение вещей и покажет, действительно ли год так удачен, как кажется» (Альфонс Додэ)
Слайд 17Балансирующий показатель – прибыль
Как определить сумму прибыли по данным баланса?
Слайд 18Балансирующий показатель - прибыль
Слайд 19Классификация бухгалтерских балансов
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ КОМПАНИИ
Слайд 204. Первичное наблюдение и документирование
Вступительный баланс
Первичное наблюдение и документирование
Счета
и двойная запись
Оценка
Инвентаризация
Заключительныйбаланс
Слайд 21Первичное наблюдение является элементом метода бухгалтерского учета. Ведение сплошного и
непрерывного наблюдения за фактами хозяйственной деятельности и их документирование являются
неотъемлемой составной частью бухгалтерского учета, его основной отличительной особенностью.
Слайд 22
Бухгалтерский документ представляет
собой письменное свидетельство, которое
подтверждает факт совершения хозяйственных
операций,
подтверждает право на их совершение
устанавливает материальную ответственность работников
за доверенные им ценности
Слайд 23Первичные учетные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции служат основанием
для записей в регистрах бухгалтерского учета.
Поэтому к оформлению документов
предъявляются особые требования
Своевременность оформления
Точность, ясность и полнота содержания
оформляемой операции
Отсутствие неоговоренных исправлений
Наличие всех обязательных реквизитов
Юридически
доказательная
сила документа
Слайд 24Обязательные реквизиты:
наименование документа;
код формы;
дату составления документа;
наименование организации, от имени которой
составлен документ;
содержание хозяйственных операций;
измерители хозяйственных операций (количества, суммы);
должность лиц, ответственных
за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления,
личные подписи и их расшифровку
Слайд 25
Документация широко используется в управлении организацией для контроля:
предварительного
текущего
последующего
Слайд 26Предварительный контроль осуществляется руководителями организации (руководитель, главный бухгалтер, главный инженер,
мастер и т. п.) при визировании документов, при этом они
принимают на себя персональную ответственность работника, подписавшего документ, за совершенные им действия
Текущий контроль производится в процессе учета и оперативного анализа финансово-хозяйственной деятельности
Последующий контроль осуществляется в основном путем проверки счетными работниками документов, служащих основанием для оформления хозяйственных операций, а также в форме налоговых, ревизионных и аудиторских проверок
Слайд 27Документооборот — путь, который совершает документ от
момента его составления до
сдачи в архив. В каждой
организации документооборот разрабатывается главным
бухгалтером, утверждается руководителем
организации в составе
приказа по учетной политике.
В документообороте утверждаются:
наименование первичных документов;
время составления;
лицо, которое составляет, подписывает или ведет запись в документах;
сроки и ответственного за представление документа в бухгалтерию;
лицо, которое принимает, проверяет и обрабатывает документ, контролирует, как он используется в бухгалтерии и в каком деле хранится в текущем архиве
Слайд 28Поступившие в бухгалтерию документы
до записи в учетные регистры
подвергаются бухгалтерской обработке:
Проверка
по существу
Формальная проверка
Группировка
Арифметическая проверка
Таксировка
Контировка
Слайд 29Проверка по существу: устанавливается целесообразность и законность указанной в документе
операции; определяется, имела ли место данная операция и в том
объеме, который указан в документе. При этом используют метод встречной проверки документов.
Формальная проверка документа: устанавливается наличие и правильность заполнения всех реквизитов, наличие подписи должностных лиц, участвующих в совершении операции и оформлении документов.
Группировка – подборка однородных документов не только по названиям, но и по документам, связанным с ними. Она позволяет подводить общие итоги по однородным документам. Например, к товарному отчету сначала прилагаются все первичные документы, подтверждающие приход товара, затем все документы на отпуск товаров.
Арифметическая проверка - контроль арифметических подсчетов итогов, правильности отражения количественных и стоимостных показателей.
Таксировка документов — выражение натуральных показателей в денежном измерении и подсчет суммы.
Контировка документов - определение счетов, по дебету и кредиту которых будут отражены суммы оформленных в прилагаемых документах хозяйственных операций, исходя из их экономической сущности.
Слайд 30После записи документов по бухгалтерским регистрам производится их погашение штампом
«получено» или «погашено». Такое гашение документов следует проводить для предотвращения
злоупотреблений путем вторичного использования уже проведенных документов
Слайд 31 Хранение документов
Все документы после окончательной бухгалтерской обработки
подшиваются в папки и передаются на хранение в текущий архив.
Перечень и сроки хранения документов в организации, порядок их передачи в государственные архивы устанавливаются соответствующими государственными ведомствами.
Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 г. № 558 был утвержден Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения.
Слайд 34План счетов бухгалтерского учета
Совокупность бухгалтерских счетов называется планом.
Единые унифицированные
национальные планы бухгалтерских счетов,
которые применяются всеми организациями независимо от форм
собственности,
используются в России, Франции, Германии и в ряде других
Стран континентальной системы.
Единый унифицированный план бухгалтерских счетов имеет свои
преимущества, поскольку обеспечивает:
централизованное единое методическое руководство учетом и отчетностью;
контроль правильности ведения учета, отчетности и использования имущества организации;
сбор информационного материала в целом по стране, регионам и в разрезе отдельных организаций, что служит основой для анализа деятельности организаций на разных уровнях и для принятия конкретных управленческих решений по дальнейшему совершенствованию ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности
В России действующий План счетов и Инструкция по его применению утверждены приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н и введен с 1 января 2001 года.
Слайд 35Инструкция по применению Плана счетов устанавливает единые подходы к применению
Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского
учета.
В Инструкции приведены
краткая характеристика счетов и открываемых к ним субсчетов
их структура и назначение,
экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности,
порядок отражения наиболее распространенных фактов.
Слайд 36Классификация счетов по отношению к балансу
1.
- активные
- пассивные
- активно-пассивные
Слайд 40Задание
На складах организации на начало месяца было в наличии материалов
на общую сумму 800 000 руб. В течение месяца было оприходовано
и выдано материалов:
Отразите, пожалуйста, движение средств по счету 10 и определите остаток материалов на конец отчетного месяца.
Решение
счет «Материалы» активный
Решение
счет «Материалы» активный
КС = НС + ДО - КО
Слайд 43Строение активных и пассивных счетов
Слайд 44Классификация счетов по отношению к балансу
2.
Слайд 45Классификация счетов
по уровню обобщения информации
Слайд 50
2. Взаимосвязь сальдо счетов и показателей статей баланса
Слайд 52
Лука Пачоли (1445-1517)
«Трактат о счетах и записях»
Описал основные принципы и
методологию бухгалтерского учета - двойную запись, известные всем бухгалтерам книги
Мемориал, Журнал и Главная
Слайд 53Корреспонденция счетов — это взаимосвязь между счетами, возникающая при
методе
двойной записи
Бухгалтерская проводка - это письменное оформление корреспонденции счетов
Дебет 20
Кредит 10 500 000
Двойная запись - сумма каждой хозяйственной операции отражается на счетах бухгалтерского учета дважды:
по дебету одного счета и одновременно
по кредиту другого взаимосвязанного с ним счета
Слайд 57
УЧЕТНЫЕ РЕГИСТРЫ,
ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Регистры бухгалтерского учета предназначены
для систематизации
и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах,
для отражения этой информации на счетах бухгалтерского учета и формирования данных для бухгалтерской отчетности.
Слайд 58Учетные регистры — это таблицы специальной формы, предназначенные для регистрации
сумм хозяйственных операций. Они различаются:
по внешнему виду,
по объему
содержания операций,
по характеру записей,
по строению.
Слайд 60Форма бухгалтерского учета
- совокупность бухгалтерских регистров, обеспечивающая трансформацию данных
первичных документов в бухгалтерскую отчетность
Рационально организованная форма учета должна обеспечивать:
формирование необходимой информации о хозяйственных процессах;
группировку и регистрацию первичных документов;
повышение производительности труда счетных работников в процессе подготовки первичных данных, их обработки и занесения в учетные регистры;
уменьшение числа ошибок при регистрации и обобщении учетных данных;
хранение информации и удобный поиск её в ученых регистрах.
Слайд 61Признаки, отличающие одну форму бухгалтерского учета от другой:
количество применяемых регистров,
их назначение, содержание и внешний вид;
взаимосвязь хронологических и систематических регистров
синтетического и аналитического учета;
последовательность и способы записей в учетные регистры;
степень использования программных средств.
Слайд 62Развитие форм бухгалтерского учета
Слайд 638. Оценка в бухгалтерском учете
По характеру объекта оценки выделяются
Оценка объектов
имущества организации (оценка активов)
Оценка обязательств (оценка пассивов)
Оценка затрат и себестоимости
(расходов)
Слайд 64По экономическому содержанию выделяются методы оценки активов
Слайд 65
Оценка активов
Для российского учета традиционно наиболее распространенной оценкой является оценка
активов по фактической себестоимости приобретения или изготовления
Оценка принимаемого к учету
объекта имущества (первоначальная, историческая), например, нематериальных активов или основных средств, различается в зависимости от способа получения данного объекта в собственность организации
Слайд 66Варианты оценки оприходованного актива в зависимости от варианта поступления
Слайд 67Для формирования фактической себестоимости приобретаемых или производимых активов в бухгалтерском
учете используются счета
08 «Вложения в внеоборотные активы» - для
объектов основных средств и нематериальных активов;
15 «Приобретение и заготовление материальных ценностей» - для приобретаемого сырья и материалов
20 «Основное производство» - для выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг
Слайд 68Оценка пассивов
Обязательства подразделяются по субъектам на
обязательства, возникающие перед:
собственниками за
счет первоначального взноса в состав собственного капитала, в дальнейшем —
дополнительных взносов и отчислений части полученной прибыли;
юридическими и физическими лицами в соответствии с договорами, контрактами, в том числе за полученные кредиты и заемные средства
Слайд 69Оценка обязательств (принцип осмотрительности)
До погашения обязательства могут быть:
оценены с учетом
процента; в этом случае размер обязательства увеличивается на сумму процента;
частично
обесценены, если по части суммы кредиторской задолженности срок исковой давности истек (при соблюдении установленных правил). Указанную сумму относят на финансовые результаты организации, а в бухгалтерской отчетности кредиторская задолженность отражается по остаточной стоимости (за минусом образованной разницы)
Слайд 70Оценка затрат
Формирование показателя фактической
себестоимости производимой продукции на
практике осложняется наличием ряда
объективных
противоречий:
Слайд 71Противоречие 1.
В состав себестоимости входят разнородные затраты (материалы, оплата
труда, амортизация оборудования )
Определение оценки продукции, работы, услуги по фактической
себестоимости осуществляется методом калькулирования.
Калькуляция – порядок последовательного включения затрат на производство продукции (работ, услуг) в себестоимость отдельных видов продукции.
Дт 20 Кт 10 стоимость использованных материалов
Дт 20 Кт 70 начислена заработная плата исполнителей
Дт 20 Кт 69 начислены страховые взносы
Дт 20 Кт 60 задолженности подрядчикам за полученные услуги производственного характера
Итого производственная себестоимость выпущенной продукции
Слайд 72Себестоимость продукции – это стоимостная оценка используемых в процессе производства,
оказания услуг, проведения работ природных ресурсов, сырья, материалов, основных фондов,
трудовых ресурсов и других затрат на производство и продажу соответствующих объектов учета.
Дт 90 Кт 20 производственная себестоимость проданной продукции
Дт 90 Кт 26 общехозяйственные (управленческие) расходы
Дт 90 Кт 44 расходы на продажу (коммерческие) расходы
Итого: полная себестоимость проданной продукции
Противоречие 2.
Фактическое
значение большинства производственных показателей формируется в полной мере лишь по окончании отчетного периода (месяца), в то же время внутри периода в текущем учете необходимо оценивать осуществляемые операции
Для устранения данного противоречия в учете широко
используются условные оценки:
Учетная цена приобретаемых материалов
Плановая себестоимость продукции, работ, услуг
Условные оценки по окончании отчетного периода корректируются на величину отклонений фактических значений показателей от их условных оценок на счетах
15 «Заготовление и приобретение материалов»,
16 «Отклонения в стоимости материалов»,
40 «Выпуск продукции»
Инвентаризация
Вступительный баланс
Первичное наблюдение и документирование
Счета и двойная запись
Оценка
Инвентаризация
Заключительныйбаланс
Слайд 75 Инвентаризация — это уточнение фактического наличия имущества и финансовых
обязательств и их оценки, сопоставление фактического наличия с данными бухгалтерского
учета, проверка полноты отражения обязательств на определенную дату.
Слайд 76Проведение инвентаризации направлено на уточнение учетных показателей и одновременно может
иметь серьезные юридические последствия, поскольку недостачи подлежат взысканию с материально
ответственных лиц
Слайд 77Проведение инвентаризации можно подразделить на 4 этапа:
Подготовка инвентаризации
Проверка фактического наличия
и состояния объектов инвентаризации
Выявление результатов инвентаризации
Отражение результатов инвентаризации в учете
Слайд 79Проверка фактического наличия и состояния объектов инвентаризации
Материально-ответственное лицо
сдает в
бухгалтерию отчет о движении материальных ценностей (денежных средств);
готовит ценности к
пересчету;
дает расписку «Все документы на поступившие и выбывшие ценности сданы в бухгалтерию; неоприходованных, списанных в расход или личных ценностей в месте хранения (кладовой, складе, кассе) нет»;
по окончании инвентаризации перед подписью инвентаризационной описи дает справку «Все ценности, поименованные в настоящей инвентаризационной описи, комиссией проверены в натуре в моем присутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею»
Слайд 80Проверка фактического наличия и состояния объектов инвентаризации
Рабочая инвентаризационная комиссия
производит пересчет,
взвешивание, обмер и пр. товароматериальных ценностей (пересчет денежных средств) в
присутствии материально-ответственного лица;
результаты проверки заносят в инвентаризационную опись с указанием наименования, порядкового номера по прейскуранту, сорта, количества, цены и общей суммы; в описи не допускаются незаполненные строки, подчистки не допускаются; исправления вносятся корректурным способом и подписываются всеми членами комиссии;
инвентаризационная опись постранично подписывается всеми членами комиссии и материально-ответственным лицом
Слайд 81Выявление результатов инвентаризации
Слайд 82Отражение результатов инвентаризации в учете
Слайд 83Примеры бухгалтерских проводок по отражению результатов инвентаризации: