Слайд 1Об актуализации перечня профессий и специальностей СПО
Областное совещание заместителей руководителей
ПОО
19 сентября 2019 года
Слайд 3уровень квалификаций некоторых специальностей не соответствует уровню квалификаций, утверждённых приказом
Минтруда РФ от 12.04.2013 N 148н «Об утверждении уровней квалификаций в
целях разработки проектов профессиональных стандартов»;
несоответствие профессиональных стандартов, указанных в Реестре Минтруда РФ, по отношению к некоторым профессиям и специальностям СПО;
отсутствие связи программ СПО и ВО;
снижение спроса или полное его отсутствие на обучение по определённым специальностям в течение нескольких последних лет;
отсутствие единой системы классификации профессиональных образовательных программ приводит к тому, что студенту после обучения в колледже для получения необходимой квалификации и практических навыков необходимо дополнительное профессиональное образование.
Слайд 4С чем связано обновление перечня специальностей СПО? ПРЕДПОСЫЛКИ
НАЦИОНАЛЬНАЯ
СИСТЕМА
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
КВАЛИФИКАЦИЙ
Прогноз потребности
рынка труда
Профориентация
Образовательные стандарты
Национальная и отраслевые рамки квалификаций
Профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных
программ
Профессиональные стандарты
Независимая оценка квалификаций
Общественная аккредитация образовательных организаций
Слайд 5С чем связано обновление перечня специальностей СПО?
Комплекс мер, направленных на
совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015—2020 годы, согласно распоряжению
Правительства РФ от 3 марта 2015 года N 349-р.
Актуализация ТОП-50 самых перспективных профессий и специальностей с учётом требований рынка труда с переходом к этой модели обучения 50 % профессиональных образовательных учреждений к 2019—2020 годам.
Внедрение дуальной модели обучения.
Введение демонстрационного экзамена в качестве итоговой аттестации.
Проведение конкурсов, олимпиад, участие в чемпионатах профессионального мастерства, в том числе «Ворлдскиллс Россия», «Лучший по профессии»
Слайд 6С чем связано обновление перечня специальностей СПО?
Федеральный проект «Молодые профессионалы»
в составе Национального проекта «Образование»
Создание центров опережающей профессиональной подготовки
во всех субъектах РФ
Введение и распространение демонстрационного экзамена в системе СПО
Внедрение в систему СПО методологии наставничества с привлечением специалистов-практиков
Обновление перечня профессий и специальностей СПО
Слайд 7Перечень профессий и специальностей СПО – это документ, который определяет
структуру подготовки кадров
Совместная разработка (экспертная отраслевая группа ФУМО-СПК)
Согласование со всеми
заинтересованными сторонами (государство, бизнес, образование)
Сопряжение профессии с профессиональными квалификациями, формируемыми на основе профессиональных стандартов (квалификация по образованию и профессиональная квалификация)
Модульность (укрупнение профессий и специальностей при вариативности видов деятельности)
Существование перечня в двух форматах: бумажный и цифровой ресурс (оперативность изменений)
Слайд 8Приказы
Министерства Просвещения России
Перечни
Порядок формирования и ведения цифрового ресурса – Приложение
к перечню, перечень сведений
…….
Новый формат перечня
Документ
Цифровой ресурс
Публичная часть
Закрытая часть
Связанные цифровые
ресурсы сферы труда и образования
Обновляемые классификаторы, справочники, реестры системы квалификаций, иные источники информации
Слайд 9Основания изменений перечня
Исключение невостребованных или устаревших профессий и специальностей
Введение новых
Объединение
профессий и специальностей
Перенос позиций в другие укрупнённые группы
Изменение названий профессий
и специальностей на актуальные
Введение новой кодификации
Перевод профессий в профобучение
Слайд 102/3 перечня изменились !
Без изменений – 26% от общего числа
УГПС:
Архитектура, Науки о земле, Здравоохранение, Юриспруденция, часть УГПС в области
культуры
В целом сокращение по сравнению с действующим перечнем
Профессии – на 53 %
Специальности – на 23%
Значительные сокращения профессий по УГПС
Легкая промышленность – 90%
Сервис и туризм – 89%
Строительство – 73%
Химические технологии – 67%
Слайд 11Значительные сокращения специальностей по УГПС
Информатика и вычислительная техника – 57%
Сервис
и туризм – 73%
Информационная безопасность – 60%
Новые профессии и специальности
в 7 УГПС:
16% от общего количества УГПС - Информатика и вычислительная техника, Социология и социальная работа, строительство и др.
Переходы между УГПС
Транспорт (+5 специальностей из других УГПС)
Промышленная экология и биотехнологии (+2 специальности из других УГПС)
Сервис (-2 специальности и -3 профессии в другие УГПС)
Интеграция профессий (специальностей) – от 2 до 4 в 30% УГПС: Строительство, Связь, Машиностроение, Сельское хозяйство, Химические технологии, Легкая промышленность, Сервис и др.
Слайд 13Новый перечень - основа для новых ФГОС СПО
Слайд 14Изменения в рабочей документации профессиональных образовательных организаций: Учебный план ППКРС
Шапка
учебного плана
Учебный план
Подготовки мастера общестроительных работ по профессии 08.01.07 «Мастер
общестроительных работ»
Направленность программы подготовки – каменные работы, бетонные работы
Нормативный срок обучения – 10 мес.
Слайд 15Изменения в рабочей документации профессиональных образовательных организаций: Учебный план ППССЗ
Шапка
учебного плана
Учебный план
Подготовки техника по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация
зданий и сооружений»
Направленность программы подготовки – Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Нормативный срок обучения – 2 г. 10 мес.
Слайд 16Перечни профессий и специальностей являются основой
– для реализации государственной политики
в области подготовки кадров с учетом международных и профессиональных стандартов
–
регламентируется лицензионная и надзорная деятельность для образовательных организаций СПО;– в субъектах российской Феде-рации определяются нормативы финансирования, исходя из стоимостных групп профессий и специальностей
– утверждаются контрольные цифры приема как для образовательных организаций субъектов Российской Федерации, так и для образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы СПО
– формируются планы закупок учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования для обеспечения оснащенности образовательного процесса
– определяется кадровая поли-тика образовательных организаций
– формируется система мониторинга качества среднего профессионального образования
- Федеральных государственных образовательных стандартов СПО
- разработки примерных основных образовательных программ и основных программ образовательных организации
организации всего образовательного процесса в образовательной организации
Сроки введения в действие нового перечня и ФГОС– 01.09.2021 год