Слайд 1Объединенная работа группы №63-87
по дисциплине «Планирование на предприятии»
Слайд 3Стратегическое планирование
представляет собой набор процедур и решений, с помощью
которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия.
Слайд 4Процесс стратегического планирования включает
определение миссии предприятия,
организации;
формулирование целей и задач функционирования
предприятия, организации;
оценку и анализ внешней среды;
оценку и анализ внутренней структуры;
разработку и анализ стратегических альтернатив;
выбор стратегии.
Определение миссии организации - характеризует направление в бизнесе, на которое т из рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ.
Слайд 5
Целевая картина должна иметь по крайней мере четыре типа целей:
•
количественные цели;
• качественные цели;
• стратегические цели;
• тактические цели и т.д.
Анализ
среды предполагает исследование двух ее компонентов:
• макросреды;
• непосредственного окружения.
Анализ макроокружения включает изучение влияния на фирму таких компонентов среды, как:
• состояние экономики;
• правовое регулирование;
• политические процессы;
• природная среда и ресурсы;
• социальная и культурная составляющие общества;
• научно-технологический уровень;
• инфраструктура и т.п.
Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам:
• покупатель;
• поставщик;
• конкуренты;
• рынок рабочей силы.
Слайд 6 Разработка и анализ стратегических альтернатив, выбор стратегии Этот процесс
по праву считается сердцевиной стратегического планирования, поскольку в нем принимаются
решения о том, как фирма будет достигать своих целей и реализовывать корпоративную миссию. Чтобы сделать эффективный стратегический выбор, руководители высшего звена должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию развития фирмы. Стратегический выбор должен быть определенным и однозначным.
Реализация стратегии. Выполнение стратегического плана является критическим процессом, поскольку в случае реального плана приводит фирму к успеху. Часто бывает и наоборот: хорошо проработанный стратегический план может "провалиться", если не принять мер по его реализации. Причины этого:
• неверно проведенный анализ и ошибочные выводы;
• непредвиденные изменения во внешней среде;
• неумение фирмы вовлечь в реализацию стратегии свой внутренний потенциал.
Успешной реализации стратегии способствует соблюдение следующих требований:
• цели и мероприятия стратегии должны быть хорошо структурированы, доведены до работников и восприняты ими;
• необходимо иметь четкий план действий по реализации стратегии, предусматривающий обеспечение плана всеми необходимыми ресурсами.
Слайд 7Анализ и оценка внутренней структуры (среды)
Анализ
внутренней среды позволяет определить те внутренние возможности и потенциал, на
которые может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет лучше уяснить цели фирмы и сформулировать ее миссию.
Внутренняя среда исследуется по следующим направлениям:
• кадровый потенциал;
• организация управления;
• финансы;
• маркетинг;
• организационная структура и т.п.
Слайд 8Оценка и контроль стратегии
Главная задача такого
контроля - выяснить, в какой мере реализация стратегии приводит к
достижению целей и миссии фирмы. Поэтому корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как стратегии, так и целей фирмы, что принципиально отличает этот вид контроля от оперативного, при котором цели текущего плана являются незыблемыми.
Контроль имеет следующие задачи:
• определение системы контролируемых параметров;
• оценку состояния параметров контролируемого объекта;
• выяснение причин отклонений параметров объекта от принятых стандартов, нормативов и других эталонов;
• корректировку в случае необходимости показателей плана или хода реализации стратегии.
Слайд 9Особенности стратегического планирования:
• должно дополняться текущим;
• стратегические планы разрабатываются на
совещаниях высшего руководства фирмы ежегодно;
• годовая детализация стратегического плана осуществляется
одновременно с разработкой годового финансового плана (бюджета);
• большинство западных компаний считает, что механизм стратегического планирования должен быть усовершенствован.
Наряду с явными преимуществами стратегическое планирование имеет ряд недостатков, которые ограничивают сферу его применения, лишают его универсальности в решении любых хозяйственных задач.
Слайд 10Недостатки и ограниченные возможности стратегического планирования:
1. Стратегическое планирование не дает
и не может дать в силу своей сущности детального описания
картины будущего. То, что оно может дать - качественное описание состояния, к которому должна стремиться фирма в будущем, какую позицию может и должна занимать на рынке и в бизнесе, чтобы ответить на главный вопрос - выживет или нет фирма в конкурентной борьбе.
2. Стратегическое планирование не имеет четкого алгоритма составления и реализации плана. Поэтому конкретный инструментарий во многом зависит от личных качеств конкретного менеджера, а в целом стратегическое планирование - симбиоз интуиции и искусства высшего менеджмента, способность менеджера вести фирму к стратегическим целям. Цели стратегического планирования обеспечиваются за счет следующих факторов: высокого профессионализма и творчества служащих; тесной связи организации с внешней средой; обновления продукции; совершенствования организации производства, труда и управления; реализации текущих планов; включения всех работников предприятия в реализацию целей и задач предприятия.
3. Процесс стратегического планирования для своего осуществления требует значительных затрат ресурсов и времени по сравнению с традиционным перспективным планированием. Это объясняется более жесткими требованиями к стратегическому плану. Он должен быть гибким, реагировать на любые изменения как внутри организации, так и во внешней среде. Численность работников, занятых стратегическим планированием, выше, чем в перспективном.
4. Негативные последствия ошибок стратегического планирования, как правило, гораздо серьезнее, чем в традиционном, перспективном. Особенно трагическими бывают последствия неверного прогноза для предприятий, осуществляющих безальтернативную хозяйственную деятельность.
5. Стратегическое планирование должно быть дополнено механизмами реализации стратегического плана, т.е. эффект может дать не планирование, а стратегическое управление, ядром которого является стратегическое планирование. А это предполагает, в первую очередь, создание на предприятии организационной культуры, позволяющей реализовать стратегию, системы мотивации труда, гибкой организации управления и т.п.
Слайд 12ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
• должно дополняться текущими ситуациями;
• стратегические планы разрабатываются
на совещаниях высшего руководства фирмы ежегодно;
• годовая детализация стратегического плана
осуществляется одновременно с разработкой годового финансового плана (бюджета);
• западные компании считают, что механизм стратегического планирования должен быть усовершенствован.
Слайд 13НЕДОСТАТКИ И ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1. Не дает детальное описание
картины будущего;
2. Не имеет четкого алгоритма составления и реализации плана;
3.
Процесс требует значительных ресурсов и времени;
4. Негативные последствия ошибок, гораздо серьезнее;
5. СП должно быть дополнено механизмами реализации стратегического плана.
Слайд 14ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ПЛАНИРОВАНИЯ: НОРМАТИВНАЯ БАЗА
НОРМА – это максимально допустимая
плановая величина абсолютного расхода средств производства и живого труда на
единицу продукции или на выполнение определенного объема работ.
НОРМАТИВ — это плановый показатель, характеризующий поэлементные составляющие норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда и степень их эффективного использования.
Слайд 15ФУНКЦИИ НОРМ И НОРМАТИВОВ
1. Нормативный метод планирования в целях обеспечения
сбалансированности, пропорциональности и оптимальности стратегических и тактических планов;
2. элемент организации
производства и труда. Активное воздействие на ритмичность и планомерность процесса производства;
3. средство учета требований режима экономии материальных ресурсов в тактических и оперативных планах, а также организации рационального использования сырья, материалов, топлива и энергии на всех уровнях управления;
4. необходимость установления прогрессивных норм и нормативов требует от специалистов активной работы по решению научно-технических задач;
5. инструмент контроля за использованием сырья, материалов, топлива и энергии в процессе анализа, сплошных и тематических проверок, разработки форм учета и отчетности.
Слайд 171.эффективность производства (абсолютная эффективность, срок окупаемости, внутренняя норма рентабельности, норматив
фондоотдачи)
Группы норм и нормативов
Слайд 182. расход и запасы сырья, материалов, топлива и энергии (удельные
нормы расхода сырья, материалов, топлива, энергии, норма технологических отходов, норма
производственных запасов, норма сбытового запаса, коэффициент извлечения продукта из исходного сырья)
3. затраты живого труда и заработной платы (нормы времени, трудоемкости, выработки, обслуживания, тарифные ставки, тарифные коэффициенты, нормативы заработной платы)
Слайд 194. использование производственных мощностей и продолжительности освоения проектных мощностей (коэффициент
использования производственной мощности, норматив продолжительности освоения проектной мощности)
5. потребность и
запас оборудования, показатели его использования (коэффициенты сменности, экстенсивной, интенсивной и интегральной загрузки оборудования, норма потребности оборудования на нужды капитального строительства, на замену изношенного)
6. социально-экономические (нормы численности по медицинскому обслуживанию, оптимальное количество дошкольных учреждений на 1000 человек)
Слайд 207. природоохранные (количество вредных веществ, допустимых выбрасывать в атмосферу после
очистных сооружений, нормы сброса сточных вод, водопотребление)
8. финансовые (уровень рентабельности,
норма амортизационных отчислений, норматив оборотных средств, налог на прибыль)
Слайд 21прогрессивность — отражение в нормах достижений новой техники, технологии, научной
организации труда, производства и управления, передового опыта экономии живого и
овеществленного труда;
• обоснованность — разработка норм на основе технических расчетов и анализа производства;
• комплексность — комплексное формирование нормативной базы для всех разделов плана;
• гибкость, динамичность — систематическое обновление нормативной базы по мере изменения организационно-технических условий производства;
• сопоставимость — обеспечение сопоставимости нормативной базы на различных уровнях планирования;
• автоматичность — компьютеризация — формирование, обновление и использование нормативной базы.
Принципы построения нормативной базы
Слайд 22Структура норм расхода
состав и количественные соотношения отдельных элементов, образующих
норму расхода материальных ресурсов на производство единицы продукции (работ)
Слайд 23это остатки сырья и материалов, образующиеся в процессе превращения (переработки)
исходных материалов в готовую продукцию, если они не могут быть
использованы в процессе изготовления этой продукции.
Отходы технологические
Слайд 24 Технологические отходы подразделяются на трудноустранимые и устранимые
К трудноустранимым относятся отходы, возникновение которых обусловлено техническим уровнем
технологического оборудования и качественными характеристиками сырья и материалов. Эти отходы неизбежны даже в условиях рационального использования материальных ресурсов. Трудноустранимые отходы нормируются и включаются в норму расхода сырья и материала.
Слайд 25 Устранимые отходы возникают при нарушении технологической дисциплины, научной
организации труда, требований стандартов и т.д. по следующим причинам:
• неисправность
технологического оборудования, несоблюдение технологий производства, правил транспортировки и хранения;
• применение материалов, не являющихся наиболее экономичными для изготовления данного изделия (из числа маркосортотипоразмеров, предусмотренных прейскурантами оптовых цен, , стандартами, технологическими условиями);
• неоптимальный и нерациональный раскрой материалов;
• применение сырья и материалов, не отвечающих требованиям нормативных документов, определяющих их качество и технический уровень;
• брак.
Устранимые потери не нормируются и соответственно в норму расхода материальных ресурсов не включаются.
Слайд 26КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ И НОРМАТИВОВ
ЛАТЫПОВА М.В.
Слайд 27НОРМЫ И НОРМАТИВЫ ГРУППИРУЮТСЯ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ :
Нормы и нормативы затрат
живого труда
Расхода предметов труда
Использования средств труда
Организация производственного процесса
Организация финансовой деятельности
Качества
готовой продукции
Слайд 28ПО ВРЕМЕНИ ДЕЙСТВИЯ:
перспективные — используются для разработки стратегических планов. Их
величина разрабатывается на основе выработанной стратегии, с учетом перспектив технического
прогресса. Они наглядно показывают резервы производства.
текущие — подразделяются на годовые, квартальные, месячные. На основе этих норм ведется работа по тактическому планированию на предприятии, определяются потребности, заключаются договора по поставкам сырья, материалов, полуфабрикатов. Текущие нормы разрабатываются на основе оперативных норм и намечаемых мероприятий по экономии ресурсов.
оперативные — действуют в данный момент и используются для оперативно-производственного планирования. По ним выдаются в цехи материалы на данный месяц, декаду, смену. На их основе устанавливаются расценки по заработной плате.
Слайд 29ПО ХАРАКТЕРУ РАСПРОСТРАНЕНИЯ:
цеховые, заводские, которые разрабатываются на предприятии;
межзаводские, которые разрабатываются
применительно к однотипному производству;
отраслевые, которые регламентируют затраты всех предприятий отрасли;
межотраслевые,
разрабатываются на определенные виды работ и процессов, характерных и осуществляемых примерно в одинаковых условиях на предприятиях разных отраслей промышленности.
Слайд 30ПО СТЕТЕНИ АГРЕГИРОВАНИЯ ПРОДУКЦИИ:
подеталъные (пооперационные) — характеризуют расход материалов или
затраты труда, необходимые для изготовления детали (на отдельную операцию) в
соответствии с чертежами и техническими условиями;
узловые — характеризуют расход ресурсов для изготовления определенного узла;
индивидуальные — устанавливаются на конкретный вид готовой продукции или работ;
групповые — определяются на основе индивидуальных норм как средневзвешенные величины. Они устанавливаются на группу одноименной продукции в натуральном или стоимостном выражении.
Слайд 31ПО СТЕПЕНИ ДЕТАЛИЗАЦИИ:
специфицированные — представляют собой величину расхода конкретного вида
материалов (с указанием марки, сорта, типоразмера) на производство единицы изделия;
сводные
— составляются по укрупненной номенклатуре материалов.
Слайд 32Типовая форма — регламентированные затраты производственных ресурсов на изготовление типового
представителя, группы однородных видов продукции при организационно-технических условиях, являющихся характерными
для большинства предприятий. К типовой норме относится, например, норма содержания цемента в 1 м3 бетона, обеспечивающая бетону заданные свойства при рациональном использовании цемента и заполнителей.
Слайд 36Опытный метод -
предполагает определение норм и нормативов на основе
наблюдений. Поэтому опытный метод не способствует выявлению и использованию резервов
экономии материальных и трудовых ресурсов. Его целесообразно применять для нормирования расхода вспомогательных материалов, сырья и материалов в производствах, основанных на химических технологиях, а также в добывающих отраслях
Слайд 37Расчетно-аналитический
метод является единственным научным методом нормирования. Он основывается на изучении
факторов, определяющих расход ресурсов, на установлении количественного влияния каждого из
них или их совокупности на уровень нормы. Технический расчет расхода ресурсов сочетается с анализом производственных условий. Этот метод предусматривает тщательное изучение технологического и трудового процессов изготовления продукции, передового опыта экономии ресурсов, проведение необходимых расчетов. Особенно целесообразно его применять в нормировании основных материалов и затрат труда во всех отраслях промышленности, а также топлива и энергии в энергоемких производствах.
Слайд 38Опытно-статистический метод
нормирования труда заключается в установлении норм на основе фактических
данных о затратах труда или материалов на единицу продукции в
прошлом периоде. Он является неточным, так как наблюдается значительное отклонение фактических затрат от плановых. Это обусловлено тем, что при опытно-статистическом методе не проводится анализ факторов, повлиявших на повышенный расход ресурсов, не обеспечивается выявление и использование внутрипроизводственных резервов. Поэтому опытно-статистический метод может использоваться при ориентировочных и укрупненных расчетах.
Слайд 39Комбинированный метод нормирования —
способ разработки индивидуальных норм расхода сырья. На
первом этапе на основе расчетно-аналитического метода по специальным формулам определяется
удельный расход составляющих бетона — цемента, щебня, песка, воды и специальных добавок. На втором этапе опытным путем по данным пробных замесов бетонной смеси расчеты подвергаются корректировке на производственные условия работы и фактические характеристики исходных материалов и производимой продукции, после чего устанавливаются индивидуальные нормы расхода цемента, щебня, песка, воды и специальных добавок на 1 м3 бетона проектируемых характеристик.
На практике довольно часто имеют место случаи, когда величина полезного (чистого, теоретического) расхода того или иного вида сырья, материала определяется расчетно-аналитическим методом, а объем технологических отходов и потерь — опытным. Такой способ относят к комбинированному.
Слайд 41 Планирование продаж
Планирование
продаж — непрерывный процесс, начинающийся в момент зарождения идеи нового
товара, продолжающийся в течение всего жизненного цикла изделия и заканчивающийся с изъятием его из производственной программы.
Цель планирования продаж состоит в том, чтобы своевременно предложить покупателям такую номенклатуру товаров и услуг, которая бы соответствовала в целом профилю производственной деятельности предприятия и возможно полнее удовлетворяла их потребности.
Слайд 42. Основными задачами
планирования продаж являются:
• определение существующих и перспективных потребностей покупателей, анализ
способов использования данной продукции, исследование закономерностей покупательского поведения на соответствующих рынках;
• критическая оценка продукции предприятия, осуществляемая с позиции покупателя;
• оценка конкурирующих изделий по различным показателям конкурентоспособности;
• принятие решений о том, какие изделия следует исключить из-за недостаточной конкурентоспособности и снизившейся рентабельности,
• изучение возможностей производства новых или модернизации выпускаемых изделий;
• прогнозирование возможных объемов продаж продукции, цен, себестоимости и рентабельности;
• проведение рыночных тестов новой продукции для выяснения ее приемлемости потенциальными покупателями;
• разработка рекомендаций производственным подразделениям предприятия относительно потребительских свойств параметрического ряда изделий, их цен, упаковки, предпродажного и послепродажного сервиса в соответствии с результатами тестирования.
Слайд 43 Технология обоснования плановых
решений по объему продаж
С определения объемов продаж начинается
процесс тактического планирования.
начиная с разработки проекта изделия, технологического процесса изготовления, опытно-экспериментальных работ и заканчивая запуском изделии в производство, а затем выходом на рынок с новой продукцией и прекращением производства старых изделий. Заканчивается работа по планированию продаж составлением портфеля заказов.
Как правило, портфель заказов состоит из трех разделов:
• текущих заказов, обеспечивающих ритмичную работу предприятия в данный период;
• среднесрочных заказов со сроком исполнения 1—2 года;
• перспективных заказов, охватывающих период времени более 2 лет.
Слайд 44При формировании портфеля заказов должны учитываться отраслевые особенности и жизненный
цикл продукции.
Планирование новых видов деятельности, как правило, связано с
наибольшим риском. Минимизировать риск при планировании портфеля продукции могут следующие меры:
• нельзя приступать к изготовлению продукции при отсутствии предварительного договора на поставку. Процесс создания продукции без заказа может охватывать: техническую подготовку производства; создание необходимых производственных мощностей; подготовку кадров;
Слайд 45• применение конструкторских решений, основанных на унификации и стандартизации изделий.
• поиск резервных рынков сбыта.
• наличие конкурентных преимуществ продукции.
Конкурентные преимущества могут быть существенными и незначительными.
• наличие эффективной системы маркетинга, рекламной политики;
• строгое соблюдение договорной дисциплины как по отношению к поставщикам, так и клиентам.
В процессе обоснования объема продаж выделяют следующие пять этапов: исследование конъюнктуры рынка: планирование ассортимента; оценка конкурентоспособности; планирование цены; прогнозирование величины продаж.
Слайд 47Планирование продаж
Исследование конъюнктуры рынка
Исследование конъюнктуры рынка в процессе планирования продаж
начинается с анализа продаж в предшествующем планируемому периоде. Основными задачами
такого анализа являются изыскание резервов наиболее полного удовлетворения покупателей и клиентов, увеличения объема продаж продукции, максимально возможного использования производственной мощности предприятия, материальных и трудовых ресурсов, повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности.
В процессе анализа продаж производится оценка степени выполнения и динамики производства и реализации продукции, определение влияния факторов на изменение величины этих показателей, выявление внутрихозяйственных резервов и разработка мероприятий по их освоению.
Слайд 48Объем реализованной продукции в процессе анализа продаж может выражаться в
натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема продаж продукции
оценивают в стоимостных показателях
Сегмент рынка — это особым образом выделенная группа потребителей. Сегментация позволяет в максимальной степени удовлетворить потребности покупателей (клиентов) в разнообразных товарах, обеспечивает экономию затрат предприятия на производство и реализацию продукции, повышение конкурентоспособности предприятия, позволяет снизить или уклониться от конкурентной борьбы путем перехода на неосвоенный сегмент рынка, что в конечном счете обеспечивает высокое качество плановых решений. Главная цель сегментации — обеспечить адресность заявок портфеля заказов.
Слайд 49Для сегментации рынка потребительских товаров основными признаками могут быть следующие:
1.
Географические (группы покупателей с одинаковыми или схожими потребительскими предпочтениями, обусловленные
проживанием на конкретной территории). Географическая сегментация является наиболее распространенной в планировании сбыта и основана на учете климатических различий между регионами, особенностей культурных, национальных, исторических традиций населения, проживающего в регионе.
2. Демографические (возраст, пол, размер семьи, этапы жизненного цикла). Данные признаки обусловливают особенности потребностей людей в продуктах питания, одежде, домашней обстановке, предметах отдыха.
3. Социально-экономические (род деятельности, профессия, образование, уровень дохода). Данные признаки позволяют планировать выпуск и продажу товаров для людей богатых и тех, чей бюджет ограничен, товаров, удовлетворяющих как относительно простые потребности, так и сложные, интеллектуальные.
Слайд 504. Психографические (образ жизни, увлечения, поступки, интересы). Данная классификация основана
на идее прохождения каждой личностью разных стадий образа жизни.
5. Поведенческие
(нормы потребления товара, степень готовности потребителей к позитивному восприятию новых товаров, мотивы покупок). Знание мотивов поведения покупателей позволяет сформировать эффективную стратегию маркетинга и привлечь новых покупателей.
Слайд 51Выбор целевого рынка
От выбора целевого рынка в большой степени
зависит объем продаж. Исследование и сегментация рынка позволяет определить наиболее
перспективные для предприятия рынки и сосредоточить на них свою деятельность. Для того, чтобы правильно выбрать целевой рынок, необходимо в процессе сегментации придерживаться следующих требований:
• каждый из рассматриваемых сегментов должен быть четко обозначен. Данное требование обеспечивается наличием точной и достоверной информации о емкости рынка и соответствующей методики ее измерения. Причем затраты на проведение маркетинговых исследований должны окупиться финансовым эффектом от политики сегментации;
• выбранный сегмент должен быть достаточно значимым, чтобы приносить прибыль;
• выбранный сегмент должен быть доступным для использования эффективных методов сбыта продукции.
Слайд 53Планирование продаж
Определение емкости рынка
Определение емкости рынка производится на основе
изучения нужд потребителей. Емкостью рынка называют объем реализуемого на нем
товара в течение определенного промежутка времени в натуральном и (или) стоимостном выражении. Планирование объема продаж осуществляется в разрезе отдельных рынков: товаров производственного назначения; потребительских товаров; услуг; информационного и интеллектуального продукта.
Емкость рынка может быть оценена потенциальной емкостью и долей рынка.
Слайд 54Емкость рынка — показатель динамичный, складывающийся под воздействием многих факторов.
В его основе лежит соотношение между спросом и предложением на
планируемый товар. Обобщающий показатель, характеризующий спрос и предложение, принято называть конъюнктурой рынка. Именно под воздействием конъюнктуры складывается емкость рынка в тот или иной период. Знание конъюнктуры товарного рынка позволяет не только определить его состояние, но и предсказать характер дальнейшего развития, что является необходимым условием прогнозирования возможного объема продаж при планировании.
Слайд 55Прогноз развития рынка
Конъюнктура рынка формируется и развивается под влиянием
многих факторов, среди которых особо следует подчеркнуть экономические, политические, социальные,
научно-технологические. Задача анализа рынка состоит в установлении значимости и силы влияния отдельных факторов, выявлении определяющих конъюнктуру факторов и прогнозировании их изменения в планируемом периоде.
Исследование конъюнктуры рынка целесообразно проводить на трех уровнях: общеэкономическом, отраслевом и товарном.
Слайд 56Планирование ассортимента продукции
Формирование структуры ассортимента
Важнейшим фактором, определяющим уровень и
рентабельность продаж, является соответствие ассортимента и номенклатуры продукции; запросам потребителей.
Под номенклатурой понимается укрупненный перечень выпускаемой предприятием продукции или оказываемых им услуг. Ассортимент служит для детализации продукции на виды, типы, сорта, фасоны, рисунки.
Ассортиментная позиция — это конкретная модель, марка или размер продукции, которую продает предприятие.
Слайд 57При планировании номенклатура или товарный ассортимент могут характеризоваться: шириной (исходя
из количества предлагаемых ассортиментных групп или номенклатурных позиций); глубиной (исходя
из количества позиций в каждой ассортиментной группе); сопоставимостью (исходя из соотношений между ассортиментными группами с точки зрения общности конечного потребления, каналов распределения, групп потребителей и диапазона цен).
Широкий ассортимент при планировании позволяет диверсифицировать продукцию, ориентироваться на различные требования потребителей и стимулировать покупки в одном месте. Одновременно он требует вложения ресурсов в различные категории продукции, что сопряжено с рядом сложностей.
Слайд 58Глубокий ассортимент может удовлетворять потребности различных покупательских сегментов рынка по
одному товару, максимизировать использование места в торговых точках, препятствовать появлению
конкурентов, предлагать диапазон цен и стимулировать поддержку дилеров.
Сопоставимость ассортимента влияет на процедуры планирования и управления. Обычно сопоставимый ассортимент планировать легче, чем несопоставимый. Он позволяет предприятию специализироваться в области производства и обслуживания потребителей, создавать прочный имидж предприятия и обеспечивать стабильные отношения в каналах сбыта.
Слайд 59При планировании номенклатуру и ассортимент принято измерять количеством наименований типоразмеров
продукции и соотношением удельных весов отдельных видов изделий (работ) в
производственной программе предприятия.
Номенклатура и ассортимент подвержены постоянным изменениям, причем ассортимент изменяется в большей степени, чем номенклатура продукции.
Планирование ассортимента, то есть количественного соотношения отдельных видов изделий параметрического ряда продукции в плане продаж, основано на жизненном цикле товара.
Слайд 61КЛАССИФИКАЦИЯ НОВЫХ ТОВАРОВ
Качественно новый товар (создававшийся на базе новых изобретений)
Усовершенствованный
товар (например, электронные часы по отношению к механическим)
Частично усовершенствованный товар
(с принципиально неизменными характеристиками)
Товар рыночной новизны, который является старым для прежних рынков, но новым для планируемого к освоению рынка.
ПЛАНИРОВАНИЕ ОСВОЕНИЯ НОВЫХ ИЗДЕЛИЙ
Слайд 62Длительность жизненных циклов продуктов сокращены, но имеются исключения.
Традиционные продукты, которые
удовлетворяют потребности покупателей.
Графический торговый знак. Каждый продукт должен иметь опознаваемый
и запоминающийся торговый знак. (например изменение упаковки на более привлекательную но это сказывается на покупательной способности так как потребители привыкли к старой)
Надежность. Что является мотивом для покупателей.
Реклама.
Наличие многочисленных каналов сбыта, продажа с доставкой на дом способствуют сбыту многих старых товаров.
Низкая цена.
Слайд 63ОСНОВНЫМ ФАКТОРОМ УСПЕХА НОВОГО ПРОДУКТА ЯВЛЯЕТСЯ ЭФФЕКТИВЕАЯ СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ НА
ПРЕДПРИЯТИИ, ОХВАТЫВАЮЩЕЙ ВСЕ ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОДУКТА.
Начиная от планирования разработки нового
товара, которыми занимаются специалисты разных профилей. Сотрудники отделов реализации и маркетинга заинтересованных в стабильном сбыте. Производственники концентрируются на оборудовании и механизмах. Работники финансовых служб заинтересованы в финансовых результатах.
Слайд 64ОЦЕКА КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА
Конкурентоспособность — это комплексная характеристика товара,
определяющая его предпочтение
на рынке по сравнению с аналогичными товарами-конкурентами.
При планировании и оценке
конкурентоспособности применяется система показателей, среди которых выделяют качественные и экономические.
Качественные показатели конкурентоспособности характеризуют потребительские свойства и научно-технический уровень товара. Они подразделяются на классификационные и оценочные. Классификационные показатели характеризуют принадлежность изделия к определенной классификационной группе и определяют назначение, область применения и условия использования данного товара. Оценочные показатели характеризуют качество товара. Они применяются для нормирования требований к качеству и сравнения различных образцов товаров, отнесенных к одному классу по квалификационным показателям.
Экономические показатели конкурентоспособности характеризуют суммарные затраты потребителя на удовлетворение его потребности посредством данного товара, составляющие цену потребления. Цена потребления включает затраты на приобретение товара (покупку, аренду) и расходы на эксплуатацию изделия в период срока его службы (ремонт, обслуживание, энергообеспечение).
Галимова Эльвира Маликовна
Слайд 67Цена на товар
складывается под влиянием спроса и предложения
Слайд 68Факторы влияющие на процесс планирования цены:
декларирование цен на продукцию;
ввод
предельных коэффициентов повышения цен и предельные уровни рентабельности;
установка цены
исходя из экономической и социальной значимости товаров.
Слайд 70Средства прогнозирования объема продаж:
1. Методы экспертных оценок - метод
предполагает изучение мнений специалистов, о возможных объемах продаж продукции предприятия
в планируемом периоде.
Определяется три вида прогноза продаж:
оптимистический
пессимистический
рациональный.
2. Экономико-статистические методы - методы включают обширный арсенал различных количественных средств.
Наиболее часто на практике применяются методы:
регрессионного корреляционного анализа;
скользящей средней;
взвешенной скользящей средней (экспоненциального сглаживания);
следящего сигнала.
Слайд 71Ожидаемый объем продаж изделия в плановом периоде (OП) рассчитывается:
где О,
В, П — объемы продаж — соответственно оптимистический, вероятный, пессимистический
Доверительный интервал возможного объема продаж рассчитывается по формуле:
Слайд 72Метод регрессионного и корреляционного анализа
- это способ нахождения объема
продаж конкретного изделия, основанный на выявлении и установлении зависимости искомого
показателя от других факторов.
Слайд 73Зависимость показателей может быть:
линейной;
параболической;
гиперболической;
экспоненциальной.
Слайд 74Исследования, проведенные в Чикагском университете за много лет, выявили следующую
линейную зависимость количества продаж любого товара (х) от его цены
(у):
х=91,2099-4,7356х.
Эту зависимость с успехом используют в практических расчетах при планировании цен и объемов продаж
Слайд 75Расчет скользящей средней величины продаж:
рассчитывается путем деления фактического
объема продаж на продолжительность анализируемого периода.
Наиболее точные результаты прогноза продаж
достигаются в тех случаях, когда фактическая величина продаж рассматривается в сравнении с прогнозировавшейся.
Слайд 77Метод "следящего сигнала"
Учитывает ошибку прогноза и рассчитывается путем деления
абсолютной суммы отклонений на среднее отклонение. Нормальное колебание "следящего сигнала"
должно быть в пределах 3,0 - 7,0. Если этот показатель выходит за пределы норматива, то метод расчета планируемого показателя не адекватен условиям данного предприятия и подлежит усовершенствованию
Слайд 78Планирование продаж
Основывается на прогнозе развития потребностей, которые может удовлетворить
предприятие своими товарами. С этих позиций всех потребителей можно разделить
на две группы: конечные потребители и предприятия-потребители. Поведение этих двух групп потребителей может различаться в зависимости от целей приобретения товара, способов принятия решений о покупке, источников получения информации о товаре, требований к послепродажному сервису.
Слайд 79Для предприятий потребителей объем продаж рассчитывается на основе конечного использования
их продукта.
Прогнозирование объема продаж по данному методу базируется на
прогнозах развития отраслей — потребителей продукции предприятий. Использование данного метода наиболее предпочтительно на предприятиях добывающей и энергетической промышленности, в машиностроении при изготовлении комплектующих деталей и сборочных единиц.
При планировании объема продаж в данном случае принимаются во внимание перспективы развития отраслей, производящих средства производства, научно-технологического прогресса в отраслях, потребляющих продукцию.
При обосновании объема продаж изучаются также смежные отрасли, поставляющие аналогичные по потребительским свойствам виды продукции.
Слайд 80«Доли рынка предприятия"
При прогнозировании объема продаж по этому методу
используются данные о среднегодовых темпах роста емкости целевого рынка в
прошедшем периоде, его емкости в предплановом году и планируемой доли предприятия в общем объеме продаж. Расчет объема продаж ведется по формуле:
где Ер — емкость целевого рынка в отчетном году (единиц); Ир — среднегодовой индекс роста емкости целевого рынка за прошедший период; Д— планируемая доля предприятия на целевом рынке в прогнозируемом периоде (процент).
Слайд 81ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Слайд 82Структура и показатели производственной программы предприятия
Важнейшим разделом тактического плана
предприятия является производственная программа или план производства и реализации продукции.
Производственная
программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж.
Слайд 83Производственная программа состоит из двух разделов:
план производства продукции в
натуральном выражении;
план производства в стоимостном выражении.
Слайд 84План производства продукции в натуральном выражении
Содержит показатели выпуска продукции
определенной номенклатуры, ассортимента и качества изделий в физических единицах. При
планировании одинаковых по назначению видов продукции, но имеющих разные потребительские свойства, применяются условно натуральные единицы измерения. На предприятиях, изготовляющих один вид продукции, но различающейся мощностью, габаритами или трудоемкостью, также используются условные и условно-натуральные измерители.
Слайд 86План производства продукции в стоимостном выражении
показатели:
реализованная продукция (валовой
доход);
товарная продукция;
валовая продукция.
Слайд 87Товарная продукция
Товарная продукция включает стоимость:
запланированных к выпуску готовых изделий
(принятых отделом технического контроля, укомплектованных и сданных на склад готовой
продукции предприятия);
полуфабрикатов, комплектующих деталей и сборочных единиц, предназначенных для реализации на сторону по кооперированным поставкам;
капитального ремонта, выполненного собственными силами, а также изделий и запасных частей, изготовленных для капитального ремонта, капитального строительства и собственных непромышленных хозяйств предприятия;
инструментов и приспособлений для собственного производства
Товарная продукция характеризует объем произведенной готовой продукции и используется для расчета затрат на производство, финансовых результатов, рентабельности и других показателей эффективности производства.
Слайд 88Реализованная продукция (валовой доход)
Реализованная продукция – это продукция, оплаченная
покупателем или сбытовой организацией.
Плановый объем реализованной продукции {Пр) в
стоимостном выражении рассчитывается по формуле:
где ПTi — объем товарной продукции i-го вида в оптовых ценах предприятия; ΔОПСi – изменение остатков готовой продукции i-го вида на складе предприятия на начало и конец планируемого периода; ΔОПОi – изменение остатков готовой продукции i-го вида, отгруженной, но не оплаченной потребителем на начало и конец планируемого периода; п — количество видов товарной продукции (i=1,2, 3,..., n).
Слайд 89Реализованная продукция характеризует:
валовой доход предприятия (Дв) в плановом периоде
где
ДВi – валовой доход предприятия от реализации i-го вида продукции;
Цi – цена единицы i-го вида продукции (оптовая, договорная); ОПi – планируемый объем продаж i-го вида продукции (i = 1, 2, 3,..., п) в натуральном выражении;
средний доход - это величина денежных средств, получаемых предприятием от продажи одной единицы продукции или услуги
Слайд 90Валовая продукция
Валовая продукция включает стоимость всей произведенной продукции и выполненных
работ, в том числе незавершенное производство.
Объем валовой продукции (Пв)
рассчитывается по формуле:
где НК, НН — остатки незавершенного производства в стоимостном выражении на конец и начало планового периода соответственно; Ик, Ин — остатки инструментов и приспособлений собственного производства на конец и начало планового периода.
Слайд 91Плановый объем товарной продукции
рассчитывается по формуле:
где АПi – план выпуска
i-го вида продукции в натуральном выражении; Цi – действующая
оптовая цена i-го вида продукции; п — количество видов товарной продукции (i= 1,2,3,..., n); Уi – объем услуг и работ i-го вида промышленного характера; m — количество видов работ промышленного характера (j=1,2,3,..., m).
Слайд 93Чистая продукция
Чистая продукция характеризует вновь созданную на предприятии стоимость. В
нее не входят издержки предприятия на приобретение сырья, материалов, топлива,
энергии и т.п., а также амортизационные отчисления, включаемые в себестоимость продукции.
В состав чистой продукции включаются расходы на оплату труда с начислениями на заработную плату и прибыль предприятия.
Плановый объем чистой продукции (ПЧ) рассчитывается по формулам:
где Зм — материальные затраты, включаемые в себестоимость продукции; ОА – амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов; Зп – заработная плата с начислениями на нее; ПБ – прибыль от реализации продукции.
Слайд 94Условно-чистая продукция
Условно-чистая продукция (Пу) в отличие от чистой содержит
амортизацию и рассчитывается по формулам:
Показатели чистой и условно-чистой продукции служат
для анализа структуры производственной программы, планирования фонда оплаты труда.
Слайд 95Технология планирования производственной программы
Производственная программа предприятия формируется таким образом,
чтобы обеспечить выполнение плана продаж в конкретном периоде с учетом
имеющихся у предприятия производственных возможностей.
Производственная программа предприятия рассчитывается на год с разбивкой заданий по кварталам, а квартальных - по месяцам. В планах структурных подразделений задания производственной программы могут распределяться по более коротким периодам.
Слайд 96Анализ выполнения плана производства
Основными задачами анализа выполнения плана в
отчетном и предшествующем плановому периодах являются следующие:
• проверка выполнения плана
выпуска и реализации продукции по всем стоимостным, натуральным, условно-натуральным и трудовым показателям;
• изучение причин, положительно и отрицательно влияющих на выполнение плановых показателей;
• выявление резервов дальнейшего роста и повышения эффективности производства;
• разработка мероприятий по использованию резервов, выявленных в ходе анализа и условий увеличения объема выпуска продукции и повышения ее качества;
• установление календарных сроков внедрения отдельных мероприятий, назначение подразделений и должностных лиц, ответственных за их выполнение, а также определение эффективности этих мероприятий.
Слайд 97Ритмичность производства
Важное значение при анализе выполнения производственной программы отводится анализу
ритмичности производства. Ритмичность характеризует равномерность выпуска продукции, установленную планом производства.
Для измерения ритмичности выпуска продукции используется коэффициент ритмичности, определяемый делением суммы фактически выпущенной продукции, которая засчитывается в выполнение плана, на плановый выпуск продукции за анализируемый промежуток времени. При этом в выполнение плана по ритмичности засчитывается фактический выпуск продукции, но не превышающий уровень плана.
где АПi – плановый выпуск продукции за i-й период (i = 1,2,3,..., n) в натуральном или стоимостном измерении; АЗi – фактический выпуск продукции, зачтенный в выполнение плана; п — длительность расчетного периода (сутки, декада, месяц, квартал, год).
Слайд 98Коэффициент аритмичности
Выполнил: Серяков Сергей
Слайд 99Коэффициент аритмичности — показатель, обратный коэффициенту ритмичности. Чем ритмичнее работает
предприятие, тем выше должен быть коэффициент ритмичности и ниже коэффициент
аритмичности (в пределах от 0 до 1).
Слайд 100Оценка ритмичности позволяет не только судить о равномерности производства продукции,
что является важнейшим условием выполнения плана продаж, но и подсчитать
упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Резервы роста объемов производства на основе повышения ритмичности работы можно рассчитать разными методами. Наиболее простой — как разность между плановым и зачтенным выпуском продукции за анализируемый период, или разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства в анализируемом периоде.
Слайд 101. Анализ портфеля заказов
Работа по планированию продаж заканчивается формированием
"портфеля" заказов или плана продаж. План продаж на этой стадии
формируется с ориентацией на емкость рынка без тщательной проработки производственной мощности предприятия. Поэтому на этапе составления производственной программы портфель заказов нуждается в тщательном анализе. Анализу подвергаются: спрос потребителей через собственную торговую сеть; индивидуальные заказы потребителей; заявки дилеров; заявки оптовых покупателей. На основе заявок портфеля заказов, заключенных договоров и выявленной емкости рынка формируется и анализируется ассортимент и номенклатура портфеля заказов.
Слайд 102Расчет производственной мощности
Расчет производственной мощности предприятия является важнейшим этапом
обоснования производственной программы. На основе расчетов производственной мощности выявляются внутрипроизводственные
резервы роста производства, устанавливаются объемы выпуска продукции и определяется потребность в увеличении производственных мощностей за счет технического перевооружения, реконструкции и расширения действующих и строительства новых мощностей.
Слайд 103Понятие "производственная мощность" и "производственная программа" в плановых расчетах не
идентичны. Если первое показывает способность предприятия в определенных условиях выпускать
максимальное количество продукции в натуральном выражении в определенный промежуток времени, то второе характеризует степень использования мощности в плановом периоде.
Слайд 104Планирование производственной мощности заключается в выполнении комплекса плановых расчетов, позволяющих
определить: входную мощность; выходную мощность; показатели степени использования мощности.
Слайд 106Выходная мощность — это мощность на конец планового периода
Производственная мощность
предприятия рассчитывается по ведущему цеху. Для этого рассчитываются производственные мощности
всех цехов и строится диаграмма мощностей предприятия
Слайд 107Планирование выпуска продукции осуществляется исходя из среднегодовой мощности (Мс), рассчитываемой
по формуле
где Мн — производственная мощность на начало планируемого периода
(года);
My — увеличение мощности за счет организационных и других мероприятий, не требующих капитальных вложений;
Ч1, Ч2, Ч3, Ч4 — соответственно число месяцев работы мощности;
Мр — прирост мощности за счет технического перевооружения, расширения и реконструкции предприятия;
Мун — увеличение (+), уменьшение (-) мощности в связи с изменением номенклатуры и ассортимента продукции, поступлением промышленно-производственных фондов от других предприятий и передачи их другим организациям, включая лизинг;
Мв — уменьшение мощности за счет ее выбытия вследствие ветхости.
Слайд 108Планирование выпуска продукции
Алгоритм расчета производственной программы
Анализируется портфель заказов
Производится перерасчет ассортимента
портфеля заказов на один вид продукции, принятый в качестве представителя
Анализируется
использование среднегодовой производственной мощности в отчетном периоде
Слайд 1091.Анализ портфеля заказов
Выбираются представители продукции, занимающие наибольший удельный вес в
портфеле заказов. Для этого ассортимент продукции классифицируется по типоразмерам и
в каждом параметрическом ряду выбирается модель, имеющая наибольший объем продаж (изделие-представитель
Слайд 1102.Перерасчет ассортимента портфеля заказов на один вид продукции
Коэффициент пересчета определяется
путем деления трудоемкости каждого типоразмера продукции на трудоемкость выбранного представителя
Далее
количество изделий, предусмотренное планом продаж, умножается на коэффициент пересчета. Результаты суммируются, и полученная сумма представляет собой проект производственной программы предприятия
С этой целью составляется план изменения остатков нереализованной продукции на конец планового года
Слайд 1113.Анализ использования среднегодовой производственной мощности в отчетном периоде
В процессе анализа
определяется
достигнутый уровень использования производственной мощности,
степень прогрессивности применяемой техники и технологии;
степень
использования оборудования и производственных площадей;
достигнутый уровень организации производства и труда на предприятии.
Слайд 112Коэффициент использования среднегодовой производственной мощности
Определяется отношением фактического или планового годового
выпуска продукции
соответственно к фактической или плановой среднегодовой мощности данного года,
включая
мощность, занимаемую в период подготовки производства новой техники
Слайд 114Планирование увеличение коэффициента использования производственной мощности в планируемом периоде
Внутрипроизводственные резервы улучшения использования действующих производственных мощностей подразделяются на
экстенсивные и интенсивные.
К экстенсивным относятся резервы увеличения полезного времени работы оборудования в пределах режимного фонда (сокращение внутрисменных и целодневных простоев оборудования, продолжительности плановых ремонтов).
Интенсивные факторы включают мероприятия по более полной загрузке оборудования в единицу времени, увеличение выпуска годной продукции.
Слайд 115Коэффициент использования производственной мощности в плановом периоде
КМП = КМО х J
где КМО — коэффициент использования производственной мощности в отчетном периоде; J — индекс роста коэффициента использования мощности в плановом периоде.
Слайд 116Методы расчета выпуска продукции на основе действующих производственных мощностей
Возможный выпуск
продукции с действующих производственных мощностей. Определяется путем умножения их
величины на плановый коэффициент использования среднегодовой мощности
Расчет производственной мощности за отчетный год
Слайд 117 Мощность на начало отчетного года принимается по номенклатуре и
в ассортименте продукции года, предшествующего отчетному, а мощность на конец
отчетного года (начало планового периода) — по номенклатуре и в ассортименте продукции отчетного года.
Прирост производственных мощностей определяется на основе проведенных мероприятий в отчетном году и намечаемых в плановом периоде по агрегатам, участкам и цехам, по которым определяется производственная мощность предприятия.
Слайд 118Исходные данные при расчете производственной мощности по каждому объекту (агрегату,
группе однотипного оборудования, поточной линии)
• наименование и код оборудования;
• наименование
и код продукции;
• трудоемкость изготовления продукции, заложенная при расчете мощности, час;
• годовой (расчетный) фонд времени работы установленного оборудования в одну смену в станкочасах;
• среднесписочный состав установленного оборудования за год, единиц;
• годовой (расчетный) фонд времени работы единицы оборудования в одну смену, в час;
• нормативный коэффициент сменности работы оборудования;
• коэффициент сменности работы оборудования;
• режим работы, принятый при расчете мощности (количество смен или часов работы в сутки).
Слайд 119 Проект производственной программы сравнивается с производственной мощностью по
каждому изделию-представителю и выясняется, достаточно ли в наличии мощностей для
выполнения объема продаж на плановый год. Если проект производственной программы не обеспечивает полной загрузки производственных мощностей, то необходимо искать дополнительные возможности увеличения объема продаж и догрузки производственных мощностей за счет заказов по кооперированным поставкам.
Если план продаж превышает производственную мощность, то с целью сохранения покупателей и клиентов необходимо провести комплекс мероприятий по расшивке узких мест и увеличению производственной мощности, либо по размещению части заказов на условиях кооперированных поставок на других предприятиях.
Слайд 120Баланс производственных мощностей
Баланс производственной мощности по видам
продукции на конец планируемого года рассчитывается путем суммирования мощности на
начало года и ее прироста за вычетом выбытия.
Расчет баланса производственных мощностей производится для каждого вида профилирующей продукции по следующей структуре.
Слайд 121На основе баланса производственных мощностей и в ходе его разработки
осуществляется:
• уточнение возможностей производственной программы;
• определение степени обеспечения производственными мощностями
программы работ по подготовке производства новых изделий;
• определение коэффициента использования производственных мощностей и основных фондов;
• выявление внутрипроизводственных диспропорций и возможностей их устранения;
• определение необходимости в инвестициях по наращиванию мощностей и ликвидации "узких мест";
• определение потребности в оборудовании или выявление излишков оборудования;
• поиск наиболее эффективных вариантов специализации и кооперирования.
Слайд 124Увеличение мощности в планируемом году:
• прирост мощности, всего;
• в
том числе за счет:
а) ввода в действие новых и расширения
действующих;
б) реконструкции;
в) перевооружения и организационно-технических мероприятий;
из них:
• за счет изменения режима работы, увеличения сменности часов работы;
• за счет изменения номенклатуры продукции и уменьшения трудоемкости;
г) получения в лизинг, аренду от других хозяйствующих субъектов.
Слайд 125 Уменьшение мощности в планируемом году:
• выбытие мощности всего;
• в
том числе за счет:
а) изменения номенклатуры продукции или увеличения трудоемкости;
б)
изменения режима работы, уменьшения сменности, часов работы;
в) выбытия вследствие ветхости, исчерпания запасов;
г) передачи в лизинг, аренду другим хозяйствующим субъектам.
Слайд 126Мощность на конец планируемого периода:
• мощность на конец года;
• среднегодовая
мощность в планируемом году;
• выпуск продукции или количество перерабатываемого сырья
в планируемом году;
• коэффициент использования среднегодовой мощности в планируемом году.
Слайд 127Фондоотдача
отношение стоимости товарной продукции к среднегодовой стоимости основных производственных фондов
Слайд 128Фондоемкость
отношение среднегодовой стоимости основных производственных фондов к стоимости товарной
продукции
Слайд 129Рентабельность
отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных и оборотных средств
Слайд 130Удельные капитальные вложения на один рубль прироста продукции.
Слайд 131 Относительная экономия основных фондов (Эоф)
±Эоф=ОПФпл –ОПФо×Jпт
ОПФо, ОПФпл
— среднегодовая стоимость основных производственных фондов соответственно в отчетном (предплановом)
и плановом году;
Jпт — индекс расчета объема товарной продукции в плановом году.
Слайд 132Планирование выполнения производственной программы
Предмет планирования выполнения производственной программы :
-метод
изготовления ;
- тип производства.
Слайд 133В функции ОКП входят:
обеспечение каждого рабочего информацией о его
рабочем месте и задании на текущую рабочую смену и ближайшую
перспективу (неделю, декаду, месяц);
обеспечение рабочих мест материалами, заготовками, оборудованием, инструментом, приборами;
координация и регулирование работы всего трудового коллектива в целях налаживания согласованной и эффективной работы предприятия.
Слайд 136Сущность поточного метода
• рабочие места специализируются на выполнении конкретной операции
с постоянным закреплением одного или ограниченного числа наименований изделий;
• рабочие
места расположены по ходу технологического процесса изготовления изделий;
• процесс изготовления изделий организован по принципу потока с однонаправленным движением предметов труда от одного рабочего места к другому и применением непрерывно действующего или пульсирующего транспорта;
• операции на всех рабочих местах выполняются параллельно.
Слайд 137Объект планиравания
Объектом планирования в поточном производстве является поточная линия.
Поточная линия
представляет собой совокупность рабочих мест, расположенных в последовательности технологического процесса
и предназначенных для выполнения синхронизированных операций.
Слайд 138Синхронизация операций
Состоит в том, чтобы время обработки или
сборки одного изделие на каждом рабочем месте линии было равно
или кратко определенной величины – такту или ритму.
Слайд 140такт
Тактом поточной линии называется промежуток времени между выпуском и запуском
двух очередных изделий на каждом рабочем месте.
Величина расчетного такта поточной
линии находится в зависимости от ее производственной программы. Расчетная величина такта формул
где D — полезный фонд времени работы линии за планируемый период (месяц, сутки, смену); AП — производственная программа линии за этот же период.
Время, обратное такту, называется ритмом поточной линии (R):
Слайд 141ритм
Ритм характеризует количество изделий, выпускаемых в единицу времени.
На основе расчетного
такта определяется необходимое количество рабочих мест для каждой операции линии
(η) по формуле
где ti — норма времени на выполнение i-й операции.
Слайд 142Такт поточной линии может быть:
Принудительным
Свободным
В потоке с принудительным тактом рабочие обязаны выполнять свою операцию в установленное время, равное такту или кратное ему. При этом соблюдение ритма обеспечивается жестокой регламентацией работы транспортных средств, в частности, установлением для конвейеров определенной скорости. При непрерывном движении конвейера ему придается скорость (ν), определяемая из выражения
где ti — норма времени на выполнение i-й операции
В потоке со свободным тактом нет строгой регламентации последнего. Рабочие могут выполнять свои операции с некоторыми отклонениями от такта. Чтобы не допускать простоя из-за несоблюдения такта, на рабочих местах создаются заделы заготовок.
В зависимости от номенклатуры выпускаемых изделий и степени непрерывности процесса производства поточные линии могут существенно различаться, что находит свое отражение в специфике их планирования.
Слайд 143ВЫБОР МЕТОДА ИЗГОТОВЛЕНИЯ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
МУСИН РАЙНУР
Слайд 144Партионный метод
• производство продукции сериями и запуск деталей в обработку
партиями в соответствии с разработанными графиками;
• за каждым рабочим местом
закрепляется несколько деталей и операций;
• для выполнения операций определенного вида работ применяется универсальное оборудование, инструменты и приспособления, а для повторяющихся партий — специализированное оборудование, групповая и специальная оснастка;
• оборудование в мелкосерийном производстве располагается по группам однотипных станков, а при повторяющихся партиях — по ходу технологического процесса.
Слайд 145Единичный метод
Большой неповторяющейся номенклатурой изготовляемой продукции.
Значительным удельным весом нестандартных
оригинальных деталей и узлов.
Разнообразием работ, выполняемых на каждом рабочем
месте.
Большой трудоемкостью и длительностью цикла изготовления изделий.
Отсутствие типизированных технологических процессов.
Слайд 146Длительность производственного цикла
tтехн, tk, tТР — время на выполнение
технологических, контрольных и транспортных операций.
tест — время естественных процессов.
tм.о. —
время внутрисменного межоперационного пролеживания.
t.м.с. — время междусменного пролеживания и пролеживания на межцеховых складах полуфабрикатов.
i— число операций и перерывов.
Слайд 147Расчет загрузки оборудования для дискретных производств
F— Станко емкость производственной
программы, час.
D — действительный фонд времени работы оборудования, час.
При расчете
загрузки оборудования определяется степень соответствия производственной программы каждого рабочего места его производственной мощности.
Слайд 150Дискретное производство
Для дискретных производств расчет коэффициента загрузки оборудования (Кз) ведется
по формуле:
где
F— станкоемкость производственной программы, час.;
D — действительный
фонд времени работы оборудования, час.
Коэффициент загрузки может рассчитываться по каждому инвентарному номеру оборудования, шифру или технологической группе оборудования. Расчет по инвентарным номерам оборудования выполняется только в том случае, если все станочные деталеоперации на участке закреплены за конкретными инвентарными номерами. Расчет загрузки по шифрам оборудования (моделям) проводится, если деталеоперации закреплены только за моделями оборудования без указания инвентарных номеров. Расчет загрузки по технологической группе оборудования рекомендуется для участков, на которых деталеоперации закреплены только за группами взаимозаменяемого оборудования.
Слайд 151Действительный фонд времени
работы оборудования (D)
где
Dn — номинальный
фонд времени работы оборудования при односменной работе; Ррем— потери времени
на ремонт при соответствующей сменности (%);
S — фактическая сменность работы оборудования;
и — время работы оборудования (месяцы);
U— количество месяцев в расчетном периоде (году).
Слайд 152Расчет станкоемкости программы (F)
где
t — станкоемкость деталеоперации на единицу
нормирования, час.;
AП — план изготовления по деталеоперации;
dt —
процент снижения трудоемкости (планируемый);
РН — потери времени на переналадку оборудования (%);
W— прогрессивный процент выполнения норм выработки.
Слайд 153Коэффициент пропускной способности оборудования (КП)
Резерв или дефицит оборудования рассчитывается по
формулам:
• в единицах производительности
±∆F=0,85 D – F;
• в станках
при двухсменной работе
где D2 — действительный фонд времени работы оборудования при двухсменной работе
Слайд 154Непрерывный процесс производства
В отраслях с непрерывным процессом производства коэффициент загрузки
установок, агрегатов, машин, оборудования определяется отношением годового выпуска продукции к
сумме произведений установленной (проектной) суточной (часовой) производительности единицы оборудования на годовой (расчетный) фонд времени работы единицы оборудования:
где AП— производственная программа по i-му агрегату (i=1,2, 3, ..., п) в натуральных измерителях;
Нр — установленная (проектная) суточная (часовая) производительность единицы оборудования в соответствующих натуральных единицах;
D — годовой (расчетный) фонд времени работы единицы оборудования в сутках, часах.
Слайд 155 При определении планового коэффициента загрузки оборудования годовой выпуск продукции должен
соответствовать производственной мощности предприятия, либо производственной программе. При определении фактического
коэффициента загрузки используется фактический выпуск продукции за отчетный период.
Слайд 156Цель и содержание планирования издержек
Выполнила: Салаватова И.И.
Слайд 157
Издержки — это совокупность затрат в денежной форме на
производство и реализацию продукции, на торговые и посреднические операции, расходов
по финансовым операциям и прочим видам внепроизводственной деятельности.
Слайд 158Издержки отражают все положительные и отрицательные стороны в работе предприятия.
Они органически взаимосвязаны с категориями, определяющими результат деятельности предприятия, а,
следовательно, эффективность. Эта связь изображается следующей схемой:
Из рис. 7.1 следует, что чем меньше издержки предприятия, тем больше его чистый доход.
Слайд 159Целью планирования издержек (себестоимости) является обеспечение высоких темпов роста прибыли
и повышения рентабельности производства на основе рационального использования материальных, трудовых,
природных и финансовых ресурсов.
Слайд 160При планировании себестоимости выполняются следующие расчеты:
• определяется плановая себестоимость товарной
продукции на основе расчета влияния на уровень затрат важнейших технико-экономических
факторов;
• уточняются сметы на подготовку и освоение новых видов продукции, а также пусковых расходов;
• разрабатываются сметы затрат и калькулируется себестоимость продукции и услуг вспомогательных цехов;
• составляются сметы расходов по обслуживанию производства и управлению;
• рассчитываются сметы транспортно-заготовительных и коммерческих расходов;
• калькулируется себестоимость единицы по видам продукции, себестоимость всей товарной продукции;
• составляется смета затрат на производство и свод затрат. При этом полная себестоимость товарной продукции, рассчитанная по технико-экономическим факторам, должна соответствовать показателям плановой калькуляции и сметы затрат на производство.
Слайд 161В зависимости от источников покрытия расходы подразделяются на:
• включаемые в
себестоимость продукции (товаров, услуг, работ);
относимые за счет прибылей и убытков
(на уменьшение балансовой прибыли);
• возмещаемые из чистой прибыли (т.е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, а также за счет других целевых источников (фондов, резервов и др.).
Слайд 162В себестоимость продукции (работ, услуг) не включаются следующие выплаты в
денежной и натуральной формах: материальная помощь, вознаграждения по итогам работы
за год, оплата дополнительно предоставленных по решению трудового коллектива (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей, надбавки к пенсиям, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда, доходы (дивиденды, проценты), выплачиваемые по акциям трудового коллектива и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятия, а также другие выплаты, которые производятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и специальных источников.
Слайд 164Планирование снижения себестоимости продукции
Планирование снижения себестоимости на промышленных предприятиях осуществляется
в соответствии с характером производимой продукции и применяемыми показателями себестоимости.
Исходя из этого рассчитывается:
• снижение себестоимости сравнимой товарной продукции;
• снижение затрат на рубль товарной продукции;
• снижение себестоимости продукции по технико-экономическим факторам.
Слайд 165 К сравнимой товарной продукции относятся все ее виды, производимые
на данном предприятии в отчетном году.
Слайд 166Для определения снижения себестоимости все виды сравнимой продукции, запланированные к
выпуску, оцениваются по плановой себестоимости и фактической среднегодовой себестоимости за
отчетный год. Разность между двумя полученными итоговыми величинами представляет собой экономию от снижения себестоимости, а ее отношение к объему сравнимой продукции по среднегодовой себестоимости за отчетный год — процент снижения себестоимости.
Слайд 167Расчет производится по форме, приведенной в табл. 7.1.
Слайд 168Разработка калькуляции единицы продукции
Калькуляция готовой продукции — это расчет затрат
в денежном выражении, приходящихся на единицу продукции или на объем
выполняемых работ в разрезе статей калькуляции.
Слайд 169В связи с этим различают:
поиздельные,
позаказные,
попередельные,
сортовые калькуляции.
Слайд 170Калькуляции могут быть сметные, плановые, отчетные.
Сметные составляются на новые виды
продукции, на основе проектных норм расхода ресурсов.
Плановые калькуляции учитывают конкретные
условия планового периода.
Отчетные калькуляции себестоимости отражают фактические затраты на производство и реализацию продукции.
Слайд 171
При разработке калькуляции применяется группировка затрат по статьям расходов. Для
машиностроения рекомендована следующая типовая группировка калькуляционных статей затрат:
• сырье и
материалы;
• возвратные отходы (вычитаются);
• покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера;
• топливо на технологические цели;
• энергия на технологические цели;
• основная заработная плата производственных рабочих;
• дополнительная заработная плата производственных рабочих;
• отчисления в бюджет и внебюджетные фонды от средств на оплату труда;
• расходы на подготовку и освоение производства;
• износ инструментов и приспособлений целевого назначения и прочие специальные расходы;
• общепроизводственные расходы;
• общехозяйственные расходы;
• потери от брака (в пределах установленных норм);
• прочие производственные расходы;
• коммерческие расходы.
Слайд 172 В каждую статью калькуляции затраты включаются по
их целевому назначению. Затраты по статьям "Сырье и материалы ",
"Топливо и энергия на технологические цели " — прямые, они определяются на основе технически обоснованных норм расхода на производство данного изделия и цен приобретения ресурсов. Цены приобретения включают налоги на импорт, добавленную стоимость, акцизы, отчисления в фонд регулирования розничных цен, вознаграждений, уплаченных снабженческим, внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж, брокерских услуг, таможенных пошлин, расходов на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемых силами сторонних организаций.
Слайд 173 Определение себестоимости единицы продукции необходимо для расчетов
рентабельности отдельных ее видов, для установления цен на продукцию, для
организации коммерческого расчета.
На промышленных предприятиях различных отраслей промышленности калькулирование имеет свои особенности, которые обусловлены характером производимой продукции, перерабатываемого сырья, технологических процессов. Эти особенности проявляются в выборе объекта и единицы калькулирования и в методике калькулирования.
Слайд 174 Объект калькулирования определяется характером продукции и типом
производства. Так, на предприятиях с небольшой длительностью производственного цикла изготовления
продукции, объектом калькулирования выступает готовая продукция, на предприятиях с длительным производственным циклом — отдельные детали, узлы, технологические переделы, на предприятиях единичного производства — заказ, на предприятиях, продукция которого различается качественными характеристиками — сорт, артикул, номер (например, пряжа определенного номера)
Слайд 177Коммерческие расходы
Это — затраты на тару и упаковку изделий на
складах готовой продукции, на транспортировку продукции, расходы, связанные с исследованием
рынка, расходы на рекламу, на участие в торгах на товарных биржах и другие. Размер коммерческих расходов определяется на основании плана поставок товарной продукции потребителям и условий ее реализации, норм материальных, трудовых, денежных затрат на изготовление тары, упаковку, на доставку продукции до станции отправления. На себестоимость конкретных видов продукции коммерческие расходы должны относиться прямым путем. При невозможности такого отнесения они распределяются с учетом количества видов продукции, их объема, величины производственной себестоимости в порядке, предусмотренном отраслевыми инструкциями.
Слайд 178 Для составления плановых калькуляций себестоимости единицы продукции
необходимо предварительно подготовить спецификацию на сырье, материалы, покупные полуфабрикаты и
ряд смет комплексных расходов (общепроизводственных, общехозяйственных, расходов на производство по вспомогательным цехам, расходов на подготовку и освоение производства новых изделий, прочих производственных расходов, коммерческих расходов).
Слайд 179 Разработка смет комплексных расходов начинается с цехов вспомогательного
производства, где сметы составляются по калькуляционным статьям и по экономическим
элементам. Расходы вспомогательных цехов переносятся на себестоимость основной продукции через себестоимость услуг этих цехов основным цехам. Услуги вспомогательных цехов оцениваются по плановой цеховой себестоимости. Они находят отражение во всех остальных сметах затрат. Поэтому составляются балансы распределения продукции и услуг вспомогательных цехов по соответствующим направлениям и сметам затрат.
Слайд 180 На основании плановых калькуляций себестоимости единицы продукции всех
видов и планируемого выпуска определяется полная себестоимость всей товарной продукции.
Рассмотренная методика разработки плановой калькуляции характерна для машиностроения и многих других отраслей промышленности.
Слайд 181В сложных производствах, какими являются нефтеперерабатывающая промышленность, коксохимическая и другие,
где из исходного сырья производится несколько разнородных продуктов, методы калькулирования
имеют существенную специфику.
Метод исключения затрат предполагает, что вся получаемая при переработке сырья продукция делится на основную и попутную. Из затрат На переработку исходного сырья исключается стоимость попутной продукции, оставшиеся относятся на себестоимость основной продукции.
Метод распределения затрат применяется, когда из исходного сырья производится несколько основных продуктов и отсутствуют попутные. Затраты распределяются пропорционально научно обоснованным коэффициентам.
Комбинированный метод используется там, где получается несколько основных и попутных продуктов. Он интегрирует оба выше рассмотренных метода.
Слайд 182 В рыночных условиях эффективным является программно-целевой метод
планирования себестоимости продукции. Предприятие задается целью — определенной суммой затрат
на производство и реализацию конкретной продукции, которая обеспечивала бы ее конкурентоспособность на конкретном рынке. Затем разрабатывается программа достижения данной цели, т.е. план мероприятий технического и организационного характера по минимизации затрат на производство и реализацию продукции при заданном уровне ее качества.
Слайд 183Цели, задачи и функции финансового планирования
Финансовый план предприятия
— это документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств,
фиксирующий баланс доходов и направлений расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый период.
Слайд 184Задачи:
• определяются источники и размеры собственных финансовых ресурсов предприятия (прибыль,
амортизационные отчисления, устойчивые пассивы и др.);
• принимаются решения о необходимости
привлечения внешних финансовых ресурсов за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов, займов;
• определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах, устанавливаются оптимальные для конкретной ситуации пропорции распределения ресурсов на внутрихозяйственные нужды или вложение их в другие предприятия и организации с целью получения дивидендов, процентов, прибыли;
• уточняется целесообразность и экономическая эффективность планируемых инвестиций;
• выявляются резервы рационального использования производственных мощностей, основных фондов и оборотных средств в целях максимально возможного повышения эффективности производства, его рентабельности, получения прибыли;
• определяются финансовые взаимоотношения предприятия с Государственным бюджетом, банками, вышестоящими организациями.
Слайд 185 Финансовое планирование на предприятии осуществляется планово-экономическим и финансовым
отделами. Самостоятельные финансовые отделы (управления) создаются, как правило, на крупных
и средних предприятиях. В состав отдела могут входить подразделения (сектор, бюро, группа) финансового планирования, анализа финансово-хозяйственной деятельности, организации расчетов, инкассации, кассовых операций и др.
Слайд 187Методика разработки финансового плана
Белова Елизавета
Слайд 188Алгоритм составления финансового плана
• анализ финансового положения предприятия;
• планирование доходов
и поступлений;
• планирование расходов и отчислений;
• проверку финансового плана (баланс
доходов и расходов).
Слайд 189Основные задачи анализа финансового положения предприятия:
• определение меры влияния объективных
и субъективных факторов на финансовые результаты деятельности предприятия;
• оценка финансового
положения предприятия и факторов его изменения;
• оценка работы предприятия и его структурных подразделений по выполнению показателей финансового плана;
• анализ соблюдения финансовой, расчетной и кредитной дисциплины;
• выявление резервов повышения рентабельности и разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
В процессе финансового анализа исследуются:
• наличие, состав и структура средств предприятия, причины и последствия их изменения; наличие, состав и структура источников средств предприятия, причины и последствия их изменения;
• состояние, структура и динамика изменения долгосрочных активов;
• дебиторская задолженность;
• эффективность использования средств.
Слайд 190Источники дохода и поступления средств предприятия
• прибыль от производственно-хозяйственной деятельности;
•
амортизационные отчисления;
• устойчивые пассивы (кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении
предприятия);
• средства от продажи ценных бумаг, финансовых операций с временно свободной денежной массой;
• паевые, членские взносы членов трудового коллектива, юридических и физических лиц;
• долгосрочные банковские кредиты;
• займы;
• пожертвования и благотворительные взносы;
• поступления от делового участия в строительстве;
• финансовые ресурсы, мобилизуемые в процессе строительства (плановые накопления по работам, выполняемым хозяйственным способом), а также мероприятия по снижению себестоимости этих работ, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве.
Слайд 1911. Прибыль
Конечным финансовым результатом является балансовая прибыль. Она включает:
• прибыль
от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг основного производства;
•
прибыль от прочей реализации, в частности основных фондов и другого ненужного имущества предприятия;
• финансовые результаты от внереализационных операций.
Слайд 192Прибыль от реализации продукции (услуг) целесообразно рассчитывафть по отдельным видам
хозяйственной деятельности раздельно.
Величина прибыли (Пб) рассчитывается следующим образом:
где Врi —
выручка от реализации i-го вида продукции в отпускных ценах предприятия, млн. р.; Офi, — отчисления во внебюджетные фонды, включаемые в отпускную цену i-й продукции, млн. р.; Наi — акцизный налог, млн. р.; НДСi— налог на добавленную стоимость, млн. р.; Сi — полная себестоимость i-й реализуемой продукции, млн. р.; n — количество видов продукции.
Слайд 1932. Планирование амортизационных отчислений.
Амортизационные отчисления после прибыли являются вторым
источником финансовых ресурсов предприятия. Рассчитываются следующим образом:
где Оаn — плановая
сумма амортизационных отчислений, млн р.;
На — средняя фактически сложившаяся норма амортизационных отчислений по отчету за год, предшествующий планируемому, %;
СОФп — среднегодовая плановая стоимость амортизируемых основных фондов, млн р.
Средняя норма амортизации (На) рассчитывается делением суммы фактически начисленной амортизации по отчету за предшествующий плановому год (Оаф) на фактическую среднегодовую стоимость амортизируемых основных фондов (СОФф)
Слайд 1943. Финансовые ресурсы строительства.
К источникам финансовых ресурсов относятся следующие:
а)
мобилизация внутренних ресурсов в капитальном строительстве
где 0н — оборотные активы
стройки на начало планового периода, млн р.; Ок — потребность стройки в оборотных активах на конец года, млн р.; Кн, Кк — кредиторская задолженность стройки на начало и конец планового периода соответственно, млн р.
Слайд 195
б) плановые накопления и экономия в строительстве.
Экономия в строительстве может
быть достигнута за счет снижения себестоимости строительно-монтажных работ. Задания по
снижению себестоимости устанавливаются в процентах (Пс) и в абсолютном выражении (Зс). Расчет экономии ведется по формуле:
Слайд 1964. Планирование устойчивых пассивов.
К устойчивым пассивам относятся следующие средства:
• задолженность
по заработной плате рабочим и служащим предприятия;
• отчисления во внебюджетные
фонды, связанные с фондом оплаты труда, а также резерв предстоящих платежей по отпускам работающих;
• задолженность поставщикам по неотфактурованным поставкам, авансовым платежам клиентов.
Слайд 197При составлении финансового плана в качестве финансовых ресурсов планируется прирост
устойчивых пассивов. Для расчета этой величины первоначально определяются устойчивые пассивы
на конец планируемого года.