Слайд 1Объемно-пространственная структура объектов ландшафтной архитектуры
Слайд 2Творческий метод современного ландшафтного проектирования опирается на экологические свойства осваиваемого
объекта и подходит к его оценке с позиций трех пространственных
категорий:
- пространство – собственно территория;
- поверхность земли – компоненты на равнинных формах рельефа;
- объемные компоненты – насаждения, сооружения, объемно выраженный рельеф.
Слайд 3Комплекс данных категорий и определяет объемно-пространственную структуру (ОПС) объектов ландшафтной
архитектуры. Наиболее ярко выражен этот комплекс на больших территориях и
прежде всего парков.
Организация пространственной структуры есть сложный процесс совокупного решения биолого-экологических, функциональных и эстетических задач.
Слайд 4Такая ландшафтная организация включает освоение компонентов естественного ландшафта, искусственных сооружений,
что должно способствовать созданию здоровой эстетически и функционально полноценной среды
для отдыха человека.
Вместе с этим организация пространства содержит противоречивое единство двух основных моментов:
- ограничение частей пространства;
- создание единого целого.
Слайд 5Выразительность организованного пространства, возникающая в результате разрешения данного противоречия, является
начальным художественным качеством в ландшафтном проектировании.
Слайд 6
Типы пространственной структуры (ТПС)
Рельеф, водные ресурсы, зеленые насаждения, сооружения формируют
пространство объекта и вместе с рельефом, водными ресурсами образуют его
макроструктуру, общий «костяк» со своими территориальными единицами.
В парках это – ландшафтно-планировочные районы и подчиненные им участки, выделы и т. д.
В качестве основного классификационного признака объемно-пространственной структуры принимается тип пространственной структуры (ТПС), определяемый сомкнутостью полога древесных насаждений, густотой и характером их размещения.
Слайд 7По типам пространственной структуры территории объектов подразделяются на закрытые, полуоткрытые
и открытые.
Закрытые типы пространственной структуры представлены насаждениями, исключающими или ограничивающими
визуальные связи, создающими определенные психофизиологические воздействия на человека благодаря замкнутости и верхнему пологу, закрывающему небо и защищающему от солнечных лучей.
Слайд 8В парках регулярной композиции планировки закрытые пространства представлены в основном
плотными древесными боскетами. В парках пейзажной композиции – древесными массивами
и рощами, характеризуемыми сомкнутостью полога от 1,0 и до 0,6 (0,7) и в зависимости от длины крон верхнего яруса и густоты насаждений в нижних ярусах горизонтальной сомкнутости (одноярусные) и вертикальной сомкнутости (многоярусные).
Слайд 9При ландшафтном проектировании учитывают, что закрытые пространства играют важную роль
в формировании крупных парков.
Внутренняя среда массива обычно имеет нейтральный
характер, служит своеобразной паузой в восприятии парковых пейзажей, приуроченных к полянам и водоемам.
Внутри массивов рекомендуется организовать площадки кратковременного отдыха со скамьями и другими малыми архитектурными формами.
Слайд 10В насаждениях массива вдоль маршрута следует выделять акценты – отдельные
крупные или особо интересные экземпляры деревьев, кустарников, пятна декоративных травянистых
растений, световые окна, в ряде случаев, единично – устанавливать скульптуру.
Следует учитывать, что закрытые пространства обладают различными изолирующими свойствами.
Например, участки с горизонтальной сомкнутостью просматриваются достаточно глубоко.
Массив таких насаждений даже при ширине 100 м не дает полной изоляции.
Слайд 11Возможно усилить изолирующую функцию массива опушкой из низких деревьев с
ее ориентированием на юг и дополнительным введением полос из кустарника,
при этом структура сохранится. Это позволит развить деревьям низко опущенные кроны.
Слайд 12Участки с вертикальной сомкнутостью при правильном подборе древесных видов и
их размещении могут обеспечить полную изоляцию и при незначительной ширине
(10-20 м).
При изучении природных массивов наибольший интерес в закрытых пространствах представляют естественные лесные массивы, разнообразные по характеру и несущие определенную эстетическую нагрузку. Выразительность их облика определяется:
- породным составом насаждений;
- возрастом древостоя;
- его пространственной структурой;
- богатством напочвенного покрова.
Слайд 13Эстетические достоинства естественных лесных пейзажей раскрываются не с какой-либо одной
точки, а в процессе его восприятия при движении по маршруту.
Большое значение имеют типы леса.
Эстетические достоинства типов леса определяются их образной завершенностью, ярким проявлением связи внешних форм с условиями местообитания, тем, что формулируется как единство формы и содержания.
Чем ярче выражено это единство, тем очевиднее эстетическая ценность леса.
Такие формации естественных лесов являются эталонами для формирования «образа леса» при создании больших городских парков.
Слайд 14Важной особенностью является выявление породного состава типов лесных массивов в
насаждениях. Необходимо иметь в виду следующие типы:
- темнохвойные типы массивов
леса (эдификаторы: ель, пихта, кедр) отличаются сильным затенением, пониженной температурой, повышенной влажностью воздуха.
Они часто производят мрачное впечатление. Такие массивы из ели, пихты, кедра отличаются темным колоритом, контрастирующим с полянами, водоемами, светлыми пятнами берез, ив.
Слайд 15- светлохвойные типы массивов леса (эдификаторы: лиственница, сосна обыкновенная) создают
светлое жизнерадостное настроение благодаря ажурности крон, сравнительно редкому стоянию деревьев
и смолистому аромату прогретого воздуха.
- широколиственные типы массивов леса (эдификаторы: бук, дуб, граб, липа) характеризуются большим разнообразием состава и сложной структурой. Они распространены в южной части лесной зоны и северной части лесостепной зоны. Лучшие представители широколиственных лесов – дубравы с постоянными их спутниками – липой, кленом.
Слайд 16- мелколиственные типы массивов леса (эдификаторы: береза, осина) не столь
разнообразны по составу и просты по своей структуре. Березовые рощи
– наиболее привлекательный тип.
Слайд 17Полуоткрытые типы пространственной структуры имеют сомкнутость полога 0,5-0,2 и подразделяются
на участки с групповым или равномерным размещением деревьев.
Включение довольно
широкого диапозона показателей по сомкнутости полога заставляет выделять отдельно участки с большей густотой насаждений (сомкнутостью 0,5-0,4) – полузакрытые и меньшей (сомкнутостью 0,3-0,2), их называют рединными.
Слайд 18Полуоткрытые типы пространства, в отличие от закрытых, обладают:
- более глубокой
просматриваемостью;
- большими визуальными связями с примыкающими;
- более проработанной пространственной структурой.
Слайд 19Полуоткрытые типы пространства играют самостоятельную роль в структуре и формировании
образа парка, в них ярче проявляются декоративные достоинства отдельно стоящих
деревьев и групп, повышаются требования к качеству травяного покрова.
Это живописные рощи – дубовые, березовые, липовые и т. д. – где воспринимаются и кроны деревьев, и их стволы, и земля, из которой они произрастают.
Полуоткрытые пространства пронизаны солнцем и дают выразительные светотеневые эффекты.
Слайд 20При проектировании следует учитывать, что полуоткрытые пространства в виде рединных
участков обеспечивают затенение и при этом создают возможность более глубокой
просматриваемости пейзажей.
Такие пространства представляют большой интерес для парков южных широт, где жаркий климат, требуется защита от солнца и ограничивается возможность создания открытых полян.
Полуоткрытые пространства условно изолируют одно пространство от другого и могут визуально связывать их.
Слайд 21Внутренняя организация полуоткрытых пространств подчиняется правилам формирования древесно-кустарниковых групп и
обеспечения пейзажного разнообразия.
Слайд 22Открытые типы пространственной структуры представлены всеми видами площадей, не занятых
плотными насаждениями и сооружениями. Сюда включаются поляны, лужайки, партеры, крупные
цветники, площади, плоскостные спортивные сооружения, водоемы.
Включение дорог в тот или иной тип пространственной структуры зависит от того, насколько их пространство решено самостоятельно и как подчинено окружению.
Форма, размер и характер открытого пространства определяются его обрамлением – окружающими насаждениями, а также откосами рельефа и сооружениями.
Слайд 23Открытые типы пространственной структуры. Пространства по отношению к посетителю объекта
могут быть замкнутыми, обращенными, сквозными, угловыми, раскрытыми.
Слайд 24
Замкнутые пространства окружены со всех сторон объемными элементами.
Наблюдатель видит
только их.
Замкнутое пространство -
Слайд 25Обращенные пространства имеют обрамление, которое ориентирует посетителя в одном, двух
или трех направлениях.
При этом пространства, обращенные в две противоположные
друг другу стороны, называются сквозными, а в две смежные – угловыми.
Слайд 262. Обращенные пространства
а). ограничены объемными элементами с трех сторон
Слайд 27б).ограничены элементами с двух сторон (угловые)
Слайд 28б). ограничены элементами с двух сторон (сквозные
Слайд 29
в). ограничены объемными элементами с одной стороны
Слайд 30Изучение опыта создания парков показывает, что распространенные поляны, перетекающие, как
бы одна в другую, представляют собой комплекс обращенных пространств. Наибольший
линейный размер замкнутого пространства составляет 200 м ( по теории Б. Кохно).
Слайд 31Раскрытые пространства не имеют ограничений по всем направлениям восприятия человека,
находящегося в парке. Ощущение «раскрытости» пространства наблюдается, если его линейные
размеры превышают 200 м при высоте ограничиващих элементов 10-15 м.
Слайд 33Исследователи ландшафтного искусства обращают особое внимание на соотношение обрамления (или
зрительного барьера) –Н и ширины пространства –Д.
При соотношении Н:Д =
1:1 пространство воспринимается как тесное и замкнутое по вертикали. Находясь у границы пространства и не поднимая головы, человек видит только половину противоположного зрительного барьера.
Слайд 34Соотношение обрамления (или зрительного барьера) Н и ширины пространства Д:
а). – замкнутое открытое пространство, ограниченное объемными элементами со всех
сторон;
Н:Д =1:1 – пространство воспринимается как тесное и замкнутое по вертикали;
Д меньше или равно Н
Слайд 35При соотношении Н:Д = 1:2 пространство производит впечатление замкнутого по
вертикали, противоположный зрительный барьер воспринимается целиком, но без неба.
Слайд 36При соотношении Н:Д = 1:3 в поле зрения попадает небо,
и пространство воспринимается хотя и замкнутым, но более свободным.
Д больше
или равно 3 Н
Слайд 37Освобождение от зрительной замкнутости достигается при соотношении Н:Д = 1:6.
Представленные
виды и размеры открытых пространств имеют целый ряд модификаций, определяемых
их ориентацией по сторонам света, формой, характером обрамления и могут рассматриваться как своеобразный «алфавит», на основе которого складывается пространственный язык создания объектов ландшафтной архитектуры.