Слайд 1Областное государственное
учреждение здравоохранение
«Дом ребенка специализированный
для детей с
органическим поражением
центральной нервной системы с нарушением психики»
Телесно-ориентированные техники в
психологической работе с паллиативными детьми раннего и младенческого возраста. Опыт ОГКУЗ «ОДР»
М.С.Индукаева
г. Томск
Слайд 2Паллиативная помощь – мультидисциплинарный подход стабильной команды
Паллиативная помощь в нашем
отделении оказывается детям в возрасте до 4 лет включительно (фактически
до 5), имеющим тяжелые заболевания, ограничивающие срок жизни.
Паллиативная помощь детям осуществляется не только силами медицинского персонала (врачами и медицинскими сестрами), но и воспитателем, психологом, учителем-дефектологом, социальным педагогом.
Основная наша цель – повышение качества жизни ребенка и его семьи.
Членам семьи оказывается консультационная помощь по вопросам развития ребенка, его особенностей, ресурсов. По запросу проводится работа с сиблингами.
Слайд 3В настоящий момент в отделении проходят реабилитацию 10 детей
Слайд 4Любому ребенку в любом состоянии свойственна потребность в общении, контактах.
Чем больше контактов, тем лучше ребенок отделяет себя от внешнего
мира. Личность формируется на границе контакта
Слайд 5Основной источник информации, который мы используем для определения актуального психологического
состояния паллиативного ребенка – методы наблюдения, беседы с близкими, изучения
биографии и истории болезни. Работа с ребенком направлена на развитие коммуникативных навыков, снижение эмоционального напряжения, развитие доверия к миру, развитие двигательной активности, общей и мелкой моторики и продуктивной деятельности на доступном уровне и на активизацию психической деятельности в целом. Осуществление подобных задач происходит через телесно-ориентированные техники.
Слайд 6Непосредственная психологическая работа с ребенком
Слайд 7Использование элементов психомоторной коррекции в работе с паллиативными детьми
Принцип работы
по данному направлению основывается на базе методики психомоторной коррекции, разработанной
отечественными нейропсихологами с опорой на учение А. Лурия о трех функциональных блоках мозга (А. В. Семенович, Е. А. Воробьева, 1998; А. В. Семенович, 2008).В основу этого направления положено понимание того, что сенсомоторное воздействие вызывает активизацию развития всех высших психических функций. Так как сенсомоторный уровень является базовым для развития, то именно работа с двигательными техниками способна активизировать, восстановить и даже построить взаимодействие между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Мозг развивается даже тогда, когда движение совершает не сам ребенок, а взрослый за него!
Слайд 8Что на практике?
Массажи, самомассажи (пальцы рук, ног, уши, «волшебные точки»)
Пальчиковые
игры
Развитие мелкой моторики
Дыхательные техники («перекат с ребенком»)
Игры с различными
материалами
Элементы арт-терапии
Развитие тактильности и тактильного опознавания предметов различной текстуры, имеющих разную температуры(теплые, холодные, горячие)
Растяжки (линейные, диагональные – межполушарное взаимодействие)
«Бревнышко» (контакт, граница тела)
Глазодвигательные игры
Слайд 11Фрагмент занятия по развитию тактильной чувствительности
Слайд 12Стимульный материал для проведения занятий по развитию тактильной чувствительности
Слайд 13Важность развития мелкой моторики
С развитием мелкой моторики рук неразрывно связано
развитие как речи, так и общего психического состояния ребенка. Известно,
что сначала развиваются тонкие движения пальцев рук и лишь потом появляется речь. Все дальнейшее совершенствование речевых реакций напрямую зависит от тонких движений пальцев рук. Моторные зоны мозга, отвечающие за кинетику и кинестетику, отвечают не только за работу руки, но также за моторную сторону речи. Дополнительно стимулируя, расширяя площадь развиваемой поверхности кисти, мы не только расширяем операциональные способности самой руки, но и усиливаем развитие моторных зон головного мозга, ускоряя и улучшая развитие речи. Кроме того, тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями.
Слайд 15Курс сенсомоторной и тактильной стимуляции
предназначен для работы с детьми с
тяжелыми множественными дефектами физического развития
Как правило, это невербальные пациенты или
пациенты с тяжелой задержкой речевого и психоэмоционального развития. Главная цель курса — наладить максимально эффективный контакт ребенка с внешним миром. Работа направлена на развитие сохранных функций, на моторную и тактильную стимуляцию, на компенсацию дефицита общения.
Слайд 16«Нормальные здоровые дети любят, чтобы к ним относились по-особенному. Но
если дети больны, они хотят, чтобы к ним относились, как
к обычным детям».
Б. Соурсес «Охапки времени»