Слайд 1Обломов – Обломовка – «обломовщина»…
Слайд 2Опираясь на цитату, сформулируйте проблему урока.
-Отчего же я такой? –
почти со слезами спросил себя Обломов и спрятал опять голову
под одеяло, - Право… и я бы тоже… хотел…что-нибудь такое…разве природа уж так обидела меня…да нет, слава богу…жаловаться нельзя…».
И.А. Гончаров
Почему Илья Ильич
стал таким?
Где истоки его характера?
Проблема урока:
Слайд 3«Сон Обломова»
(9 глава I части)
«Сон Обломова» - сердцевина романа, поэтому она занимает центральное
место в идейном отношении, так как показывает, истоки характера Обломова.
Во сне показана обстановка, в которой проходило детство главного героя.
Слайд 4
природа
жизненный уклад в
Обломовке
детство
воспитание
Слайд 5Суточный цикл
утро
полдень
вечер
Что общего?
Солнце еще не высоко. В саду и на
дворе образовались прохладные уголки,
манящие к задумчивости и сну.
Полдень
знойный; на небе ни облачка. Солнце стоит неподвижно над головой и жжет траву. Тишина – все как будто в густой траве кто-то все храпит, как будто кто-нибудь завалится туда и спит сладким сном.
А солнце уж опускалось за лес. Все смолкло... Река тоже присмирела; …стала неподвижно.
ТИШИНА
СОН
НЕПОДВИЖНОСТЬ
Природа Обломовки
Слайд 6 Природа Обломовки
Годовой цикл
весна
зима
ПРАВИЛЬНО
НЕВОЗМУТИМО
БЕЗ ПОТРЯСЕНИЙ
лето
осень
Слайд 9О Б Л О М О В К А
СОН
ЕДА
ПРОДОЛЖЕНИЕ
РОДА
"Благословенный
уголок земли"
«Это был какой-то
всепоглощающий,
ничем не победимый
сон, истинное подобие
смерти. Все мертво,
только из всех углов
несется разнообразное
храпенье на все тоны и
лады»
«Три главных акта
жизни: родины, свадьба,
похороны….Все
отправлялось с такою
точностью, так важно и
торжественно»
«И так жизнь по этой
программе тянется
беспрерывной
однообразною тканью,
незаметно обрываясь у
самой могилы. »
С У Е В Е Р И Я
«В Обломовке верили
всему: и оборотням, и
мертвецам…так
сильна вера в
чудесное!»
Н Р А В Ы
привязанность к
одному месту;
замкнутость;
равнодушие к
остальному миру
«интересы их были
сосредоточены на них
самих, не перекрещивались
и не соприкасались ни с
чьими»
«ни грабежей, ни убийств,
никаких страшных
случайностей не бывало
там; ни сильные страсти...
не волновали их»
«были до крайности скупы,
денег тратить не любили»
«главною заботою была
кухня и обед»
«об обеде совещались
целым домом»
«забота о пище была
первая и главная
жизненная забота в
Обломовке»
«Измученное волнениями или вовсе не знакомое с ними сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому не ведомым счастьем. Все сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть.»
О Б Л О М О В К А
Что привлекает вас в Обломовке и ее обитателях, а что вы не принимаете?
Слайд 10В чем обломовцы видели смысл жизни?
«…понимали её (жизнь) не иначе,
как идеалом ПОКОЯ и БЕЗДЕЙСТВИЯ,
нарушаемого по временам разными неприятными случайностями,
как-то:
болезнями, убытками…»
«Они сносили труд как наказание…, но любить не могли, и где были случаи, всегда от него избавлялись»
«Они никогда не смущали себя никакими туманными умственными или
нравственными вопросами: от того всегда и цвели здоровьем и весельем»
«Норма жизни была готова и преподана им родителями»
«Ничего не нужно: ЖИЗНЬ КАК ПОКОЙНАЯ РЕКА ТЕКЛА МИМО НИХ; им оставалось только сидеть на берегу этой реки и наблюдать неизбежные явления»
Слайд 12«мать задавала себе и няньке задачу: выходить здоровенького ребенка, беречь
от простуды, от глаза. Усердно хлопотать, чтобы дитя было всегда
весело и кушало много»
Обломовская система воспитания
«начали осыпать его ласками и поцелуями»
«став на колени и обняв его одной рукой, мать подсказывала ему слова молитвы»
«ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь; здоровье дороже всего в жизни»
«мать…разговаривает о будущности Илюши, ставит его героем какой-нибудь созданной ею блистательной эпопеи….сулит ему золотые горы»
В чем сущность обломовской системы воспитания?
«начиналось кормление его
булочками, сухариками сливочками»
«Они мечтали и о шитом мундире для него, воображали даже губернатором; но всего этого хотелось бы им достигнуть как-нибудь подешевле, с разными хитростями…,
учиться слегка, не до изнурения души и тела»
Слайд 13Обломовская система
воспитания
Л Ю Б О В Ь
Б Е З
Д Е Й С Т В И Е
Ч У
В С Т В О
ИЗБРАННИЧЕСТВА:
«Я-ДРУГОЙ»
И Ж Д И В Е Н Ч Е С Т В О
О П Е К А
Слайд 15Каким предстает Илюша Обломов в детстве?
любопытный
внимательный
резвый
весёлый
мечтательный
любящий сказки
любознательный
большие задатки от рождения
Слайд 16Вывод
Обломовка не «рай земной», не идиллия. Это мир
благополучия и простых радостей, но мир примитивный, о котором можно
вздыхать, а порою и мечтать, но вернуться в который не только невозможно – возвращаться туда не следует.
Лень, боязнь движения и жизни, неспособность к практической деятельности, подмена жизни расплывчатой мечтательностью – вот свойства, превратившие Обломова из нормального человека в праздную лежебоку.
Слайд 17Обломовка
Уходящая
РОССИЯ
феодальный мир натурального хозяйства
патриархальность и семейственность
противостояние прогрессу
оторванность от настоящей жизни
ПРИГОВОР
НОСТАЛЬГИЯ
?
Слайд 18Вывод
Изображение Обломовки можно считать
одновременно и сатирическим, и ностальгическим. Обломовка – это та
Россия, которая воспитывает Обломовых – в праздности, в оторванности от настоящей жизни. Даже с чисто экономической точки зрения эта оторванность очевидна: Обломовка – замкнутый феодальный мир натурального хозяйства. Вместе с тем в восприятии самого автора, несомненно, сквозит оттенок ностальгии по этой уходящей России. Это мир, в котором воспитываются люди с чистой, детской душой, подобные Илье Ильичу; но другая сторона этого феномена – человек до конца дней остается беспомощным ребенком, как тот же Обломов.
Слайд 19 Почему Илья Ильич стал таким?
Где истоки его характера?
По
мнению Гончарова, именно первые бессознательные детские впечатления формируют натуру будущего
человека. Характер героя – объективный результат условий рождения и воспитания.
Слайд 21Как воспитание Обломова
и та атмосфера, в которой он рос,
повлияли на его дальнейшую жизнь,
на его жизненную позицию?
Слайд 22 Детство и жизнь в имении оказали огромное
влияние на Илью Ильича, его дальнейшую жизнь и жизненную позицию…
С одной стороны, именно они сформировали в нем инфантильность, безволие, неспособность к действию, поэтому-то и он не выдержал испытания любовью.
С другой стороны, именно жизнь в Обломовке определила поэтическое начало в его характере, его идеальные представления о семейной жизни. Герой стремится к духовной жизни, которая складывается вокруг семьи и любви. Человек, душа которого «чиста и ясна, как стекло», «благородный и нежный», Обломов не может принять мир ограниченного и бездуховного общества и по-своему, пассивно, сопротивляется ему. В этом обществе он чувствует себя ненужным и лишним. Поэтому он в буквальном смысле гибнет в нем.
Слайд 25 Обломов не выдержал «испытания любовью», его больше устроила
жизнь в доме статской советницы
Агафьи Матвеевны Пшеницыной:
именно здесь
он нашел свой жизненный идеал – любовь и покой.
Обломов видел, лежа на диване, как «пухлые проворные руки Агафьи Матвеевны умело делали все в его пользу, и он рад был, что его привычки уважены». Агафья Матвеевна чтила в нем «высокородного» барина и по-женски беззаветно и преданно любила его, ничего не требуя взамен.
Слайд 26Финал романа
Смерть Обломова (сон, переходящий в смерть).
Штольц и Ольга воспитывают
в своей семье сына Обломова.
Трагическая судьба Захара.
Слайд 27Финал романа
«Обломов…Что с ним сталось?
— Погиб, пропал ни за что.
Штольц вздохнул и
задумался.
— А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло; благороден, нежен, и — пропал!
— Отчего же? Какая причина?
— Причина... какая причина! Обломовщина!
Слайд 28Иван Александрович Гончаров
(1812 – 1891)
Обломов и «обломовщина»
(по роману И.А.Гончарова «Обломов»).
Слайд 29Обломовщина в романе
В контексте
романа обломовщина трактуется по-разному. В социальном аспекте, с одной стороны,
это проявление пороков помещичьей жизни. С другой стороны, это национальное явление, которое может рассматриваться с позиций русской ментальности, русского национального характера. Однако обломовщина – это еще и психологическое явление, характерное для людей определённого психологического типа.
Слайд 30Н.А. Добролюбов
«Что такое обломовщина?»
«История о том,
как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба,
ни любовь не могут пробудить и поднять его, – не бог весть какая история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью; в ней сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с полным сознанием истины».
Слайд 31Обломовщина как тип жизни
1) Этот тип жизни определяет неподвижность (покой),
инертность, созерцательность -сознательный отказ от жизненной активности.
2) Интересы людей сосредоточены
только на физиологических потребностях, жизнь соответствует природному циклу смены времён года, этим определяются заботы человека.
3) Привычное существование: в жизни нет непредсказуемых событий; замкнутость и оторванность от внешнего мира.
4) Люди непрактичны, не любят трудиться, не умеют преодолевать возникающие трудности.
5) «Бегство от реальности», жизнь в иллюзорном мире.
Слайд 32поэзия
созерцательность
мечтательность
вечный поиск смысла жизни
лень
паразитизм
бездеятельность
Какие черты характерны для «обломовщины»?
обломовщина
бегство от
реальности
Слайд 35 ДИВАН
«Но цвет жизни распустился
и
не дал плодов»
ОТСТАВКА
Увлечение книгами,
1-1,5 года,
охлаждение
УВЛЕЧЕНИЕ СВЕТОМ
«Радовался пустякам и
от пустяков же страдал»
СЛУЖБА
«Жизнь разделялась на 2 половины: скука и труд – синонимы, покой и мирное веселье» (философия Обломова)
ПОДГОТОВКА К СЛУЖБЕ
«Высокие мечты о роли в обществе»
«В О С Х О Ж Д Е Н И Е» К Д И В А Н У
Слайд 39Жизнь Обломова — круг, напоминающий протяжный [О]
в его имени: “ОблОмОв”
Слайд 40 Каким же героем
является Обломов:
ни на кого не
похожим
или
похожим на каждого из нас?