Слайд 1Тема урока:
«Обобщающие слова при однородных членах предложения»
Слайд 2Цели урока:
1) восстановить знания учеников об обобщающих словах
при однородных членах; углубить и расширить знания по теме;
2)
продолжить формирование пунктуационного навыка;
3) развивать логическое мышление, умение делать вывод;
4) воспитывать самостоятельность, познавательную активность и любовь к языку.
Слайд 4 2014 год стал юб…лейным для целой плеяды извес…ных
ру…ких п…сателей И.А. Крылова М. Ю. Лермонтова А.С. Пушкина Н. В.
Гоголя П.П. Бажова
И. С. Никитина А. В. Кольцова и многих других.
Слайд 5
2014 год стал юбилейным для целой плеяды известных
русских писателей : И.А. Крылова, М. Ю. Лермонтова , А.С. Пушкина,
Н. В. Гоголя, П.П. Бажова ,
И. С. Никитина, А. В. Кольцова и многих других.
Слайд 6
ПЛЕЯДА- название группы из семи древнегреческих поэтов-трагиков
1. Книжн.
Группа выдающихся деятелей
в какой-л. области культуры, науки в одну эпоху.
2. Разг.
Совокупность, скопление каких-л. однородных событий, явлений, составляющих нечто единое, цельное.
3. Плеяды, Плеяд. Астрон.
Яркое звёздное скопление в созвездии Тельца с наиболее яркой звездой Альционой.
Слайд 7
Обобщающие слова -
слова, которые «собирают, обобщают
все перечисленное»
Слайд 8Углубить полученные ранее знания об обобщающих словах.
Правильно ставить
знаки препинания в предложениях с однородными членами и обобщающими словами.
Составлять
схемы предложений с обобщающими словами.
Слайд 9Для справки
Обобщающие слова (или словосочетания) обозначают общее для нескольких предметов
понятие, так называемый род предметов.
Однородные члены называют понятие, которые входят
в более широкое родовое понятие, обозначают его конкретные виды.
Главный опознавательный признак обобщающего слова: оно стоит в том же падеже, что и однородные члены.
В качестве обобщающих слов могут выступать местоимения и местоимённые наречия: все, всё, это все, вот что, никто, ничто, везде, всюду, повсюду, нигде, никогда.
Слайд 10 «Лежало множество всякой всячины: куча исписанных мелко
бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная
книга в кожаном переплёте с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих ещё до нашествия на Москву французов.»
Слайд 11Алгоритм
1.Найти однородные члены предложения.
2.Найти обобщающее слово.
3.Обратить внимание на его положение
в предложении.
4.Определить, какой(какие) знак(и) препинания надо поставить.
Слайд 121)Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная
тоска. (А.С.Пушкин)
2) Берестовые скамьи вокруг всей
комнаты, огромный стол под образами в парадном углу, широкая печь с запечьями - все это было очень знакомо сыновьям Тараса, приходившим каждый год домой на каникулярное время. (Н.В.Гоголь)
3) Родные места: узенькая речка, почти заросшая тропинка к дому, старый сад – заставили сердце биться сильнее.
O, O, O - ʘ.
ʘ: O, O, O - …
ʘ:O, O.
Слайд 13
Все это шум говор и толпа людей было
как-то чудно Акакию Акакиевичу.
(Н.В.Гоголь
«Шинель»)
Слайд 14Готовимся к ЕГЭ
1) Ни столба, ни стога, ни забора
– ничего не видно. (М.Ю.Лермонтов)
2) Самое редкое мужество – это
мужество мысли.
3) Злой плачет от зависти, добрый – от радости.
4) Выглянет солнце после дождя – лес ярко зазеленеет и загорится алмазными искрами.
А) тире между подлежащим и сказуемым;
Б) тире при пропуске члена предложения;
В) тире в предложении с обобщающим словом и однородными членами;
Г) тире в бессоюзном сложном предложении.
( 1 – В, 2 – А, 3 – Б, 4 – Г)