Слайд 2План работ (этапы обращения с отходами на предприятии)
Слайд 3Образование отходов на территории РФ
В перечень 10 регионов с наибольшим
объемом образования отходов (млн. т):
1. Кемеровская область (2 457,5);
2. Красноярский
край (346,2);
3. Мурманская область (236,4);
4. Свердловская область (186,2);
5. Республика Саха (Якутия) (164,2);
6. Белгородская область (142,5);
7. Республика Карелия (123);
8. Забайкальский край (109,2);
9. Иркутская область (102,9);
10. Челябинская область (94).
На долю указанных субъектов приходится 87% или 3 996,7 млн. т от всего объема образовавшихся в Российской Федерации отходов.
Лидером является Кемеровская область – 55,5% от всех отходов в стране.
Слайд 4Основной объем образующихся отходов составляют отходы угледобывающей промышленности.
Оставшееся количество образования
отходов приходится на другие виды экономической деятельности, из которых наиболее
значимы производство и распределение электроэнергии, газа, воды, строительство, сельское хозяйство.
Доля вскрышной породы в
общем объеме образования отходов
Слайд 5Образование отходов на территории РФ
Перечень 10 регионов с наибольшим объемом
образованных в 2011 г. твердых бытовых отходов включает в себя
(млн. т.):
1. Москва, 5,5;
2. Ростовская область, 5;
3. Московская область, 4,7;
4. Омская область, 2,87;
5. Республика Башкортостан, 2,38;
6. Алтайский край, 1,93;
7. Свердловская область, 1,85;
8. Приморский край, 1,7;
9. Санкт-Петербург, 1,7;
10. Челябинская область, 1,46;
Суммарный объем ТБО 10 указанных регионов составляет 55% (29,1 млн. т) от всего объема ТБО в России.
Слайд 6Динамика образования, использования и обезвреживания
отходов производства и потребления в
РФ
Слайд 7Статистика по Кемеровской области
Использованию и утилизации подлежат порядка 48,8 %
от общего количества образующихся отходов.
На территории Кемеровской области зарегистрировано около
3 000 объектов размещения отходов, занимающих площадь более 40 тыс. га. Накопления отходов превышают 20 млрд. т.
Нагрузка складируемых отходов на единицу площади в Кемеровской области составляет 13 600 тн/км2 (при среднероссийском показателе 146 тн/км2).
Слайд 8Нарушенные земли на территории КО
Площадь нарушенных земель в Кемеровской области
составляет 66,5 тысяч гектаров, что в 10 раз превышает показатель
по России (0,066%)
Ежегодно угольными предприятиями рекультивируется всего 5-8 % от отработанных нарушенных земель, при этом часто рекультивационные работы выполняются с низким качеством
Слайд 9Законодательство в сфере обращения с отходами
Слайд 10Законодательство в сфере обращения с отходами
Федеральный закон от 24.06.1998 N
89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (абзац в редакции, введенной
в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ)
Отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом
Слайд 11Основные понятия (внесенные 458 -ФЗ)
Обращение с отходами - деятельность по
сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
Хранение отходов -
складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
Объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;
Слайд 13Шламохранилище алюминиевого производства
Слайд 14Полигоны ТБО
СанПиН 2.1.7.1038-01 Гигиенические требования к устройству и содержанию
полигонов для твердых бытовых отходов
Полигон твёрдых бытовых отходов - специальное
сооружение, предназначенное для изоляции и обезвреживания ТБО.
Полигоны должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учётом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов (рекультивации).
Слайд 15Основные понятия
Утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции),
выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том
числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
Обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
Обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку
Слайд 16Законодательство в сфере обращения с отходами
Федеральный закон от 10.01.2002 г.
№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями на 29.12.2014
г.);
Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с изменениями на 29.12.2014 г., N 458-ФЗ);
Приказ Минприроды России от 05.08.2014 г. №349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (703 Приказ Ростехнадзора на основании приказа Ростехнадзора от 12.08.2014 г. № 358 признан утратившим силу);
Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 N 255 «О лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности» (изменения в соответствии 458-ФЗ от 29.12.2014 г.);
Постановление Правительства РФ № 712 от 16.08.2014 г. «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV класса» (Дата начала действия: 01.08.2014 г.)
Слайд 17Федеральный закон № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об отходах производства и
потребления» от 29.12.2014 г.
Предусмотрено расширение
перечня лицензируемых видов деятельности!!! С 1 июля 2015 г. лицензированию в области обращения с отходами подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
В соответствии с переходными положениями Федерального закона № 458-ФЗ лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют до 30 июня 2015 года (предусмотрен переходный период)
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, не вправе осуществлять указанную деятельность на конкретном объекте по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности другими индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.
Слайд 21Требования к обращению с отходами I-V классов опасности
Слайд 22Федеральный классификационный каталог отходов
Слайд 23Требования по обращению с отходами
Слайд 25Лицензирование деятельности по
обращению с отходами
Слайд 26Лицензирование деятельности по обращению с отходами
Слайд 27ПНООЛР (Приказ Минприроды России от 05.08.2014 г. №349 )
ПНООЛР включает
в себя разделы:
титульный лист;
структура ПНООЛР;
общие сведения о хозяйствующем субъекте;
сведения о
хозяйственной и иной деятельности;
расчет и обоснование предлагаемых нормативов образования отходов в среднем за год;
сведения о предлагаемом образовании отходов;
сведения о местах накопления отходов;
сведения о предлагаемой ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, и (или) обезвреживания, и (или) размещения;
сведения о предлагаемом ежегодном использовании отходов и (или) обезвреживании отходов;
сведения о предлагаемом размещении отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов;
предложения по лимитам ежегодного размещения отходов;
список использованных источников;
приложения.
Слайд 28Этапы введения норм Закона № 458 ФЗ
Слайд 29Направления государственной политики в области обращения с отходами
Слайд 30Изменения в ФЗ «Об экологической экспертизе»
Слайд 31Изменения в ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
Слайд 32Экономические меры стимулирования при
обращении с промышленными отходами
Слайд 34Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО)
Слайд 35Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО)
Слайд 36Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО)
Слайд 37Рекультивация земель с использованием отходов
Письма Минприроды России:
- от 13 апреля
2011 г. № 12-44/5717 «Об использовании отходов производства и потребления
для рекультивации карьерных выемок и искусственно созданных полостей»
- от 19 мая 2014 г. № 05-12-44/10285 «О разъяснении законодательства по вопросу размещения отходов организациями, производящими добычу полезных ископаемых»;
- от 2 июня 2014 г. № 05-12-44/11342 «Об использовании отходов производства и потребления для рекультивации карьерных выемок и искусственно созданных полостей».
Минприроды России считает, что рекультивация карьерных выемок и искусственно созданных полостей с использованием отходов производства и потребления фактически является захоронением (размещением) отходов.
Рекультивация карьерных выемок и искусственно созданных полостей с использованием отходов производства и потребления возможна только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Слайд 38Основные нарушения в сфере обращения
с опасными отходами
Отсутствие у юрлица разработанного
в установленном порядке ПНООЛР;
Непредоставление ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и сырья в целях продления установленного лимита;
Отсутствие паспортов опасного отхода;
Сброс отходов производства и потребления на почву;
Несанкционированное сжигание отходов;
Допуск к обращению с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки в области обращения с отходами;
Отсутствие лицензии на деятельность по обращению с отходами;
Невнесение в установленные сроки платежей за негативное воздействие на ОС.
Слайд 39Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях
Статья 8.2. Несоблюдение экологических и
санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами,
разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами*8.2.)
(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 226-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении ,использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа:
на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;
на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
на юридических лиц - от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
(абзац в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
Слайд 40Проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации
«Об административных правонарушениях»
Слайд 41На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо
признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что
у него имелась возможность для соблюдения требований природоохранного законодательства, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Чаще всего предприятия и организации привлекаются к ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ, за такие действия или бездействие, как:
•отсутствие проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР);
•отсутствие подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности в соответствующем порядке;
•отсутствие паспортов отходов, составленных в соответствии с требованиями законодательства;
•отсутствие учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (далее — учет движения отходов);
•нарушения конкретных требований к накоплению, хранению, размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления определенных видов и классов опасности;
•отсутствие определения класса опасности токсичных отходов производства и потребления.
Слайд 42Иногда при определении вида правонарушения происходит путаница — вместо ст.
8.2 применяется ст. 8.1 «Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной
деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов», реже — наоборот. А неправильная квалификация правонарушения — даже при наличии правонарушения как такового — влечет за собой признание правонарушения недоказанным и отмену административного наказания.
В соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ «несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 2 000 рублей ; на должностных лиц — от 2 000 до 5 000 рублей; на юридических лиц — от 20 000 до 100 000 рублей».
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении ВАС РФ от 04.07.2012 № ВАС-4973/12 по делу № А60-50398/2011, правонарушение не может быть квалифицировано по ст. 8.1 КоАП РФ, если нарушение экологических требований произошло не в результате эксплуатации объектов капитального строительства, а в процессе обращения с отходами производства и потребления при осуществлении хозяйственной деятельности. Такая правовая позиция находит отражение во многих решениях арбитражных судов
Слайд 43Риски ответственности за невыполнение законодательных требований
Установленные нарушения могут повлечь за
собой риски:
сверхлимитных экологических платежей (5 и 25-ти кратные);
штрафных санкций на
юридических лиц (до 250 тыс. руб.);
возмещение ущерба (водным ресурсом, почве) (от 10 – до сотен млн. руб.)
административного приостановления деятельности предприятия на срок до девяноста суток;
отзыва лицензии на осуществление хозяйственной деятельности предприятия
Слайд 44Оценка экологических платежей
Ежегодные платежи для горнорудных предприятий разного уровня
составляют от 3 млн. до 50 млн. руб. (основная составляющая
платы - платежи за размещение отходов (≥ 90%).
Практически все предприятия осуществляют сверхнормативные платежи за выбросы, сбросы и размещение отходов.
Платежи за превышение нормативов сбросов (выбросов) составляют не более 1 млн. руб., что не стимулирует предприятия к строительству очистных сооружений, затраты на которые могут составить порядка 250 млн. руб.
Наиболее актуальные и затратные природоохранные мероприятия в рамках инвестиционных программ:
Строительство очистных сооружений (до 250 млн. руб.);
Рекультивация нарушенных земель (до 1 млрд. руб.)
Слайд 45Отчетность предприятия
2-ТП (отходы) – предоставляется до 1 февраля года,
следующего за отчетным в территориальный органы Росприроднадзора. Далее территориальный орган
Росприроднадзора до 15 марта предоставляет в центральный аппарат РПН)
Плата – осуществляется не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Плата за сверхлимитное размещение отходов определяется в соответствии с порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632 (см. статью «Плата за негативное воздействие на окружающую среду»).
4-ОС
Слайд 46Плата за негативное воздействие на
окружающую среду при размещении отходов
Плательщики
платы
Слайд 47Статистика Компании ИнЭкА
Ежегодные платежи для горнорудных предприятий разного уровня составляют
от 3 млн. до 50 млн. руб., при этом основной
составляющей платы являются платежи за размещение отходов (≥ 90%).
Практически все предприятия осуществляют сверхнормативные платежи за выбросы, сбросы и размещение отходов.
Платежи за превышение нормативов сбросов (выбросов) составляют не более 1 млн. руб., что не стимулирует предприятия к строительству очистных сооружений, затраты на которые могут составить порядка 50÷200 млн. руб.
Слайд 48Контроль за осуществлением деятельности в области обращения с отходами
Производственный (ст.
26 89-ФЗ)
Проверка выполнения планов мероприятий по внедрению малоотходных технологических
процессов, технологий использования и обезвреживания отходов, достижению лимитов размещения отходов.
Мониторинг состояния окружающей среды в местах хранения (накопления) и (или) объектах захоронения;
Проверка порядка и правил обращения с отходами (положений, инструкций, регламентов и др. документированных процедур);
Анализ существующих производств с целью выявления возможностей и способов уменьшения количества и степени опасности образующихся отходов;
Слайд 49Контроль за осуществлением деятельности в области обращения с отходами
ОБЩЕСТВЕННЫЙ (ст.
27-ФЗ):
Общественный контроль в области обращения с отходами осуществляют граждане или
общественные объединения в порядке, предусмотренном законодательством РФ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (Постановление Правительства РФ от 27.01.2009 г. № 53, Постановление Правительства РФ № 285 от 31.03.2009 г.)
Слайд 50ФЦП «Ликвидация накопленного экологического ущерба» 2015– 2026 годы
Слайд 55Система управления отходами на предприятии
1. Выполнение требований природоохранного законодательства;
2. Консультативно-аналитическая
(анализ проектных документов и аудит отходов с целях идентификации приоритетных
направлений в области обращения с отходами на предприятии, требующих улучшения. Определяется политика в области управления с отходами)
3. Стадия внедрения (принятие управленческих решений о внедрении отработанных технологий минимизации отходов, энерго- и ресурсосберегающих технологий, технологий переработки отходов)
4. Система управления отходами
Важное условие функционирования: анализ результатов, оценка эффективности системы управления и совершенствование системы
Слайд 56Отходопереработка и ресурсосбережение – приоритетное направление
Инновации:
Использование шин в качестве топливной
добавки при розжиге высокотемпературных агрегатов;
Производство из отходов переработки древесины древесных
пеллет (экологически чистого топлива)
Переработка фундаментных и стеновых железобетонных блоков во вторичный щебень для дальнейшей отсыпки территорий стройплощадок и технологических дорог
Слайд 57Региональные меры стимулирования
переработки отходов
2011г. - Распоряжение Губернатора «О мерах
по совершенствованию деятельности в сфере обращения с отходами производства и
потребления на территории Кемеровской области»:
содействие предприятиям и ИП, осуществляющим деятельность в сфере обращения с отходами, в подборе зданий, сооружений для ведения производственной деятельности, в строительстве предприятий по переработке промышленных отходов;
- обеспечение сбора упаковочных и иных материалов и их передачу специализированным организациям для последующей переработки или безопасного размещения;
- координация региональными властями взаимодействия между специализированными отходоперерабатывающими предприятиями и собственниками отходов;
- освещение в средствах массовой информации деятельность предприятий по переработке отходов;
- предоставление льгот по региональным и местным налогам
Слайд 58Региональные меры стимулирования
переработки отходов
2011 г. - Областной Совет народных
депутатов - депутатские слушания на тему «Вопросы привлечения предприятий малых
форм хозяйствования в переработку и использование отходов»
2012 г. - областной закон «О налоговых льготах организациям, осуществляющим деятельность по переработке отходов на территории Кемеровской области»
Переработка отходов включена в перечень приоритетных видов деятельности, по которым осуществляется государственная поддержка в Кемеровской области
Разработан механизм взаимодействия переработчиков промышленных отходов с крупными промышленными предприятиями – собственниками отходов
Разработана и направлена в Правительство РФ Концепция и Целевая программа по обращению с отходами в Кемеровской области до 2020г.
В СибГИУ – организована профессиональная подготовка специалистов в области переработки отходов