Слайд 1Образование и человеческое развитие
Осколков В.С.
АлМУ
12 февраля 2015 г.
Слайд 2из 37
Вопросы лекции
1. Определения образования
2. Уровни образования
3. Направления образования
Слайд 3из 37
1. Определения образования
Грамотность – способность прочитать, понять и написать
краткий текст, касающийся повседневной жизни.
Образование - (от лат. «растить или
воспитывать» и «увеличивать, развивать») - любая целенаправленная и систематическая деятельность, преследующая своей целью удовлетворение потребностей в обучении.
Слайд 4из 37
1. Определения образования
Обучение - любое улучшение в поведении, информированности,
знаниях, понимании, взглядах, ценностях или навыках.
Обучение – это процесс, посредством
которого развивается система знаний, ценностей и навыков. Это поглощение информации и ее учет в формировании мышления, что создает возможность выбора и поведения.
Слайд 5из 37
1. Определения образования
Формальное образование (или первоначальное образование или нормальное
школьное и университетское образование) Образование, предоставляемое в рамках системы, охватывающей
школы, колледжи, университеты и другие официальные образовательные учреждения, которые, как правило, образуют непрерывную “лестницу” образования в течение полного учебного дня для детей и молодежи, которое, как правило, начинается в возрасте 5-7 лет и продолжается до 20-25 лет.
Слайд 6из 37
1. Определения образования
Неформальное образование - любое организованное и обладающее
преемственностью образовательное мероприятие, которое не соответствует в точности вышеприведенному определению
формального образования. Поэтому неформальное образование может осуществляться как в рамках, так и вне рамок образовательных учреждений и охватывать лиц всех возрастов.
Слайд 7из 37
1. Определения образования
Непреднамеренное обучение – получение знаний в повседневной
жизни. Как правило это нецеленаправленное получение знаний. Часто индивид не
признает его как средство приобретения знаний и навыков.
Слайд 8из 37
1. Определения образования
а) на уровне одного обучающегося лица (индивидуальные
навыки, саморазвитие, положение в обществе);
в) в рамках обучающейся организации (организация
пытается улучшить качество своей собственной структуры);
с) в рамках обучающегося общества (суммирование процессов обучения индивидуумов и организаций с их собственными перспективами, но с совокупным эффектом).
Слайд 9из 37
1. Определения образования
Педагоги – это преподаватели, лекторы, инструкторы и
воспитатели как профессиональные, так и работающие на добровольных началах.
Учащиеся –
это школьники, студенты и слушатели учебных курсов.
Слайд 10из 37
1. Определения образования
Парадокс образовательной спирали заключается в том,
что чем сильнее падает экономическая ценность образования, чем больше безработица
среди образованной рабочей силы, тем важнее становится обладание аттестатом, потому что лишь его наличие гарантирует получение хоть какой-то работы. То есть чем меньше экономическая ценность образования, тем выше спрос на него.
Слайд 11из 37
Схем финансирования системы образования
C= Co+ A x Wper
где
Co
– величина минимальных социальных гарантий на душу населения;
Wper - прирост
валового внутреннего продукта региона на душу населения;
A - доля прироста валового внутреннего продукта региона, расходуемая на образование и здравоохранение;
C - расходы на образование и здравоохранение на душу населения в целом по региону.
Слайд 12из 37
Расходы на одного учащегося
Skp.per= S oc x N
cm + Sor x Nrn
где,
S oc - величина предельно-критических
расходов на одного учащегося для школ в сельской местности;
Sor - величина предельно-критических расходов на одного учащегося для школ городских поселений;
N cm - численность учащихся общеобразовательной школы в сельской местности региона;
Nrn - численность учащихся общеобразовательной школы в городских поселениях региона;
Skp.per - предельно-критические расходы для уровня общего среднего образования региона, гарантируемые государством.
Слайд 13из 37
Определение предельно-критических расходов для уровня общего среднего
Skr =S
Skr.per = Soc x Ncm + Sor x Nrn
где,
N
cm -численность учащихся общеобразовательной школы в сельской местности республики;
N rn -численность учащихся общеобразовательной школы в городских поселениях республики;
S kr -величина предельно-критических расходов для уровня общего среднего образования в целом по республике.
Слайд 14из 37
1. Определения образования
Устойчивым является развитие направленное в будущее
Происходит изменение
парадигмы образования
Экономическая комиссия ПРООН и ОБСЕ разработали Европейскую программу образования
для устойчивого развития
Слайд 15из 37
1. Определения образования
Образование в целях устойчивого развития (ОУР)
Развитие необходимо
для удовлетворения потребностей людей и улучшения качества их жизни;
Развитие должно
основываться на эффективном и ответственном использовании всех имеющихся у общества ограниченных ресурсов – природных, людских и экономических.
Слайд 16из 37
2. Уровни образования
1. Дошкольное образование
2. Начальное образование
- первая
стадия базового образования
- начало обязательного образования
- срок до 6 лет
Слайд 17из 37
2. Уровни образования
3. Начальное среднее образование
- второй уровень базового
образования;
- конец цикла через 9 лет с момента начального образования;
-
специализация учителей.
Слайд 18из 37
2. Уровни образования
4 Среднее образование.
- программная ориентация;
- подготовка к
поступлению на следующую ступень образования;
Слайд 19из 37
2. Уровни образования
5. Среднее специальное не высшее образование (послесреднее)
-
программная ориентация
6. Первая ступень высшего образования (бакалавр)
- не ведущая напрямую
к дальнейшей исследовательской квалификации;
- 4 года.
Слайд 20из 37
2. Уровни образования
6. Вторая ступень высшего образования (магистр).
- подготовка
выпускника для факультета и опубликования научных исследований;
- 2-3 года.
Слайд 21из 37
2. Уровни образования
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН до 2015
года
1. Дошкольное воспитание и обучение.
Цель: обеспечение равных стартовых возможностей детей
в получении образования путем последовательного увеличения охвата детей дошкольными образовательными, оздоровительными и коррекционными программами.
Слайд 22из 37
2. Уровни образования
2. Среднее образование
Цель: формирование личности, которая
будет способна на основе полученных глубоких знаний, профессиональных навыков свободно
ориентироваться, самореализовываться, саморазвиваться и самостоятельно принимать правильные, нравственно – ответственные решения в условиях быстроизменяющегося мира.
Слайд 23из 37
2. Уровни образования
В условиях Казахстана наиболее оптимальной, приемлемой и
экономически целесообразной структурой среднего образования является 4+6+2.
Эта структура соответствует
научно обоснованным возрастным периодам развития детей:
6-10 лет - период детства,
11-16 - подростковый,
17-18 - ранний юношеский
и учитывает имеющийся положительный опыт существующей школы.
Слайд 24из 37
2. Уровни образования
I ступень – начальное общее образование, 1-4
классы.
Продолжительность обучения – 4 года
Начало обучения с 6 лет.
II ступень – основное общее образование, 5-10 классы.
Продолжительность обучения- 6 лет
Слайд 25из 37
2. Уровни образования
III ступень – среднее общее образование
Профильное обучение,
11-12 классы.
Продолжительность обучения – 2 года
Слайд 26из 37
2. Уровни образования
Техническое и профессиональное образование.
Продолжительность обучения на
базе основного общего образования составляет 2 года
Послесреднее профессиональное образование
Продолжительность обучения
на базе среднего образования (кроме специальностей: “образование” и “медицина”) - 2 года, на базе технического и профессионального образования - не менее 1 года
Слайд 27из 37
2. Уровни образования
Высшее образование
Цель: удовлетворение интересов общества, государства
и личности в получении качественного высшего образования, предоставление каждому человеку
широких возможностей в выборе содержания, формы и сроков обучения
Слайд 28из 37
2. Уровни образования
Послевузовское образование
Послевузовское образование является высшим уровнем системы
непрерывного образования и включает магистратуру и докторантуру (PhD).
В магистратуре подготовка
может проводиться по двум направлениям:
1. профильная углубленная подготовка;
2. научно-исследовательская подготовка.
Слайд 29из 37
2. Уровни образования
Лицам, освоившим программу докторантуры и защитившим докторскую
диссертацию, присваивается академическая степень доктора философии (PhD), а при освоении
профильной докторантуры - доктора по профилю (медицины, музыки, образования, права и т.д.).
Срок обучения по докторским программам составляет не менее 3 лет.
Слайд 30из 37
3. Направления образования
Парадигма репродуктивного образования должна уйти в прошлое
Знания
устаревают с катастрофической быстротой
20 лет назад полученных знаний хватало на
10-15 лет деятельности
Теперь – их хватает на 6-8 лет
Слайд 31из 37
3. Направления образования
На первое место в образовательном процессе находятся
не сумма знаний, а навыки в области добывания знаний
Необходимо пересмотреть
взгляды на продукцию высшей школы
Слайд 32из 37
3. Направления образования
Для достижения устойчивого развития и продвижения к
лидерству разработан Болонский процесс
Вопросы устойчивого развития:
- подготовить людей к рынку
труда;
- подготовить к жизни с активной гражданской позиции в демократическом обществе;
- делать вклад в личное развитие;
- поддерживать и развивать существующую высокоразвитую базу знаний
Слайд 33из 37
Обучение на протяжении всей жизни
это постоянное или периодическое
обучение на протяжении всей жизни.
Такое обучение стимулирует и побуждает
индивидуумов к приобретению всех тех знаний, ценностей, навыков и понимания, которые потребуются им в жизни, а так же к их уверенному, творческому и непринужденному применению в любой роли, обстоятельствах и среде в обществе.
Слайд 36из 37
3. Направления образования
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития образования Республики Казахстан на
2011 – 2020 годы
УТВЕРЖДЕНА Указом Президента Республики Казахстан от 7.12.2010
года № 1118
Цель: Повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики