Слайд 1 Образовательный процесс в высшей школе
Волкова Милена Александровна,
к.п.н., доцент,
доцент каф. БЖД
vma63@inbox.ru
Слайд 2План
Образовательный процесс как система
Основные принципы проектирования и реализации ОП
Содержательный
компонент
Технологический компонент
Слайд 3Образовательный процесс
Процесс обучения
Процесс воспитания
Слайд 5Уровни сформированности компетенции
знает,
умеет,
способен,
готов,
владеет.
Они задают логику образовательного процесса
Слайд 6Общие формы организации образовательного процесса в ВШ
лекция,
лабораторные занятия
практические
(семинарские) занятия,
зачет, экзамен,
консультация,
самостоятельная работа студента (СРС)
производственная (профессиональная) практика
Слайд 7Лекция
(от лат. lectio — чтение), систематическое, последовательное, монологическое изложение
учителем (преподавателем, лектором) учебного материала, как правило теоретического характера.
Слайд 8Практические занятия
Призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в
обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности;
развивают научное
мышление и речь,
позволяют проверить
знания студентов
и выступают как средства
оперативной обратной связи.
могут проходить в форме
семинара,
практикума,
лабораторной работы
Слайд 9ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ
один из видов самостоятельной, практической работы и исследования
с
целью углубления и закрепления теоретических знаний,
развития навыков самостоятельного экспериментирования.
Включают
подготовку необходимых для опыта (эксперимента) приборов, оборудования, реактивов и др.,
составление схемы-плана опыта,
его проведение, описание и отчет.
применяются в процессе преподавания
естественно-научных
и технических дисциплин.
Слайд 10Семинар
а) овладение языком соответствующей науки (навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями);
б)
овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и
задач,
в) овладение умениями и навыками вести полемику.
Слайд 11Конференция
может быть итоговой формой проведения занятий по учебному курсу;
предполагает выступления
с докладами, содержащими новую информацию,
обогащающую знания обучающихся по курсу
и определенной теме,
служащие основой для возможного последующего обсуждения и дискуссии.
Слайд 12Формы СРС
выполнение фронтальных заданий разнообразного характера (решение задач; подбор
и изучение литературных источников; разработка и составление различных схем; выполнение
графических работ; проведение расчетов; перевод и пересказ текстов и др.);
выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы. Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы;
выполнение курсовых проектов и работ;
подготовка к участию в научно-теоретических и научно-практических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.
Слайд 13Зачет и экзамен
Проводятся в специально отведенное время.
При правильной организации учебного
процесса подготовка к ним способствует сознательной и творческой проработке учебного
материала,
его повторению, дополнительной систематизации и закреплению.
Слайд 14Производственная (профессиональная) практика
– вид учебных занятий, в процессе которых студент
самостоятельно
выполняет в условиях
действующего производства
реальные производственные
задачи,
определённые учебной
программой
Слайд 15Средство обучения
это материальный или идеальный объект,
который использован педагогом и
обучающимися для усвоения новых знаний, формирования умений, навыков, выработки компетенций.
Слайд 16Материальные средства
учебники и пособия,
таблицы,
модели,
макеты,
средства наглядности,
учебно-технические
средства,
учебно-лабораторное оборудование,
помещения, мебель,
оборудование аудитории,
другие материально-технические условия обучения.
Слайд 17Идеальные средства обучения
те усвоенные ранее знания и умения,
которые используют
педагоги и обучающиеся для усвоения новых знаний.
Л.С. Выготский приводит
такие средства обучения:
речь,
письмо,
схемы,
условные обозначения,
чертежи, диаграммы,
произведения искусства,
мнемотехнические приемы запоминания и др.
Слайд 18Метод обучения
способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на
решение задач образования (Ю.К. Бабанский).
система целенаправленных действий учителя, организующих учебную
деятельность учащихся, ведущую, в свою очередь, к достижению целей обучения (И.Я. Лернер).
Слайд 19Основания классификации методов обучения
Источник знаний
Характер познавательной деятельности
Дидактическая цель
По функциям педагога
при организации учебно-познавательной деятельности
Слайд 20Классификация методов обучения по источнику знаний
Слайд 21Классификация методов по характеру познавательной деятельности
объяснительно-иллюстративные
репродуктивные
проблемное изложение
частично-поисковые (эвристические)
исследовательские
Слайд 22По функциям учебно-познавательной деятельности
методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные,
наглядные, практические, репродуктивный, проблемно-поисковый и др.);
методы стимулирования и
мотивации учебной деятельности (методы стимулирования интереса к учению, долга и ответственности, поощрение, порицание, соревнование);
методы контроля и самоконтроля за учебной деятельностью (устного, письменного, лабораторно-практического и др. контроля и самоконтроля)
Слайд 23Принципы контроля
объективность,
систематичность,
наглядность (гласность).
Слайд 24Виды контроля
входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения
очередной дисциплины;
текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня
усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях;
промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса;
самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;
итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;
контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.
Слайд 25Литература
Педагогика профессионального образования: Учебн. пособие под ред. С.Я. Батышева и
А.М. Новикова. – М.: Изд-во ЭГВЭС,2009. – 456 с. –
Гл.4-6.http://www.anovikov.ru/books/prof_ped.pdf
Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / Под ред. М.В. Булановой-Топорковой. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 512 с. – Гл.5. - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/bulan/index.php
Сорокопуд, Ю.В. Педагогика высшей школы [Текст] : учеб. пособие для магистров, аспирантов и слушателей системы повышения квалификации и переподготовки по программе "Преподаватель высшей школы" / Ю. В. Сорокопуд. – Ростов н/Д : Феникс , 2011 – 541 с. - Гл. 4.