Слайд 1Общаться с ребенком. Как?
3 урок
«Давай вместе!»
(по книге Ю.Б. Гиппенрейтер)
Подготовила педагог-психолог
Халтурина А.В
Слайд 3Вспомним!!!
Правило 1
Важно оставлять ребенка в покое, если он хочет делать
что-то сам и делает это с удовольствием
Слайд 4Исключение!!!
Другое дело, если ребенок натолкнулся на серьезную трудность, с которой
он не может справиться. Тогда позиция невмешательства не годится, она
может принести только вред.
Слайд 5Ситуация 1
Подарили мы Мише на день рождения конструктор. Он обрадовался,
сразу стал его собирать. Было воскресенье, и я играл с
младшей дочкой на ковре. Через пять минут слышу: „Пап, не получается, помоги“. А я ему в ответ: „Ты что, маленький? Сам разбирайся“. Миша погрустнел и скоро бросил конструктор. Так с тех пор к нему и не подходит
Слайд 6Почему родители так говорят?
они хотят приучить детей быть самостоятельными,
учат
не бояться трудностей,
им некогда,
им неинтересно,
родитель сам не знает,
как надо.
Слайд 7Правило 2
Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь,
обязательно помогите ему.
Очень хорошо начать со слов «Давай вместе»
Слайд 8Разве правила не противоречат одно другому?
Нет, они относятся к
разным ситуациям.
Правило 2 используют, если ребенок либо прямо просит
о помощи, либо жалуется, что у него «не выходит», «не получается», что он «не знает как», либо вообще оставляет начатое дело после первых неудач. Любое из этих проявлений – сигнал о том, что ему необходимо помочь.
Слайд 9Психологический закон Л.С. Выготского
«зона ближайшего развития ребенка»
По мере развития ребенка
круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет
тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослым. Другими словами, завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой, и именно благодаря тому, что это было «с мамой». Зона дел вместе – это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее. Вот почему ее назвали зоной ближайшего развития.
Слайд 10Говорим «ДА»
Надо сказать, что дети хорошо чувствуют и знают, в
чем они сейчас нуждаются. Как часто они просят: «Поиграй со
мной», «Пойдем погуляем», «Давай повозимся», «Возьми меня с собой», «А можно я тоже буду?» И если у вас нет действительно серьезных причин для отказа или отсрочки, ответ пусть будет только один «Да!».
Слайд 11Ситуация 2
Одни знакомые родители жаловались, что их сын совсем мало
читает. Оба хотели, чтобы он вырос образованным и начитанным человеком.
Они были очень занятые люди, поэтому ограничивались тем, что доставали «самые интересные» книги и выкладывали их сыну на стол. Правда, они еще напоминали, и даже требовали, чтобы тот сел читать. Однако мальчик равнодушно проходил мимо целых стоп приключенческих и фантастических романов и отправлялся на улицу играть с ребятами в футбол.
Слайд 12Читать вместе с ребенком. Во многих семьях читают вслух дошкольнику,
еще не знакомому с буквами. Но некоторые родители продолжают это
делать и потом, когда их сын или дочь уже ходят в школу. Как долго надо читать вместе с ребенком, уже научившимся складывать буквы в слова? – однозначно ответить нельзя. Дело в том, что скорость автоматизации чтения у всех детей разная (это связано с индивидуальными особенностями их головного мозга). Поэтому важно в трудный период освоения чтения помочь ребенку увлечься содержанием книги.
Решение
Слайд 13Ситуация 3
«Вова не очень любил книги, читал он медленно, ленился.
А из-за того, что мало читал, не мог научиться читать
быстро. Вот и получалось что-то вроде заколдованного круга. Что делать? Решила его заинтересовать. Стала выбирать интересные книги и читать ему на ночь. Он забирался в кровать и ждал, когда я закончу свои домашние дела.
Читали – и оба увлекались: что будет дальше? Уже пора свет гасить, а он: «Мамочка, ну пожалуйста, ну еще одну страничку!». А мне самой интересно… Тогда договаривались твердо: еще пять минут – и все. Конечно, он ждал с нетерпением следующего вечера. А иногда и не дожидался, дочитывал рассказ до конца сам, особенно если мало оставалось. И уже не я ему, а он мне говорил: «Прочти обязательно!» Я, конечно, старалась прочитать, чтобы вместе вечером новый рассказ начать. Так постепенно он начал брать книгу в руки, и теперь, бывает, его не оторвешь!».
Слайд 14Правила 2 (целиком)
Если ребенку трудно, и он готов принять вашу
помощь, обязательно помогите ему. При этом:
Возьмите на себя только то,
что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.
Слайд 15Как уберечь активность ребенка?
Опасность первая – слишком рано переложить свою часть на ребенка.
Если привести пример с велосипедом это равносильно тому, чтобы уже
через пять минут отпустить и руль, и седло. Неизбежное в таких случаях падение может привести к тому, что у ребенка пропадет желание садиться на велосипед.
Вторая опасность – наоборот, слишком долгое и настойчивое участие родителя, так сказать, занудливое руководство, в совместном деле.
Слайд 16Среди подростков провели опрос: помогают ли они дома по хозяйству?
Большинство
учеников 4-6-х классов ответили отрицательно. При этом ребята высказали недовольство
тем, что родители не допускают их до многих домашних дел: не дают готовить, стирать и гладить, ходить в магазин.
Среди учащихся 7-8-х классов оказалось столько же ребят, не занятых в домашнем хозяйстве, однако число недовольных было в несколько раз меньше!
Этот результат показывает, как угасает
желание детей быть активными, брать на
себя различные дела, если взрослые не
способствуют этому
Слайд 17Домашние задания
Выберите для начала какое-нибудь дело, которое не очень хорошо
получается у вашего ребенка. Предложите ему «Давай вместе!» Посмотрите на
его реакцию: если он проявит готовность, займитесь с ним вместе. Внимательно следите за моментами, когда можно ослабить ваше участие («отпустить руль»), но не делайте этого слишком рано или резко. Обязательно отметьте первые, даже небольшие самостоятельные успехи ребенка; поздравьте его (а заодно и себя!).
Выберите пару новых дел, которые вы хотели бы, чтобы ребенок научился делать сам. Повторите ту же процедуру. Снова поздравьте с успехами его и себя.
Обязательно в течение дня поиграйте, поболтайте, поговорите по душам с ребенком, чтобы время, проводимое вместе с вами, было для него положительно окрашено.