Слайд 1Общая авария и морской протест. Распределение убытков.
Слайд 2Термином «авария» принято обозначать событие, связанное с техническими неполадками или
выходом из строя машин и механизмов, влекущее, как правило, существенное
изменение способности осуществлять определенную деятельность (например, мореплавание или рыболовство) или существенно снижающее качество обитания экипажа и пассажиров морского судна (или иного управляемого технического средства).
Слайд 3В морском праве «общая авария» - древнейшая форма распределения рисков,
сопровождающих мореплавание, период возникновения которой восходит к нормам «Родосского права»
и которые впервые были письменно оформлены в Дигестах Юстиниана
Слайд 4За долгие годы применения основные принципы «общей аварии» не подверглись
существенным изменениям, практически адекватно повторяются в законах многих морских держав
и состоят в следующем: общими признаются убытки или расходы, понесенные экипажем, судовладельцем и грузовладельцем в целях сохранности собственности, подвергающийся опасности во время обычного рейса.
Слайд 5Пять признаков, формирующих ущерб от общей аварии^
1) «чрезвычайность» расходов;
2) ненамеренность;
3)
обоснованность опасностью;
4) нацеленность на предоnвращение риска;
5) выгодность общему предприятию с
точки зрения спасения части.
Слайд 6Первая попытка кодификации правил распределения убытков, вызванных морской аварией, была
предпринята на международной конференции в г. Глазго в 1860 г.
На основании принятых резолюций в 1864 г. в г. Йорк представители торговых палат, судовладельцев, грузовладельцев и страховых компаний ряда стран согласовали свод общепринятых в международном торговом мореплавании правил, регулирующих распределение между судовладельцем и грузовладельцем пропорционально стоимости судна, груза и фрахта убытков, понесенных каким-либо из этих лиц, вследствие расходов и пожертвований, намеренно произведенных во время морской перевозки для спасения судна, груза и фрахта от общей для них опасности.
Слайд 7В 1877 году они были пересмотрены в Антверпене, уточнены в Йорке в 1890 году и с тех
пор носят название Йорк-Антверпенских правил. В XX веке Йорк-Антверпенские правила
пересматривались неоднократно — в 1924, 1950, 1974 и 1994 гг. В 2004 году на Конференции Международного морского комитета в Ванкувере в Йорк-Антверпенские правила были внесены новые изменения.
Слайд 8По структуре Йорк-Антверпенские правила подразделяются на литерные (от «А» до
«G») и цифровые (I—XXIII). В литерных правилах содержится определение общей аварии (правило
«А») и другие положения общего характера. Цифровые правила содержат положения, относящиеся к отдельным случаям общей аварии (распределение убытков от выбрасывания за борт части груза в целях спасения судна и остального груза, от тушения пожара на судне и т. п.).
Слайд 9Различают следующие виды общей аварии:
Выбрасывание груза за борт
Тушение пожара
Намеренная посадка
судна на мель
Снятие судна с мели
Заход судна в место убежища
Перемещение
на борту судна, выгрузка либо обратная погрузка груза, топлива или предметов снабжения
Временный ремонт судна
Постоянный ремонт судна
Слайд 10Задержка судна ради общей безопасности
Признание судна непригодным к плаванию
Спасание судна
с грузом
Меры по предотвращению или уменьшению ущерба окружающей среде
Повреждение или
гибель груза, топлива либо предметов снабжения
Потеря фрахта
Заменяющие расходы
Гибель судна
Слайд 11В современных условиях судоходства считавшиеся когда-то классическими примерами общей аварии
случаи пожертвования частью судового имущества или груза (выбрасывание груза за
борт, сжигание судового оборудования вместо топлива, затопление горящего судна и т. п.) встречаются сравнительно редко. Вследствие увеличения размеров судов, расширения сети портов, создания во многих странах специализированных спасательных служб и организаций, улучшения средств связи судовладельцы гораздо чаще прибегают к другим способам спасения судна и груза от общей опасности — к использованию услуг спасателей, заход в порт-убежище, и др.
Слайд 12Убытки, происходящие по тем или иным причинам во время морской
перевозки, морское право подразделяет на два вида: общую аварию и
частную аварию. Под частной аварией понимают ненамеренный ущерб, причинённый судну или грузу. Правовые последствия общей и частной аварий различны. Убытки, составляющие частную аварию, относятся на счет того, кто их понес (судовладелец, перевозчик или грузовладелец), или на того, кто отвечает за их причинение. Расходы или пожертвования, отнесенные к общей аварии, распределяются между всеми участниками перевозки пропорционально стоимости судна, груза или фрахта. Убытки по общей аварии распределяются между всеми участниками перевозки и в том случае, когда опасность, вызвавшая чрезвычайные расходы или пожертвования, возникла по вине третьего лица или одного из участников договора морской перевозки - п.3.ст.285 Кодекса торгового Мореплавания РФ
Слайд 13В кодексе торгового мореплавания глава 26 посвящена общей аварии.
ст. 284
1.
Общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных
чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии, - судна, фрахта и перевозимого судном груза.
2. Общей аварией признаются только такие убытки, которые являются прямым следствием указанных действий.
3. Общая авария распределяется между судном, грузом и фрахтом соразмерно их стоимости во время и в месте окончания общего морского предприятия.
Слайд 144. Общее морское предприятие имеет также место в случае, если
одно или несколько судов буксируют либо толкают другое судно или
другие суда при условии, если они все участвуют в коммерческой деятельности, но не в спасательной операции.
Правила применяются в случае, если принимаются меры по сохранению судов и их грузов, если грузы имеются, от общей опасности.
Судно не подвергается общей опасности вместе с другим судном или другими судами, если в результате простого отсоединения от другого судна или других судов оно находится в безопасности. В случае, если отсоединение представляет собой акт общей аварии, общее морское предприятие продолжается.
Правила не применяются если иное установлено договором.
Слайд 15ст. 285
В случаях, если это предусмотрено соглашением сторон, а также
в случаях неполноты подлежащего применению закона при определении рода аварии,
определении размеров общеаварийных убытков и их распределении применяются Йорк-Антверпенские правила об общей аварии и другие международные обычаи торгового мореплавания.
Право на возмещение убытков в порядке распределения общей аварии сохраняется и в случае, если опасность, вызвавшая чрезвычайные расходы или пожертвования, возникла по вине одной из сторон договора морской перевозки груза или третьего лица. Однако такое распределение не лишает участников общей аварии права на взыскание с ответственного лица причиненных убытков.
Слайд 16Статья 286. Общая авария, вызванная заходом судна в место убежища
1.
Общей аварией признаются расходы на заход судна в порт или
иное место убежища либо возвращение судна в порт или иное место погрузки груза вследствие несчастного случая или другого чрезвычайного обстоятельства, вызвавшего необходимость такого захода или возвращения ради общей безопасности.
2. В случаях, если расходы на заход судна в место убежища или возвращение его в место погрузки груза признаются общей аварией, к ней относятся также расходы, связанные с выходом судна с первоначальным грузом или частью его из такого места.
Слайд 17Статья 287. Расходы на перемещение на борту судна, выгрузку либо
обратную погрузку груза, топлива или предметов снабжения
Общей аварией признаются расходы
на перемещение груза, топлива или предметов снабжения на борту судна либо выгрузку их в месте погрузки груза, месте захода судна или месте убежища судна, произведенные ради общей безопасности в целях получения возможности устранить повреждения судна, вызванные несчастным случаем или другими чрезвычайными обстоятельствами, если устранение их необходимо для безопасного продолжения рейса.
Расходы на перемещение на борту судна груза, топлива или предметов снабжения либо выгрузку их не признаются общей аварией, если:
- расходы произведены исключительно в целях переукладки груза, топлива или предметов снабжения, вызванной их смещением во время рейса, и такая переукладка проведена не ради общей безопасности;
- выявленная в месте погрузки груза необходимость ремонта судна вызвана его повреждениями, не связанными с каким-либо несчастным случаем или другими имевшими место во время данного рейса чрезвычайными обстоятельствами.
Слайд 18Статья 288. Временный ремонт судна
Расходы на временный ремонт судна, проведенный
в месте погрузки груза, месте захода судна или месте убежища
судна ради общей безопасности либо для устранения повреждений, причиненных вследствие общеаварийных пожертвований, относятся к общей аварии. Расходы на временное устранение случайных повреждений, необходимое для завершения рейса, возмещаются только в размере тех предотвращенных расходов, которые были бы отнесены к общей аварии, если такое устранение не было бы проведено.
Слайд 19Статья 289. Расходы, вызванные задержкой судна ради общей безопасности
Общей аварией
признаются расходы на заработную плату и довольствие экипажа судна, вызванные
задержкой судна в каком-либо порту или месте вследствие несчастного случая, пожертвования или другого чрезвычайного обстоятельства ради общей безопасности либо для устранения повреждений, причиненных таким несчастным случаем, пожертвованием или другим чрезвычайным обстоятельством, если такое устранение необходимо для безопасного продолжения рейса. Расходы на топливо, предметы снабжения и портовые расходы, возникшие за время такой задержки, возмещаются в порядке распределения общей аварии, за исключением расходов на устранение повреждений, неотносимых к общей аварии.
Слайд 20Статья 290. Последствия признания судна непригодным к плаванию или отказа
судна от продолжения рейса
В случае признания судна непригодным к плаванию
или отказа судна от продолжения рейса из расходов на хранение, страхование, заработную плату экипажа судна и его довольствие, топливо, предметы снабжения и портовых расходов к общей аварии относятся только расходы, произведенные до признания судна непригодным к плаванию или до отказа судна от продолжения рейса либо до окончания выгрузки груза при условии, если выгрузка груза к указанному моменту не закончена.
Слайд 21Статья 291. Общая авария, вызванная расходами на спасание
Расходы на спасание,
произведенные участвующими в общем морском предприятии сторонами, , признаются общей
аварией независимо от того, осуществлялось спасание на основании договора или иным образом.
Слайд 22Статья 292. Общая авария, вызванная принятием мер по спасанию
Общей аварией
при наличии признаков, в частности, признаются:
убытки, причиненные выбрасыванием груза за
борт судна, а также убытки, причиненные судну или грузу вследствие пожертвования ради общей безопасности, в частности вследствие проникновения воды в трюм через открытые для выбрасывания груза люки или другие сделанные для этого отверстия;
убытки, причиненные судну или грузу в связи с тушением пожара на судне, в том числе убытки от проведенного в этих целях выбрасывания судна на берег или затопления горящего судна;
убытки, причиненные судну или грузу намеренной посадкой судна на мель, независимо от того, могло ли судно быть вынесено на мель само;
убытки, причиненные судну повреждением двигателей, других машин или котлов судна при снятии судна с мели;
чрезвычайные расходы на облегчение находящегося на мели судна посредством перегрузки груза, топлива или предметов снабжения из судна на лихтеры, на найм лихтеров и на обратную их погрузку на судно, а также другие понесенные вследствие этого убытки.
Слайд 23Статья 293. Расходы, вызванные мерами по предотвращению или уменьшению ущерба
окружающей среде
Расходы, вызванные мерами по предотвращению или уменьшению ущерба окружающей
среде, относятся к общей аварии, если они произведены в одном из следующих случаев или во всех следующих случаях:
как часть операции, которая осуществлена ради общей безопасности, но которая, если бы она была предпринята стороной вне общего морского предприятия, давала бы этой стороне право на вознаграждение за спасение;
в связи с выгрузкой, со складированием или с обратной погрузкой груза, если расходы на указанные операции признаются общей аварией.
Слайд 24Статья 294. Убытки от повреждения или гибели груза, топлива либо
предметов снабжения
Убытки от повреждения или гибели груза, топлива либо предметов
снабжения, причиненные в результате перемещения их на судне, выгрузки из судна, обратной погрузки на судно и укладки, а также в результате их хранения, признаются общей аварией в случаях, если расходы на осуществление указанных операций признаются общей аварией.
Статья 295. Убытки от потери фрахта
Потеря фрахта, вызванная утратой груза, признается общей аварией в случаях, если утрата груза возмещается в порядке распределения общей аварии. При этом из фрахта исключаются расходы, которые в целях его получения были бы произведены судовладельцем, но вследствие пожертвования не были произведены.
Слайд 25Статья 296. Заменяющие расходы
Признаются общей аварией любые дополнительные расходы, произведенные
вместо других расходов, которые были бы отнесены к общей аварии
(заменяющие расходы). Заменяющие расходы возмещаются только в размере предотвращенных расходов независимо от экономии, полученной кем-либо из участников общей аварии в результате таких заменяющих расходов.
Слайд 26Статья 297. Убытки, не признаваемые общей аварией (частная авария)
1. Убытки,
не подпадающие под признаки общей аварии, признаются частной аварией. Такие
убытки не подлежат распределению между судном, грузом и фрахтом, и их несет тот, кто их потерпел, или тот, кто несет ответственность за их причинение.
2. Не признаются общей аварией даже при наличии признаков, указанных выше:
1) стоимость выброшенного за борт груза, перевозившегося на судне с нарушением правил и обычаев торгового мореплавания;
2) убытки, причиненные в связи с тушением пожара на судне вследствие воздействия дыма или нагревания;
3) убытки, причиненные обрубанием обломков или частей судна, ранее снесенных или фактически утраченных вследствие морской опасности;
4) убытки, причиненные форсированием работы двигателей либо иной работой двигателей, других машин или котлов судна, находившегося на плаву;
5) любые убытки или потери, понесенные судном или грузом вследствие увеличения продолжительности рейса (убытки от простоя, изменения цен и другие).
Слайд 27Статья 298. Убытки от повреждения судна, его машин или принадлежностей
1.
Составляющие общую аварию убытки от повреждения судна, его машин или
принадлежностей определяются исходя из стоимости ремонта, исправления или замены того, что повреждено или утрачено. При этом делаются скидки "за новое вместо старого".
2. В случае, если ремонт судна не производился, убытки от повреждения судна определяются в сумме, на которую стоимость судна уменьшилась в результате повреждения и которая согласно смете не выше стоимости ремонта судна.
Слайд 28Статья 299. Скидки "за новое вместо старого"
1. В случае, если
при ремонте судна, возраст которого не более пятнадцати лет, старые
материалы или части судна заменяются новыми, стоимость ремонта, относимая к общей аварии, уменьшается на одну третью часть стоимости ремонта.
3. Вызываемые необходимостью ремонта судна расходы на сухой док, стапеля и перемещение судна полностью относятся к общей аварии.
4. Расходы на очистку, окраску и покрытие корпуса судна при его ремонте признаются общей аварией в размере пятидесяти процентов и при условии, если предшествующие окраска и покрытие корпуса имели место в последние двенадцать месяцев до акта общей аварии.
Слайд 29Статья 300. Убытки от гибели судна
В случае, если судно полностью
погибло или даже не погибло, но расходы на его ремонт
превысили бы стоимость судна после ремонта (полная конструктивная гибель), убытки, признаваемые общей аварией, составляют разницу между оценочной стоимостью судна в неповрежденном состоянии за вычетом из нее не относящейся к общей аварии стоимости устранения повреждений согласно смете и суммой чистой выручки, которую можно было бы получить от продажи того, что осталось от судна.
Слайд 30Статья 301. Убытки от гибели или повреждения груза
Относящиеся к общей
аварии убытки от гибели или повреждения груза определяются в соответствии
со стоимостью груза в момент его выгрузки, устанавливаемой на основании торгового счета, выставленного получателю, при отсутствии счета - на основании стоимости груза в момент его отгрузки.
Стоимость груза на момент его выгрузки включает в себя расходы на страхование и фрахт, если только фрахт не находится на риске грузовладельца.
Слайд 31Статья 302. Предоставление средств на расходы, возмещаемые в порядке распределения
общей аварии
1. На сумму расходов, возмещаемых в порядке распределения общей
аварии, за исключением заработной платы и довольствия членов экипажа судна, а также стоимости топлива и предметов снабжения, не замененных во время рейса судна, начисляется комиссия в размере двух процентов, которая также относится к общей аварии.
2. К общей аварии относятся затраты, произведенные в целях получения средств, необходимых на общеаварийные расходы, посредством залога судна, продажи грузов или страхования кредита.
Слайд 32Статья 303. Проценты на убытки, возмещаемые в порядке распределения общей
аварии
На сумму расходов и другие суммы, возмещаемые в порядке распределения
общей аварии (убытки), начисляются семь процентов годовых в течение трех месяцев после даты составления диспаши. При этом должным образом учитываются платежи, произведенные за счет участвующих в покрытии общей аварии сторон или за счет депонированных для ее возмещения средств.
Слайд 33Статья 304. Контрибуционная стоимость имущества
1. Общая стоимость имущества (судна, груза
и фрахта), соразмерно которой устанавливаются взносы на покрытие убытков, возмещаемых
в порядке распределения общей аварии (контрибуционная стоимость имущества), определяется в соответствии с правилами, установленными ктм, на основе действительной чистой стоимости данного имущества по окончании рейса судна. К такой стоимости прибавляется сумма, возмещаемая в порядке распределения общей аварии за пожертвованное имущество, если только данная сумма в нее не включена.
2. Контрибуционная стоимость груза определяется в момент выгрузки груза исходя из стоимости, устанавливаемой на основании торгового счета, выставленного получателю, при отсутствии счета - на основании стоимости груза в момент его отгрузки. Стоимость груза включает в себя расходы на страхование и фрахт, если только фрахт не находится на риске грузовладельца.
Из стоимости груза вычитаются суммы всех убытков от гибели или повреждения груза до его выгрузки либо во время его выгрузки.
Контрибуционная стоимость груза, проданного вблизи от места назначения, определяется исходя из суммы чистой выручки от продажи груза с прибавлением к ней суммы, возмещаемой в порядке распределения общей аварии.
Слайд 343. Контрибуционная стоимость судна определяется без учета того обстоятельства, что
судно в момент акта общей аварии зафрахтовано по бербоут-чартеру или
по тайм-чартеру.
4. При определении контрибуционной стоимости имущества из находившихся на риске судовладельца фрахта и платы за проезд пассажиров вычитаются произведенные в целях получения фрахта и платы за проезд пассажиров расходы (в том числе расходы на заработную плату членам экипажа судна), которые не пришлось бы нести, если судно и груз погибли бы при обстоятельствах, вызвавших общую аварию, и которые не могут быть отнесены к общей аварии.
5. Багаж пассажиров, в том числе сопровождаемые ими автомашины и другие личные вещи пассажиров, не перевозившиеся на основании коносамента, не принимаются во внимание при определении контрибуционной стоимости имущества и взносов на покрытие убытков, возмещаемых в порядке распределения общей аварии.
Слайд 35Статья 305. Диспаша и диспашеры
По заявлению заинтересованных лиц наличие общей
аварии устанавливается и расчет по ее распределению (диспаша) составляется лицами,
обладающими знаниями и опытом в области морского права (диспашерами).
Слайд 36Статья 306. Доказательства и материалы, на основании которых составляется диспаша
1.
Сторона, требующая распределения общей аварии, обязана доказать, что заявленные убытки
действительно должны быть признаны общей аварией.
2. Лицо, интересы которого могут быть затронуты составлением диспаши, подает диспашеру заявление в письменной форме о потерях или расходах, возмещения которых оно требует, в течение двенадцати месяцев со дня окончания общего морского предприятия.
В случае, если такое заявление не подано или в течение двенадцати месяцев после запроса о таком заявлении лицо не представит доказательства в целях обоснования заявленного требования либо данные о стоимости имущества, диспашер вправе составлять диспашу на основе имеющейся у него информации; при этом диспаша может оспариваться только на том основании, что она является явно неправильной.
Слайд 373. При возникновении во время составления диспаши вопросов, требующих для
их разрешения специальных знаний (в области судовождения, судостроения, ремонта судов,
оценки судов и грузов и других), диспашер вправе поручить подготовить соответствующее заключение назначенному им эксперту. Такое заключение оценивается диспашером наряду с другими доказательствами.
4. Материалы, на основании которых составляется диспаша, должны быть открыты для ознакомления, и диспашер по требованию заинтересованных лиц обязан за их счет выдавать им заверенные копии данных материалов.
Слайд 38Статья 307. Сбор за составление диспаши
За составление диспаши взимается сбор,
который включается в диспашу и распределяется между всеми заинтересованными лицами
пропорционально долям их участия в общей аварии.
Слайд 39Статья 308. Исправление и оспаривание диспаши
1. Ошибки в расчетах, обнаруженные
в диспаше после ее регистрации в реестре диспаш, могут быть
исправлены диспашером по своей инициативе или по заявлению лиц, между которыми распределена общая авария, посредством составления дополнения к диспаше (аддендума), являющегося ее составной частью.
2. Лица, между которыми распределена общая авария, могут оспорить диспашу в суде в течение шести месяцев со дня получения диспаши или аддендума к ней с обязательным извещением об этом диспашера посредством направления ему копии искового заявления.
3. Диспашер вправе или, если потребуется, обязан принять участие в рассмотрении спора о диспаше в суде и дать объяснения по существу дела.
4. Суд, рассматривающий спор о диспаше, может оставить диспашу в силе, внести в нее изменения или отменить ее и поручить диспашеру составить новую диспашу в соответствии с решением суда.