Слайд 1ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА
Лекция 3-3
КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ
Слайд 2ЧЕЛОВЕК – КТО ОН?
ЧЕЛОВЕК – СУЩЕСТВО БИО(ПСИХО)СОЦИАЛЬНОЕ
«Человек есть животное о
двух ногах, лишенное перьев…и с широкими ногтями» (Платон)
«Человек есть
не что иное, как ряд его поступков» (Гегель Г.)
«Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой облик» (Гёте И.)
Слайд 3ЧЕЛОВЕК - ЭТО ЕГО ДЕЙСТВИЯ
Потребность, мотив
Цель, задача
Действия
Результаты
Рефлексия
Социальные критерии оценивания
Социальные системы
Слайд 4ОБЪЯСНЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ В ПОДСТРУКТУРЕ «НАПРАВЛЕННОСТЬ»
Слайд 5ВОСПИТАНИЕ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Целенаправленное
формирование влечений, желаний, склонностей, убеждений, идеалов, ценностей, мировоззрения человека обеспечивает
прогнозируемость и социальную позитивность его отдельных поступков, его деятельности и тех социальных ролей, которые они определяют. Подструктура личности «направленность» формируется в процессе воспитания
Слайд 6КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ
Катего́рия (др.-греч.— «высказывание, обвинение, признак») — предельно общее понятие,
выражающее наиболее существенные отношения действительности, базовое понятие науки
КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ
Обучение
Воспитание
Развитие
Социализация
Образование
Педагогический
факт
Педагог
Обучающийся
Слайд 7ВОСПИТАНИЕ
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (ФЗ-273, ст.2)
Слайд 8«НАПРАВЛЕННОСТЬ»
ФОРМИРУЕТСЯ НЕПРЕРЫВНО
Формирование желаний, убеждений, идеалов, ценностей, мировоззрения
человека – это непрерывный процесс изменений, осуществляемый под влияние, как
правило, внешних информационных факторов. Регулирование их содержания и интенсивности – одна из основных функций воспитания.
Интенсивность общения ребенка с виртуальными героями за 25 лет выросла более, чем в 30 раз
Слайд 9ВОСПИТАНИЕ–КОНТРОЛИРУЕМЫЙ ПРОЦЕСС?
Слайд 10
Интернет
СМИ
Сверстники
Школа
К КЕМ ОБУЧАЮЩИЙСЯ ПРОВОДИТ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ?
Слайд 11РОЛЬ ПЕДАГОГА В ВОСПИТАНИИ
Важнейшая задача
школы и педагога – обеспечить целенаправленность и содержание воспитания. Процесс
воспитания непрерывен. Если педагог не обеспечивает его целенаправленность и содержание, то их обеспечивают иные социальные системы. Результат воспитания – действия, поступки человека не прогнозируются. Возрастает вероятность их социально-негативного характера.
Слайд 12УЧИТЕЛЬ, КОТОРОГО ЖДУТ
Добрый
Красивый
Умный
Талантливый
Высокие баллы ЕГЭ у его учеников
Его ученики побеждают
в олимпиадах
Коммуникабельный
Модный
Современный
Не ругается без причины
Понимает
Всегда здоровается
Личный пример является одним
из самых эффективных методов воспитания
Слайд 14ПОРТРЕТ ИДЕАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Биологичес-кая п-структура
Психологическая п-структура
Опыт
Направленность
Психологическая п-структура
ОЖИДАНИЯ
РЕАЛЬНОСТЬ
Направленность
Биологичес-
кая п-
структура
Опыт
Слайд 15ВОСПИТАНИЕ КАК МНОГООБРАЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Воспитание
наука
искусство
ремесло
технологии
интуиция
опыт
инсайт
миссия
Слайд 16ВОСПИТАНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
Задача системы
образования государства - обеспечить стабильность и позитивное, эволюционное развитие государства
(приоритеты государства – прогнозируемое будущее). В современном мире воспитание играет роль гаранта социальной стабильности и национальной безопасности. Цветные революции, духовный нигилизм, приоритет природных инстинктов и эгоизма – итоги игнорирования воспитания.
Слайд 18СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ВОСПИТАНИЯ
Приоритетная задача Российской Федерации – формирование
новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI
века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.
«Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Слайд 19КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ
Поддержка семейного воспитания.
Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов.
Поддержка общественных объединений.
Гражданское, патриотическое, духовное и нравственное воспитание детей.
Популяризация научных знаний среди детей.
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.
Экологическое воспитание.
Слайд 20Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной
программы Российской Федерации "Развитие образования»
Государственная программа предусматривает
ее перевод на механизмы проектного управления и выделение в её составе проектной и процессной частей (это изменений целей и ценностей).
В рамках госпрограммы планируется реализация приоритетных проектов: 1.«Вузы как центры пространства создания инноваций», 2.«Современная цифровая образовательная среда Российской Федерации», 3.«Развитие экспортного потенциала российской системы образования», 4.«Создание современной образовательной среды для школьников»,5.»Рабочие кадры для передовых технологий», 6.«Доступное дополнительное образование для детей».
Слайд 21
ВУЗЫ КАК ЦЕНТРЫ СОЗДАНИЯ ПРОСТАНСТВА ИННОВАЦИЙ
Цель
проекта - Обеспечить устойчивую глобальную конкурентоспособность в 2018 году не
менее 5, а в 2025 году не менее 10 ведущих российских университетов; создать в субъектах Российской Федерации в 2018 году не менее 55, а в 2025 году не менее 100 университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов
Слайд 22СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Цель проекта - создать
к 2018 году условия для системного повышения качества и расширения
возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства и увеличения числа обучающихся образовательных организаций, освоивших онлайн-курсы до 11 млн человек к концу 2025 года.
Слайд 23
РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Цель проекта -
Повышение привлекательности и конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных
услуг в целях увеличения доли несырьевого экспорта Российской Федерации.
Слайд 24
СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
Цель проекта -
Обеспечить российским школьникам современную образовательную среду и перевести всех учащихся
на обучение в одну смену, за счет создания к 2025 году 6531,287 тыс. новых мест в общеобразовательных организациях, в том числе, за счет строительства школ нового типа.
Слайд 26
РАБОЧИЕ КАДРЫ ДЛЯ ПЕРЕДОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Цель проекта - Создание
конкурентоспособной системы среднего профессионального образования, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов и
рабочих кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями.
Слайд 27WORLDSKILLS В РОССИИ
Союз «Молодые профессионалы
(Ворлдскиллс Россия)» –
Миссия – повышение стандартов подготовки
кадров.
Девиз: «Делай мир лучше силой своего мастерства!».
WorldSkills Russia - всероссийские чемпионаты профессионального мастерства между студентами организаций ВО и СПОв возрасте до 22 лет.
Корпоративные чемпионаты, в которых принимают участие молодые рабочие в возрасте от 16 до 28 лет - WorldSkills Hi-Tech.
Чемпионат в сфере высокотехнологичных профессий IT-сектора – DigitalSkills. Участники – студенты профильных вузов и колледжей, а также специалисты крупнейших компаний – до 28 лет.
AgroSkills – отраслевой чемпионат профессионального мастерства среди сотрудников компаний из сектора сельского хозяйства (возраст 18-28 лет).
WorldSkillsKazan 2019
Слайд 28ДОСТУПНОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Цель проекта - обеспечение
реализации «майских указов» Президента Российской Федерации в части охвата не
менее 70 - 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет, качественными программами дополнительного образования.
Слайд 29ВОСПИТАНИЕ – ЭТО ДОЛГОСРОЧНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ
Результат образования
не обязательно измеряется в деньгах. Специфика воспитания в его долгосрочных
результатах. Они не приносят «быстрые» деньги, но они приносят глобальный результат в будущем. Главный результат воспитания – это ценности, «идеальное» мировоззрение. Воспитайте в людях эти ценности и Ваше государство займет лидирующие позиции в мире.
Слайд 30ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
Обучение и
воспитание – это неразделимые составляющие деятельности педагога. Мерой его профессионализма
является установления баланса между этими компонента.
Обучение
Воспитание
Распределение баланса
Преподаватель -предметоцентрист
Воспитатель – идеалист - педоцентрист
Учитель-воспитатель
Слайд 31РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Развитие - процесс количественных и качественных изменений,
происходящих в организме человека в соответствии с социальными и физиологическими
процессами. Основным социальным процессом, стимулирующим изменения является образование.
образование
Главная проблема – как и чем измерять эти изменения?
Слайд 32РАЗВИТИЕ – ЭТО ДИНАМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕКА
Направленность
Направленность
Опыт
Опыт
Психические процессы
Биологическая подструктура
Психические процессы
Биологическая подструктура
СЕГОДНЯ
ВЧЕРА
Разность
между содержанием подструктур личности «вчера» и «сегодня» и есть развитие
обучающегося, это результат совместной деятельности обучающегося и педагога.
Слайд 33ПЕДАГОГИ И ИЗМЕРЕНИЯ
Измерение развития – измерение
количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека – это
часть профессиональной деятельности педагога. Качественное и объективное измерение позволяет определить прогресс, стабилизацию или регресс в развитии обучающегося. Следующим этапом является соответствующее педагогическое действие, которое выбирает педагог. Наличие неверного измерения развития едет к педагогической ошибке.
Слайд 34КАК ИЗМЕРИТЬ РАЗВИТИЕ?
Измерение – это:
1.Сопоставление измеряемой величины с эталоном, выраженное в определенной шкале.
2. Совокупность операций для определения отношения одной (измеряемой) величины к другой однородной величине, принятой всеми участниками за единицу измерения.
Что является эталоном и шкалой в педагогических измерениях?
Слайд 35 ОСНОВА ИЗМЕРЕНИЙ В ОБРАЗОВАНИИ – СУБЪЕКТИВНЫЙ ЭТАЛОН
Образ идеального студента
– эталон для преподавателя
Образ идеального педагога – эталон для студента
Реальный
педагог
Студент полностью соответствует эталону преподавателя – «5», полностью эталону не соответствует – «2 (1,0)»
Реальный студент
Сопоставление - Вывод
Сопоставление - Вывод
Субъективные эталоны формируются стихийно, часто зависят от «среднего обучающегося» в классе (группе)
Что означает –»3» и «4»?
Слайд 36СРЕДНИЕ ПОКАЗАТЕЛИ - ПРОБЛЕМА ОТЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Измерение
развития – это определение динамики индивидуальных характеристик конкретного человека. Использование
среднего арифметического значения показателей (средние показатели), связанных с развитием человека – это процесс противоречащий нормам педагогики и российского законодательства (ФЗ-273, ст.3,п.8 «… адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека»
В классе 10 человек написали контрольную на «3», и 10 человек – на «5». Средняя успеваемость класса – «4»
Слайд 37ИЗМЕНЕНИЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ – ОТКАЗ ОТ СУБЪЕКТИВНОГО ЭТАЛОНА
Изменение схемы оценки развития обучающегося предполагает отказ от сопоставления его
с субъективным «эталоном». Единственный объективный результат деятельности педагога – это динамика развития каждого обучающегося «вчера –сегодня – завтра» в совокупности трех аспектов: дидактическом, социо-культурном, медико-физиологическом.
Эталоном для конкретного обучающегося становится сам обучающийся
Результаты обучения
Социо-культурные достижения (воспитание, социализация)
Медико-физиологическое состояние
Вчера
Сегодня
Завтра
Слайд 38ИЗМЕНЕНИЕ ШКАЛЫ ИЗМЕРЕНИЯ РАЗВИТИЯ
1. Расширение шкалы, что позволяет
учитывать многообразие уровня достижений обучающихся:
5+, 5, 5-, 4+, 4, 4-,
3+, 3, 3-, 2, 1
2. Переход к бинарной шкале, что позволяет конкретизировать уровень достижения обучающихся:
0 – знает, 1 – не знает
3. Отказ от цифровой шкалы и переход к качественной шкале достижений:
Владеет компетенцией в полной мере;
Владеет компетенцией в достаточной мере;
Не владеет компетенцией.
4. Отказ от измерения чего-либо и переход к фиксации ощущений: комфортно- не комфортно, нравится-не нравится…
Измерение результатов обучения: текущее, периодическое, итоговое, поститоговое (остаточные знания). Измерение результатов воспитания реально только в долгосрочной перспективе.
Слайд 39ИЗМЕНЕНИЕ ПРИОРИТЕТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗМЕРЕНИЯ
Традиционная схема обучения
Л
С
ЛР
К
Э
Активное обучение
Е
Е
2-3% t
Слайд 40СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Социализация – процесс полной интеграции индивида в социальные системы, в
ходе которой происходит ее приспособление к культурным, психологическим и социологическим
факторам или преодоление им негативных влияний среды, мешающих саморазвитию и самоутверждению.
Социализация – множественный процесс, определенный количеством «социальных» ролей, которые исполняет индивид.
Социальная роль
Учитель
Родитель
Ребенок
Начальник
Друг
Сосед
Политик
Слайд 41ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКТ (СИТУАЦИЯ)
Образование как процесс, взаимная деятельность
педагога и обучающегося – это взаимосвязанная последовательность педагогических фактов (явлений)
– педагогических ситуаций. А.С.Макаренко писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является «педагогический факт (явление)».
Педагогическая ситуация – это факт (явление), с которой педагог и обучающийся встречаются в совместной деятельности.
А.С.Макаренко
1888-1939
Слайд 42ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ
Ситуация
Ситуация
Ситуация
Педагогические задачи
Слайд 43БЛОК-СХЕМА РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ
Объективная реальность
Педагогическая ситуация
Педагогическая задача
Формулирование кейса решений
Действие педагога
Действие
участника ПС
Решена ли задача?
Решение педагогической задачи
НЕТ
ДА
Существует автономно от педагога
Определена как
сфера профессиональной (личной)деятельности
Выявлено противоречие, определена цель и желание ее достигнуть
Формулируются пути (путей) достижения цели
Существующая ситуация
Идеальная ситуация
Решение
Слайд 44ГРАФЫ И МАТРИЦЫ ДЕЙСТВИЙ В КЕЙСЕ РЕШЕНИЙ
У
У
П
П
П
П
П
111
112
121
122
1
2
1.1.
1.2.
2.1.
2.2.
1.1.1., 1.1.2.,1.2.1.,1.2.2.,2.1.1.,2.1.2.,2.2.1,2.2.2
211
212
221
222
Слайд 45КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОХОД И КОМПЕТЕНЦИИ
Компетентность (лат. competens — подходящий, соответствующий,
надлежащий, способный, знающий) — качество человека, обладающего обширными знаниями в какой-либо
области, мнение которого является вескими авторитетным.
Компетенция — это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определённый класс задач.
Компетентностный подход – организация образовательного процесса, ведущая к формированию у обучающихся готовности реализовать определенную совокупность компетенций.
Слайд 46ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ В КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ПОДХОДЕ
Педагогическая ситуация
Педагогическая задача
Кейс Решения педагогической задачи
Имитационное
моделирование решения педагогической задачи
Формирование компетенции
Готовность к педагогической деятельности