Слайд 1Общее макроэкономическое равновесие: модель AD-AS
Слайд 2Совокупный спрос (AD) отражает зависимость между объемом совокупного выпуска, на
который предъявлен спрос (Y) и уровнем цен Р
Субъектами совокупного спроса
выступают четыре макроэкономических агента: сектор домашних хозяйств, предпринимательский сектор, государство и остальной мир
Соответственно в структуре совокупного спроса выделяют:
спрос на потребительские товары и услуги со стороны сектора домашних хозяйств (C)
спрос на инвестиционные товары со стороны предпринимательского сектора (I)
спрос на товары и услуги со стороны государства (G)
спрос на чистый экспорт со стороны иностранцев (Xn)
Слайд 3(!) не отождествлять совокупный спрос и ВВП по расходам
Совокупный спрос
характеризует совокупные расходы, которые планируют, намерены сделать макроэкономические агенты при
каждом возможном уровне цен
ВВП по расходам представляет собой сумму фактических расходов макроэкономических агентов, которые ими сделаны в течение определенного периода времени
Слайд 4AD
Y
Графической моделью совокупного спроса является кривая AD:
P
Точки кривой AD представляют
такие комбинации совокупного выпуска и уровня цен, при которых товарный
и денежный рынки уравновешены
Слайд 5Обратная зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен
Выводится из
уравнения количественной теории денег
Объясняется:
- эффектом процентной
ставки (эффектом Кейнса)
- эффектом богатства (эффектом Пигу)
- эффектом импортных закупок (эффектом Манделла-Флеминга)
Слайд 6Md1
M
Эффект процентной ставки
М – const
При прочих равных условиях, рост цен
увеличивает спрос на деньги
Ms
i1
i2
i
Md2
Слайд 7Номинальное богатство представляет собой накопленные финансовые активы (деньги и ценные
бумаги) с фиксированной номинальной стоимостью
Эффект богатства объясняет отрицательный наклон кривой
совокупного спроса следующим образом:
или
Слайд 8Эффект импортных закупок (эффект Манделла-Флеминга) объясняет отрицательный наклон кривой совокупного
спроса следующим образом:
Р↑ → относительное удорожание отечественных товаров и удешевление
импортных → Ex ↓, Im ↑ → Xn ↓ → YAD↓
Слайд 9Основные неценовые факторы совокупного спроса
Действие неценовых факторов выражается в смещении
кривой AD вправо или влево.
Слайд 10Неценовые факторы совокупного спроса представлены следующими группами:
Факторы, влияющие на объем
потребления домашних хозяйств
Факторы, влияющие на объем инвестиционных расходов
Изменения в государственных
расходах. Вызываются преимущественно политическими решениями руководства страны
Факторы, вызывающие изменения в объеме чистого экспорта
Денежные факторы
Слайд 111. Факторы, влияющие на объем потребления домашних хозяйств:
уровень благосостояния, или
величина богатства (не путать с эффектом богатства)
рост реальных доходов покупателей,
не связанный с инфляцией (например, вследствие роста заработков, пенсий, социальных пособий)
ожидания домашних хозяйств
изменения в размере задолженности домашних хозяйств
налоги
трансферты
Слайд 122. Факторы, влияющие на объем инвестиционных расходов
ожидаемая норма чистой прибыли
(перспективы получения прибыли на капитал)
ставка процента (не путать с эффектом
процентной ставки)
налоги на бизнес
совершенствование технологий
изменение избыточных производственных мощностей
трансферты фирмам
Слайд 134. Факторы, вызывающие изменения в объеме чистого экспорта
динамика и уровень
доходов в стране;
изменение национального дохода других стран;
изменение валютного курса;
политические решения
Слайд 145. Денежные факторы
изменение денежной массы в стране;
изменение скорости денежного обращения.
Слайд 15Совокупное предложение
Совокупное предложение (AS) отражает связь между объемом совокупного выпуска,
который готов предоставить предпринимательский сектор, и уровнем цен
Два подхода к
интерпретации кривой совокупного предложения:
совокупное предложение в долгосрочном периоде → классическая модель AS
совокупное предложение в краткосрочном периоде → кейнсианская модель AS
Слайд 16 Критерий различия SR и LR – поведение
номинальных и реальных величин:
В SR номинальные величины (цены, номинальная заработная
плата, номинальная ставка процента) относительно «жесткие», медленно изменяющиеся под воздействием рыночных колебаний; реальные величины (объем выпуска, уровень занятости, реальная ставка процента) более подвижные и относительно «гибкие»
В LR номинальные величины ведут себя более подвижно, а реальные изменяются очень медленно
Слайд 17Долгосрочный период: классическая модель AS
Рынки конкурентные; цены гибкие – за
счет гибкости цен автоматически поддерживается равновесие на рынках и не
требует вмешательства со стороны государства
Объем выпуска зависит только от количества факторов производства (труда и капитала) и от выбранных технологий
Изменения в факторах производства и технологиях происходят медленно
Экономика функционирует в условиях полной занятости ресурсов и, следовательно, объем выпуска равен потенциальному
Слайд 18 При выполнении сформулированных условий кривая AS
вертикальна на уровне экономического потенциала. Колебания LRAS возможны лишь при
изменении количества факторов производства и (или) технологии. При отсутствии таких изменений колебания совокупного спроса вызовут в долгосрочном периоде лишь колебания уровня цен:
Слайд 19Краткосрочный период: кейнсианская модель AS
Экономика функционирует в условиях неполной занятости
Цены
и номинальная заработная плата относительно жесткие, медленно реагируют на колебания
рыночной конъюнктуры
Реальные величины (объем выпуска, занятость, реальная заработная плата) более подвижны и быстро реагируют на колебания рыночной конъюнктуры
Кривая SRAS горизонтальна или имеет небольшой положительный наклон
Объем совокупного предложения определяется главным образом величиной совокупного спроса
Слайд 21Причины жесткости цен и номинальной заработной платы:
Существование контрактной системы (в
отношениях между фирмами, в отношениях между фирмами и работниками)
Эффект «меню»
Деятельность
профсоюзов
Государственное регулирование минимальной заработной платы
Слайд 22 Положительный наклон кривая SRAS получает при
условии относительной жесткости номинальной заработной платы и относительно гибких ценах
на товары и услуги:
AD ↑ → цены вследствие их гибкости ↑ → реальная заработная плата ↓ → труд для фирм станет дешевле → величина спроса на труд ↑→ фирмы используют больше труда → выпуск ↑ → в SR возникает положительная зависимость между уровнем цен и объемом выпуска, т.е. SRAS получает положительный наклон
Слайд 23Неценовые факторы
совокупного предложения в SR
Изменения в технологии
Производительность труда
Изменения ресурсных цен
Деятельность
профсоюзов
Изменения в налогообложении фирм
Слайд 24 Переход от краткосрочного равновесия к долгосрочному
равновесию осуществляется через корректировку цен:
Слайд 25Негативный
шок SRAS
SRAS2
SRAS1
Шоки совокупного спроса и предложения
Шоком называют неожиданное и резкое
изменение совокупного спроса или краткосрочного совокупного предложения.
Позитивный шок сдвигает соответствующую
кривую вправо, негативный - влево
P
AD1
Y
AD2
Позитивный
шок AD
Слайд 26 Шоки спроса и предложения приводят к
резким отклонениям объема выпуска и занятости от потенциального уровня. Рассмотрим
негативный шок совокупного предложения.
Слайд 27Два сценария в дальнейшем развитии событий: