Слайд 2Характеристика детей с I уровнем развития речи
характеризуется как отсутствие общеупотребительной
речи.
в самостоятельном общении не могут пользоваться фразовой речью, не
владеют навыками связного высказывания.
не полное отсутствии вербальных средств коммуникации: отдельные звуки и их сочетания — звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов, отдельные слова, совпадающие с нормами языка, обозначая как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с этими предметами.
Слайд 3 активно используют паралингвистические средства общения: жесты, мимику, интонацию.
при воспроизведении
слов ребенок преимущественно сохраняет корневую часть, грубо нарушая их звуко-слоговую
структуру.
при восприятии обращенной речи дети ориентируются на хорошо знакомую ситуацию, интонацию и мимику взрослого.
Используют словосочетания, в которых слова употребляются в исходной форме
Слайд 4
Характеристика детей со II уровнем развития речи
начатки общеупотребительной речи, отличительной
чертой которой является наличие двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной
фразы: «Да пить моко» — дай пить молоко;
в самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги или их лепетные варианты («тидйт а туе» — сидит на стуле, «щит а той» — лежит на столе); сложные предлоги отсутствуют.
Слайд 5недостаточность практического усвоения морфологической системы языка, (словообразовательных операций: приставочных глаголов,
относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица...)
затруднения
в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов.
сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены.
использование слов в узком значении («муха» — муравей, жук, паук; «тшбфи» — туфли, тапочки, сапоги, кеды, кроссовки).
Слайд 6Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может
сводиться к; простому перечислению событий, действий или предметов.
крайне затруднительно
составление рассказов, пересказов без помощи взрослого. При наличии подсказок, наводящих вопросов дети не могут передать содержание сюжетной линии, проявляется в перечислении объектов, действий с ними, без установления временных и причинно-следственных связей.
Звуковая сторона речи детей в полном объеме не сформирована и значительно отстает от возрастной нормы;
выраженные нарушения слоговой структуры слов и их звуконаполняемость
Слайд 7Организация коррекционно-развивающей работы с детьми (II уровень речевого развития)
индивидуальные
и подгрупповые занятия.
Основная цель индивидуальных занятий — подготовить детей к
активной речевой деятельности на подгрупповых занятиях.
На индивидуальных занятиях проводится работа по:
активизации и выработке дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;
подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;
постановке отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов, слов.
Слайд 8
Содержание логопедических занятий определяется задачами коррекционного обучения детей:
развитие понимания речи;
активизация
речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;
развитие произносительной стороны речи;
развитие
самостоятельной фразовой речи.
Слайд 9виды подгрупповых логопедических занятий по формированию:
словарного запаса;
грамматически правильной речи;
связной речи;
звукопроизношения,
развитию фонематического слуха и слоговой структуры.
Подгрупповые занятия проводятся логопедом в
соответствии с расписанием, индивидуальные — ежедневно, в соответствии с режимом дня в данной возрастной группе дошкольного учреждения.
Слайд 10Характеристика детей с III уровнем развития речи
наличие развернутой фразовой речи
с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики
и фонетики.
Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений.
Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов
существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах
Слайд 11формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит
незавершенный характер и характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.
недостаточная сформированность словообразовательной деятельности.
не обладают еще достаточными когнитивными речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов
Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики.
трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.
неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением
Слайд 12тенденция к множественным лексикческим заменам по различным типам: смешения по
признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения,
замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п.
своеобразие связной речи: трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления.
нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте.
Слайд 13Формы заикания.
По типу судорог, периодически возникающих в различных отделах
периферического речевого аппарата, различают три формы (или вида) заикания: клоническую,
тоническую, смешанную.
Наиболее ранняя и легкая форма заикания — клоническая, при которой повторяются звуки или слоги (к-к-к-кошка, б-б-б-ба-бушка, со-ба-ба-бака).
Со временем она нередко переходит в более тяжелую форму — тоническую, при которой в речи появляются длительные остановки в начале или середине слова (к...нижка, каранд...аш, зм...ея).
Встречается и смешанный вид заикания: клоно-тонический или тоно-клонический (по преобладающему характеру судорог).
Слайд 14- воспитание будущего читателя (формирование интереса к детской литературе, желания
и мотивации к чтению),
- воспитание интереса и любви к книгам
(отбор книг, литературных произведений с учётом детских интересов и возраста,
- оформление уголка детской книги в группе, работа с иллюстрациями художественных произведений, работа с детской литературой в семье.
Слайд 15
5-й раздел. Развитие речевого общения
1. Стимулирование детей
к составлению и использованию в речи двухсловных предложений: Это ляля.
Вот ляля. Дай мяч. Катя, иди! На кису.
2. Обучение договариванию за взрослым слов и словосочетаний в потешках, упражнениях, стихотворениях.
3. Обучение ответам на вопросы кто это? что это? Формирование умения задавать эти вопросы.
4. Обучение пониманию несложных рассказов взрослого по сюжетной картинке.
5. Обучение слушанию сказок со зрительной опорой на картинку.
Слайд 16
6-й раздел. Развитие временных, пространственных и элементарных математических представлений
1.
Ознакомление с геометрическими фигурами и формами предметов. Обучение
различению объемных форм и плоских фигур.
2. Обучение группировке предметов по цвету, размеру, форме; подбору и сравнению контрастных по величине предметов.
3. Выявление отношений групп предметов по количеству и числу (много, мало, один).
4. Обучение ориентировке в строении собственного тела и основных направлениях «от себя».
Слайд 177-й раздел. Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса. Художественно-творческая деятельность
1.
Развитие конструктивного праксиса в работе с разрезными картинками
(2—3 части с горизонтальным и вертикальным разрезами).
2. Развитие мелкой моторики в упражнениях с дидактическими игрушками и пальчиковых гимнастиках.
3. Обучение играм со строительным материалом. Сооружение несложных построек по образцу и представлению.
4. Развитие сенсорного восприятия форм, размеров, цветовых сочетаний, пропорций. Освоение умения отражать простые предметы и явления в лепке, аппликации, рисовании, конструировании.
5. Формирование умения правильно держать кисть, обмакивать ее в краску, промывать и осушать ее. Обучение проведению карандашом и кистью длинных и коротких линий, штрихов, точек. Обучение рисованию предметов с помощью прямых и округлых линий.и двухступенчатых инструкций
Слайд 18
4-й раздел. Формирование и совершенствование грамматического строя речи
1.
Обучение пониманию вопросов косвенных падежей: где? куда? откуда? кому?
ого? у кого? чем?
2. Обучение правильному построению двухсловных предложений: Вот ляля. Дай мяч. Катя, иди!
3. Формирование умения отвечать на вопросы кто это? что делает?
4. Развитие умения согласовывать прилагательные и числительное «один» с су-1ествительными в роде и числе в именительном падеже: один жук, синий мяч.
Слайд 19
5-й раздел. Развитие речевого общения
1. Стимулирование детей
к составлению и использованию в речи двухсловных предложений: Это ляля.
Вот ляля. Дай мяч. Катя, иди! На кису.
2. Обучение договариванию за взрослым слов и словосочетаний в потешках, упражнениях, стихотворениях.
3. Обучение ответам на вопросы кто это? что это? Формирование умения задавать эти вопросы.
4. Обучение пониманию несложных рассказов взрослого по сюжетной картинке.
5. Обучение слушанию сказок со зрительной опорой на картинку.
Слайд 20Сенсорная Моторная
алалия
: алалия:
Это
системное недоразвитие импрессивной речи центрального органического характера Поражение коркового конца слухоречевого анализатора(центр Вернике) и его проводящих путей.
Это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера. Поражение коркового конца речедвигательного анализатора(центр Брока) и его проводящих путей.
Слайд 21Сенсорная алалия связана с отсутствием или недоразвитием необходимых связей между
височными областями правого и левого полушарий мозга; либо с локальным
поражением левой височной области
Слайд 22При моторной алалии не сформированными оказываются проводящие пути между премоторной,
постцентральной областями мозга и височной, причем преимущественно в левом (доминантном
по речи) полушарии.
Слайд 23ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ.
МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ
Восприятие речи сохранно на перцептивном уровне.
СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ
Искажение.
Слайд 24 ПОНИМАНИЕ РЕЧИ.
МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ
Относительно сохранно. Соответствует возрасту, возможно без опоры
на зрительное восприятие артикуляции.
СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ
Нарушено. Может незначительно улучшаться при зрительном
восприятии артикуляции говорящего.
Слайд 25СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ.
МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ
Слуховая функция сохранна.
СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ
Слуховая функция нарушена. Имеется
некоторое снижение тонального(физического) слуха.
Слайд 26 НАЛИЧИЕ ЭХОЛАЛИЙ.
МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ
Эхолалии отсутствуют.
СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ
У детей отмечается
повторение чужих слов. Чаще всего вместо ответа на вопрос дети
повторяют сам вопрос.
Слайд 27 ПОВТОРЕНИЕ УСЛЫШАННОГО.
МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ
Затрудняются повторить слово, фразу.
СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ
Повторяют, не понимая
смысла проговоренного слова. Дети не улавливают разницу в грамматических формах
слов.
Слайд 28 КОММУНИКАЦИЯ.
МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ
Отмечается стремление к языковой коммуникации(вербальной и невербальной), кроме
случаев речевого негативизма.
СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ
Нежелание(и невозможность) вступать в общение.
Слайд 29 МИМИКО-ЖЕСТОВАЯ РЕЧЬ.
МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ
Сопровождается словами, звукокомплексами, невербальными вокализациями. Мимико-жестовая речь
активно используется в общении.
СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ
Ребенок не нуждается в мимико-жестовой речи.
Слайд 30 НАЛИЧИЕ КОМПЕНСАТОРНЫХ СРЕДСТВ.
МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ
Как компенсаторными средствами выступают: мелодика, звукоподражания,
«звуковые жесты».
СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ
Компенсаторные средства отсутствуют.
Слайд 31 ДИНАМИКА УЛУЧШЕНИЯ РЕЧИ.
МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ
Отмечается динамика в овладении речью при
ее спонтанном и направленном формировании.
СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ
Крайне низкий темп при
нормальном формировании речи.
Слайд 32Неврологическая симптоматика алалии
Агнозии ;
Апраксии;
Снижение активности нейродинамических процессов;
Снижение функциональных
возможностей подкорковых структур.
Слайд 33Агнозия – нарушение процесса распознавания и понимания предназначения предметов или
стимулов обычно в пределах одной сенсорной модальности при сохранности сознания
и функции органов чувств.
Неречевая слуховая агнозия возникает при поражении правой височной доли.
Доминантная слуховая агнозия возникает при поражении левого полушария, проявляется в трудностях понимания речи.
Различают следующие виды зрительной агнозии: предметная агнозия, цветовая агнозия, агнозия на лица, пальцевая агнозия
Слайд 34Виды апраксии
При афферентной (кинестетической) апраксии ребенок не может воспроизводить единичные
артикуляционные позы. В результате отмечаются поиски позы, замены одних поз
другими.
При эфферентной (кинетической) апраксии отмечается несостоятельность в воспроизведении серии движений. Воспроизведению серии поз препятствуют персеверации (застревания).
Слайд 35Характер ЭЭГ исследования при алалии:
отмечаются дисритмический тип;
недостаточная выраженность альфа-ритма
или даже его отсутствие;
гиперсинхронные колебвания био-потенциалов;
снижение реактивности центральной нервной системы;
дисфункция
стволовых регуляторных систем;
Слайд 36Речевая симптоматика при алалии
Речевой негативизм;
Нарушения понимания речи;
Замена вербальных средств коммуникации
невербальными;
Системное нарушение речи: стойкий аграммтизм, нарушения актуализации в лексике и
нарушения слоговой структуры;
Слайд 37Уровни понимания речи у неговорящих детей
Нулевой: ребенок не воспринимает речи
окружающих, иногда реагируют на свое имя, реже на интонации запрещения
или поощрения. На этом уровне понимания речи могут находиться дети с сенсорной алалией в тяжелой степени.
Ситуативный: ребенок понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена близких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя, у родителей, у куклы, но не различает по словесной просьбе изображений предметов (при сохранном физическом зрении), игрушек, хорошо знакомых ему в быту.
Номинативный: хорошо ориентируется в названии предметов, изображенных на отдельных картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, изображенных на сюжетных картинках. При этом ребенок не понимает вопросов косвенных падежей (Чем? Кому?).
Слайд 38Состав активного словаря безречевых алаликов:
Звукоподражания;
Звуковые комплексы;
Квазислова;
Слова лепетного происхождения;
Звуковые жесты;
Простые
общеупотребительные слова
Слайд 39Характеристика нарушений звукослоговой структуры слов:
Частое сочетание алалии с дизартрией.
Недостаточная реализация артикуляционных возможностей;
Недостаточная сформированность операций выбора фонем.
Стойкие
трудности в усвоении коартикуляций.
Стойкость нарушений слоговой структуры слова: элизии, перестановки, персеверации, добавление слогообразующих гласных, сокращение количества слогов.
Слайд 40моторная алалия
Возникает вследствие органического поражения или недоразвития клеток коры головного
мозга в заднем отделе II и III лобных извилин левого
полушария.
В зависимости от зоны, которая поражена больше, выделяют 2 нарушения. При 1-ом: нижние отделы постцентральной области левого полушария, где расположен корковый конец кинестетического анализатора. При поражении этой области наступает поражение афферентной системы. Афферентная система обеспечивает беспрерывную сигнальную информацию о положении органов речи.При нарушении афферентной системы наступает кинестетическая апраксия (нарушается целенаправленность движений органов артикуляции).
Слайд 412-ой вид нарушений возникает при нарушении нижних отделов премоторной области
коры головного мозга.
Страдает эфферентная система, что проявляется в кинетической
апраксии. Ребенок утрачивает способность плавно переключаться от одной артикуляции к другой из-за трудности денервации предыдущих артикуляций. В связи с этим с трудом усваиваются сложные двигательные дифференцировки, не формируется динамический артикуляционный стереотип, а это затрудняет слияние звуков при их проговаривании. Это приводит к персеверациям (повторам), к перестановкам звуков и слогов, к упрощению и искажению структуры слова. Кроме того, алалик не может найти правильную последовательность звуков в слове, слов во фразе. Возникают трудности комбинирования отдельных элементов речи в единое целое. Главный механизм нарушения, первичный дефект при этом виде алалии – нарушение переключения и комбинирования.
Слайд 43общие речевые особенности (речевых) алаликов.
Наличие своеобразной экспрессивной речи (алалик всегда
что-то говорит, но не умеет в нужный момент употребить слова
усвоенные).
Нарушение звукопроизношения характеризуется множеством звуковых замен. Один и тот же звук имеет множество заменителей, что приводит к отсутствию звуковой стабильности звукового состава слова как стереотипа, что ведет к нарушению понимания речи.
Слайд 44Несформированность слоговой структуры, которая может проявиться по-разному.
Могут воспроизводить лишь ударный
слог (а это есть упрощение слоговой структуры).
Слоги повторяют отраженно, но
слить их в слово не могут, так как нет последовательности двигательных команд, а сам ребенок это не осуществляет. Кроме того, наблюдается застревание на первом слоге (персеверации), что очень часто напоминает заикание.
Стечение согласных – опускаются согласные или искажаются. Либо вставляется между согласными гласный звук, что тоже ведет к изменению слогового рисунка.
Слайд 45Нарушение словаря:
нарушение ассоциативных связей. (алалик имеет ситуативный тип мышления
и поэтому ассоциативная связь данного слова существенного идет главным у
детей. Наблюдается изолированность слова.
неполнота значений слова (только в том значении, в котором когда-то его узнал).
приближенность значений прилагательных и глаголов (за словом у алалика нет образа. В результате возникает замены одного слова другим (парафразии). Парафразии могут быть вербальные (замена слова близким по ситуации), литературные (замена близких по звучанию), контаминации (объединение частей 2-х слов в одно слово)).
Слайд 46Дефекты грамматического строя может носить разную степень выраженности, но наиболее
тяжело страдают формы словоизменения. (Самостоятельно у алалика нет возможности правильно
связывать слова. Нарушение согласования и управления наиболее тяжело протекает. Существительные у алалика в активной речи не изменяются. Кроме того разные падежные формы алалик понимает как разные словесные единицы. Чаще всего алалик усваивает слово в определенном падеже и применяет в своей речи в этой форме. Направленно осуществляет построение фразы. Оно связано с нарушением определенного центрального слова в предложении и не определяет связь с другими словами (лексико-синтаксическая связь).
Слайд 47фонетический и фонематический слух нарушается как вторичное явление (1 -
нарушения моторики артикуляционного аппарата), который затрудняет операции звукового анализа, что
отражается на понимании речи.
Нарушение понимания речи имеет вторичный характер.
Нарушение темпа речи связано с первичным моторным дефектом. Отмечается скандированность, напряженность речи, а также страдает ритм.
Отмечается малая модулированность речи. В связи с этим говорят о нарушении интонационно-ритмической стороны.
Слайд 48Выраженные трудности при заучивании стихотворений. Стихотворение запоминается и передается как
рассказ.
На письме наблюдаются дисграфические ошибки. Усвоение чтения идет с
затруднением..
Слайд 49 Сенсорная алалия
– недоразвитие импрессивной речи.
- при
поражении задних отделов левой верхней височной извилины (центр Верника).
- нарушается фонематический слух, который ведет к нарушению восприятия речи. Это отражается на формировании звукопроизношения. Возникает нарушение звукового анализа, следует нарушение морфологического анализа, следует нарушение лексико-грамматического строя речи. То есть страдают все стороны речи (и экспрессивной), нарушение письма. Нарушение экспрессивной стороны речи является вторичным дефектом
Слайд 50Восприятие речи у сенсорных алаликов страдает в разной степени в
зависимости от возможности воспринимать речь сенсорных алаликов разделяют на 3
группы.
1) Дети от полного непонимания речи до понимания отдельных слов.
2) Частичное ограниченное понимание обиходной речи.
Слайд 51Выраженные трудности при заучивании стихотворений. Стихотворение запоминается и передается как
рассказ.
На письме наблюдаются дисграфические ошибки. Усвоение чтения идет с
затруднением..
Слайд 52Выраженные трудности при заучивании стихотворений. Стихотворение запоминается и передается как
рассказ.
На письме наблюдаются дисграфические ошибки. Усвоение чтения идет с
затруднением..
Слайд 53 Система работы при коррекции
сенсорной алалии
1. Развитие
моторики рук;
2. Упр. на дифференциацию неречевых звуков;
3. Чтение коротких
детских стихотворений, повторение и заучивание их детьми;
4. Развитие восприятия речи;
5. Накопление словаря;
6. Глобальное чтение;
7. Звукобуквенный и слоговой анализ слов;
8. Письмо;
9. Развитие самостоятельной речи;
10. Коррекция звукопроизношения.
Слайд 54 Развитие моторики рук
При коррекции сенсорной алалии на первых
уроках уделяем огромное внимание на развитие моторики рук.
Это:
- Логопедический массаж;
- Пальчиковые игры;
- «Сухой бассейн»;
- Лепка;
- Рисование;
- Аппликация;
- Вышивка;
- Вязание;
- Работа с разными материалами.
Слайд 55Упражнения на дифференциацию неречевых звуков
Параллельно работе по развитию мелкой моторики
проводим работу по дифференциации неречевых звуков:
- шуршание бумаги;
- звон колокольчика;
-
звуки инструментов, транспорта;
- переливание воды;
- музыкальные инструменты;
- пение птиц.
* Постепенно переходим к звукоподражанию
Слайд 56Формирование лексико- грамматической стороны речи
Учим ребёнка воспринимать и понимать речь.
Накопление
словаря происходит медленно, вводим по 1-2 слова с опорой на
иллюстрацию.
Каждая картинка подписывается.
Формируем глобальное чтение. (Хорошо при этом использовать элементы развивающей методики Глема Доммана).
Каждое слово просим многократно повторить.
Употребляем слово в разных ситуациях.
Активно работаем над грамматическими формами: род, число, падеж, склонение, спряжение, согласование, управление, словоизменение, словообразование, употребление в речи предлогов.
Слайд 57Работа со стихотворениями
Логопед читает детские стихи, просит ребёнка повторить.
Идёт разучивание
стихотворения.
Каждая строчка стиха иллюстрируется картинками, фигурками-героями, позже можно вводить схемы.
Привлекается
внимание к органам артикуляционного аппарата.
В начале работа проводится в одном и том же помещении, голосом с одинаковыми тембром, высотой, темпом и интонацией.
Слайд 58Звукобуквенный и слоговой
анализ слов, анализ структуры предложения
Звукобуквенный анализ слова
начинаем с выделения конечного звука, затем из начала слова, а
затем из середины слова.
Определяем количество звуков в слове и место звука в слове.
Проводим слоговой анализ слова и ритмический рисунок, используя при этом тактильные ощущения и прохлопывание.
Составляем предложения, проводим анализ их структуры.
Особое внимание на употребление предлогов в предложении (работу начинаем с предлогов «в», «на», «над») и согласование слов в предложении (предложение из слов начальной формы, работа с деформированным предложением).
Всё иллюстрируем картинками, схемами, используем модели.
Слайд 59Коррекция звукопроизношения
Начинаем работу с постановки сонорных и звонких звуков, затем:
губно-губные, губно-зубные, заднеязычные, переднеязычные, свистящие, шипящие, аффрикаты.
Обязательно обращаем внимание на
артикуляцию звука (учим считывать с губ).
Поставленные звуки сразу автоматизируем и дифференцируем.
Проводим работу по установлению связи звука и буквы.
Учим печатать слово.
Все тексты пересказываем.
Слайд 60Система коррекции при моторной
алалии
- Если кинетическая форма моторной алалии, то проводим работу
на
восстановление чувствительности органов речевого аппарата.
- Если кинестетическая форма моторной алалии, то проводим
работу на восстановление переключаемости движений органов
речевого аппарата.
2. Установление невербального общения.
3. Развитие понимания речи.
4. Формирование словарного запаса.
5. Коррекция звукопроизношения.
6. Развитие моторики.
7. Фонематический анализ слов.
8. Развитие самостоятельной речи.
9. Чтение.
10. Письмо.
Слайд 61Устранение кинетической апраксии
Восстанавливаем чувствительность органов артикуляционного аппарата с помощью логопедического
массажа, медикаментозного лечения, физиотерапевтического воздействия.
Сравниваем ощущения при прикосновении к языку
разными предметами: гладким – шершавым, острым – тупым, мягким – твёрдым, холодным – тёплым, кислым – сладким.
Слайд 62Устранение кинестетической апраксии
Формируем умения переключать артикуляционные движения с помощью
- логопедического массажа;
- пассивной и активной
артикуляционной гимнастики.
Обязательно используем игровые приёмы на всех этапах коррекции алалии.
Не критикуем ребёнка.
Создаём ситуацию успеха.
Сотрудничаем с родителями.
Подключаем к работе психолога.
Слайд 63Формирование интереса к речи, желания говорить
Устанавливаем доверительные отношения с ребёнком.
Учим
воспринимать речь.
На данном этапе невербальное общение.
Говорит только
логопед. Ребёнок выполняет просьбы: принеси, покажи, нарисуй, соедини, составь, убери.
Используем иллюстрации, читаем сказки, развиваем моторику.
Вызываем у ребёнка звукоподражание. При этом хорошо использовать «говорящие» игрушки, лексические темы «Животные», «Труд людей».
Слайд 64Формирование словарного запаса
Формируем сначала пассивный словарный запас. Учим понимать слова.
Уточняем значение, читаем сказки, рассказы (хорошо использовать короткие русские народные
сказки, рассказы Осевой, Толстова, Ушинского, Сутеева, стихи Чуковского, Барто, Михалкова). На первых этапах говорит только логопед.
При появлении звуков начинаем вводить слова в речь. Учим слова с опорой на картинку. Повторяем их обязательно в движении (хорошо использовать игры с мячом и задания Нищевой).Обращаем внимание на грамматическое оформление слов.
Составляем предложения, тексты.
Слайд 65Формирование звукопроизношения
Постановку звуков проводим в следующей последовательности: гласные I ряда:
а, о, у, ы, э; губно-губные; губно-зубные; заднеязычные; переднеязычные;
свистящие; шипящие; аффрикаты; соноры (звуки [м], [н] ставим в последнюю очередь, иначе все звуки будут носить носовой оттенок).
Поставленный звук сразу же автоматизируем в слоге. слове, предложении.
Особое внимание обращаем на дифференциацию звуков и на связь звука с буквой.
Слайд 66Формирование фонетико –фонематических процессов
Проводим звукобуквенный и слоговой анализ слов.
При моторной алалии работу начинаем
- с выделения звука из начала слова (затем конечный звук, затем из середины слова),
- с анализа односложных слов.
Учим последовательно выделять каждый звук и даём ему характеристику, определяем место звука в слове.
Параллельно с делением слов на слоги формируем умение выделять ударный слог, ставить ударение.
Составляем предложения по ситуации с опорой на картинку и подробно разбираем структуру предложения.
Слайд 67Развитие самостоятельной речи
Продолжаем работу по обогащению словарного запаса.
При этом особое внимание уделяем уточнению лексического значения слов.
Совершенствуем грамматический
строй речи, фонетико-фонематические процессы.
Ставим звуки и сразу вводим их в речь. Соотносим звук и букву.
Развиваем моторику рук.
Уточняем, как сформированы временно-простраственные отношения.
Формируем связную речь.
При моторной алалии нельзя рано учить читать и писать. Глобальное чтение также не приемлемо.
Обучение грамоте проводим традиционными способами.
Слайд 68Типичные дисграфические ошибки при алалии
Пропуски и перестановки гласных, согласных, слогов;
Разрыв
слова;
Слитное написание слов;
Соединение частей двух слов;
Вставка частей слов в другие
слова;
Замена букв по акустическим свойствам и близких по артикуляции;
Аграмматизмы;
Ошибки орфографического характера;
Лексические замены.
Слайд 69При сенсорной алалии преобладают акустическая и аграмматическая дисграфии.
При моторной
алалии преобладают артикуляторная, семантическая дисграфии и дисграфия на почве несформированности
языкового анализа и синтеза.
Слайд 70При алалии практически не бывает оптической дисграфии.
* Школьники с
алалией испытывают огромные трудности при усвоении орфографических правил, написании изложений
и сочинений.
* У детей с алалией, как правило, формируется ровный красивый почерк.
Слайд 71Коррекция дисграфических ошибок в письменной речи детей с алалией проводится
по традиционной методике преодоления
присутствующего вида дисграфии и дислексии.
Слайд 72Рекомендации для родителей и
учителей
Не фиксируйте свое внимание на речевом дефекте
ребенка. Никогда не говорите ему, что он плохо говорит или не говорит вовсе! Хвалите его за любую речевую инициативу, даже за «приборматывание».
Чаще используйте подбадривающее выражение «Давай вместе скажем!»
Не будьте «подавлены» речевым дефектом ребенка. Будьте непосредственны и благодушны. Обязательно верьте, что при условии применения комплексной медико-психолого-логопедической терапии и вашего активного участия ребенок успешно компенсируется и станет говорить очень хорошо!
Слайд 73 Список литературы
1.Левина Р. Е. Опыт изучения
неговорящих детей-алаликов. — М., 1951.
2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол.
фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
3. Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М., "Просвещение", 1973.
4.Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.
5.Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. — М., 1977.
Домке Е.А., учитель-логопед МОУ «ДСОШ№1», г.Добрянка,2008 Особенности логопедической работы по коррекции алалии.