Разделы презентаций


Общеметодические аспекты обучения в специальном ОУ

Содержание

Субъект изучения и педагогической помощи в ССО – человек с ОВЗ, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности (терминология)Дети с нарушениями в развитии - это дети, имеющие отставание в психофизическом развитии вследствие

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Общеметодические аспекты обучения в специальном ОУ

Общеметодические аспекты обучения в специальном ОУ

Слайд 2Субъект изучения и педагогической помощи в ССО – человек с

ОВЗ, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности (терминология)
Дети с нарушениями

в развитии - это дети, имеющие отставание в психофизическом развитии вследствие нарушения деятельности анализаторов, а также вследствие органического поражения ЦНС;
Дети с отклонениями в развитии – дети с меньшей выраженностью отставания в психофизическом развитии;
Дети с ОВЗ – это дети, у которых нарушения в развитии предоставляют им право пользоваться социальными льготами (дети-инвалиды детства);
Дети с ООП – это дети, нуждающиеся в специальных условиях и методах образования, которые могут быть созданы в условиях как ОУ, так и С(К)ОУ.
Субъект изучения и педагогической помощи в ССО – человек с ОВЗ, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности

Слайд 3Группа дошкольников и школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна (контрольная работа)
Категории

лиц с ограниченными возможностями (со специальными образовательными потребностями):
лица с нарушениями

слуха: глухие, слабослышащие, позднооглохшие,
лица с нарушениями зрения: незрячие, слабовидящие,
лица с нарушениями речи,
лица с нарушениями функций опорно‑двигательного аппарата,
дети с задержкой психического развития, лица с нарушениями интеллекта (умственно отсталые),
лица с нарушениями эмоционально‑волевой сферы,
лица со сложными недостатками в развитии (с комплексными нарушениями).
Группа дошкольников и школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна (контрольная работа)Категории лиц с ограниченными возможностями (со специальными образовательными

Слайд 4Система общего образования
Система специального образования является подструктурой системы общего образования

Система общего образования	Система специального образования является подструктурой системы общего образования

Слайд 5Соотношение систем и элементов общего и специального образования
воспитание

Соотношение систем и элементов общего и специального образованиявоспитание

Слайд 6Самостоятельная работа 2
Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием

Специальная дошкольная

педагогика: уч. пособие / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер,, Е.А. Екжанова

и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.-312с. параграф 4
Самостоятельная работа 2Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитиемСпециальная дошкольная педагогика: уч. пособие / Е.А. Стребелева, А.Л.

Слайд 7Цель специального образования
Ввведение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего

из нее.

Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребенка в культуру

можно, используя «обходные пути» особым образом построенного образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а также - методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
Цель специального образования	Ввведение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее. 	Преодолеть «социальный вывих» и ввести

Слайд 8Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии

вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения

как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.
Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и

Слайд 9Общие с N образовательные потребности детей с ОВЗ

Особые образовательные потребности

детей с ОВЗ
необходимость специального обучения ребенка сразу же после выявления

первичного нарушения развития;
введение в содержание обучения ребенка специальных разделов, не присутствующих в программах  образования нормально развивающихся сверстников;
использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
обеспечение особой пространственной образовательной среды и специальных санитарно-гигиенических условий,;
наличие в штате специальных педагогов (тифлопедагогов, сурдопедагогов, олигофренопедагогов, логопедов);
предоставление медицинских, психологических и социальных услуг;
наличие специальных технических средств реабилитации и др.
Необходимость большей индивидуализированности обучения, чем это требуется для нормально развивающегося ребенка;

Общие с N образовательные потребности детей с ОВЗ	Особые образовательные потребности детей с ОВЗнеобходимость специального обучения ребенка сразу

Слайд 10Общепедагогические принципы и их специфика.
Принцип научности;
Принцип связи теории и практики;
Принцип

активности и сознательности в обучении;
Принцип доступности;
Принцип последовательности и систематичности
Принцип прочности

усвоения знаний;
Принцип наглядности;
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода к обучению и воспитанию.
Общепедагогические принципы и их специфика.Принцип научности;Принцип связи теории и практики;Принцип активности и сознательности в обучении;Принцип доступности;Принцип последовательности

Слайд 11Специфические принципы (котрольная работа)
Принцип педагогического оптимизма;
Принцип ранней педагогической помощи;
Принцип коррекционно-компенсирующей

направленности образования;
Принцип социально-адаптирующей направленности образования;
Принцип развития мышления, языка и коммуникации;
Принцип

деятельностного подхода в обучении и воспитании;
принцип необходимости специального педагогического руководства;
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода.
Специфические принципы (котрольная работа)Принцип педагогического оптимизма;Принцип ранней педагогической помощи;Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования;Принцип социально-адаптирующей направленности образования;Принцип развития мышления,

Слайд 12Концепции Л.С. Выготского
Концепция о культурно-историческом происхождении психики и формировании

ВПФ;
Концепция о закономерностях психического развития в норме и патологии;
Концепция о

ведущей роли обучения в развитии.
Концепции Л.С. Выготского Концепция о культурно-историческом происхождении психики и формировании ВПФ;Концепция о закономерностях психического развития в норме

Слайд 13Самостоятельная работа (3)
Знать суть теоретических концепций Л.С. Выготского.

Источник: Борякова,

Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в

развитии / Н.Ю. Борякова. – Воронеж, 2008. – 222 с.
Самостоятельная работа (3)Знать суть теоретических концепций Л.С. Выготского. Источник: 	Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей

Слайд 14Общие закономерности, характеризующие как нормальное, так и нарушенное развитие
определенная последовательность

стадий развития психики.
наличие сензитивных периодов в развитии психических функций;
роль деятельности

в психическом развитии;
Ведущая роль обучения в психическом развитии.

Можно добавить
последовательность развития всех психических процессов
Роль речи в формировании высших психических функций.
Общие закономерности, характеризующие как нормальное, так и нарушенное развитиеопределенная последовательность стадий развития психики.наличие сензитивных периодов в развитии

Слайд 15Типичные закономерности для всех видов нарушенного развития.
1. Замедление темпа возрастного

развития.
2. Общее снижение психической активности.
3. Диспропорциональность между направленной и

спонтанной сторонами развития.
4. Недоразвитие всех или некоторых форм предметной деятельности.
5. Более высокая цена достижения того или иного результата в условиях отклоняющегося развития.
6. Иной характер протекания возрастных кризисов.
7. Затруднения в сфере общения.
8. Деформация социальной ситуации развития (стили общения в семье).
Типичные закономерности для всех видов нарушенного развития.1. Замедление темпа возрастного развития.2. Общее снижение психической активности. 3. Диспропорциональность

Слайд 16Особенности психического развития детей с НЗ (Солнцева Л.И.)
1. Общее отставание

развития по сравнению с развитием зрячего, Это обусловлено меньшей активностью

при познании окружающего мира.

2.Периоды развития детей с НЗ не совпадают с периодами развития зрячих.
До того времени, пока ребенок с НЗ не выработает способов компенсации, представления, получаемые им из внешнего мира, будут неполны, отрывочны, и ребенок будет развиваться медленнее.

3. Диспропорциональность развития.
Она проявляется в том, что функции и стороны личности, которые менее страдают от отсутствия зрения (речь, мышление и т. д.), развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие более медленно (движения, овладение пространством)
Особенности психического развития детей с НЗ (Солнцева Л.И.)	1. Общее отставание развития по сравнению с развитием зрячего, 	Это

Слайд 17Соотношение систем и элементов общего и специального образования
воспитание

Соотношение систем и элементов общего и специального образованиявоспитание

Слайд 18Коррекционная работа – система специальных педагогических мероприятий, средств, форм и

методов обучения и воспитания, направленных на развитие процессов компенсации, преодоление

недостатков познавательной деятельности, черт личности, физического развития и двигательных способностей детей с ООП

Коррекционное обучение
усвоение способов применения полученных знаний, сообщение знаний о путях и средствах преодоления недостатков развития

Коррекционное воспитание -
формирование качеств личности, позволяющих адаптироваться в социальной и природной среде

Коррекционное развитие
преодоление недостатков
развития и формирование
механизмов компенсации

Коррекционная работа – система специальных педагогических мероприятий, средств, форм и методов обучения и воспитания, направленных на развитие

Слайд 19Принципы организации коррекционного процесса (Б. К. Тупоногов)

Принципы организации коррекционного процесса  (Б. К. Тупоногов)

Слайд 20Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания предусматривает:

Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания предусматривает:

Слайд 21Структурные компоненты коррекционного процесса в С(К)ОУ
Педагогическая коррекция
Психолого-педагогические рекомендации
Коррекционная
направленность
общеобразова
тельного
процесса
Медицинская коррекция
Гигиенические и

медико-эргономические рекомендации
Спец.
Коррек.
занятия
Коррекц.
занятия
в семье
Само
коррекция

Структурные компоненты коррекционного процесса в С(К)ОУПедагогическая коррекцияПсихолого-педагогические рекомендацииКоррекционнаянаправленностьобщеобразовательногопроцессаМедицинская коррекцияГигиенические и медико-эргономические рекомендацииСпец.Коррек.занятияКоррекц. занятияв семьеСамокоррекция

Слайд 22Государственный стандарт – федеративный нормативный документ, который определяет минимум содержания

образования, требования к подготовке выпускника
ФГОС дошкольного образования (2013).
I. Общие положения
II.

Требования к структуре ООП
Содержание ООП реализуется через следующие образовательные области:
Познавательное развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: ИОП
III. Требования к условиям реализации ООП
Государственный стандарт – федеративный нормативный документ, который определяет минимум содержания образования, требования к подготовке выпускникаФГОС дошкольного образования

Слайд 23Государственный стандарт – федеративный нормативный документ, который определяет минимум содержания

образования, требования к подготовке выпускника
Три компонента государственного стандарта:
федеральный;
региональный;
школьный
Государственный стандарт
Федеральный базисный

учебный план
Региональный базисный учебный план
Школьный учебный план
Государственный стандарт – федеративный нормативный документ, который определяет минимум содержания образования, требования к подготовке выпускникаТри компонента государственного

Слайд 24Структура базисных учебных планов

Инвариантная часть – дисциплины общеобразовательного цикла.

Вариативная часть

- дисциплины, имеющие коррекционную направленность

Структура базисных учебных плановИнвариантная часть – дисциплины общеобразовательного цикла.Вариативная часть - дисциплины, имеющие коррекционную направленность

Слайд 25Общие положения Концепции образования детей с ОВЗ (ИКП РАО)
СФГОС –

часть стандартов общего образования;
Дифференциация специального стандарта образования детей с ОВЗ

(4 варианта);
Структура основных образовательных программ (5 основных областей образования: язык, математика, естествознание, знания о человеке, обществознание);
Наличие двух компонентов в содержании каждой образовательной программы: «академический» и «формирования жизненной компетенции»;
Соотношение общих и особых образовательных потребностей для каждой группы детей с ОВЗ

Общие положения Концепции образования детей с ОВЗ 						 (ИКП РАО)СФГОС – часть стандартов общего образования;Дифференциация специального стандарта

Слайд 26 I уровень, цензовый соответствует уровню образования здоровых сверстников,   предполагая удовлетворение

особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, как в академическом компоненте,

так и в области жизненной компетенции ребенка. I уровень – нецензовый. Он изменен в сравнении с уровнем образования здоровых сверстников за счет уменьшения его «академического» компонента и расширения области развития жизненной компетенции ребенка; III уровень – нецензовый. Академический компонент уменьшается до полезных ребенку элементов академических знаний, но при этом максимально расширяется область развития его жизненной компетенции.

Слайд 27Язык и речевая практика
Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами

их применения.
Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению

и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующему возрасту и развитию ребенка.
Язык и речевая практикаОвладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения.Развитие устной и письменной коммуникации, способности

Слайд 28Математика и применение математических знаний

Овладение началами математики
Овладение способностью пользоваться математическими

знаниями при решении житейских задач.
Развитие способности использовать математические знания для

творчества.
Математика и применение математических знанийОвладение началами математикиОвладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении житейских задач.Развитие способности использовать

Слайд 29Естествознание – практика взаимодействия с окружающим миром

Овладение основными знаниями по

природоведению и развитие представлений об окружающем мире.
Развитие способности использовать знания

при решении житейских задач.
Развитие способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы
Естествознание – практика взаимодействия с окружающим миромОвладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире.Развитие

Слайд 30Знания о человеке – практика личного взаимодействия с людьми
Овладение первоначальными

знаниями о человеке
Развитие представлений о себе и круге близких лиц,

способности взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта.
Развитие способности к саморазвитию, умения строить планы на будущее, считаясь с чувствами и намерениями других людей.
Знания о человеке – практика личного взаимодействия с людьмиОвладение первоначальными знаниями о человекеРазвитие представлений о себе и

Слайд 31Обществознание – практика жизни в обществе
1. Овладение первоначальными представлениями о

социальной жизни, профессиональных и социальных ролях, обязанностях и правах.
2. Практическое

освоение социально значимых правил, ритуалов и навыков, соответствующих возрасту и полу ребенка.
3. Развитие способности к сотрудничеству в коллективе для реализации социально заданных задач.
Обществознание – практика жизни в обществе1. Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, профессиональных и социальных ролях, обязанностях

Слайд 32Знания в области искусств и практика художественных ремесел
1. первоначальные представления

об видах искусства и культуры;
2. Формирование эстетических ориентиров в жизни;
3.

Развитие опыта самовыражения в различных видах искусства.
Знания в области искусств и практика художественных ремесел1. первоначальные представления об видах искусства и культуры;2. Формирование эстетических

Слайд 33Знание о здоровье и практика ЗОЖ
Овладение представлениями о своих возможностях

и ограничениях, возможностях компенсации;
Овладение умениями выполнять режим дня, требования ЗОЖ,

охрану здоровья;
Стремление к физическому самосовершенствованию.
Знание о здоровье и практика ЗОЖОвладение представлениями о своих возможностях и ограничениях, возможностях компенсации;Овладение умениями выполнять режим

Слайд 34Программное обеспечение образовательного процесса в ДОУ
Образовательная программа –это документ, определяющий

содержание образовательного процесса в детском саду.
В ней учитывается все:

Цель и задачи, основные направления и формы работы, формы организации среды, сумма ЗУН, которыми должен овладетьребенок перед школой
Программное обеспечение образовательного процесса в ДОУ	Образовательная программа –это документ, определяющий содержание образовательного процесса в детском саду. В

Слайд 35 Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные

и парциальные.
Комплексные (или общеразвивающие)- включают все основные направления развития

ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое;  содействуют  формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).
Парциальные (специализированные, локальные) - включают  одно или несколько направлений развития ребёнка.

Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные.  Комплексные (или общеразвивающие)- включают все

Слайд 36Программы, рек. МО РФ
1. Программа воспитания и обучения в детском

саду / под ред Вераксы, Васильевой;
2. Программа «Радуга» / под

ред Т.Н. Дроновой;
3. Программа «Развитие» (Авторы: Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.);
4. Программа «Истоки» (Авторы: Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А.Н. Давидчук и др.
5. Программа «Детство» Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.
6. Программа «Кроха» (Авторы: Г. Г. Григорьева, Д. В. Сергеева, Н. П. Кочетова и др.


Программы, рек. МО РФ1. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред Вераксы, Васильевой;2. Программа

Слайд 37ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 38Программа здоровьесберегающего направления

"Основы безопасности детей дошкольного возраста”

(Авторы: Р. Б. Стеркина,

О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева)
 

Программа здоровьесберегающего направления

Слайд 39Программы экологического воспитания

Программа "Юный

эколог"  
(Автор: С. Н. Николаева)

Программа "Паутинка" 
(Автор: Ж. Л. Васякина-Новикова)
Программа "Наш дом — природа”
 (Автор: Н. А. Рыжова)

Программы экологического воспитания       Программа 

Слайд 40Программы физического развития и здоровья дошкольников

Программа "Играйте на здоровье" и технология её

применения в ДОУ (Авторы: Волошина Л.Н, Курилова Т.В)
Программа "Искорка" (Автор Л. Е. Симошина)
Программа "Здравствуй!" (Автор

М. Л. Лазарев)
Технология "Старт" (Автор Л. В. Яковлева)
Программа "Здоровье" (Автор В. Г. Алямовская)
Программа "Дошкольник и... экономика" (Автор А. Д. Шатова)
 

Программы физического развития и здоровья дошкольниковПрограмма 

Слайд 41 Программы художественно-эстетического цикла
Программа "Природа и художник" (Автор Т. А.

Копцева)
Программа "Интеграция" (Автор Т. Г. Казакова)
Программа "Семицветик" (Авторы: В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова)
Программа "Конструирование

и ручной труд в детском саду" (Автор Л.В.Куцакова)
Программа "Умка" — ТРИЗ (Авторы: Л.М. Курбатова и др.)
Программа "Гармония" (Авторы: К. В. Тарасова, ТВ. Нестеренко, Т.Г. Рубан)
Программа "Малыш" (Автор В. А. Петрова)
Программа "Музыкальные шедевры" (Автор О. П. Радынова)

Программы художественно-эстетического циклаПрограмма 

Слайд 42Программы социально-нравственного развития дошкольников

Программа "Я, ты, мы" (Авторы: О. М. Князева, Р.

Б. Стеркина)
Программа  "Я — человек" (Автор С. А. Козлова)
Программа "Приобщение детей к

истокам русской народной культуры" (Авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханева)
Программа "Развитие у детей представлений об истории и культуре" (Авторы: Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова)
Программа "Наследие" (Авторы: М. М. Новицкая, Е. В. Соловьева)

Программы социально-нравственного развития дошкольниковПрограмма 

Слайд 43метод

метод

Слайд 44Коррекционная направленность методов обучения

Коррекционная направленность методов обучения

Слайд 45Классификации методов обучения
По организации деятельности учащихся
1) организация и осуществление

познавательной деятельности;
2) методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности;
3) методы контроля и самоконтроля.
По

источнику передачи и приобретения знаний включает:
1) словесные методы - рассказ, беседа,
2.наглядные -
2) практические методы – практические работы, письменные ответы.

По характеру познавательной деятельности:
1) эвристические (поиск новых знаний);
2) исследовательские;
3) объяснительно-иллюстративные;
4) проблемные;
5) репродуктивные.

По дидактическим целям:
1) методы приобретения новых знаний;
2) методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике;
3) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Классификации методов обучения По организации деятельности учащихся 1) организация и осуществление познавательной деятельности;2) методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности;3) методы

Слайд 46 Мы запоминаем 10% из того, что читаем, 20% - из

того, что слышим, 30% - из того, что видим, 50%

- из того, что слышим и видим, 70% - из того, что говорим, и 90% - из того, что слышим, видим, говорим и ДЕЛАЕМ.
(Гордон Драйнер, 2004)
Мы запоминаем 10% из того, что читаем, 20% - из того, что слышим, 30% - из того,

Слайд 47Специальные приемы, обеспечивающие коррекционную направленность обучения детей с ООП

Специальные приемы, обеспечивающие коррекционную направленность обучения детей с ООП

Слайд 48Приемы, обеспечивающие доступность учебной информации для детей с ОВЗ:

-

специальные приемы чтения и письма (РТШ для слепых);
использование сохранных

органов чувств;
использование высших психических процессов;
приемы четкой структуризации учебного материала;
унификация изобразительных пособий, требование к наглядности
Приемы, обеспечивающие доступность учебной информации для детей с ОВЗ: -   специальные приемы чтения и письма

Слайд 492. Специальные приемы организации обучения
- приемы алгоритмизации учебного

материала;
приемы чередования различных видов работ;
использование валеоминуток на занятиях;
использование

пропедевтики в усвоении учебного материала;
замена демонстрационных показов индивидуальными практическими работами;
2. Специальные приемы организации обучения - приемы алгоритмизации учебного материала;приемы чередования различных видов работ; использование валеоминуток на

Слайд 503. Логические приемы переработки учебной информации

осуществление на чувственной основе

процессов сравнения, различения и т.д.
- установление аналогии по образцу;
приемы использования

опорных карт
3. Логические приемы переработки учебной информации осуществление на чувственной основе процессов сравнения, различения и т.д.- установление аналогии

Слайд 514. Приемы использования технических средств
Технические средства обучения – это приборы

и устройства, представляющие собой экранно-звуковые носители учебной информации

К ним относятся:
1) учебные

кинофильмы;
2) диафильмы;
3) компьютеры;
4) магнитофонные записи;
5) грамзаписи;
6) радиопередачи;
7) телепередачи и т. д.
.
4. Приемы использования технических средствТехнические средства обучения – это приборы и устройства, представляющие собой экранно-звуковые носители учебной

Слайд 52Педагогическая технология (образовательная технология) – это система функционирования всех компонентов

педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и

в пространстве и приводящая к намеченным результатам
(Г.К. Селевко)

Педагогическая технология (образовательная технология) – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная

Слайд 53Современные педагогические технологии
Личностно-ориентированные технологии обучения: метод проектов, развивающее обучение (Занков,

Эльконин, Давыдов), «Школа жизни» Амонашвили, «Школа диалога культур» В.С. Библер

и др.
Предметно-ориентированные технологии обучения: модульное обучения, технология полного усвоения (М.В. Кларин),технологии концентрированного обучения
Информационные технологии: ИКТ, технологии дистанционного обучения, интерактивные технологии, технология «Портфолио», «Дебаты» и др.

Современные педагогические технологииЛичностно-ориентированные технологии обучения: метод проектов, развивающее обучение (Занков, Эльконин, Давыдов), «Школа жизни» Амонашвили, «Школа диалога

Слайд 54Технологии обучения и воспитания детей с ООП (Г.К. Селевко)
Технология дифференциации

и индивидуализации обучения.
Технологии компенсирующего обучения.
Технологии коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР

Технологии обучения и воспитания детей с ООП  						(Г.К. Селевко)Технология дифференциации и индивидуализации обучения.Технологии компенсирующего обучения.Технологии коррекционно-развивающего

Слайд 55Использование специальных технических средств

Использование специальных технических средств

Слайд 56Формы организации обучения
Индивидуальная;
Индивидуально – групповая;
Коллективная;
Классно-урочная

Формы организации обученияИндивидуальная;Индивидуально – групповая;Коллективная;Классно-урочная

Слайд 57Воспитание (в узком смысле) – это воспитательная работа, направленная на

формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений. Виды: 1) умственное; 2) трудовое; 3) физическое; 4) нравственное; 5) эстетическое; 6) правовое; 7) половое; 8) экономическое; 9) экологическое.

Воспитание (в узком смысле) – это воспитательная работа, направленная на формирование у детей системы определенных качеств, взглядов,

Слайд 58Методы воспитания – это способы воздействия воспитателя (педагога) на сознание

учащихся, их волю и чувства с целью формирования у них

определенных убеждений и навыков.


Основные методы воспитания:

1. Методы, способствующие формированию убеждений.

2. Методы, способствующие выработке навыков и привычек правильного поведения.

3. Методы стимулирования деятельности учащихся.

Методы воспитания – это способы воздействия воспитателя (педагога) на сознание учащихся, их волю и чувства с целью

Слайд 59Методы, способствующие формированию убеждений:

фронтальная беседа на воспитательную тему (этическая беседа);

индивидуальная

беседа с отдельными учащимися;

диспуты и дискуссии с наиболее острыми проблемными

вопросами.
Методы, способствующие формированию убеждений:фронтальная беседа на воспитательную тему (этическая беседа);индивидуальная беседа с отдельными учащимися;диспуты и дискуссии с

Слайд 60Методы, способствующие выработке навыков и привычек правильного поведения:
Упражнение;
Поручение;
Переключение – форма

воспитания, направленная на отучение учащихся от вредных привычек и их

переключение на какой-либо другой вид деятельности.

Методы, способствующие выработке навыков и привычек правильного поведения: Упражнение;Поручение;Переключение – форма воспитания, направленная на отучение учащихся от

Слайд 61Методы стимулирования деятельности учащихся
поощрение.
Имеют воспитательную ценность только при

рациональном их применении. Самые распространенные формы поощрения – это похвала,

награда книгой, «дипломом», похвальной грамотой, медалью и т. п.;

2) наказание.
Для того, чтобы оно было эффективным, наказание должно быть осознано как справедливое и заслуженное.
Методы стимулирования деятельности учащихся  поощрение. 	Имеют воспитательную ценность только при рациональном их применении. Самые распространенные формы

Слайд 62 Учебно-познавательная деятельность ребенка с ООП не всегда возможна и эффективна

при использовании традиционных, применяемых в обучении нормально развивающихся детей средств.

Поэтому необходимо применение специфических приемов и средств обучения и воспитания.

Учебно-познавательная деятельность ребенка с ООП не всегда возможна и эффективна при использовании традиционных, применяемых в обучении нормально

Слайд 63Виды приемов и средств обучения в специальном образовании:
1. Словесная речь

учителя:
- Дактильная и жестовая речь;
- Зрительное восприятие устной речи;
-

Пиктографическое (символьное) письмо (ОДА);

2. Средства искусства: арттерапия,музыкальные средства,изобразительные средства,ручной труд, художественно-речевая деятельность,театрально-игровая деятельность.

3. Печатные средства: учебники, рабочие тетради, книги, журналы.

4. Средства наглядности: изобразительный дидактический материал, модели, макеты, раздаточные карточки с заданиями.

5. Технические средства обучения (ТСО): аудиовизуальные, персональные компьютеры.

Остановимся подробнее на каждом из видов обучения.
Виды приемов и средств обучения в специальном образовании:1. Словесная речь учителя:- Дактильная и жестовая речь;- Зрительное восприятие

Слайд 64 В специальном образовании помимо словесной речи учителя используются и другие

ее виды.
К ним относятся дактильная и жестовая речь, применяемые в

обучении лиц, имеющими нарушения слуха.
В специальном образовании помимо словесной речи учителя используются и другие ее виды.		К ним относятся дактильная и жестовая

Слайд 65 Дактильная речь представляет собой общение при помощи ручной азбуки, где

каждая буква алфавита изображается пальцами руки знака – дактилемы. Последние

складываются в целостные речевые единицы (слова, фразы и т.д.), при помощи которых протекает процесс общения.
При передаче сообщения слепоглухому его рука накладывается на руку говорящего, и он с опорой на тактильные ощущения «считывает» передаваемую информацию.
Дактильная речь представляет собой общение при помощи ручной азбуки, где каждая буква алфавита изображается пальцами руки знака

Слайд 66 Еще одно средство, упрощающее процесс восприятия неслышащими информации – зрительное

восприятие устной речи – «чтение с лица» или чтение с

губ.
Это вспомогательное средство облегчает процессы слухового восприятия, а для глухих служит частичной компенсацией отсутствующего слуха.
Еще одно средство, упрощающее процесс восприятия неслышащими информации – зрительное восприятие устной речи – «чтение с лица»

Слайд 67 В некоторых случаях затрудненного общения (например, с лицами, имеющими тяжелые

нарушения опорно-двигательного аппарата, сопряженные с невозможностью речевой деятельности) используется пиктографическое

(символьное) письмо.
В некоторых случаях затрудненного общения (например, с лицами, имеющими тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата, сопряженные с невозможностью речевой

Слайд 68Современная специальная педагогика в поиске различных форм и средств все

чаще обращается к различным видам искусства как к средству развития

и коррекции.
Современная специальная педагогика в поиске различных форм и средств все чаще обращается к различным видам искусства как

Слайд 69 Артпедагогика

Арттерапия

Артпедагогика						Арттерапия

Слайд 70 Использование музыкальных средств воспитания в
системе специального образования

Использование музыкальных средств воспитания в 	системе специального образования

Слайд 71Занятия музыкой оказывают положительное влияние на:
Совершенствование ритмико-мелодической стороны устной речи

учащегося;
Развитие слухового восприятия;
Улучшение слуховой памяти.

Занятия музыкой оказывают положительное влияние на:Совершенствование ритмико-мелодической стороны устной речи учащегося;Развитие слухового восприятия;Улучшение слуховой памяти.

Слайд 72Ручной труд как средство коррекции: 1. развивает моторику, координацию движений; 2. формирует

трудовые навыки; 3. приобщает к культуре и искусству народа, края, страны; 4.

знакомит с искусством художественных ремесел; 5. расширяет кругозор и речевой запас.
Ручной труд как средство коррекции: 1. развивает моторику, координацию движений; 2. формирует трудовые навыки; 3. приобщает к

Слайд 73Художественно-речевая деятельность как средство коррекции 1. совершенствование речевых навыков; 2. развитие поэтического

и художественного слова; 3. преодоление неуверенности в процессе пользования речью; 4. духовное

развитие детей; 5.формирование интереса к литературному чтению.
Художественно-речевая деятельность как средство коррекции 1. совершенствование речевых навыков; 2. развитие поэтического и художественного слова; 3. преодоление

Слайд 74 Театрализованно-игровая деятельность.

Основной язык театрального искусства – действие;

основные признаки

- диалог и игра.

Театрализованно-игровая деятельность. 	Основной язык театрального искусства – действие; 	основные признаки - диалог и игра.

Слайд 75Использование средств искусства способствует: 1) коррекции и компенсации отклонений в

развитии; 2) активизации познавательных интересов; 3) приобщению к духовной культуре; 4) освоению

различных форм социальной жизни; 5) социальной адаптации человека с ограниченными возможностями; 6) активному участию в общественной, культурной и досуговой деятельности в социальной среде.
Использование средств искусства способствует:  1) коррекции и компенсации отклонений в развитии;  2) активизации познавательных интересов;

Слайд 76 Печатная продукция: книги, пособия, журналы, рабочие тетради и т.д.

Учебники, издаваемые

для различных категорий детей с отклонениями в развитии, имеют свою

специфику, обусловленную особенностями развития детей.
Печатная продукция: книги, пособия, журналы, рабочие тетради и т.д.			Учебники, издаваемые для различных категорий детей с отклонениями в

Слайд 77Достаточно широкое использование в системе специального образования получили технические средства

обучения (ТСО). Применение их играет важную роль для коррекции и

компенсации недостатков развития детей.
Достаточно широкое использование в системе специального образования получили технические средства обучения (ТСО). Применение их играет важную роль

Слайд 78Самостоятельная работа 4
Дети в ОВЗ в общеобразовательных учреждениях
Журнал «Дефектология» №

5, 2010 г. Стр. 14 - 20

Самостоятельная работа 4Дети в ОВЗ в общеобразовательных учрежденияхЖурнал «Дефектология» № 5, 2010 г. Стр. 14 - 20

Слайд 79Дифференциация и интеграция специального образования

Дифференциация и интеграция специального образования

Слайд 801. Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно

необходимом жизнеобеспечении
2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
3. Овладение

навыками коммуникации

4. Дифференциация и осмысление картины мира

5. Дифференциация и осмысление своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей

Направления коррекционной работы в сфере развития жизненной компетенции для всех категорий с ОВЗ

1. Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в

Слайд 81Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом

жизнеобеспечении
Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего

нельзя: в еде, в физической нагрузке и т. д.

Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе.

Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и объяснять учителю необходимость связаться с семьей для принятия решения.

Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать проблему.

Умение пользоваться личными адаптивными средствами в разных ситуациях (слуховой аппарат, очки )

Требования к результатам

Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспеченииУмение адекватно оценивать свои силы, понимать, что

Слайд 82Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
Формирование активной позиции ребенка

и веры в свои силы в овладении навыками самообслуживания дома

и в школе; стремление к самостоятельности и независимости в быту.

Прогресс в самостоятельности и независимости в быту

Освоение устройства домашней жизни, разнообразие повседневных бытовых дел, предназначения окружающих в быту предметов и вещей

Представления об устройстве домашней жизни. Умение включаться в разнообразные повседневные дела

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизниФормирование активной позиции ребенка и веры в свои силы в овладении

Слайд 83Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса,

принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми
Формирование понимания значения

праздника дома и в школе, желания участвовать в устройстве праздника, понимание того что праздники бывают разными

Умение ориентироваться в пространстве щколы, в расписании занятий и т. д

Стремление ребенка участвовать в подготовке и проведении праздника

Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими

Слайд 84Овладение навыками коммуникации
Формирование знания правил коммуникации и умения использовать их

а актуальных для ребенка житейских ситуациях.
Расширение и обогащение опыта

коммуникации ребенка в ближайшем и дальнейшем окружении

Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели

Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения

Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие.

Расширение круга ситуаций, в которых ребенок может использовать коммуникацию .

Овладение навыками коммуникацииФормирование знания правил коммуникации и умения использовать их а актуальных для ребенка житейских ситуациях. Расширение

Слайд 85Дифференциация и осмысление картины мира
Расширение обогащение опыта реального взаимодействия ребенка

с бытовым окружением, формирование адекватного представления об опасности и безопасности
Расширение

и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы

Использование вещей в соответствии с их функциями

Адекватность бытового поведения ребенка с точки зрения опасности и безопасности и для себя и для окружающих

Дифференциация и осмысление картины мира Расширение обогащение опыта реального взаимодействия ребенка с бытовым окружением, формирование адекватного представления

Слайд 86Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и

пространстве. Формирование у ребенка умения устанавливать связь между ходом собственной

жизни и природным порядком

Умение устанавливать связь общественного порядка и уклада собственной жизни

Умение устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни в семье и в школе

Умения накапливать личные впечатления и упорядочивать их во времени и пространстве

Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве. Формирование у ребенка умения устанавливать связь

Слайд 87Формирование внимания и интереса ребенка к новизне и изменчивости окружающего
Развитие

у ребенка любознательности, наблюдательности , задавать вопросы.
Развитие активности во взаимодействии

с миром, понимание собственной результативности

Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий

Формирование внимания и интереса ребенка к новизне и изменчивости окружающегоРазвитие у ребенка любознательности, наблюдательности , задавать вопросы.Развитие

Слайд 88Развитие способности ребенка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и делиться

опытом используя вербальные и не вербальные средства .
Умение передавать свои

впечатления.
Умение принимать и включать в свой личный опыт .
Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми

Развитие способности ребенка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и делиться опытом используя вербальные и не вербальные средства

Слайд 89Дифференциация и осмысление своего социального окружения, принятых ценностей и социальных

ролей
Формирование знания о правилах поведения в разных социальных ситуациях и

с людьми разного социального статуса, разного возраста

Освоение необходимых ребенку социальных ритуалов

Знание правил поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, в семье, в школе

Умение адекватно использовать принятые в окружении ребенка социальные ритуалы

Дифференциация и осмысление своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей Формирование знания о правилах поведения в

Слайд 90Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов ,выработки адекватной дистанции

в зависимости от ситуации общения
Расширение обогащение опыта социального взаимодействия ребенка

в ближнем и дальнем окружении

Умение проявлять инициативу , не быть назойливым в своих просьбах, быть благодарным

Расширение круга освоенных социальных контактов

Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов ,выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общенияРасширение обогащение опыта

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика