Слайд 2Роль общения в жизни людей.
Взаимодействие с окружающими
людьми
Обществоведение, 9 класс
Слайд 4ОБЩЕНИЕ
МОЖНО ЛИ НАЗВАТЬ
ОБЩЕНИЕ РОСКОШЬЮ?
Слайд 8СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ.
Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем.
Вербальное общение
использует систему фонетических знаков;
коммуникатор
реципиент
Слайд 9НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
оптико-кинетическая
система знаков
паралингвистическая система
— это качество голоса,
его
диапазон, тональность.
экстралингвистическая
система —
включение в речь пауз,
других вкраплений,
например покашливания,
плача, смеха.
Слайд 10Виды общения
Монологическое
Императивное – форма воздействия на человека с целью контроля
его действий;
Манипулятивное – влияние на человека с целью достижения своих
намерений.
Диалогическое
Слайд 15Роль общения в межличностных отношениях
Слайд 16Барьеры в общении:
барьеры могут быть не только психологическими, но и
социальными, политическими, религиозными, профессиональными.
Слайд 17Пространство и время организации коммуникативного процесса выступают также особой знаковой
системой
хронотоп «школьного урока»,
«вагонного попутчика»,
«больничной палаты»
неожиданные эффекты
воздействия
Неожиданная откровенность!
Слайд 18Недостатки виртуального общения:
открытость информационного обмена сочетается с фрагментарностью;
недостаёт эмоциональной насыщенности
и социальной ответственности;
интенсивность информационных потоков значительно превосходит возможности ее осмысления
и усвоения.
«Чем больше информации, тем меньше смысла». (А.Кончаловский)
Слайд 19отношения носят субъект-субъектный характер;
восприятие и оценка партнерами друг друга всегда
субъективны и нередко подвержены изменениям в зависимости от конкретных условий
Общение
как понимание
Слайд 20КАК ПРОИСХОДИТ ВОСПРИЯТИЕ -
«социальная перцепция».
встречают партнёра по общению «по одежке»,
т. е. по внешним признакам (наиболее информативными являются внешность, физические
качества, одежда и поведение).
Слайд 21механизмы социальной перцепции
эмпатия, аттракция, казуальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия.
— способы,
посредством которых люди воспринимают и определённым образом интерпретируют, понимают и
оценивают друг друга.
Слайд 22ЭМПАТИЯ — это постижение эмоционального состояния другого человека, если можно
так сказать, «вчувствование», поскольку слово состоит из корня pathos, означающего
«чувство», «переживание», и приставки, означающей «находящийся внутри, в пределах чего-либо».
Любопытно, что отрицательные эмоциональные переживания другого человека (горе, печаль) легче вызывают эмпатию, чем положительные.
Слайд 25Механизм казуальной атрибуции
Военный – смелый;
Чиновник - взяточник;
Отличник – умный…
приписывание человеку
определенных причин поведения.
(приписывание основано на сходстве этого поведения с известными
прототипами или с собственным поведением в аналогичных ситуациях).
Слайд 26Человек в процессе социальной рефлексии предстает как бы в трех
позициях:
— «я», каким я являюсь в действительности;
— «я», каким я
вижу самого себя;
— «я», каким меня видит партнер по общению.
Слайд 27СТЕРЕОТИПЫ И «ЭФФЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ»
Стереотип— это часть прошлого опыта, сформированного бытовой
и профессиональной деятельностью, закрепившегося в мышлении и постоянно используемого при
решении типичных задач, которые ставит жизнь.
Все люди – эгоисты.
Слайд 28Что влияет на формирование стереотипов?
Социальные стереотипы возникают прежде всего под
воздействием групповых норм.
Возрастные, половые, семейные, профессиональные нормы ограничивают движение мысли
в одних направлениях и поощряют в других.
Слайд 29Проблема«идолов» Фрэнсис Бэкон (1561—1626 гг.)
человек склонен чаще объяснять свое поведение
внешними обстоятельствами, а поступки других — их личными качествами;
уверенность в
том, что большинство людей в данных условиях поступят так же, как поступил он сам.
Слайд 30«эффект ореола»
мнение наблюдателя или партнера по общению о другом
партнере, его достоинствах и недостатках как бы «окутывает» его реальный
образ.
«Таня — хороший товарищ,
потому что она хорошо учится».
Слайд 31«эффект проекции»
- приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать
свои собственные достоинства, а неприятному — свои недостатки.
«Приятно иметь дело
с
симпатичным кроликом».
Слайд 32«эффект ложного обобщения»
- на основании утверждений о наличии определенных
качеств у отдельных представителей социальной группы делается вывод о том,
что эти качества есть у всех ее членов.
«Все учителя злые»
Слайд 33Общение включает обмен информацией, идеями, оценками, чувствами и конкретными действиями.
В
процессе такого общения субъективный мир одного человека раскрывается для другого.
Общение
предполагает установление взаимопонимания между его участниками.
Участвующие в общении люди оказывают взаимное влияние на намерения, мысли, чувства друг друга, стратегию поведения.
Слайд 35«ВЕСЬ МИР – ТЕАТР.
В НЁМ ЖЕНЩИНЫ, МУЖЧИНЫ – ВСЕ АКТЁРЫ.
У
НИХ СВОИ ЕСТЬ ВЫХОДЫ, УХОДЫ,
И КАЖДЫЙ НЕ ОДНУ ИГРАЕТ РОЛЬ.
СЕМЬ
ДЕЙСТВИЙ В ПЬЕСЕ ТОЙ.
СПЕРВА МЛАДЕНЕЦ, РЕВУЩИЙ ГРОМКО НА РУКАХ У МАМКИ…
ПОТОМ ПЛАКСИВЫЙ ШКОЛЬНИК С КНИЖНОЙ СУМКОЙ,
С ЛИЦОМ РУМЯНЫМ, НЕХОТЯ, УЛИТКОЙ ПОЛЗУЩИЙ В ШКОЛУ.
А ЗАТЕМ ЛЮБОВНИК, ВЗДЫХАЮЩИЙ, КАК ПЕЧЬ, С БАЛЛАДОЙ ГРУСТНОЙ В ЧЕСТЬ БРОВИ МИЛОЙ.
А ЗАТЕМ СОЛДАТ, ЧЬЯ РЕЧЬ ВСЕГДА ПРОКЛЯТЬЯМИ ПОЛНА, ОБРОСШИЙ БОРОДОЙ, КАК ЛЕОПАРД, РЕВНИВЫЙ К ЧЕСТИ, ЗАБИЯКА В ССОРЕ, ГОТОВЫЙ СЛАВУ БРЕННУЮ ИСКАТЬ ХОТЬ В ПУШЕЧНОМ ЖЕРЛЕ.
Слайд 36ЗАТЕМ СУДЬЯ С БРЮШКОМ ОКРУГЛЫМ, ГДЕ КАПЛУН ЗАПРЯТАН, СО СТРОГИМ
ВЗОРОМ, СТРИЖЕННОЙ БОРОДКОЙ, ШАБЛОННЫХ ПРАВИЛ И СЕНТЕНЦИЙ КЛАДЕЗЬ, - ТАК
ОН ИГРАЕТ РОЛЬ.
ШЕСТОЙ ЖЕ ВОЗРАСТ – УЖ ЭТО БУДЕТ ТОЩИЙ ПАНТАЛОНЕ, В ОЧКАХ, ТУФЛЯХ, У ПОЯСА – КОШЕЛЬ, В ШТАНАХ, ЧТО С ЮНОСТИ БЕРЁГ, ШИРОКИХ, ДЛЯ НОГ ИССОХШИХ; МУЖЕСТВЕННЫЙ ГОЛОС СМЕНЯЕТСЯ ОПЯТЬ ДИСКАНТОМ ДЕТСКИМ:
ПИЩИТ, КАК ФЛЕЙТА…
А ПОСЛЕДНИЙ АКТ, КОНЕЦ ВСЕЙ ЭТОЙ СТРАННОЙ, СЛОЖНОЙ ПЬЕСЫ – ВТОРОЕ ДЕТСТВО, ПОЛУЗАБЫТЬЕ: БЕЗ ГЛАЗ, БЕЗ ЧУВСТВ, БЕЗ ВКУСА, БЕЗ ВСЕГО».
Слайд 38ВЕСЬ МИР – ТЕАТР,
А ЛЮДИ В НЁМ АКТЁРЫ!
КТО ПЛУТ,
КТО – ШУТ, А КТО
ПРОСТАК, МУДРЕЦ ИЛИ ГЕРОЙ.
А ПОТОМУ ОСТАВЬТЕ
ВАШИ СПОРЫ – ИЩИТЕ В ЖИЗНИ
СВОЮ РОЛЬ, ЛЕПИТЕ ОБРАЗ СВОЙ