Слайд 1Общение как феномен психологии Общение как обмен информацией
Подготовила: асист. Толокова
Т.И
Слайд 2Понятие общения
Общение — это сложный многоплановый процесс установления и развития
контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в
себя: обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Виды общения: невербальное (бессловесное) общение — общение с использованием мимики, жестов, осанки и позы вместо слов; вербальное (словесное, речевое) общение.
Слайд 3Уровни общения
Внутриличностное — мысленное общение человека с самим собой, когда
он вырабатывает какие-то планы, развивает идеи, подготавливается к общению с
кем-либо и т.д.
Межличностное — общение между двумя и более людьми.
Общественное — общение человека с большой аудиторией.
Слайд 4Стороны общения
Первая — коммуникативная. Общение включает в себя обмен информацией
между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве
коммуникативной стороны общения.
Вторая сторона общения (интерактивная) — взаимодействие общающихся. Организация взаимодействия между людьми. Обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками.
Третья сторона общения (перцептивная) — восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем сообщенном ему не разберется.
Слайд 5Невербальное общение
Эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует особый, невербальный аспект
обмена информацией, особую, невербальную коммуникацию.
К средствам невербальной коммуникации принадлежат
жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации — слова.
Слайд 6Общение как межличностное взаимодействие
Общение выступает как межличностное взаимодействие.
Вступая
в общение, т.е. обращаясь к кому-либо с вопросом, просьбой, приказанием,
объясняя или описывая чтото, люди с необходимостью ставят перед собой цель оказать воздействие на другого человека, добиться от него желаемого ответа, выполнения поручения, понимания того, что он до тех пор не понимал.
Слайд 7Общение как понимание людьми друг друга
За взаимодействием и коммуникативной стороной
общения выступает его перцептивный аспект — осуществляемое в общении взаимное
восприятие его участников.
Общение становится возможным только в том случае, если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению. Участники общения стремятся реконструировать в сознании внутренний мир друг друга, понять чувства, мотивы поведения, отношение к значимым объектам.
Слайд 8Общение как понимание людьми друг друга
Слайд 9Общение как понимание людьми друг друга
Субъекту непосредственно дан лишь внешний
облик других людей, их поведение и поступки, используемые ими коммуникативные
средства.
Слайд 10Причинное объяснение поступков другого человека
Причинное объяснение поступков другого человека
путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения носит
название каузальной атрибуции или причинной интерпретации.
Каузальная атрибуция осуществляется чаще всего неосознанно — либо на основе идентификации с другим человеком, т.е. при приписывании другому человеку тех мотивов или чувств, которые сам субъект, как он считает, обнаружил бы в аналогичной ситуации.
Слайд 11Причинное объяснение поступков другого человека
Стереотипизация — классификация форм поведения
и интерпретация (иногда без каких-либо оснований) их причин путем отнесения
к уже известным или кажущимся известными явлениям, т.е. отвечающим социальным стереотипам.
Слайд 12Элементы общения
1. отправитель (тот, кто передает информацию);
2. сообщение (посылаемая
информация);
3. канал — форма отправки сообщения (устная речь, неречевой
метод, то есть мимика, жесты, поза, письменная речь);
4. получатель (тот, кому посылается сообщение);
5. подтверждение (способ, с помощью которого уведомляют отправителя, что сообщение получено).
Слайд 13Каналы общения
Устная речь — получатель ее слышит.
Неречевое сообщение —
это мимика, жесты, позы, какие-то действия, которые получатель видит.
Письменное
сообщение — слова и символы, которые получатель прочитывает.
Слайд 14Этапы процесса общения
1. Потребность в общении побуждает человека вступить в
общение.
2. Ориентировка в целях общения, во внешней ситуации общения.
3. Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование содержания общения. Человек представляет себе, что именно он скажет.
Слайд 15Этапы процесса общения
5. Сознательно или бессознательно человек выбирает конкретные средства
общения, речевые фразы, которыми будет пользоваться.
6. Восприятие и оценка
ответной реакции собеседника. Контроль эффективности общения на основе установления обратной связи, корректировка направления, стиля, методов общения.
Слайд 16Правила эффективного общения
Необходимо проявлять искренний интерес к другим людям.
Стоит попытаться
понять достоинства другого человека
Постараться понять других людей
Стараться быть доброжелательным
и приветливым
Слайд 17Правила эффективного общения
Обращаться к человеку по имени, отчеству
Учитывать желания, вкусы,
интересы вашего собеседника
Быть хорошим слушателем
Уважение к мнениям другого, избегать
говорить человеку, что он не прав
Слайд 18Вопросы могут быть
закрытые (общие), на которые ответ может быть односложным
— «да» или «нет»;
открытые (специальные), на которые можно получить
более или менее подробный ответ.
Слайд 19Цель контактов между медицинским работником и пациентом
Цель контактов между медицинским
работником и пациентом – медицинская помощь, оказываемая одним из участников
общения по отношению к другому. Такие отношения обусловлены в определённой мере и условиями, в которых ведется лечебная деятельность. Исходя из основной цели лечебного взаимодействия, можно предположить неоднозначность важность контактов в системе взаимодействия медработник – пациент.
Слайд 20Цель контактов между медицинским работником и пациентом
Для медицинской психологии интересны
мотивы и ценности врача, его представление об идеальном пациенте, а
также определённые ожидания самого пациента от процесса диагностики, лечения, профилактики и реабилитации, поведения врача или медсестры.
Слайд 21Умение медработника понять больного человека
Одной из основ лечебной деятельности является
умение медработника понять больного человека.
В процессе лечебной деятельности важную роль
играет умение выслушать пациента, что представляется необходимым для формирования контакта между ним и медработником, в частности, врачом. Умение выслушать больного человека не только помогает определить-диагносцировать заболевание, которому он может быть подвержен, но и сам по себе процесс выслушивания оказывает благоприятное взаимодействие на психологический контакт врача и пациента.
Важно отметить, что необходимо учитывать и особенности (профильность) заболевания при контакте с пациентом, поскольку в распространённых в клинической медицине терапевтических отделениях находятся больные самого различного профиля.
Слайд 22Соматогении и психогении
В клинике внутренних болезней специалисты имеют дело с
соматогенными и психогенными нарушениями. И в тех, и других случаях
больные высказывают большое число различных жалоб и очень настороженно относятся к своему состоянию.
В результате психогений может усложняться течение основного соматического заболевания, что, в свою очередь, ухудшает психическое состояние больных.
Соматогенно обусловленные психические нарушения чаще возникают у тревожно-мнительных больных с ипохондрической фиксацией на своём состоянии.
Слайд 23Различия точек зрения медработника и пациента
Различия точек зрения медработника и
пациента могут быть обусловлены их социальными ролями, а также и
другими факторами.
Например, медработник склонен искать, прежде всего, объективные признаки заболевания. Он старается ограничить анамнез для дальнейшего определения предпосылок для дальнейшего соматического исследования и т.д. А для пациента в центре внимания и интересов всегда стоит его субъективное, личное переживание болезни.
Для преодоления различий во взглядах медработнику необходимо не только выслушивать с большим вниманием пациента, но и постараться как можно лучше его понять. Реакция медработника должна быть резонансом на услышанное.
Слайд 24Виды общения
Формальное общение
Примитивное общение
Формально ролевое общение
Деловое общение
Духовное межличностное общение
Манипуляционное общение
Слайд 25Пространственные условия общения
Интимная дистанция
Личная дистанция
Социальная дистанция
Публичная дистанция
Следует иметь в виду,
что у разных народов дистанции заметно различаются.
Слайд 30Жизненная позиция и стиль общения
Действенная позиция характеризуется осознанностью и активностью;
такой человек осознает течение своей жизни, способен стать по отношению
к ней в активную позицию и управлять ею.
Импульсивная позиция характеризуется активностью и отсутствием осознанности; такой человек стремится управлять своей жизнью, не будучи в состоянии ее хорошо осмыслить, управление им своей жизнью принимает характер хаотичных, импульсивных решений
Созерцательная позиция характеризуется осознанностью и отсутствием активности; осознавая события своей жизни как нечто отдельное от своего "Я".