Слайд 1
ОБЩЕНИЕ
Форма деятельности, осуществляемая между людьми как
равными партнерами, приводящая к возникновению психического контакта.
Деятельность. В ней
есть:
Цель
Действия
Результат
Слайд 2
ОБЩЕНИЕ
Процесс обмена между людьми результатами их психической
деятельности: информацией, оценками, переживаниями.
Слайд 3
Структура общения
Коммуникативный компонент – обмен информацией с помощью
речи и невербальных средств.
Перцептивный компонент - восприятие партнерами друг
друга, их взаимное познание. Основа для взаимопонимания. Восприятие: внешнего облика, поведения.
Интерактивный компонент - взаимодействие людей. Формы: деятельность, игра, кооперация, конкуренция, конфликт, манипуляция и т.д.
Слайд 4
Функции общения по критерию цели:
1) Контактная функция – установление
контакта.
2) Информационная функция – обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями;
3) Побудительная
функция – стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий;
4) Координационная функция - взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;
Слайд 5
Функции общения по критерию цели:
5) функция понимания – адекватное
восприятие и понимание смысла сообщения и переживаний,
6) эмотивная функция
– возникновение эмоций у партнёров по общению;
7) функция установления отношений - осознание и фиксация своего места в системе связей общества (ролевых, статусных, деловых, межличностных);
8) функция оказания влияния – изменение состояния, поведения, личности партнера.
Слайд 6
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ в широком смысле
= ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНОЕ
Общение между
личностями, не группами, не большими социальными общностями.
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ в узком
понимании
Личностно-ориентированное общение. Каждый субъект уникален.
Сферы: дружеская, семейная, отношения между полами.
? Людям всё равно, с кем дружить?
? Людям всё равно, с кем вступать в любовные отношения?
Слайд 7
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ Цель общения – организация совместной деятельности. Психологически отстранённое
общение, «Я-Вы контакт». Поиск средств повышения эффективности сотрудничества.
ДЕЛОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Взаимодействие людей, которое подчинено решению конкретной задачи, стоящей перед организацией.
? С кем осуществляется деловое общение
Внутри организации, с коллегами
С клиентами
С «контрагентами» - другими организациями.
Слайд 8
Формы делового общения
беседы; переговоры; презентации;
переписка; собрания; конференции;
разговоры по телефону;
консультации;
интервью; собеседования.
Слайд 9
ЭТИКА
Совокупность моральных принципов, поддерживаемых обществом, группой, индивидуумом.
ЭТИКЕТ
Установленный порядок, набор правил, определяющий поведение людей, принадлежащих к конкретной
группе, общности.
Слайд 10
Мораль — это система ценностей, которые признаются человеком.
Мораль —
способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в
различных сферах общественной жизни — семье, быту, политике, науке, труде и т.д.
Важные категории: «добро», «зло», «справедливость», «благо», «ответственность» и т.д.
Как должно себя вести.
Слайд 11
ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
совокупность нравственных норм, правил
и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их
производственной деятельности.
Деловой этикет — результат длительного отбора правил и форм наиболее целесообразного поведения, которое способствовало успеху в деловых отношениях.
Слайд 12
Универсальные принципы
«Относитесь к другим так, как вы хотели
бы, чтобы относились к вам»
«Поступай так, чтобы максима твоей воли
была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон».
Координация интересов сторон.
Общие профессиональные этические принципы
! Профессионализм. Высокое качество производимого продукта или услуг.
Верность профессиональному долгу, понимание его как «служения» делу, людям.
Ответственность.
Сохранение профессиональной тайны.
Уважение к другим профессионалам.
Слайд 13
Конфиденциальность и профессиональная тайна
Конфиденциальностью – уважение
и защита секретности дел организации и иных участников деловых отношений.
Соблюдение конфиденциальности означает сохранение в тайне только информации о добросовестном и законопослушном поведении.
Компоненты:
Охрана информации, относящейся к деятельности компании и не подлежащей раскрытию – то есть, информации, относящейся к коммерческой тайне.
Неразглашение информации третьим лицам, если требования третьих лиц не основаны на законе.
Осторожность в ходе переговоров (устных, письменных). Проявление осторожности при использовании средств коммуникации (телефон, Интернет).
Ограничение доступа к любым конфиденциальным или важным документам.
Уважение прав коллег и подчиненных на секретность их персональных дел.
Слайд 14
Коллегиальность
Стремление к принятию коллегиальных решений и оказание
взаимной помощи в вопросах жизненно важных заключений.
Уважительное отношение к коллегам,
включая как коллективные, общенациональные или религиозные поводы, так и события личной жизни.
Помощь менее опытным коллегам.
Поддержка коллег в сложной для них ситуации.
Умение и возможность критиковать работу руководства, коллег и деловых партнеров без ущемления личного достоинства критикуемых.
Отказ от неконструктивной критики в адрес участников деловых отношений.
Умение правильно воспринимать критику в свой адрес.
Принятие всех необходимых мер для исправления допущенной в деловых отношениях этической ошибки независимо от делового статуса и сроков давности ошибки.
Слайд 15
Деловая беседа
Вид делового общения, специально
организованный предметный разговор, который служит для решения организационных, управленческих, профессиональных
задач. Носит предметный характер.
Проблемная беседа – решение вопросов, связанных с производственными задачами.
Во взаимоотношениях:
«начальник – подчиненный»,
«сотрудники организации с другими сотрудниками»,
«сотрудник организации – клиент» и т.д.
Слайд 16
Правила ведения беседы
1. Сознательная настройка на собеседника: учет
содержания выполняемых им задач, его полномочий и сферы ответственности, жизненного
и трудового опыта, интересов, особенностей его мышления и речи.
2. Рациональная организация процесса беседы: краткое и точное изложение собеседниками содержания информации по обсуждаемому вопросу.
3. Простота, ясность, четкость языка как условие доходчивости информации.
Слайд 17
Универсальные принципы ведения беседы
Привлечь внимание
Заинтересовать
Детально обосновать
Выявить интересы и
устранить сомнения
Преобразовать в окончательное решение
Слайд 18
Этапы деловой беседы
Подготовительные мероприятия
Начало беседы
Информирование присутствующих
Аргументирование выдвигаемых положений
Завершение беседы
Слайд 19
КОМПЛИМЕНТЫ
в деловой беседе возможны и допустимы.
Условие – искренность.
Фальшь считывается собеседником.
Правила
• Комплименты
должны быть максимально дружественными и естественными
• Недопустимо делать один и тот же комплимент двум рядом стоящим людям
• Необходимо соблюдать чувство меры и такт
• Принимая комплимент в свой адрес, нужно поблагодарить и ответить добрыми словами
Слайд 20
КРИТИКА
Критиковать можно действия, но не личность.
Критика должна быть конкретна,
формулировки «всегда» и «никогда» нельзя использовать.
Критика должна опираться на факты,
а не на эмоции.
Один проступок – одно наказание, критика осуществляется за одно нарушение один раз.
Закончить критику лучше позитивом и подведением итогов - планов действия по улучшению ситуации.
Слайд 21
КРИТИКА
Конструктивность. Не вести к конфликту.
Критика должна быть
направлена на позитивные изменения в будущем, а не на поиск
виноватых или ошибок в прошлом.
Критика должна предполагать возможность сотрудника высказаться по поводу ситуации и ее возможного исправления.
Критикуя, необходимо отметить и позитив (еще лучше – с него начать).
Слайд 22
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Система знаний о социальной действительности
и о себе, сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев
поведения в типичных ситуациях.
Слайд 23
Литература
Горянина В. А. Психология общения. 3-е изд., М.: Академия,
2005.
Ильин Евгений Павлович. Психология общения и межличностных отношений. - Москва
[и др.] : Питер, 2010.
Психология и этика делового общения : учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. — 7-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015.
Эксакусто Т.В. Основы психологии делового общения: учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2015.