Слайд 1Программа довузовской подготовки
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Слайд 2Программа курса
Раздел 1. Человек и общество
Раздел 2. Экономика
Раздел 3. Социальные
отношения
Раздел 4. Политика
Раздел 5. Право
Слайд 3Тема 1. Человек и общество
Панькова Наталья Михайловна
к.ф.н., ст. преподаватель кафедры
истории и философии науки и техники
Института социально-гуманитарных технологий
Томского политехнического
университета
Лекция 4. Мышление человека
Слайд 4Вопросы:
Мышление и деятельность
2. Потребности и интересы
2.1. Самопознание человека
2.2. Поведение человека
2.3.
Свобода и ответственность личности
2.4. Смысл жизни человека
3. Свобода и необходимость
в человеческой деятельности.
Слайд 51. Мышление и деятельность человека
Способность человека преобразовывать мир своими действиями
- качество, отличающее его от других живущих на Земле существ.
Из природных материалов человек создает новые продукты, обладающие полезными для него свойствами и качествами.
Предметом деятельности человека может быть любой объект - вещи, явления, другие люди.
В общественных науках под деятельностью понимается форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира.
В структуре любой деятельности принято выделять объект, субъект, цель, средства ее достижения и результат.
Слайд 6Объектом называется то, на что данная деятельность направлена; субъектом -
тот, кто ее осуществляет.
Прежде чем начать действовать, человек определяет
цель деятельности, т. е. формирует в своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь.
Затем, когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для достижения поставленной цели.
Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет именно тот результат, к которому стремился субъект.
Слайд 7Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить
свои потребности. Эти потребности могут быть физиологическими, социальными и идеальными,
осознаваемыми или нет. Они становятся главным источником активности человека.
Огромную роль играют и убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путей и средств, к ним ведущих.
Иногда в выборе средств люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими упрощенными представлениями о каком-либо социальном процессе (о процессе деятельности).
Неизменная мотивация имеет тенденцию воспроизводить аналогичные действия людей и, как следствие, - аналогичную социальную реальность.
Слайд 102. Виды деятельности
Различают деятельность практическую и духовную.
Практическая деятельность направлена на
преобразование существующих в реальности объектов природы и общества.
Содержанием духовной
деятельности является изменение сознания людей.
Практическая деятельность подразделяется на:
материально-производственную;
социально-преобразовательную.
К духовной деятельности относят:
познавательную деятельность;
ценностно-прогностическую деятельность;
прогностическую деятельность.
Слайд 11Основными видами (способами) деятельности являются учение (учеба), игра и труд.
К данной группе можно отнести также общение.
Четко разделить их
не представляется возможным, потому что человек изучает, познает мир и самого себя в процессе общения, а также в труде и в игре.
В детские годы очень важной для становления человека деятельностью является игра. Именно в игре ребенок имитирует ситуации из жизни, как бы вживается в роль взрослого человека.
Человек играет в игры на протяжении всей своей жизни, а не только в детстве. Меняются лишь место, роль игры и сам характер игр.
Слайд 13Особую роль в школьном возрасте играют такие виды деятельности, как
учеба и труд.
В процессе учения (учебы) люди приобретают новые
знания о материальном мире в целом, о природе как естественной среде обитания человека, об обществе, о человеке. Обучаясь, мы также овладеваем необходимыми нам приемами и навыками познавательной и практической деятельности, способами и опытом поведения в жизненных ситуациях, формируем собственный набор ценностных ориентиров, идеалов.
Специфическим отличием трудовой деятельности является создание полезных для человека продуктов - как материальных, так и духовных. Многие школьники во время летних каникул устраиваются на временную работу, уезжают в молодежные трудовые лагеря, работают на прополке и уборке урожая.
Слайд 15Можно говорить о деятельности политической, хозяйственной, социальной, культурной. Но особым
видом деятельности, результат которой - создание нового, еще не известного,
не имеющего аналогов в природе, является творчество.
Существуют и иные классификации видов деятельности людей.
Любая деятельность обязательно подчиняется сознательно определяемым целям, отражающим наши собственные интересы и потребности. Мы хотим жить более комфортно, меньше зависеть от природных стихий.
Цели человеческой деятельности ученые подразделяют на объективные - определяемые общественно-значимыми, важными для подавляющего большинства людей мотивами, и субъективные - связанные только с личными устремлениями, интересами, намерениями конкретных людей.
Кроме целей в деятельности человека можно выделить средства и методы ее осуществления, процесс деятельности, результаты, рефлексию (осмысление и оценивание результатов).
Слайд 17Цели деятельности
Цели могут быть отрицательные (противоречат ценностям, идеалам большинства людей,
возможно даже угрожают их жизни, покою, счастью, собственности) и положительные.
В
зависимости от полученных результатов деятельность может быть охарактеризована как разрушительная или созидательная.
Деятельность оказывает огромное влияние на личность, являясь той основой, на которой происходит развитие последней.
В процессе деятельности индивид самореализуется и самоутверждается как личность - именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида.
Слайд 19Общение как вид деятельности
Преобразовывая окружающий мир, человек не только адаптируется
к природной и социальной среде, но перестраивает и совершенствует ее.
Вся история человеческого общества - это история деятельности людей.
Часто для достижения поставленной цели и получения необходимого результата необходимо взаимодействовать с другими субъектами, общаться с ними.
Общение - это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности.
Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом.
Слайд 21Виды общения
Выделяют несколько видов общения:
общение между реальными субъектами (например, между
двумя людьми);
общение реального субъекта с иллюзорным партнером (например, человека с
животным, которое он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами);
общение реального субъекта с воображаемым партнером (под ним подразумевается общение человека со своим внутренним голосом);
общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).
Слайд 22Основными формами общения являются диалог, обмен мнениями в виде монолога
или реплик.
Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным.
Одни
ученые полагают, что эти два понятия тождественны, т. к. любое общение обладает признаками деятельности.
Другие считают, что деятельность и общение - противоположные понятия, поскольку общение есть только условие деятельности, но никак не сама деятельность.
Третьи рассматривают общение во взаимосвязи с деятельностью, однако считают его самостоятельным явлением.
От общения необходимо отличать коммуникацию. Коммуникацией называется процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации.
В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает), а обратная связь между субъектами отсутствует.
Слайд 24Мышление и деятельность
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и
отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий
(цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т. е. посредством мышления.
Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
Слайд 26Мышление и деятельность
Мышление и деятельность являются двумя особыми способами взаимодействия
человека с миром.
Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То,
что человек не может познать прямо, непосредственно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное.
Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретенные теоретические знания.
Косвенное познание и есть познание опосредованное.
Вторая особенность мышления - его обобщенность. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.
Слайд 27Обобщения люди выражают посредством речи, языка.
Словесное обозначение относится не
только к отдельному объекту, но также и к целой группе
сходных объектов.
Обобщенность также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью.
Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т. д. - широчайшие обобщения, выраженные словом.
Слайд 28Объективной материальной формой мышления является язык.
Мысль становится мыслью и
для себя и для других только через слово - устное
и письменное. Благодаря языку человеческие мысли не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение.
Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр. Современная наука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства передачи информации.
Облекаясь в словесную форму, мысль формируется и реализуется в процессе речи. Движение мысли, ее уточнение, связь мыслей друг с другом и т. п. происходят лишь посредством речевой деятельности.
Мышление и речь (язык) - едины.
Слайд 31Мышление - функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности. Оно обеспечивается
работой обеих сигнальных систем, при этом ведущая роль отводится второй
сигнальной системе.
При решении мыслительных задач в коре мозга происходит процесс преобразования систем временных нервных связей. Нахождение новой мысли физиологически означает замыкание нервных связей в новом сочетании.
Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо.
Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.
Слайд 32Мыслительные операции разнообразны. Это - анализ и синтез, сравнение, абстрагирование,
конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, будет
зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.
Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.
Синтез - обратный анализу процесс мысли; это - объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.
Анализ и синтез - две взаимосвязанные логические операции.
Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.
Слайд 33Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений.
Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить
один или несколько признаков, по которым будет произведено сравнение. Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным.
Абстрагирование - это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них.
Слайд 34Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех
остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря
абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и достичь самой высокой ступени познания - научного теоретического мышления.
Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним. Конкретизация - это возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.
Слайд 35Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует
предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства, с тем чтобы выявить
общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.
Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т. п.
Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений.
Суждение - это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение - это отдельная мысль о чем-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением.
Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определенному выводу, умозаключению.
Слайд 36Индуктивное умозаключение
Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.
Умозаключение
- это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание
о предметах и явлениях объективного мира.
Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.
Индуктивное умозаключение - это умозаключение от единичного (частного) к общему. Из суждений о нескольких единичных случаях или об их группах человек делает общий вывод.
Слайд 37Дедуктивные умозаключения
Рассуждение, в котором мысль движется в обратном направлении, называют
дедукцией, а вывод - дедуктивным.
Дедукция - это вывод частного случая
из общего положения, переход мысли от общего к менее общему, к частному или единичному. При дедуктивном рассуждении мы, зная общее положение, правило или закон, делаем вывод о частных случаях, хотя и не изучали их специально.
Слайд 38Умозаключение по аналогии
Умозаключение по аналогии - это умозаключение от частного
к частному.
Сущность умозаключения по аналогии состоит в том, что
на основании сходства двух предметов в некоторых отношениях делается вывод о сходстве этих предметов и в других отношениях.
Умозаключение по аналогии лежит в основе создания многих гипотез, догадок.
Слайд 39Мыслительная деятельность человека проявляется в понимании объектов мышления и в
решении на этой основе разнообразных мыслительных задач.
Понимание - процесс проникновения
мысли в сущность чего-либо.
Объектом понимания может быть любой предмет, явление, факт, ситуация, действие, речь людей, произведение литературы и искусства, научная теория и т. д.
Понимание может быть включено в процесс восприятия объекта и выражаться в узнавании, осознании его, хотя оно может осуществляться и вне восприятия.
Понимание является обязательным условием решения мыслительных задач.
Слайд 40Виды мышления
В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе
занимают слово, образ и действие и как они соотносятся между
собой, выделяют три вида мышления: конкретно-действенное, или практическое, конкретно-образное и абстрактное.
Эти виды мышления выделяются еще и на основании особенностей задач - практических и теоретических.
Конкретно-действенное (практическое) мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской или иной практической деятельности людей.
Практическое мышление - это прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи.
Слайд 41Конкретно-образное, или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлеченные мысли, обобщения
человек воплощает в конкретных образах.
Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в
основном на поиск общих закономерностей в природе и человеческом обществе.
Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения.
Оно оперирует в основном понятиями, широкими категориями, а образы, представления играют в нем вспомогательную роль.
Слайд 42Все три вида мышления тесно связаны друг с другом.
У
многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое
мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.
Существуют и другие различия в мыслительной деятельности людей.
Если они устойчивы, их называют качествами ума.
Слайд 43Понятие ума шире понятия мышления. Ум человека характеризуют не только
особенности его мышления, но и особенности других познавательных процессов (наблюдательность,
творческое воображение, логическая память, внимательность). Понимая сложные связи между предметами и явлениями окружающего мира, умный человек должен хорошо понимать и других людей, быть чутким, отзывчивым, добрым.
Качества мышления - основные качества ума. К ним относят гибкость, самостоятельность, глубину, широту, последовательность и некоторые другие качества мышления.
Гибкость ума выражается в подвижности мыслительных процессов, умении учитывать меняющиеся условия умственных или практических действий и в соответствии с этим менять способы решения задач.
Гибкости мышления противостоит инертность мышления. Человеку инертной мысли более свойственно воспроизведение усвоенного, чем активные поиски неизвестного. Инертный ум - это ленивый ум. Гибкость ума - обязательное качество людей творчества.
Слайд 44Другие качества ума - глубина, широта и последовательность - также
имеют важное значение.
Человек глубокого ума способен «доходить до корня»,
вникать в сущность предметов и явлений.
Люди последовательного ума умеют строго логически рассуждать, убедительно доказывать истинность или ложность какого-либо вывода, проверять ход рассуждения.
Слайд 45Деятельность человека и
активность животного
Слайд 48Классификации деятельности:
по объектам и результатам деятельности - создание материальных благ или
культурных ценностей;
по субъекту деятельности - индивидуальная и коллективная;
по характеру самой деятельности -
например, репродуктивная или творческая;
по соответствию правовым нормам - законная и незаконная;
по соответствию моральным нормам - моральная и аморальная;
по соотношению с общественным прогрессом - прогрессивная и реакционная;
по сферам общественной жизни - экономическая, социальная, политическая, духовная.
Слайд 494. Потребности и интересы
В целях своего развития человек вынужден удовлетворять
различные нужды, которые называются потребностями.
Потребность - это нужда человека в том,
что составляет необходимое условие его существования.
В мотивах (от лат. movere - приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.
Слайд 50Виды потребностей человека
Биологические (органические, материальные) - потребности в пище, одежде,
жилище и др.
Социальные - потребности в общении с другими людьми,
в общественной деятельности, в общественном признании и др.
Духовные (идеальные, познавательные) - потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.
Слайд 52Источником активности людей являются их потребности.
Процесс их удовлетворения представляет собой
целенаправленную деятельность.
Потребность – нужда в чем-либо, надобность, требующая удовлетворения.
*Пирамида потребностей
Абрахама Маслоу
Потребности человека и их особенности
Слайд 53Классификация потребностей по А. Маслоу
Слайд 54Самопознание человека
В мировоззрении каждого человека главным является осмысление самого себя,
т. е. самопознание. Это процесс осмысления нами своих собственных возможностей,
потребностей, своего места в обществе.
Кто я? Какой я? Чего я хочу? Что я могу? Эти вопросы и поиск ответов на них составляют основу самопознания.
Изучая себя, люди как бы наблюдают за собой со стороны, осмысливают отношение к себе других людей.
Слайд 55Самопознание начинается с самоузнавания, отличения себя от других людей, от
внешнего мира. Подобное самоузнавание, по мнению психологов, начинается у ребенка
с трех-восьмимесячного возраста.
На основе ощущений и восприятий у каждого человека начинает формироваться образ собственного «я».
Человек внимательно изучает свой внешний облик. Действительно, то, как ты выглядишь, важно не только для тебя, но и для других людей. Вспомните поговорку: «Встречают по одежке…».
Слайд 56Стараясь выглядеть привлекательно для других людей, мы рассчитываем на доброжелательное
отношение к себе.
Отношение к собственной внешности вместе с представлениями о
своих способностях, об отношении к нам других людей складывается в самооценку.
Под самооценкой психологи понимают эмоциональное отношение человека к собственному образу, оценку им самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Слайд 57В работах психологов показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека
(восприятия, представления, решение интеллектуальных задач), определены приемы формирования адекватной самооценки,
а в случае ее деформации - преобразования путем воспитательного воздействия на личность.
В психологии выделяется несколько типов самооценки:
адекватная, т. е. соответствующая реальным возможностям человека;
завышенная, когда человек представляет себя более значительным и способным, чем есть на самом деле,
заниженная, когда человек явно недооценивает себя, не уверен в собственных силах и способностях.
У людей с завышенной или заниженной самооценкой часто возникают серьезные проблемы в общении, во взаимодействии с другими людьми.
Слайд 58«Я-концепция»
В качестве определенной результирующей процесса самопознания психологи выделяют
Я-концепцию - это устойчивое, осознанное и выраженное в словесной форме
представление человека о самом себе.
Я-концепция представляет собой совокупность всех представлений индивида о себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения.
Ее описательную составляющую часто называют образом Я или картиной Я.
Слайд 59Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим
качествам, называют самооценкой или принятием себя.
Она определяет не только
то, что индивид собой представляет, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.
Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя.
Слайд 60Поведение человека
Под поведением понимается наблюдаемая активность всех живых существ.
Поведение
человека - это внешнее проявление его деятельности, его отношения к
обществу, другим людям, рассматриваемое с точки зрения нравственности и права.
Также поведение понимается как совокупность поступков - сознательных действий, направленных на достижение определенных целей.
Через поступок человек утверждает себя как личность.
Слайд 61Существует понятие «отклоняющееся поведение» (дивиантное поведение), т. е. такое, которое
не соответствует принятым в обществе нормам.
Поступок всегда личностно окрашен, в
нем обязательно заложена его оценка самой личностью. Можно сказать, что в поступке проявляется нравственная установка человека, его отношение к миру, людям, близким.
Слайд 62Нашим поведением руководят инстинкты и эмоции.
Инстинктами обладает не только
человек, но и все обитатели живого мира. Например, когда мы
подходим к краю обрыва, нас словно что-то удерживает. Нас охраняет так называемый инстинкт самосохранения - встроенный защитный механизм. Человек еще не успел осмыслить опасность, мысленно просчитать свои действия и их последствия, а этот инстинкт уже активизировался и определил необходимое поведение.
Инстинктом также называют удовлетворение чувства голода или полового влечения. Великим животворящим инстинктом является материнство, которым обладают все живые существа.
Слайд 63Кроме инстинктов человек обладает эмоциями. В понятие «эмоции» ученые вкладывают
переживания смысла жизненных явлений и ситуаций, обусловленные потребностями человека.
Эмоции
- это печаль и радость, скука и разочарование, раздражение и удовольствие.
Эмоции делятся на положительные и отрицательные.
Слайд 64Наряду с эмоциями в человеческой природе заложены чувства.
Это самая
сильная и ярко выраженная форма переживания, связанная с теми людьми,
событиями и предметами, которые для данного человека являются особо значимыми. Ребенок испытывает чувство голода, страха, привязанности, благодарности. Позже появляются и многие другие чувства, которые невозможно полностью перечислить.
К чувствам относятся дружба, любовь, уважение, боль, страх, гнев, злость, зависть, ненависть. Любовь и дружба делают жизнь интереснее и многограннее.
Чувство любви - наиболее плодотворное из всех человеческих чувств.
Слайд 65Наши чувства можно разделить на:
практические (ответственное отношение к труду
и учебе, увлеченность спортом),
эстетические (понимание прекрасного, пропорционального, сочетающегося),
интеллектуальные
(стремление к самосовершенствованию, любовь к истине) и
нравственные (любовь, дружба, признательность, зависть, ревность, ненависть).
Какие-то из этих чувств могут быть устойчивыми, а другие возникают спонтанно, из-за неожиданно сложившейся ситуации.
Человек не всегда может контролировать свои сиюминутные чувства, но он должен контролировать наиболее устойчивые из них.
Слайд 66Свобода и ответственность личности
Человек рождается свободным, и никто не вправе
обратить его в раба - ни группа людей, ни государство,
ни общество. Как часто люди слышат о свободе, говорят о ней, прославляют ее, считают ее наличие самым главным в жизни!
Но знаете ли вы значение этого слова и какой смысл в него вкладываете? Об этом люди спорили с глубокой древности, и у мыслителей были разные мнения по поводу свободы.
Слайд 67Философы Древней Греции видели в ней результат ограничения желаний (Эпикур),
состояние особой мудрости (Зенон), отсутствие надежды на что-то и полное
бесстрашие (Демонакт), действия в соответствии с желаниями (Эпиктет), власть над жизнью (Платон).
В Древнем Риме, где особую роль в обществе играло законодательство
Оратор Цицерон назвал свободой зависимость от законов.
Слайд 68В Новое время, когда вместе с быстрым развитием промышленности появляются
значительные изменения в политической области - принимаются конституции, парламенты ограничивают
единоличную власть, возникают представления о правах человека - свобода получает значение важнейшей основы для развития общества.
Слайд 69Мыслители XVII–XVIII веков понимали свободу как «право делать то, что
разрешено, а не запрещено законом» (Ш. Монтескье) или как «состояние
человека с первого момента после рождения, которое затем пытаются у него отнять» (Ж.-Ж. Руссо).
Особенно большое значение придавалось свободе слова, потому что в ней многие видели возможность бороться с насилием над человеком со стороны государства.
Слайд 70В России тоже по-разному представляли себе свободу.
Традиционное для россиянина
понимание свободы - как внутреннего состояния души. Именно в своем
внутреннем мире, в своих размышлениях об идеале в поисках истины свободен человек.
На подобных идеях строилось учение о свободе в православии.
От понимания внутренней свободы отличается то, что русский человек называл словом «воля» - возможность действовать, не сдерживая своих порывов, поступать по своему желанию, ничем себя не ограничивая.
Слайд 71Академик Д. С. Лихачев подчеркивал, что подобное понимание «воли, волюшки»
обусловлено обширностью территории, пространств России.
Иногда такое понимание свободы превращалась во
вседозволенность.
Обращаясь к восставшим крестьянам, атаман С. Разин говорил: «Я пришел дать вам волю». И это было право грабить, жечь вотчины и поместья, убивать.
Воля страшная, необузданная, как половодье народного гнева - реакция на тяжкое крепостническое рабство. Очень часто люди, вырвавшиеся на свободу, поднимали бунт, без разбора грабили и убивали, а в конечном счете даже и не знали, что же с этой самой волюшкой делать.
Слайд 73С точки зрения науки, свобода - это самостоятельность личности, выражающаяся
в ее способности и возможности делать собственный выбор и действовать
в соответствии со своими интересами и целями.
В истории философской мысли свобода традиционно рассматривается в соотношении с необходимостью.
Волюнтаризм абсолютизирует свободу воли, доводя ее до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности.
Фатализм рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор.
Марксизм дистанцировался как от волюнтаризма, так и от фатализма, хотя в действительности оставался весьма близок к последнему в трактовке свободы, понимая ее как осознанную необходимость.
Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости.
Слайд 75Ответственность
Находясь среди людей, человек ограничен в своем поведении.
Во-первых, свободой
другого человека,
во-вторых, собственной природой (например, можно выбрать то или
иное блюдо, но нельзя вообще отказаться от еды),
в-третьих, существующими законами (но только такими, которые принимали народные представители, а если они были навязаны кем-то одним или группой лиц, то человек имеет право сопротивляться им),
в-четвертых, силой общественного мнения, господствующими моральными нормами.
Все эти ограничения в целом называются ответственностью.
Ответственность - это контроль над деятельностью человека с позиций выполнения им принятых норм и правил.
Слайд 76Ответственность может быть
внешней - перед вышестоящим начальством, перед окружающими
людьми, перед законами государства, и
внутренней - перед самим собой
(чувство долга, угрызения совести, чувство справедливости и др.).
Только в единстве свободы и ответственности можно строить поведение человека в обществе, его взаимоотношения с другими людьми.
Слайд 77Обязанности
Ограничителями свободы человека в обществе выступают обязанности - требования к
поведению, выработанные обществом и закрепленные в правовых актах государства. Главные
обязанности гражданина нашей страны закрепляются Основным законом государства – Конституцией Российской Федерации.
Каждый обязан соблюдать существующие законы. Но для того, чтобы соблюдать, надо знать их, и это тоже важная обязанность человека.
За нарушение перечисленных предписаний предусмотрены различные виды наказаний – предупреждения, штрафы, исправительные работы и даже тюремное заключение.
В законах все эти наказания четко определены, и государство через различные органы (милицию, прокуратуру,суды) заботится о соблюдении законности.
Слайд 78Сложнее обстоит дело с внутренней ответственностью.
Здесь нет четко установленных
законов и правил, которым должен подчиняться каждый. Особенность состоит в
том, что многое зависит от самого человека, его воспитания, мировоззрения, морали.
Один испытывает чувство долга перед своей страной, давшей ему образование, возможности для развития, определенные условия жизни, а другой считает, что все полученное им - само собой разумеющееся.
Слайд 79Одним из наиболее возвышенных качеств каждого человека является патриотизм. Еще
древние отмечали высокую моральную значимость патриотичности. Римляне говорили: «Нет более
приятной и почетной смерти, чем смерть за родину».
Под патриотизмом понимается искреннее и глубокое чувство любви к своей родине, своему отечеству, стране, в которой ты родился и вырос - независимо от того, как складывается твоя жизнь.
Также это - готовность в определенные моменты подчинить свои собственные интересы интересам родины, защитить ее, служить ей.
Слайд 80Смысл жизни человека
Переход к разумному взаимодействию с природой возможен при
глубоком осознании функции человека и его практики в современной эволюции
во Вселенной.
Понимание смысла человеческого существования - важное основание гармонизации человека, окружающей его природы, рода человеческого в целостности во Вселенной, а следовательно и самой жизни на планете.
Смысл жизни - отношение человека как сознательного существа к своей жизни и самому себе
Слайд 81Человек – единственное в мире существо, которое осознает собственную жизнь.
Homo sapiens не предмет среди предметов, он одарен сознательным отношением
к жизни.
Смысл жизни – это осознаваемая ценность или ценности, которой или которым человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит или осуществляет жизненные цели.
Слайд 82Альтруизм и эгоцентризм
Альтруизм - это нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном
служении другим людям, в готовности жертвовать для их блага личными
интересами. В окружающей жизни проявлениями альтруизма выступают такие явления, как милосердие, благотворительность, филантропия.
Главный принцип - помощь без ожидания награды или поощрения.
Эгоцентризм - жизненный принцип и моральное качество, выражающееся в том, что человек в своем поведении руководствуется только собственными прихотями, не считаясь с интересами окружающих. Эгоцентризм - следствие убежденности человека в собственной исключительности и в том, что другие люди - родители, друзья, учителя - служат только для выполнения всех его прихотей.
Психологи считают, что эгоцентризм характерен для раннего детского возраста, но при правильном воспитании к 12–14 годам его можно преодолеть.
Слайд 83Трактовки смысла жизни
В течение жизни человек может избирать и
реализовывать содержание различных ценностей, которым подчиняет свою жизнь.
разнообразие трактовок
смысла жизни определяется разнообразием целеполаганий бытия в основных концепциях смысла жизни:
Гедонизм
Эвдемонизм
Утилитаризм (прагматизм)
Аскетизм
Этика долга и другие
Слайд 84Гедонизм
Жизнь– как наслаждение (Эпикур).
Гедонизм обосновывает моральные требования, согласно которым
добро определяется как избавление от страданий, как то, что приносит
наслаждение, а зло – как то, что влечет за собой страдания.
Это учение развивает представление о наслаждении, как движущем начале человеческого бытия.
Слайд 85Эвдемонизм
близок гедонизму в этике.
связываетсмысл жизни со стремлением
к счастью как подлинному назначению человека
счастье человека - конечная
цель всякого общества и всякой полезной деятельности людей.
Представители:
Аристотель, Гельвеций, Дидро
Слайд 86Утилитаризм
смысл жизни - извлечение пользы: «обеспечение наибольшего счастья наибольшего
числа людей».
Перенесение принципа пользы в теорию познания способствовало появлению
прагматизма.
Прагматизм определяет смысл жизни практической полезностью действия: цель жизни оправдывает средства достижения цели.
Представители: И.Бентам, Д.-Ст. Миль, Д. Дьюи
Слайд 87Аскетизм
определяет смысл жизни в связи с ее предельной простой телесной
и духовной жизнью.
В древней Греции аскетизм называли «упражнением в
добродетели».
воздержанность в удовлетворении потребностей, вплоть до отказа от земных благ в целях достижения религиозного (христианские аскеты) или светского идеала (нигилизм).
Слайд 88Русская религиозная философия
Всеединство - смысла жизни человека связан с
идеей Бога
«Жизнь вне царства Божьего есть результат неверного использования свободы
воли» В. Соловьев
Слайд 89Этика долга
учение, усматривающее смысл жизни в альтруизме, самопожертвовании ради
служения идеалу; формирует моральное обоснование жизнедеятельности, творческого существования
«Поступай всегда
так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»;
Представители: И.Кант и др.
Слайд 90Свобода и необходимость в человеческой деятельности
Свобода – слово многозначное. Крайности в
понимании свободы:
Сущность свободы – выбор, связанный с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением
(бремя выбора).
Слайд 91Социальные условия реализации свободы выбора свободной личности:
с одной стороны –
социальные нормы, с другой стороны – формы общественной деятельности;
с одной
стороны – место человека в обществе, с другой стороны – уровень развития общества;
социализация.
Свобода – специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.
Ответственность – объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
Слайд 92Виды ответственности:
Историческая, политическая, нравственная, юридическая и т.д.;
Индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.
Социальная
ответственность – склонность человека вести себя в соответствии с интересами
других людей.
Юридическая ответственность – ответственность перед законом (дисциплинарная, административная, уголовная; материальная)
Слайд 93Ответственность - социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид
взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления
предъявляемых к ним взаимных требований.
Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков.
Регулятором подобного поведения является совесть.
Слайд 94Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии
с интересами других людей.
По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается.
Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).
Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.
Слайд 95Самостоятельная работа:
Проанализируйте высказывание. О какой истине идет речь?
«Информация без человеческого
понимания подобна ответу без вопроса – она лишена смысла»
А.
Маслоу