Слайд 1Обществознание, профильный уровень
Урок 88-89
Д.З: § 34, ?? (с.359),
задания (с.359-360)
© ред. А.И. Колмаков
МАЛЫЕ ГРУППЫ
Слайд 2ЦЕЛИ УРОКА
объяснить понятия и термины: «малая группа», «референтная группа»,
«межличностные отношения», групповая интеграция», «социометрия», «деиндивидуализация»;
систематизировать социальную информацию, сравнивать,
анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
способствовать выработке гражданской позиции, ответственного и толерантного поведения учащихся.
Слайд 3Универсальные учебные действия
Знать: отличительные черты малой группы, описывать и анализировать
виды малых групп, выявить особенности межличностных в малых группах отношений
Уметь:
осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике, применять знания в процессе решения познавательных и проблемных заданий
Слайд 4Понятия, идеи
малая группа;
условная группа;
референтная группа;
групповые нормы;
социометрия;
деиндивидуализация;
групповая интеграция;
дружеские отношения.
Слайд 5Изучение нового материала
Группы условные.
Референтная группа.
Межличностные отношения в
группах.
Интеграция в группах
разного уровня развития.
Вспомните. Какими
бывают группы, в которые объединяются люди и обществе? Какую роль играют социальные группы в развитии личности? Что такое групповые нормы?
Слайд 6Вопросы наиболее точного определения малой группы, принципов выделения малых групп,
а также количественных параметров (нижнего и верхнего пределов числа членов
малой группы) до настоящего времени остаются дискуссионными.
Слайд 7Изучая структуру малой группы, исследователи выделяют функциональные обязанности членов группы
в их совместной деятельности, набор ролей (набор ожидаемых действий от
человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм, выполняющих функции социального контроля (набор предписаний, требований, пожеланий общественно одобряемого поведения).
Слайд 12Дружеским отношениям свойственна глубокая эмоциональная привязанность людей друг к другу.
У групповой интеграции есть оборотная сторона - процесс деиндивидуализации личности
в группе, когда ощущение «Мы» становится сильнее ощущения «Я».
Слайд 13Назовите отличительные черты малой группы. Что считают главной её характеристикой?
Укажите
три признака малой группы как системы.
Дайте определение условных, реальных и
лабораторных групп.
Какими бывают малые естественные группы?
Как называются группы, с ценностями, нормами и установками которых индивид соотносит свое поведение? Охарактеризуйте их.
Опишите виды отношений в малой группе.
Что представляет собой социометрический метод исследования малой группы?
Проверь себя
Слайд 14рефлексия
Что узнали?
Каким способом?
Чему научились?
Какие испытывали трудности?
Интересно ли было на уроке?
Слайд 15Тест. Малые группы
А.1. К условной группе не относится
а) жители субъекта
РФ;
б) люди с высшим образованием;
в) семья;
г) индивиды
А.2. Немногочисленная по составу
совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении
а) малая группа;
б) большая группа;
в) референтная группа
Слайд 16Тест. Малые группы
А.3. Верны ли следующие суждения о малых группах
А.
Первичная группа отождествляется с малой
Б. Малая группа является социальной, открытой
и динамичной системой
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения неверны
А.4. Что характеризует референтную группу?
а) нормативная и сравнительная функции;
б) не значима для человека;
в) группа, где человек не имеет эталона поведения
Слайд 17Тест. Малые группы
А.5. Группа людей с высшим образованием из одного
субъекта РФ, но не знающие друг друга и не имеющие
взаимоотношений
а) условная;
б) реальная;
в) естественная;
г) лабораторная
А.6. Иванов вступил в группу людей, рассматривает её только место пребывания, и считает, что она не повлияет на систему ценностей. В какую группу вступил Иванов?
а) группа членства;
б) условная группа;
в) реальная группа;
г) большая группа
Слайд 18Тест. Малые группы
А.7. Верны ли следующие суждения?
А. Наличие так называемого
«мы чувства» многие соц. Психологи считают главной характеристикой группы.
Б. Ответственность
в группе «рассеивается »на всех членов группы и легче совершить то , что ты бы не сделал в одиночку.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения неверны
А.8. Верны ли следующие суждения?
А. К естественным первичным группам относится семья
Б. Во вторичных группах существует непосредственный контакт между ее членами
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения неверны
Слайд 19Тест. Малые группы
А.9. Из приведенных ниже характеристик выберите ту, которая
принадлежит малой группе
а) многочисленный состав группы;
б) психологическая и поведенческая общность
её членов;
в) объединение людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений и контактов друг с другом;
г) создаются для выполнения экспериментальных заданий
А.10. Верны ли следующие суждения?
А. Социометрия - измеряет только наиболее значимые для группы ситуации общения
Б. Социометрия – измеряет все виды межличностных отношений в группе
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения неверны
Слайд 20Тест. Малые группы
В.1. Все термины, кроме одного, относятся к признакам
понятия «формальная группа»:
организованная, официальная, спонтанная, систематичная.
В.2. Ниже приведён ряд
терминов. Все они, за исключением одного , относятся к понятию «группы»:
большие, малые, референтные, реальные, экологические.
В.3. Ниже приведены ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «группы»:
референтные, иллюзорные, условные, лабораторные, формальные
Слайд 21Тест. Малые группы
В.4. Установите соответствие
А. Гринпис
Б. Поэтический кружок.
В. Школьный
класс.
Г. Международное объединение защиты животных
1) малая группа;
2) большая группа
В.5. Установите
соответствие
А. Семья
Б. Люди с высшим образованием
В. Класс
Г. Бригада рабочих.
1) условные группы;
2) реальные группы
Слайд 22Тест. Малые группы
Задания С.
С.1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие
референтные группы. Составьте два предложения, содержащие информацию о референтной группе.
С.2.
Вам поручено подготовить развёрнутый план по теме «Малые группы». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Слайд 23Тест. Малые группы
С.3. Вам предложено высказывание. Напишите эссе.
«Всё в
нас социально, но это не означает, что все свойства психики
отдельного человека присущи всем другим членам данной группы». Л.С. Выготский.
Слайд 24Источники
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс.
- М.: ВАКО, 2008.
Баранов П .А . Обществознание: полный
справочник для подготовки к ЕГЭ / П .А . Баранов, А.В . Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П .А . Баранова . - М . : АСТ : Астрель, 2009.
Лосевский Алексей Михайлович, учитель МБОУ ПСОШ №1 им. Г.В. Алисова;
Максимова Светлана Николаевна, учитель истории и обществознания МАОУ СОШ с. Опеченский Посад